Старик

СТАРИК.

 Часовенка стояла слева от родника, небольшая, покосившаяся,словно уронить её хотели но не смогли,бог не дал, мы заходили туда с детским трепетом и волнением,смотрели на образа,простреленные картечью,каким то безбожником .Большие глаза богоматери смиренно смотрели на нас обволакивая своим теплом и покоем.Бабки усердно молились и что то бурчали себе под нос,сгорбившись и кланяясь до пола.Дальше за родником кудрявился орешник,куда мы быстро убегали,забыв о святом месте и с детским весельем забывали куда пришли.-Куда подевались идолы проклятые!-Кричала т.Лена Женькина бабушка ,низенькая старуха с чёрным морщинистом лицом и отчаянным взглядом.-Ой богородица пречистая!-Сказала она,мелко крестясь.-Куда вас черти носили,я чай беспокоюсь дурья башка,тыкая чёрным старческим пальцем Женьке в белый лоб.

Женщины сидели поодаль на склоне и горячо судачили,обняв колени руками.-Бьёт мужик то?-Сказала  одна из них,белобрысая, сморкаясь в кончик косынки,внимательно посмотрев на подруг.-Сгреб ладонью за лицо и в землю бросил.-Глубоко вздыхая произнесла Нюрка с синяком под глазом,задирая кофту.-Ведь чего доброго так он тебя и убить может , мыслимо ли терпеть то побои в наше время.Нет, злодей он у тебя . -Твердо и уверенно сказала другая,со спущенным платком на шее.- Давеча мой тоже было замахнулся,я его ведром то и огрела. Я завсегда так делаю.Время щас не то,что бы так то руки распускать.-И не говори,прежде лучше жили довольства больше было, бога боялись,а щас мужики антихристы.-Ответила другая,поправляя юбку .

Старик с котомкой на спине,помолился в часовенке,спустился к роднику,умылся прохладной водицей,выпрямился,посмотрел на небо,на нас.-Сверху-то все мы,как на ладони видны.Прости Господи!-Сказал он широко крестясь.Мы вылупив глаза ,тоже смотрели на небо,задрав головы.Старик был маленького роста сгорбленный,в тканых портках, лёгкая небритость на лице придавала ему солидность,нам казался будто бы он с небес спустился.Пристально поглядел на бабенок, кучкой сидевших на бугре,улыбнулся,прищурив маленькие глазки,и не спеша пошел,ступая ногами по твердой тропинке.Послышался шепот маленькой старушки.-Откуда ты идешь старик?-Проронила она ,обращаясь к нему,кланяясь в его сторону.-Я словно ветер стелюсь по земле, шуршу по траве.-Сказал он,улыбаясь,поглядывая в её сторону-Наградит матерь божья,я всему рад.-Я вам скажу.-Облокотившись на палку проронил старик.-Земля велика и везде дана человеку.

-Он опустил голову,задумался.-А человека съедает зависть и злоба.Боже мой!Я свободный от собственности,закопался в душистый стог сена и уснул райским сном.Это ли не счастье.-Он почесал голову,посмотрел на небо,улыбнулся .-А могила всех уровняет и богатых и бедных,и злых и добрых.-Он палкой ткнул в землю,пристально посмотрел опять на баб.-Рай- то на земле,только не всем он дан,бабоньки мои родненькие.-Старик искоса посмотрел на бабу с разбитым лицом и сказал.-До чего ты запугана,не привычна тебе радость земная.Хорошо ли это? -Послышался отдаленный звук.Старик перекрестился,посмотрел в небо.-Это верно,уходи от злодея сглодает он тебя,как собака кость.Ведь человек ,как новогодняя ёлка,чем больше игрушек,тем он счастливей.

Посмотрите на ребятишек,у них светятся глазки,они радостные,счастливые, как птички порхают беззаботно.-Выпрямившись он тихо пошел по тропинке вдоль оврага.-Простой не заметный старик,а как полегчало после него,-Сказала маленькая старушка вытирая слезы темными натруженными руками.-Точно читал книгу не видимую.-Сказала Нюрка,крестясь и кланяясь ему в след.-Он у меня трезвый-то мухи не обидит,а пьяный дурак, дураком.-Она с болезненным удивлением посмотрела на подруг.-Как стукнуло мне восемнадцать то лет я за него за муж то выскочила.Бывало возьмёт меня за руку,вся дрожу,боялась его,как огня, любила видимо необыкновенно.И сейчас погляжу на него ноги подкашиваются,что бы это значило девоньки?-От страха чай поди .-Сказала белобрысая,улыбаясь.

-Нет тут другое ,в душе,как в самоваре кипит,когда его нет дома,с ума схожу.-Любовь это Нюрка к гадалке не ходи ,любишь ты его так своеобразно,жалостливо,поэтому всё прощаешь.-Разнёсся бабий смех по оврагу.Жалко и досадно слышать это,подумал старик,проходя мимо.Я ещё раз взглянул на них и отвернулся к водоему,где плескались пташки.-Нам надобно торопиться,сказала т. Лена прищурив глаза на небо,где плыли грозовые тучи ,накрывая землю сумраком.Начался проливной,летний дождь,грязь хлюпала под босыми ногами,мы бежали ,как угорелые ,только пятки сверкали.-А дед исчез из виду, 
как лист с дерева в позднюю осень . Привольные луга манили нас своей красотой и свободой,вода бежала под ногами и мчалась с нами на перегонки.Как прекрасно бежать в дождь и ощущать жизнь в довольствие и справедливости,где нет зла ,а только радость.

(Анатолий Котов)


Рецензии