Рецензия на сериал Кобра BBC



Рецензия на сериал Кобра 2020-2021 года
Это должен был быть остросоциальный и политический разбор сериала "Кобра".
Но мир изменился на наших глазах, и пусть хотя бы здесь не будет злободневности.
Что останется, если выкинуть эти темы? Только одно.

Старая недобрая Англия наших дней и Англия в "Кобре" - две стороны одной монеты. И вместе с тем - суть и соль этой далекой островной страны, которая не может простить самой себе слишком многое.

Представьте, что вместо Бориса Джонсона на месте премьер-министра человек стальной, для которого еще существует понятие чести. Настоящий  седой лис, которому нужно только одно - чтобы страна была. Была на карте, не последней в  мировом пасьянсе и козырем при любом раскладе. Страна, отменившая охоту на лис.
Добавьте агрессивных игроков, природные катаклизмы и сепаратистов всех мастей. И одну даму. Нет, не королеву и не Ее величество, а даму без масти. Даму сердца, которому не место в этом сериале. А оно есть...
Сотворите два сезона по 6 серий. И два нелегких года для съемок и выхода - 2020 и 2021. И добавьте жанр "политический триллер".

А то, что несколько пророчеств затесалось между серий и вылилось в запоздалые предупреждения с экрана - уже слишком поздно. Огненный шторм уже начался, и уровень угрозы невозможно оценить для всего мира.

Вымышленный премьер-министр Роберт Сазерленд (Роберт Карлайл) вынужден работать укротителем политического зверинца, где помощи ждать не приходится. Акулы, тигры и прочие твари высшего назначения здесь, они ждут его ошибки и готовы отгрызть не просто руку - они сгрызут с костями и не замедлят ход. Но политтехнология проста - только сильные сами выбирают своих врагов. И Сазерленд держит их не просто рядом, он держит их за столом одного кабинета по чрезвычайным ситуациям, в той самой "Кобре", что решает самые нелегкие вопросы нации.
Анна Маршалл (Виктория Гамильтон), его личный помощник в этом реалити-зверинце и единственный по настоящему преданный премьеру человек.
И море событий, вплетенных между ними, между разумом и чувствами, сердцем и долгом.

Можно долго расписывать, как магнитная буря первого сезона похожа на пророчество о Ковид, а кибервойна второго сезона - пророчество о том, что творится с миром сейчас. Авторы сериала почуяли царившее в воздухе безумие, но не угадали самого главного. Что их сериал пройдет незамеченным на фоне всемирной магнитной бури и всемирной кибервойны. И что главная ошибка сценариста - что он не понимает разницу между славянскими народами в принципе. Ходульная Югославия и неведомые "русские" ничем не отличаются в их сознании от не менее ходульных "африканцев", "китайцев" и прочих жителей бывших или несостоявшихся колоний.
Надеюсь, третий, ожидаемый сезон, будет так же незабываем и злобен, как и первые два.

Но когда все кончится, чем бы ни кончилось, Роберт Сазерленд припомнится еще не раз. Вымышленный герой Старой Англии, которого не хватило Великобритании. Новая легенда, сравнимая с Королем Артуром, Доктором Кто и Джеймсом Бондом.

Про нас и про Россию сценаристы не знали ничего. Знали, как ввернуть "страшных русских", но не осилили. И хорошо. Потому что сейчас на их жалкую попытку протащить русских в сюжет ответила сама история. Да, они абсолютно не понимали разницу между русскими и другими славянскими народами. К сожалению, в реальности не понимают не только сценаристы, но и все остальные.
Под конец сценаристы сами забыли, кто напал на виртуальную Англию в вымышленной кибервойне и вообще выдвинули ультиматум американцам. Американцы сдрейфили, и отозвали киберугрозу. При чем тут американцы - Тэтчер знает, я не поняла совсем.

"Грядет восточный ветер" пелось в не менее замечательном сериале "Шерлок".
На что я отвечу - "Бог, храня корабли, да помилует нас..."
И все. Больше говорить ничего не надо, особенно в нашей стране с генетически переданным умением читать даже чистые листы. Смотрите сериал, он стоит не просто просмотра, а пересмотра и вдумчивого размышления. Стивен Моффат не способен такого написать, Рассел Ти Дэвис написал первый акт этой огромной трагедии (Торчвуд: Дети Земли), Армандо Иануччи начал традицию беспредельной сатиры над своими парламентариями (Гуща событий).

Почему здесь упоминается Рассел Ти Дэвис? В связи с одним сезоном "Торчвуд", который назывался "Дети Земли". Тот самый, где заместитель премьер-министра Джон Фробишер в исполнении Питера Капальди.
Не поленитесь и посмотрите сразу после или до "Кобры". И следом или до "Кобры" посмотрите хотя бы один сезон "Гуща событий" Армандо Иануччи. И запомните персонажа по имени Малкольм Такер, в исполнении того же Питера Капальди. Что удивительно, примерно в один период он сыграл двух псевдо-политиков. Уже потом он стал Доктором Кто и спасал наш мир.
Армандо Иануччи у нас больше известен запрещеным фильмом, который не стоит не то что смотреть, а даже упоминать.
Но объединяет всех трех героев - Джона Фробишера, Малкольма Такера и Роберта Сазерленда то, что все трое - условные премьер-министры, то есть верхушка пищевой цепочки Англии и верхушка политической жизни Англии, как ее видят талантливые сценаристы Англии.
А воплотили их в жизнь два шотландца, удивительно близкие по времени рождения, пройденному пути и мастерству - Роберт Карлайл и Питер Капальди.

Что же в сухом остатке? Трагический персонаж Джон Фробишер, которого долг ставит перед невозможным выбором. Сатирический Малкольм Такер, которого долг ставит перед невозможной ересью политической реальности и великий Роберт Сазерленд, которого ни долг, ни чувства не способны поставить перед выбором. Потому что перед Сазерлендом стоит не вопрос выбора, а вопрос чести. И он не выбирает. Он действует так, как велит честь.

А вот это уже легенда в чистом виде, потому что "Кобра", в отличие от фантастики  "Торчвуда" и сатиры "Гущи событий" не просто очень реалистична, а почти пророчество. И не в пользу Англии, но в пользу всего мира. Если только мир решит прислушаться к ней, а все-таки великая, но почти мертвая Англия не будет мешать.

Но я буду писать только о любви. Потому что реальная любовь - вот что удалось сценаристам и режиссерам лучше всего в "Кобре". Это не роман в шестнадцати сериях, не слезливая драма, не кулуарные разговоры о ней, а горькая запоздалая сцена на две минуты, сердце всего сериала, ось того суперреализма, который выбрали создатели для "Кобры".

Премьер-министр ждет огненного шторма в первом сезоне, кабинет по ЧС ждет данных со спутников, солнце порождает шторм. И шесть серий - с пожарами, катастрофами, сепаратистами и спецэффектами пытаются вернуть людям свет. Буквально - трансформаторы меняют, бунты подавляют и народу помогают.
И во всем этом конце света, извините за тафтологию, дочка премьер-министра убивает подругу наркотиками, первый помощник теряет отца, жена теряет мужа, а дама теряет голову, встретив первую любовь. И все умирают от любви, настолько явной, настолько грубой и настоящей, что премьер-министр смотрит на всё это глазами политика и сердцем мужа и отца, и не может позволить себе быть слабым. И выдерживает все до конца.
Второй сезон - огненный шторм грянул. И это не магнитная буря, не террористы в привычном понимании, а основа современного мира - интернет выходит из-под контроля.
Что сразу вспоминается - так это два вопроса: кто у нас назван отцом лжи. При том, что интернет - живое воплощение того, как ложь становится самым серьезным оружием нашего времени. Последствия - все мы ощущаем на себе, прямо сейчас.
А второй вопрос - это цитата из одной книги, которую мало кто вспоминает последнее время: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:24ч-28).

Премьер-министр боролся до рассвета, и проиграл, но был благословен. Потому что думал, что борется с отцом лжи, а боролся с Богом в себе. И только сказав "Я любил тебя", признал Того, кто вел его. И покорился, преодолел и победил в кибервойне.

То, что не удалось Джону Фробишеру, чего был лишен Малкольм Такер - то сумел Роберт Сазерленд.
Он смотрел, как его жена и дочь пытаются обойти закон. И не принимал этого. Дочь ссылают на другой край света. Жена уходит, прикрываясь заботой о дочери. Система рушится под кибератаками. Первая помощница оболгана, в отчаянии он прогоняет ее.
До тех пор, пока старый и близкий враг не понимает, что в кибервойне не будет победителей. Правду говорят, что надо беречь своих врагов, потому что никто не скажет вам правду. Правда в том, что если сломается премьер-министр в самый тяжелый момент, то не с кем будет вести игру, вечную, ту самую - "единственную, в которую стоит играть - игру престолов". Мат королю - конец всему. Конец света выглядит именно так - когда паника овладевает сильными мира сего.

Иногда стоит потерять все. Чтобы повредить самого себя, чтобы выпасть из матрицы и посмотреть на проблему с другой точки. Чтобы найти выход.

Выход находится, и хуже него только та самая кнопка, которую так любят упоминать и которой так боятся настоящие политики. Но в сериалах, особенно в таких злободневных, как "Кобра", кнопка почему-то всегда фигурирует.
И когда премьер-министр Сазерленд протягивает к ней руку, по сути, готов к самоубийству мира, мир лишает его  любви. За одну только попытку самоубийства. А ведь Анна, его душа, спрашивала его накануне: нажмет ли он кнопку в случае угрозы? И он не ответил ей.
Правда в том, что Роберт Сазерленд нажал бы кнопку.

Сейчас уже не столь важно, чьими  руками убивают любовь. Возможно, приказала хищная министр национальной безопасности, возможно, хвалёные настоящие оппозиционеры, возможно, королевская воля на фоне всего этого. Неважно.

Важно лишь одно: дело не в кнопке, что взорвет мир. Дело в том, что самоубийство всегда тягчайший грех. Не потому, что ты проявляешь свою волю, а потому, что ты отказываешься от Воли Господа, Его благословения, Его дара - от Господа в себе самом.
Поэтому финал второго сезона заканчивается клинической смертью Анны. Зрачок не реагирует на свет, томограмма показывает катастрофическое повреждение мозга.
Возможно, в третьем сезоне сценаристы расскажут о том, как "Кобра" встречает чудо. Надеюсь, мы все доживем до него.

Что же тут про любовь? Одни события, кнопки, кибератаки, трансформаторы, привычные наркотики, нетрадиционная ориентация главы национальной безопасности, мрачный Лондон, террористы, абсолютное непонимание англичанами, кто такие "сепаратисты" и прочие шаблоны политического сериала?

Приглядитесь. Поймите, почему тут рядом Джон Фробишер и Малкольм Такер. Они здесь не зря.

В "Кобре" слишком глубоко и в то же время на самом виду - одна тема. На что ты способен ради того, что любил когда-то? Кого любил. В прошедшем времени.

Торчвуд. Фробишер любит слишком сильно, чтобы выжить в противостоянии, в котором просто не существует понятие "политика".
"Гуща событий".  Малкольм Такер не способен любить в принципе, потому что противостоит в самим собой придуманном политическом пространстве. Другой жизни у него нет. У него нет настоящей жизни, он почти не человек, а матерящийся функционал. Он и создает то, что нежизнеспособно. Никакая политика не возможна без людей. Ошибка Такера - он выкинул из своего уравнения живых людей. И он не способен любить даже самого себя.

"Кобра". Роберт Сазерленд сталкивается с тем, что политика требует жертв. Его абсолютная вера в закон не принимается в его семье. И только в реальности, а по сути в миру, за стенами дома, его решения приносят пользу. Помогают людям. Восстанавливают закон и порядок там, где он был попран. Восстанавливают целостность структур, поддерживающих реальную жизнь.
И ошибается он один только раз. Когда сомневается в единственном человеке, которого любит. В Анне.
Он не просто так выбрал ее когда-то в помощницы.
 Англия - клубная система, и кадры для своих министерств готовит с колыбели, не случайно в диалогах проскальзывает соперничество не партий, а команд времен колледжей и высших школ. Анну он выбирал. По сути, вся система политического верха Англии - тот же колледж, только с более серьезными последствиями, где экзамен нельзя пересдать, а кубки вручают не Домам, а целым государствам.
Анна рядом всю его политическую жизнь. Не зря ее брак номинален, а дети - скорее обязанность, чем семья. Муж отсутствует, а когда появляется, то вопрос измены решается как вопрос удобства, места жительства, графика посещения и условности. Измена - не повод к нарушению привычного образа жизни. Старая недобрая Англия.
И только в работе Анна чувствует себя живой. Женщиной она чувствует себя только в условиях кризиса. Когда появляется ее давно потерянная единственная любовь - мир погружен в первобытный мрак. А когда встреча кончается, загорается электричество, Анна идет к министру национальной безопасности, чтобы проверить, не навредит ли эта связь ее премьер-министру.
Сам же премьер-министр смирился с тем, что положение обязывает носить галстук, иметь жену и ребенка, принадлежать к партии. И его карьера - а если вдуматься, без свиты он не стал бы премьер-министром, - общая победа Роберта, Анны, штаба, партии.
У него нет ничего, кроме Англии. Он служит ей, рыцарь, хотя уже неважно, какой крест на твоем плаще и как давно длится крестовый поход. Потому что политика - это жестокая игра, в которой нет победителей. И не может быть эмоций.
Роберт становится человеком, разрушает все злые чары в последней серии второго сезона.
И как только это случается, ему остается только сказать правду. Правда звучит. Политика остается. Но там, где рождается его надежда, потому что Анна принимает его признание и плачет в ответ, - там нет места Роберту, человеку.  Есть только премьер-министр. И он принимает решение о первой и последней кнопке.
Кибервойна кончается. Англия выстояла. Премьер-министр повержен у больничной койки, где Анна мертва.

Работа Роберта Карлайла в сериале - человеческое лицо его героя, с минимумом мимики и жестов. Карлайл играет человека там, где нет места ничему человеческому. Острые мальчишеские шутки в паре мест. Хватка опасного зверя в большинстве спорных моментов. А все остальное время - реальный возраст, мягкие манеры воспитанного англичанина, строгий костюм и безупречный стиль. И безупречная актерская игра.
И все это страшнее, чем можно себе представить. Идеальный служащий, политическая машина - с мягким и нежным лицом, чуть длинноватыми волосами, усталым и открытым взглядом. Политик с человеческим лицом намного страшнее карикатурного Малкольма Такера и трагичнее погибающего Джона Фобишера.
Угловатые коллеги и хищные соперники на фоне Карлайла выглядят куда выразительнее. Но их не замечаешь. А герой Карлайла в центре всегда, даже когда режиссер отодвигает его в самый дальний угол.
Актер передал в своей работе самое главное качество, которым должен обладать политик - личность.
Недаром его враг, Арчи, так напоминает английского бульдога, но больше Черчилля. Из других "товарищей" отмечу только Фрезера (Ричард Дормер).

Но за всем достаточно мощным и прекрасно снятым сериалом, со всем его визуальным и стилистическим богатством, "Кобра" звучит, как призыв о помощи. Как глас вопиющего в пустыне: "Мы таковы. Мы жестоки. Мы заплутали в собственной традиции. Мы одиноки. Мы - Англия. Помилуй нас, Господи, и услышь".

Почему лучше всего английских премьер-министров играют шотландцы? Те самые подданные, которые хотят независимости?
Почему самые жуткие реальные монстры от политики вызывают лишь усмешку? Почему полный сострадания и нежности актер Роберт Карлайл способен утешить весь мир и обнадежить именно сейчас, когда наступил час презрения и ненависти?   

Почему именно сериал "Кобра", снятый между волнами ковида, смотрится на одном дыхании, как читается отличная глубокая книга? Книга о том, что такое политика, в чем предназначение премьер-министра и его кабинета, и какой должна быть, но уже никогда не будет Англия?
Словно кто-то напоминает нам, во что мы верили изначально. Словно кто-то рассказывает нам о том, в чем цель политики, о которой весь мир забыл.

С надеждой на лучшее, Диана Галли.


Рецензии