Судьба и небо. Григорий Дольников

Январь 1945 г.

Полки 9-й ГИАД начали боевую работу с аэродрома Альтдорф. Первой отличилась группа младшего лейтенанта Григория Дольникова, имевшего необычный позывной «Гарачи». Четверка Дольникова патрулировала над переправой через Одер, там он получил указание с пункта наведения: «С юго-запада идет группа противника, не допускать ее к переправе!» Вскоре группа увидела шестерку «фоккеров», но «лаптежников» с ними не было. Видимо, «фоккеров» загрузили бомбами, сделав из них-истребителей-бомбардировщиков. Такой самолет получался, конечно, резвее «бомбера», но  значительно медленнее истребителя. Дольников приказал паре Синютина набрать высоту и ударить сверху, а сам со  своим ведомым пошел в лобовую атаку. "Фоккеры" лобовой не приняли, стали резко уходить вверх. Тогда командир группы сбил показавшего ему брюхо ведущего, а второй «фоккер» попал под удар пары Синютина. Потом Дольников сбил в ходе боя еще одного «фоккера», остальные немецкие истребители вышли из боя и ушли со снижением на запад.

История Григория Дольникова очень необычна. Позывной «Гарачи», который произносили с ударением на второй слог, он получил за свой взрывной характер и ярко выраженный белорусский акцент. Воевать он начал с конца июня 1942 года в 100-м ГИАП, наставниками у него были такие прославленные асы, как братья Глинки, Николай Лавицкий, Иван Бабак, провел 16 воздушных боев, сбил 3 самолета. 30 сентября 1943 года в боях за Днепр Дольников совершил таран, был ранен, выпрыгнул с парашютом, приземлился на немецкие позиции и попал в плен.

Документов при нем не было, на допросе он назвался вымышленной фамилией Соколов.  Дольникову крупно повезло. Немцы отнеслись к нему вполне гуманно, отправили его в Вознесенск, где находился  военный госпиталь, и там врачи, проведя операцию, спасли ему ногу от ампутации. После излечения его отправили в лагерь для военнопленных, где с ним и произошла история, описанная Шолоховым в рассказе «Судьба человека», в котором главный персонаж имел фамилию Соколов. Все это было на самом деле – и приговор к расстрелу, и три стакана водки без закуски, и помилование восхищенным комендантом, и его подарок «настоящему русскому солдату за мужество» – буханка хлеба и шматок сала.

Так офицер ВВС Григорий Устинович Дольников стал прототипом шолоховского литературного героя  - простого русского солдата Андрея Соколова. Только книжный Соколов был шофером, а  реальный «Соколов», он же Дольников, был  летчиком-истребителем.  Так же, как Соколов в повести, Дольников бежал из лагеря, причем с целой группой других пленных летчиков. Они попали в партизанский отряд «За Родину», некоторое время Дольников воевал в отряде, а весной 1944 года вернулся в свой полк. Его, конечно, потаскали на допросы, но в итоге признали, что присяге он не изменил.  Дольников успешно воевал, стал Героем Советского Союза (уже после войны), генерал-полковником авиации, заместителем главнокомандующего ВВС СССР по ВУЗам,  кандидатом исторических наук. 


Рецензии