Где живут лягушки-квакушки

Конечно, если человек имеет гуманитарное образование,  он ямб от хорея уж как-нибудь  отличит. Пушкин явно шутил, когда  о своём Онегине написал, что  «не мог  он ямба от хорея, как мы ни бились отличить», ведь это так просто. А вот  лягушку  от жабы отличать гуманитарию  вроде и не обязательно. Так я долгое время и не различала этих земноводных.  И только благодаря  лесному уголку на берегу Тунтсайоки поняла, что  лягушка и жаба – это  вовсе не одно и  то же.
Школьные уроки биологии давно позабылись,  осталось  заблуждение, что   лягушка и жаба – это просто синонимы. Оттенки значений, различающие синонимы, как я наивно думала, заключались во внешнем облике  лупоглазых  земноводных.  Безобразное земноводное – это мерзкая жаба, а вот если земноводное более-менее прилично-симпатичное, то  её тогда  вроде лучше называть лягушкой. Каюсь,  в этом заблуждении  и провела  я  долгие годы. Впрочем, для меня  все  квакушки  были одинаково  безобразными, ни за что на свете, ни за какие коврижки я бы не взяла в руку это склизкое существо с бородавками на коже,  даже смотреть в их сторону боялась. Так раньше было. А вот  внучка Даша моё отношение к квакушкам-попрыгушкам изменила.
Летом Даша всегда разворачивает на даче бурную деятельность по изучению родной природы. Ей непременно нужно всякую летающую, ползающую и  прыгающую живность поймать и  поместить в свой живой уголок. Одной из летних   радостей Даши-дошкольницы оказалась как раз  охота на лягушек.
– Бабушка, мне нужно поймать лягушку.
– Дашенька, я их боюсь в руки  брать… Они же такие  мерзкие, противные.
– Что ты, бабушка, они такие маленькие и хорошенькие!
– Ну уж нет,  я твои вкусы не разделяю.
– Бабушка,  так  ты мне только подскажи, где их  можно увидеть, я сама  буду их ловить.
– Ну, я вот под камнями возле забора их не один раз видела, – неуверенно начинаю я,  вспоминая  информацию, нужную   юной исследовательнице.
– Так пойдём туда поскорее, –  торопит меня Даша.
Однако день жаркий, все земноводные на суше попрятались глубоко  под камни. И как мы  ни стараемся  переворачивать  большие и малые камни на месте обитания лягушек ( я ещё думаю-то, что это лягушки) – ничего не получается.  Расходимся с Дашей по своим делам, но  вдруг, проходя мимо другой клумбы, вижу  я нужный нам объект, зашевелившийся  между  васильками.
– Даша, Даша! – кричу я не своим голосом, почти готовая схватить   испуганную попрыгушку голыми руками.
Даша мчится ко мне, но лягушка уже заползла в безопасную  щель между  камушками и, наверное, оттуда  наблюдает за бабушкой, прозевавшей такую лакомую добычу.
– Бабушка,  ну что же ты её не схватила, – укоряет меня внучка. – Мне так нужна лягушка!
Ладно, чего ведь не сделаешь ради  любимых внуков! Готовлюсь к операции по поимке лягушки: надеваю рабочие садовые перчатки, вооружаюсь терпением. Хожу мимо  сваленных  у забора камней с   видом равнодушного созерцателя красот: авось, обману лягушку, она поверит, что я  больше не интересуюсь её  особой, выглянет, а тут я её и схвачу…
Наконец после   наших   соответствующих  ухищрений лягушка  действительно была поймана и помещена в старую железную ванну, оставшуюся  в хозяйстве с незапамятных времён, когда и Дашин дедушка  ещё был  не дедушкой, а маленьким мальчиком.  Так называемой лягушке налили  воды из речки,  соорудили из камушков   уютный кабинет, набросали травки и всяких  мух. Лягуха  сначала пыталась карабкаться по стенке ванны, а потом присмирела и  как будто   со всеми проводимыми с ней манипуляциями  согласилась.  Но  утром обнаружилось, что она таки   освободилась. Ванна была пуста. То ли сама  серая квакушка выпрыгнула, то ли кто-то её выпустил на волю –  сие осталось тайной.
Однако моя Дашуля вдруг почувствовала, что подержать в руках лягушку – это и есть высшее счастье,  и  вообще без лягушки какая может  быть жизнь у семилетней девочки –  это же просто  страдание какое-то,  так что мы снова с усиленным энтузиазмом принялись добывать  лягушек…
И вот, чтобы подойти  с научных  позиций к ловле этого излюбленного  студентами-медиками научного материала ( я же помню, как  тургеневский Базаров препарировал лягушек!), я решила погуглить: где же живут лягушки? где лучше всего искать нам с Дашей добычу?
Каково же было моё удивление, когда я узнала, что лягушка и  жаба  – это вовсе не одно и то же. Вроде они и  сестрицы, да только не  родные, а из разных семейств, типа какие-нибудь троюродные.
– Вау, Дашуля,  так это  я в руках, хоть и в перчатках, держала жабу! Вот те раз! Ну и ну!
Как  самый махровый и   пропитанный  сказками гуманитарий, начинаю вспоминать, где же это я подцепила стойкое убеждение, что  лягушка   –  ладно уж, куда бы ни шло, а вот жабу  – это  просто  мерзкий   кошмар и  противный ужас!  Ага,  ведь народные сказки с детства закладывают нам основы мировоззрения:  лягушка-квакушка из «Теремка» – милое, доброе создание; царевна-лягушка – так это и вообще одна сплошная красота и мастерство… А  если литературные сказки к делу привлечь, так тут  и  Всеволод Гаршин с его изобретательной «Лягушкой-путешественницей» , и  Константин Паустовский с его доброй и милой «Квакшей», и Виталий Бианки  с его «Голубыми лягушками»  и «Болотом», и Борис Заходер с его «Серой звёздочкой»…
А вот жаба и есть жаба. Думаю, что все  помнят мерзкую жабу из сказки Андерсена «Дюймовочка», как она хотела  женить своего страшного и  противного сына на  милой крошке Дюймовочке? А  гадкая жаба  из «Сказки о Жабе и Розе» В.Гаршина? «Я тебя слопаю! Я тебя слопаю!» –  угрожала эта гадость прекрасной Розе… А   мальчик-звезда из  сказки  Оскара Уайльда,  из-за своего злого сердца ставший «мерзким, как жаба»? 
Да уж, жабам с внешностью как-то очень сильно не повезло…
А что же это мы с Дашей-то  всё ловили под камнями? Ведь по всем приметам это и были жабы, хоть и маленькие.  Впрочем,  они, если честно, не были   ни  мерзкими, ни гадкими… Даже я признала, что  на них не только можно смотреть, но и в руки их взять  можно. Ну, на секунду, конечно, и в перчатках, конечно,  и ради  Даши, конечно…
Век живи – век учись. Оказалось, что отличить жабу от лягушки не так уж и сложно. Особенно,  если  наблюдаешь их в природе…
Лягушки – щеголихи,  их костюмчик обычно гладкий, яркий,   а вот жабам их внешний вид до  фонаря –  не смущает их  ни бородавчатая кожа, ни  землисто-серый цвет  наряда. Лягушки – энергичные спортсменки, прыгают высоко, а  жабы – неуклюжие  рохли, предпочитают передвигаться ползком.
Лягушки – патриотки  своего водоёма, ни за что не будут жить вдали от воды, а вот  жабы от водоёма уползут, как только повзрослеют, и вспоминать о нём с ностальгией не будут,   лишь бы земля была.
А поведение этих особ?  Жабы  – это партизанки, они сливаются с окружающей средой, сидят себе тихо, передвигаются ползком, по-пластунски,    обнаруживать себя не любят. А вот любопытная лягушка –   эта как будто  патрулирует, шею вытягивает,    всё что-то высматривает,  информацию  поджидает,  и прыгать высоко не стесняется,  и не прячет от  окружающих свои выдающиеся спортивные достижения. 
Лягушки с их  разноголосым  кваканьем – это весёлые  жизнелюбцы, экстраверты,  орут свои  хоровые импровизации, никого не стесняясь.  Им  крайне необходимо  общество,  чтобы   сбиться в  коллектив, в группу, организовать тусовку.  А  вот жабы –  это мрачные  отшельницы-одиночки, интроверты,  сидят себе под корягой или камнем и на всё и на  всех  недружелюбно эдак посматривают: чему, мол, дурачки, радуетесь? разве есть чему?
А ещё я  узнала, что  при благоприятных условиях жабы в среднем живут около десяти лет, так что сразу с улыбкой подумала, что  удравшая под камни  маленькая серая  жабка  будет  ещё  лет  десять рассказывать своим товаркам о  чудесном спасении, привирая  для красного словца о  своей  несокрушимой храбрости и  небывалой  хитрости. А бывает, что жабы и  сорок  лет живут – это уже  по нашим людским меркам не просто долгожители, а просто-таки ветхозаветные старцы.
С земляными жабами  в нашем лесном уголке много смешных эпизодов связано.
В  середине мая   старший сын решил  устроить прощальный лыжный маршрут. Сели мы в машину, отъехали километров десять от  посёлка в лес, где на дороге снег ещё не растаял, встали на лыжи… Солнечный день, красота,    снег, конечно, уже майский,  крупнозернистый, луж много… Но сама  экзотика веселит:   в  середине мая народ на пляже  в средней полосе загорает, а мы на лыжах катимся… И тут  вдруг замечаем, что  на снегу начался  массовый выгул  земноводных. Сидят ещё не отошедшие от зимней спячки, но уже  ошалевшие от солнца  лягухи-жабы, косточки свои прогревают. И такое  количество  их, что   для  французского или китайского ресторана  можно было бы вёдрами собирать. Впрочем, теперь-то я учёная, понимаю, что это земляные жабы были, а не  деликатесные лягушки.
А ещё однажды  жабы поучаствовали   в   замене старого забора на новый.  В самом прямом смысле. Выкопал сын ямки под столбики для нового забора, а сами столбики поставить не успел, уехал домой,  приехал снова  через неделю. Забор-то ещё был не к спеху, другие дела, более важные, ждали. Но тут случайно  мы увидели лягушек, сидящих в глубокой  ямке, предназначенной  под столбик. Поняли, что их надо  выручать, сами они оттуда не выберутся.  Семь пленниц    сидели и ждали своей участи,  прыгать  так высоко они не могли – да и вообще прыгать не могли – жабы-то они!
Лёша  достал их на лопате  из  плена, спас, так они, глупые, поползли и дружно кувыркнулись в другую ямку. Лёша решил, что надо  скорее столбики закопать, чтобы лягушки не сидели голодными в ямах.  Ну, а где два столбика вкопал, там работа и закипела, пока не закончилась.
Дашуля теперь  уже в школе учится,  вряд ли будет   на следующее лето лягушек ловить.  А  я вспоминаю нашу охоту на обитающих в огороде  земляных жаб и думаю: городским детям, чтобы  любить  окружающий мир,  обязательно нужно получать изрядную дозу  впечатлений от природы.  Чтобы вокруг них живые существа  летали, бегали,  ползали, прыгали, шуршали, копошились… Чтобы   картина мира складывалась не из одних мультяшных героев…
Ловить жаб с Дашей уже не будем, но я обязательно прочитаю ей  сказки  о лягушках и жабах, а ещё – стихотворение    мурманского поэта Владимира Смирнова ( Семёнова), которое  очень люблю. Оно как раз о жабе…  Весело, с юмором  поэт  даёт   урок  тем, кто считает жабу мерзким и безобразным существом...  А ведь   даже о жабах судить нужно не по виду, а по делам. А  квакушки  ой как нужны на земле в единой биологической цепочке… Да просто нужны!
ЖАБА
Владимир Смирнов
Лето было.
Вечер был.
Костя жабу палкой бил.

Костя был отличником
с очень милым личиком.
Но сырое жабье тело
мальчика разгневало.
Косте сразу захотелось,
чтобы жабы не было.

Но сказала Косте жаба:
– Я ж тебя не обижала.
Выбрось палку. Разве силой
жабу сделаешь красивой?
Да, бугриста моя кожа,
подкачало личико.
Я, конечно, не похожа
на тебя – отличника.
Даже двоечник – шучу –
выглядит приятнее.
Но ведь я и не ищу
среди вас приятеля.
Ты одно пока усвой:
жабы безобразные
почему?
У нас с тобой
жизни очень разные.
Ты живёшь среди друзей
и среди родителей,
ну а я – среди слизней
и других вредителей.
Ты ведь мух и комаров
за меня не кушаешь –
и поэтому здоров
и уроки слушаешь.

А представь себе, что я
палкой укокошена.
В результате жизнь твоя –
ничего хорошего.
Расплодилась мошкара,
ты искусан, Костенька.
Ходишь, как на маскарад:
личико раскосенько.
В школе учишься на «три» –
запустил учение,
потому что волдыри
требуют лечения.
Ты б и рад позвать: «Вернись,
жаба моя мокрая.
Извини и заступись!»
Поздно.
Жаба мёртвая.

Лето было.
Вечер был.
Костя плакал. Слёзы лил.
Рядом с ним сидела жаба,
уплетала мух живьём.
Константина утешала:
«Ничего. Переживём…»

И я думаю, что не только Даше, но и Матвею с Настей – всем понравится это замечательное стихотворение. Посмеёмся, но  запомним: «Разве силой жабу сделаешь красивой?»
Напоследок  ещё  один экскурс в литературу. Люди из советской эпохи, воспитанные на  литературе Михаила Шолохова, всенепременно вспомнят  тот смешной эпизод из «Поднятой целины», где знаменитый дед Щукарь пытался доказать  разгневанным казакам и казачкам, что выуженная из котла  перепончатая лапка принадлежит не лягушке, а устрице. Горе-повар  воду  для варева  набирал из пруда,  да и зачерпнул, разумеется,   пару  пучеглазых  квакушек,   неожиданно нашедших свою  безвременную кончину не в  клюве   журавля, а в  котле кипучем…
Нашим  дачным  жабам-не-лягушкам   такое не угрожает!


Рецензии
От двуногого Лягушки вашим дачным родственникам - привет! )))

Тихонов   27.08.2022 08:58     Заявить о нарушении
Передам каждой лично))) С крепким лапопожатием)))

Валентина Яроцкая   27.08.2022 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.