Юлия Латынина. Иисус. историческое расследование

Заметочки о книге Латыниной

С Латыниной начал встречаться в Твиттере. Случайно. Знал, что есть такая персона. Почитал ее «умные» комменты на политические темы, и было понятно – с кем имею дело. Противника люблю знать «в лицо», нашел в Википедии статью о ней, скачал «Инсайдер» и «Охота на изюбря». Потом выскочила инфо, что Латынина написала историческое исследование об Иисусе. Тема не простая, стало интересно, что же она смогла такого написать в книге, что «главный журналист Невзоров» назвал ее гениальной.
Для меня, конечно, любые хвалебные слова Невзорова, этого сьехавшего журналиста, который был интересен 30 лет назад, а сейчас зарабатывает своим эпатажным видом с трубкой, обстановкой кабинета и поставленным голосом, и постоянным тявканьем в сторону России и ВВП, звучит как антиреклама.
Заказал в интернет-магазине и купил за 17 евро Иисус. Историческое расследование.
Внимательно пролистал. Поэтому, чтобы коротко изложить мнение, начну с некоторых общих понятий об авторах.
Я прочитал массу настоящей литературы, анализировал и писал литературные заметки о сложнейших произведениях: Анна Каренина, Идиот, Бесы, Набоков, Захер-Мазох, Лермонтов, Кафка и др. У меня у издателя книга страниц на 300…
Поэтому поверьте, что я подготовленный читатель.
Итак, чтобы понять Латынину, надо знать следующее об авторах: настоящие и достойные писатели всегда имеют определенный план будущего произведения. В их мозгах выстроена линия – что и как будет написано. В их мозгах есть понимание, что же сам автор хочет сказать читателю. И он знает, какими средствами этого достичь. Вспомните Толстого – как тщательно он выстраивал сюжет, компоновал детали, как продуманно он реализовывал свой замысел. Это сложнейший мыслительный процесс, работа в процессе написания, но для этого автор и должен обладать мозгами. Пусть несколько грубовато звучит, но именно так, мозгами, силой духа и нравственности внутренней.
Поэтому я больше люблю авторов-мужчин. Распространяться о разнице в ощущении мира и передаче этого ощущения мужским и женским умом не буду.
Есть авторы, у которых в голове хаос. В буквальном смысле, они могут писать разные вещи, пытаться что-то сказать, но внятно сказать ничего не могут и не способны. Если у читателя в голове тоже хаос, то такому читателю такая литература может понравиться. Правда на вопрос: а что тебе нравится в этой книге, есть ли какая идея, мысль, какие-то выводы автора, такой читатель толком ничего не ответит. Потому что у него хаос в голове.
Понимаете, совместить свое имя и имя Иисуса Христа – в этом просматривается некий умысел. Вот на обложке черного цвета сверху стоит название книги «Иисус. Историческое расследование», а внизу – Юлия Латынина.
По этому пути пошел Пастернак в «Докторе Живаго», прилепив к тексту книги десяток пошленьких, банальных стишков о Вере, Иисусе, Марии (если не ошибаюсь), набитых какими-то блеклыми религиозными штампами.
Цель такого действа очевидна: приблизить себя к Олимпу и оставить после себя «великое творение».
Всем хочется на Олимп.
Но для меня, и думаю, что для многих, личность Иисуса слишком значима для мира и истории, отношение к этой теме должно быть деликатным, и в то же время авторское мнение хотелось бы видеть достойным и новым, интересным.
Поэтому, когда Латынина замахнулась на личность и историю Иисуса, мне понятны ее мотивы стать еще более известной писательницей, взбирающейся на упомянутый Олимп на плечах Христа.
Не заслужил такой участи Христос, даже с таким надуманным способом прославиться автору.
«Историческое расследование» как бы предполагает такое расследование, и, наверное, вдумчивому и грамотному исследователю и автору есть что изучать и передать читателю.
Но… Но вы имеете дело с Латыниной. В мозгах у этого автора хаос, она, скорее всего, не понимала, что же хочет сказать этой книгой. Цель-то другая.
Книга – сплошные компиляции различных исторических источников. Изложены, как могу утверждать, опять хаотично, без какой-либо идеи автора. Такое впечатление, что Латынина просто не знает, что делать с массой различных цитат.
Отдельные неуклюжие авторские ремарки среди этих цитат выглядят примитивно и ничего толком не обьясняют. Вы, как читатель, не получите из этих пояснений Латыниной какого ясного и понятного изложения проблемы. И даже проблему Латынина озвучить не в состоянии.
Так что повторяю, в мозгах Латыниной хаос, и этот хаос она выплескивает на читателя.
Замечу, что, на мой взгляд, соприкасаясь с личность Иисуса, от автора требуется определенная культура речи, уважение к теме, уважение к этому историческому персонажу. Но когда в тексте появляются неуклюжие вставки о Марксе,  и прочие неловкие параллели, то становится неудобно за автора. Вот, например, в одном месте Латынина пишет: «… Иисуса и его последователей из Храма вышибли».
Чуть ниже – «…выперли из Храма», «…бойня, приключившаяся в храме» ,»Тайная Вечеря была не что иное, как ужин провалившихся путчистов», рассказ Марка о суде «высосан из пальца», «иудейские шишки», первосвященник Каиафа «свалил с территории храма». Всех таких авторских ремарок не перечислить.
Понимаете, если в авторе присутствует внутренняя культура, то он никогда не опуститься до таких вульгарных выражений. Судя по тому, что я читал в различных источниках, что «наговорила» Латынина, культура там отсутствует, существует лишь наносной и поверхностный имидж политического деятеля и писателя. Возможно слова связывать она умеет, старается с какой-то целью, но это так далеко от настоящей литературы. Такие жаргонные, пошленькие слова в тексте об Иисусе опошляют всю книгу. Через них прорывается авторское бескультурье. Кстати, самому Иисусу в 500 –страничной книге посвящено чуть более 200 страниц.
Иисус, по мнению Латыниной, агрессивный, жестокий и злой. Ну что же, может Латынина и может так сказать, но где и отчего 2000 лет христианству?
Признаюсь, я читаю Библию. Для меня текст евангелий – все-таки загадка, есть некая тайна, скрытая за достаточно сложными, не всегда понятными, словесными конструкциями и образами 1-2 века. Эта тайна беспокоит и будоражит, и ты чувствуешь, что что-то постоянно ускользает от тебя. Как мне сказала одна очень набожная и честная автор на Стихи.ру, «Иисус – это Любовь», и все.
Далее – я не знаю, как реагировать на следующую «находку» Латыниной: «Варрава – это не имя, а прозвище. Варрава – это бар-Авва, «Сын Отца». Т.е., по мнению Латыниной, в ту роковую для мира Пасху в Иерусалиме было два Иисуса: один Иисус Сын Отца был злобный мятежник, который со своими сообщниками «во время мятежа сделал убийство», а другой был мирный Иисус Сын Бога, и он-то никакого восстания не поднимал.
Из похожих «перлов» Латыниной следует упомянуть ее «глубокомысленное» заключение, что если по христианской доктрине Иисус был невиновен и принес себя в жертву за наши грехи, своей смертью искупил первородный грех человечества, то воинственный характер проповедей Иисуса и попытка восстания, не оставляет от этого мифа камня на камне. Т.е. появляется некая Латынина и заявляет всем христианам, что бредом и выдумкой является основная идея христианства - Иисус был невиновен и принес себя в жертву за наши грехи, своей смертью искупил первородный грех человечества.
Я не собираюсь устраивать дискуссию на эту тему. Просто на мой взгляд это основополагающая идея христианства. Она жива 2000 лет. Мелкий писк какой-то латыниной никто не услышит.
Уф! У меня богатая лексика и словарный запас, но подобные «находки» Латыниной кроме как бредом назвать не могу. Она вообще читала Евангелия? Ведь во всех разговорах, даже фантастических событиях с участием Иисуса, с оживлением людей и прочим сквозит одна единственная мысль – люди, поверьте мне! Верьте, что я говорю, - и это настроение в тексте Евангелий отчетливо просматривается, он очень хотел, чтобы ему поверили, он наивно верил сам, что то, что он обещал, сможет прийти к людям и ученикам через веру в него.
Это на самом деле трагедия Иисуса, он проповедует о Вере, вере и Любви, и видит, что все шатко, расплывчато, Петр предаст, Иуда предал, ученики слабы, грозит смерть, хоть Левий там и хватался за нож, но ведь без результата.
Он проигрывает, причем сознательно. В этом сила его исторического образа.
Ну и в заключение скажу: не покупайте и не читайте Латынину. Эта самопиарящаяся  особа не достойна внимания и денег. Ничего вы не получите от Латыниной.
А если есть желание почитать об Иисусе толковых и относящихся с уважением к личности Христа авторов, то могу порекомендовать книгу автора Aslan Reza - Zealot. Иисус: биография фанатика.
Аслан Реза сумел найти слова, достойные героя: Две тысячи лет спустя Христос, созданный Павлом, полностью затмил собой исторического Иисуса. Память о бунтаре-зелоте, который ходил по Галилее с армией учеников и стремился установить Царство Божье на земле, о проповеднике, который отрицал авторитет иерусалимского священства, о иудейском националисте, который выступил против римского гнета и проиграл, была полностью утрачена. А жаль. Ведь единственная вещь, которую может дать нам подробное исследование биографии исторического Иисуса, — это понимание того, что личность Иисуса из Назарета, Иисуса-человека,столь же привлекательна, интересная и достойна похвалы, как и образ Иисуса Христа. Попросту говоря, он достоин того, чтобы в него верить.
Поэтому не надо никаких доказательств, он просто был.

Валерий Кувшинчиков


Рецензии
В целом согласен. Но не с этим аргументом: "Поэтому, когда Латынина замахнулась на личность и историю Иисуса, мне понятны ее мотивы стать еще более известной писательницей, взбирающейся на упомянутый Олимп на плечах Христа".
Писательство вообще нескромное занятие, скромные люди не выставляют свои бредни на всеобщее обозрение.
Можете посмотреть мою версию о Христе
http://proza.ru/2021/04/26/1336

Леввер   06.09.2023 06:54     Заявить о нарушении
я читал ранее, даже свои "5 копеек" оставил...::))
у меня нет цели академического расследования...
нет знаний, усидчивости...
просто личность Иисуса привлекает всегда...
поэтому мне не приемлемо рвение отдельных личностей
толковать Иисуса через "лоб в пол"::))(это о рьяных
ортодоксах, хотя они нужны тоже)...
спасибо...

Валерий Кувшинчиков   06.09.2023 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.