Святой Антоний и Антонов огонь

           «Настоящая жизнь  дана нам для того,
            чтобы мы приуготовлялись к жизни вечной».
            (Слово преподобного Антония Великого)

    В тот год лето выдалось особо ненастным. Солнце едва проглядывало сквозь серую, неприютную дымку и снова скрывалось за тяжелыми  тучами, наседавшими на землю. Вместо солнечных лучей с неба  сеял и сеял нескончаемый, беспросветный и тоскливый дождь. Хлеб на полях не уродился. Начался голод. Люди пробавлялись травой, тем, что выскребали из сусеков, да  вылущивали зерна из недозревших, тощих колосьев.
    Ближе к осени на деревню нагрянула новая беда. Моровое поветрие косило всех подряд. Дома  пустели. На службу в церковь людей приходило все меньше, и кюре, отец Жером, с кучкой прихожан  усиленно молился об избавлении от «наказания Господня». Называется эта напасть, сказал кюре,  «священный  или Антонов огонь»,  и словно огонь она пожирает человека как изнутри, так и снаружи.
     Клириком при отце Жероме с давних пор был Донат, сын местного каменотеса.  Был он «последышем» в семье. Мать нежданно родила его уже в преклонном возрасте. Потому и дали ему имя – Донат, дар Господен. Мальчик рос слабым здоровьем, хрупким, тихим, но нравом милый и  очень смышленый. Непригодный к  тяжкому труду, Донат с детства   приобщился к церкви. Он помогал кюре во время службы, недурно пел в хоре. А отец  Жером,  сочувствуя скромному и благонравному  мальчику,  научил его читать и писать.
        В тот страшный год Донат осиротел в одночасье. Первым слег отец. Утром он проснулся в горячке и не смог даже подняться, чтобы пойти в мастерскую, где вместе со старшим сыном  обрабатывал камни для строительства домов и церквей. Скорчившись на постели, он весь день мучился от страшных болей, и безнадежно старался сдержать жуткие стоны. К утру стоны стихли.  Подойдя к постели и откинув одеяло, родные в ужасе увидели, что ноги его стали черными, словно головешки в костре. Вслед за отцом умер в мучениях и старший брат. Последней  слегла    мать. После похорон кюре забрал Доната к себе, а на другой день, разбудив рано поутру, сказал:
 - Дорогой мой мальчик, здесь тебе оставаться нельзя.  Мой слуга отвезет тебя в монастырь Сант Антуан. Там хранятся мощи Святого Антония, и только они помогают  уберечься от этой пагубы.
   Путь к монастырю оказался нелегким. Старая кобыла с трудом волокла телегу, а вскоре и вовсе обессилено свалилась, закрыв глаза. Дальше Донат плелся, пошатываясь и опираясь на слугу. А когда завиднелся осененный крестом купол храма, Донат потерял сознание. Очнулся он от  прозвучавшего над ним тихого голоса:
- Мальчика не надо класть в госпиталь, там зрелище  не для детских глаз. Отнесите его в мою келью.
   С той поры келья отца Гастона стала для Доната новым домом.  Он вспоминал, как его заносили в церковь, прикладывали к  какому-то большому ларю, как отец Гастон по ночам отпаивал его святой водой. Постепенно Донат  выкарабкивался и оправлялся  от страшного недуга.
- Ты не первый, кого спас Святой Антоний, - рассказывал ему  отец Гастон. - Эта зараза уже наведывалась в наши края. Когда она поразила единственного сына и наследника местного барона Гига де Дидье, сокрушенный горем отец  обратился с молитвой к Святому Антонию, обещая выстроить для него великолепный  храм. В ту пору мощи Святого Антония хранились неподалеку, в Дофине, у барона Жоселина де Шато Неф.
- А как они к нему попали?
- Прежде чем попасть сюда, мощи Святого Антония проделали длинный и сложный путь. Из египетской пустыни их перенесли в Александрию, оттуда - в Константинополь. А в XI веке, во время крестового похода,  барон Жоселин де Шато Неф получил их в дар  от константинопольского императора.
    По счастью, сын Гига де Дидье выздоровел. Во исполнение обета в 1070 году  барон  построил нашу церковь, куда и перенесли мощи Святого Антония. Ты уже сам  видел в ризнице изукрашенный резьбой реликварий  из орехового дерева.  Позднее здесь построили ещё госпиталь для   лечения болезни от «огня Святого Антония» и других моровых поветрий.
- Отец Гастон,  расскажите мне про этого Святого Антония.
- Знаешь что, пойдем в скрипторий. Я как раз переписываю «Житие Святого Антония», написанное святителем  Афанасием Александрийским.  Ты мне поможешь подбирать и сшивать страницы манускрипта.
    Значит так. Родился  Антоний   почти тысячу лет тому назад,  в 251 году на севере Египта, в стране фараонов, пирамид и обелисков, покрытых  непостижимыми иероглифами. Напомню тебе, что когда власть древних фараонов ослабла, на Египет, словно шакалы, набросились соседние государства. Они грабили города и селения, убивали и уводили в рабство жителей. А вот пришедший позднее со своим войском  Александр Македонский страну не разорял. Наоборот, он основал в дельте Нила новую столицу, названную его именем  - Александрия. Египтяне приняли Александра как освободителя, и провозгласили фараоном. Александрия вскоре стала одним из центров греческой культуры. Там были великолепные постройки. Ты наверное слышал про чудо света – знаменитый  Александрийский маяк. В городе была также    богатейшая библиотека.
- А книги были на греческом языке?
- Манускрипты были на греческом и  на латыни. Хранились и папирусы с иероглифами.
   От Александра Великого  в Египте пошла  новая династия Птолемеев. К ней принадлежала и последняя правительница Египта – знаменитая Клеопатра.
- Я помню, она погибла  при завоевании Египта  Октавианом  в 30 году до н. э.
- Правильно. Египет с той поры стал римской провинцией. В начале новой эры  в Александрию пришел с проповедью христианства  Марк Евангелист, и  очень быстро вера Христова распространилась по всему Египту. Знаешь, мой мальчик,  я в этом усматриваю промысел Божий. Ведь в те времена простые смертные Египта   иероглифов читать не умели, потому что на их изучение уходили годы. Да и греческий язык знали только образованные люди. Поэтому  Священное  Писание  перевели на местный разговорный язык. Называли его – коптский. 
-  А что значит коптский?
- Слово «копт» происходит от греческого названия египтян - «айгоптиос».  Переводчикам Библии пришлось немало потрудиться. За основу они взяли  древнеегипетский  язык, язык фараонов.   Сохранили его  звучание и особенности. А вот алфавит составили из 24 греческих букв  и 6 новых знаков добавили для шипящих звуков,  которых нет в греческом языке. Поэтому  коптские буквы похожи на греческие, да и многие слова взяты переводчиками из   греческого.    
    Правда, когда Египет завоевали арабы в VII веке,  коптский язык стал вытесняться арабским.  Но в коптских церквях его до сих пор используют для богослужений. Да и в коптских семьях общаются на коптском языке.
   Вот в одной из таких  коптских  семей и родился Антоний. Вырос он в доме благородных и зажиточных родителей. С детства его  воспитывали в христианской вере.   Когда Антонию было двадцать лет, родители умерли, и он остался  один с  малолетней сестрой. Какая жизнь его ожидала? Он мог стать праздным бездельником или заняться торговлей, к примеру. Однако душой Антоний стремился к иному, хотя поначалу и не знал толком к чему. А ведь это так важно, мой мальчик,  понять, куда должны быть устремлены твои помышления и силы. Знаешь, позднее он напишет: «Кующий кусок железа наперёд смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор». Вот ты, что намереваешься делать в жизни?
- Если возможно, я бы остался при монастыре. Помогал бы вам.
- Хорошо, мой мальчик. Мы ещё много будем говорить об этом. Вернемся к Антонию.
   В «Житие» повествуется, что однажды он вошел в церковь как раз  в тот момент, когда  священник читал отрывок из Писания: «Если хочешь быть совершенным, продай имение твоё, раздай нищим,  и иди вслед за Мной». Антоний воспринял это как веление свыше. Он продал родительское наследство,  препоручил свою сестру верным и благочестивым родственницам. Раздав остальное    беднякам из своего селения, Антоний с некоторым запасом хлеба  уединился в соседней с Фивами пустыне,      в древней, предназначенной для захоронения пещере.   
- Значит, он был первым пустынником?
- Нет, не первым. Христианство тогда ещё не было узаконено, и некоторые последователи новой веры сбегали от преследований в пустыню. Другие уходили от мира,   исповедуя аскетизм и воздержание. Иные же стремились обрести душевный покой и искали свой  путь к Богу  в новой, христианской вере.
  Понимаешь,  изучая буквы и слова,  ты осваиваешь азбуку земной жизни, а  осмысляя Священное Писание, ты постигаешь азбуку духовной жизни.
- Чем  же занимался Антоний в пустыне?
- Основное занятие Антония  – непрестанное чтение и уразумение Священного Писания. Впрочем,  вскоре он знал его на память. Помимо того,  Антоний воспитывал в себе воздержание, бодрость духа, кротость, смирение, терпение и прочие христианские добродетели.   
     Со временем у Антония появились последователи, они поселились неподалеку от его убежища.   Тогда он  решил перебраться подальше. Новое пристанище он нашел  в Писпире, у Красного моря, где он поселился в пещере на вершине горы.
- И никто к нему не приходил?
- Приходили. Потому что молва о нем растеклась по всему Египту. Но Антоний, не покидая своего убежища, беседовал с приходящими к нему через узкую расщелину в стене.
- А чем он питался?
- Пищу иногда приносили друзья. Но подчас ему приходилось на крошечном клочке земли  выращивать хлеб для пропитания. Нередко он  страдал от голода и жажды, холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по словам самого Антония,  это «тоска по прелестям мирской жизни и волнение помыслов, внушаемых дьяволом».  Одолевать соблазны ему помогал строгий распорядок   жизни. Ел он один раз в день, все ночи проводил в молитве, и спал всего несколько часов.  Но главное - его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом.
- Так он никогда и не выходил из своего убежища?
-   Выходил.  В 311 году, при очередном гонении на христиан,  Антоний отправился в Александрию, чтобы поддержать единоверцев. Он навещал узников, поддерживал их на суде и на допросах.
-  А как же его самого не арестовали?
- Ни у кого рука не поднималась на такого святого человека.  Позднее, он приходил в Александрию,   чтобы защитить христианскую    веру от ереси  ариан. 
   И ещё. После  70 лет пустынничества он  встретился со  святым Павлом Фивейским, который прожил в пустыне ещё больше,  около 90 лет. Кстати, тогда Павел рассказал Антонию, что преследования христиан прекратились, и что император Константин узаконил новую религию. По легенде,  хлеб святым старцам тогда приносил ворон. А когда Павел умер, и Антоний приготовил его тело к погребению,  явились вдруг два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого Павла.
     И в конце жизни  Антоний покидал свое уединенное жилище, чтобы лечить  больных. А главное, помогал людям спасать души  от искушений. Он говорил, что «зло на земле умножается от забвения Бога». И напоминал,  что «по смерти каждый должен отдать Богу отчет в своей жизни». 
    Господь даровал святому Антонию дар чудотворений. Он  исцелил много бесноватых и страдающих другими болезнями. Люди  приходили к нему не только за исцелением, но и за советами и вразумлениями. Святой не лишен был и пророческого дара. Рассказывают, что он прозревал будущее, словно оно было пред его глазами.  За время жизни Антоний обратил к вере Христовой множество язычников.
      Со временем многие последователи Антония поселились  рядом, основав  общину отшельников.
- А долго жил Святой Антоний?
- Жил он долго, и 85 лет своей жизни провел в пустынном уединении. Скончался преподобный Антоний в 357 году  на 105 году жизни. Причем заметь, глаза у него были здоровы, и видел он хорошо до последних дней. У него не выпал ни один зуб.  И ноги и руки у него были вполне здоровы.
   По просьбе Святого Антония  несколько верных учеников погребли его в пустыне, в сокровенном месте.  Ну, а дальше ты помнишь путь этих мощей сюда, в наш монастырь.
                ********
    Как выяснили позднее ученые, болезнь, называемая прежде «Антонов огонь», возникает при  употреблении хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, разновидностью  грибков, паразитирующих на ржи. Современное её название -«эрготизм» (от фр. ergot;—;¬спорынья).
   В 1938 году швейцарский врач Альберт Хофманн синтезировал из спорыньи препарат, получивший название ЛСД.  Сначала его производили в медицинских целях, а со временем его стали использовать как психотропное средство, или наркотик.
    Добавлю, что из многочисленных египетских курортов и теперь организуют  экскурсии в монастырь  преподобного Антония Великого в пустыне у Красного моря. Оттуда  по крутой и высокой лестнице в 1150 ступенек, можно подняться к пещере, где святой отшельник провел долгие годы. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере совершается богослужение.
    Преподобный Антоний считается основателем  так называемого отшельнического  монашества. Поселения, где живущие в отдельных скитах люди объединялись  под попечительством одного главы - аввы, со временем стали называться  лаврой.  Как, к примеру,  Троице-Сергиева Лавра и Киево-Печерская Лавра.
   Когда же подвижники объединялись  вместе, совместно молились, трудились, разделяли общую трапезу, подчинялись одним уставам, такую общину именовали киновиями  или  монастырями.


Рецензии