Дежавю
Я мальчиком никогда не задумывался, почему у Тани, вполне симпатичной, очень умной и образованной женщины нет мужа. Пока не произошел случай с Олегом, маминым и тетиным братом. Это было, кажется после того, как я окончил седьмой класс. Неделя, как я приехал и к тете прикатил Олег. Приехал утренним поездом, а уже в обед разругался с Таней. Олег утверждал, что для лучшего переваривания пищи ему нужно загодя пропустить стакан водочки. А тетя, на правах старшей сестры, твердо заявила, что у нее в гостях Олег будет жить по ее правилам. Олег разозлился. Он с жаром доказывал, что он конечно, обойдется без водки, но, важен принцип. Почему он, взрослый, вполне обеспеченный мужчина, москвич, член партии, дослужившийся до какого-никакого ранга и гастрита, в кои годы получив отпуск летом и вырвавшись из семейных пут на недельку к любимой сестричке, - почему день встречи он не имеет права отметить, расслабиться. Нинка в Москве его постоянно обнюхивает. А теперь родная сестра туда же. Почему он вечно должен жить по чужим правилам? И без того с гастритом во многом себя ограничиваешь. Но водку перед обедом даже рекомендуют. А выходит, даже в Одессе приходится жить подобно морской свинке. А где, наконец, старинный закон гостеприимства?
Но тетя была неумолима, решительно произнесла:
- Через мой труп.
И удалилась на кухню за бульоном. Дядя сидел за покрытым белой накрахмаленной скатертью столом, тоскливо глядя в стену. Таню он, я заметил, побаивался. Я же сидел молча, не понимая причины ссоры. Для меня это не было причиной. Мой папа перед обедом ничего не пил. Дядя посмотрел на меня печально, не зная, способен ли я понять его горечь.
- Вот видишь, как! Не курортный город, а лагеря, - он поднял палец вверх, - Поэтому Танька и в девках до сих пор. Кому нужна женщина – колючая проволока.
- Почему колючая проволока - удивился я.
- Потому. Даже не проволока - электрический стул. Смотри доведет она тебя, что ты забудешь, как маму родную зовут.
- Почему это забуду?
- А потому, - сказал дядя, - Небось по струночке тут ходишь.
- Почему по струночке?
- Да я ее знаю. Она меня в детстве измучила. Своих то нет. На мне отыгрывалась. Теперь на племянника переключилась.
- И ничего она не переключилась, - сказал я.
- Не переключилась? А по музеям вы с ней ходили?
- Ходили.
- В театр ходили?
- Ходили.
- В какой?
- В оперный.
- Что смотрели?
- «Травиату».
- И что? Понравилось?
- Понравилось.
- Вот видишь, - сказал дядя и снова поднял вверх палец, - «Травиата» ему понравилась. Чему учит ребенка. Так в музеях и зачахнешь, как лютик в гербарии.
- Музеи и театры куда полезнее, чем бутылки и стаканы. Они исправляют человеческую натуру, устанавливает нравственный закон внутри человека, - сказала Таня, входя в комнату. Она, несла супницу с бульоном, поэтому дверь в коридор не закрывала, и как видно, слышала конец разговора.
- Имей в виду, - сказал Олег, и снова поднял палец, - Знания умножают скорбь.
- Почему? – спросил я.
- Не слушай дурака, - сказала тетя.
- Вовсе не дурака, - возразил Олег, - Это один умный еврей сказал. А евреи вообще умные. Просто так ничего не скажут.
- Почему? - спросил я
- Как это почему? Что за вопрос? Или мы не в Одессе сейчас находимся? Почему евреи живут в Одессе, а не в Биробиджане.
- А ну прекрати, - сказала Таня.
- Поверь мне евреи напрасно ничего не скажут, - закончил дядя.
- Вот именно, он в Одессе, - сказала тетя, - И тут живут евреи, а кроме того театры, филармония и музеи. Так что, пока он в таком городе, где театры и музеи, пусть набирается. Дома у родителей хоть на голове стой. А коли очутился в Одессе используй время по полной программе.
- У тебя, наверное, и программа на него разработана? – усмехнулся дядя
- Не твое дело, - сказала Таня, - Своих детей учи, а мне дай возможность вложить в племянника то, что могу.
- И вовсе я дома на голове не стою, - заметил я – У меня одни пятерки, и я хожу на факультатив по математике.
- Гляди, как бы ты от знаний не свихнулся, - вздохнул дядя.
- Свихнуться от знаний ему не грозит, - сказала тетя.
- Ты то свихнулась, - сказал дядя, - Чем тебе Семка не угодил? Он мне потом говорил, чем. Образованностью тебе не нарисовался.
- Не твое дело, - сказала тетя
- Ну и кукуешь теперь, племянника по театрам таскаешь.
Я не понимал дядиных слов. Слова «электрический стул» меня ошарашили. В тете такой милой и доброй ничего не напоминало электрический стул.
Тетя ходила на работу. А я с Олегом теперь ходил на море. А я все не забывал про электрический стул. И спросил Олега.
- Ну я тебе как мужик мужику скажу. Вот отгадай, почему у Тани нет мужа? Был, так она же его выгнала. А другого не нашла. А почему? Женщина вроде не хуже других. Посмазливее многих. Жильем обеспечена. Две большие комнаты. Хоть и в коммуналке. А дом - подарок! Рядом Привоз. Рядом вокзал. Высокие потолки. Паркетный пол. И соседи приличные. И всего трое. Для Одессы не фунт изюма. А Танька не замужем. А почему?
- Ну и почему?
- Слишком много книжек читала. Она после этих книжек мужиков насквозь видит. Рентген. Знания умножают скорбь.
В этот момент мне стало жаль тетю. Но ее одиночество меня устраивало: меня, родившегося и проведшего детство у нее на глазах, одинокая моя тетя любила как сына. И ждала моих приездов.
Я каждое лето ездил к Тане. И вот мне пятнадцать. Следующий класс выпускной. И у меня в голове уже прибавилось. Функций и теорем. И Таня в это последний мой приезд постаралась впихнуть в меня побольше театров и музеев. И вот мое последнее школьное, возвращение домой. Следующим летом уже в Одессу не попаду. Поеду поступать. Мама считает, что с моими знаниями можно в Москву. А раз так, я в поезде уже на равных. Не сомневаюсь, что имею право сказать свое слово во время долгих бесед под стук колес. Соседом оказался учитель литературы. Послушав мои разговоры, он сказал.
- Ну хорошо, математика и физика – важные науки. А зачем, как ты думаешь, нужна литература? – и когда я не нашел, что ответить, ответил он, - Литература – это школа жизни. Ты читаешь книги и учишься жить. Ты начинаешь понимать, что хорошо, а что плохо. И потом сам захочешь подражать героям книг. Конечно, положительным. Подражать их смелости, благородству, чистоте их любви. Читать книги нужно вдумчиво. Вот ты читаешь Пушкина. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» Подумай. Народу любезен не тот, кто брызжет слюной, а тот, кто пробуждает добрые чувства, кто формирует нравственный закон.
Я заметил, что моя тетя, от которой я как раз еду домой, упоминала таинственный нравственный закон.
- Видно, твоя тетя - умная женщина, - сказал учитель.
Много лет прошло с того разговора. Но сейчас мне кажется, что Таня заблуждалась, Театры работают, актеры играют, книги сочиняют. А исправляет ли это человеческую натуру? Пробуждает ли добрые чувства? И тот учитель в поезде, боюсь, заблуждался насчет того, что люди на примерах героев учатся жить.
Да помню, как девчонки думали подражать Татьяне Лариной. Заучивали «я вам пишу чего же боле», «но я другому отдана и буду век ему верна». Помню, как читали наизусть у доски Тургеневское «во дни сомнений во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины»? И Пушкинское «мы почитаем всех нулями, а единицами себя». И каков результат? Каков результат раздумий о судьбах родины? Не наблюдаю никаких сомнений. Тем более тягостных раздумий. Слышно только одно: мы им всем покажем Кузькину мать, всех заставим родину любить, кто не с нами, тот против нас. Зачем Лев Толстой по многу раз переписывал «Войну и мир»? Кого трогают сейчас то, что он написал, в начале третьего тома?
«… и началась война, т. е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира, и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.»
И я вижу, что чихать на эти строки русского гения тем, кто, бия в грудь, себя считает его культурными наследниками.
И вселилось, как вирус, дежавю. Где-то я про то, что вижу читал. Снимаю с полки маленькую книжечку издания еще советского 1972 года. «Немецкая поэзия семнадцатого века» в переводах Льва Гинзбурга. Издательство «Художественная литература» Нахожу то самое стихотворение. Но сначала из Википедии об авторе стихотворения
Георг Родольф Ве;керлин — немецкий поэт. Родился в Штутгарте. Изучал право в Тюбингенском университете. В качестве секретаря герцога Иоганна Фридриха Вюртембергского находился на дипломатической работе во Франции и Англии. В 1620—1624 годах проживал в Англии. Умер в Лондоне.
СОН
Увидел я во сне подобье божества:
На троне, в золоте, средь мраморного зала…
Толпа полулюдей, протиснувшись едва,
Молилась на него, тряслась и трепетала.
Меж тем фальшивый бог, исполнен торжества,
Казнил, и миловал, и, словно с пьедестала
Взирая на толпу, произносил слова,
Провозглашая в них высокие начала.
А небо зрело все… И в сумраке ночном
Сгущались облака, шло звезд перемещенье.
Лжебог торжествовал, но крепло возмущенье,
Лжебог подмял весь мир, и тут ударил гром.
Господь осуществил суровое отмщенье,
Власть, роскошь превратив в зловонный грязи ком.
Я нечто похожее читал и у других поэтов. Но эти строки предельно точны. Добавить нечего. И не стану добавлять. Лучше помолчу. Причина проста. Она ясно обозначена в другом стихотворении из этой же книжицы. Немецкий поэт Фридрих Логау.(1604-1655)
ОТВАЖНАЯ ЧЕСТНОСТЬ
Что значит в наши дни быть баснословно смелым?
Звать черным черное, а белое звать белым.
Свидетельство о публикации №222082001003