Махорка

МАХОРКА.

Дворик ещё спал,только изредка кричали вороны и щебетали воробьи,да дворник проворно махал метлой,словно птица крыльями,поднимая пыль столбом.Из крайнего  подъезда вышел сгорбленный старик низенького роста,переваливаясь из стороны в сторону шёл маленькими шагами в сторону арки.Одет он был в старый потертый военный китель и такие же штаны ,измазанные чем то белым,похоже на краску.Это был Махорка,бывший военный,служил прапором ,когда то в пехотной части.А кличка к нему прилипла из за того,что он курил не сигареты,как все мужики,а махорку и пальцы его были прокурены и имели грязный коричневый цвет.Я с ним поздоровался,на что он охотно ответил приветствием,махнув рукой.

-Есть на свете по важнее дела,чем талдычить с утра одно и тоже.Я не маленький,что бы мне наставления читать.Мне уже восьмой десяток и я волен жить так,как мне заблагорассудится.-Улыбаясь с хитрецой ,сказал  он.-А матери сколько же стукнуло?-Спросил я уставившись на его дрожащие руки.-На Тихоновскую минуло девяносто три.-Промолвил он ,мотая головой и пристально пялясь глазами в землю.-Она у меня занавески сама вешает на окна,проворная старуха.Недавно упала,но отлежалась и снова брюзжит ,как старая муха.Из тёмных раскрытых окон послышался грохот пустой посуды и женская брань.По грязному   тротуару ветром гнало помятую бумагу,и тяжёлую серую пыль.Близехонько от нас лаял старый облезлый пёс,открывая большую бледно розовую пасть.

Ишь! -Насмешливо произнёс он на ходу запуская руку в пустой карман.По хозяйски ко всему подходит,очистила все под чистую.-С едкой усмешкой сказал он.-Скучные времена сейчас,а я ,как этот облезлый пёс,одинокий несчастный,лишённый самого маленького,возможностей в этой скучной и проклятой жизни.Сейчас каждый о себе думает,слепцы одним словом .Жизнь короткая штука,умчится ,как тройка хороших лошадей,не остановишь.-Сказал он ,поглядев из под густых бровей на меня .-Молодой то я был крепкий,первенец был в семье!-Сказал он сжимая крепко кулак.В космонавты готовился ,но не на ту тропу я ступил.Вдоль щёк потекли старческие слёзы.Он перекрестился посмотрел  на меня искоса,сконфузился и протянул руку.Махорка брал деньги неумело по мальчишески,и обещал вернуть с пенсии.Но наступала пенсия и я слышал старую песню-Мать спрятала деньги найти не могу.-Промолвил он,как бы извиняясь.Ещё раз посмотрел вниз,помолчал с грустинкой,что то нашёл у ног,поднял,обтёр и положил в карман.-Настроение человека, это отражение солнца в лужице,когда  лужица играет на солнце и человеческое серце радуется.

Однажды встретил его в магазине,он шёл под ручку с матушкой.- Где сынок можно купить ботинки?-Сказала она старческим сиплым голосом,обращаясь ко мне,спотыкаясь,держась за сына крепко.
Ветхая немощная старуха,серая,как облако проплыла мимо меня, обладала высочайшей волей к жизни.-Вам надо спуститься этажом ниже,там обувью торгуют.-Учтиво ответил я посмотрев на Махорку.А он что то пробубнил и поплёлся неохотно за ней,как маленькая тучка за облаком.

На следующий день я встретил его всё в тех же старых ботинках,которые требовали ремонта.
-А где обновка?-Спросил я улыбаясь.-Растреплешь новые раньше времени,походи говорит в старых!-Сказала она мне.Осень была дождливая,шли дожди.Я Махорку долго не видел.И тут как то я заприметил его возле детской площадке,где галдели дети и болтали мамы на лавочке. Он с интересом наблюдал за детьми,которые носились и шумели,как оглашенные.
Помнится мне ,что ты мне задолжал и не малую сумму?-Сказал я неумело.-Ага помню,как же,хлеба есть не буду ,а верну.Давеча мать сказала ,что пенсию будет отдавать мне сполна .А то получается я у неё в неволе живу.Осознала видать свою глупость.Мне бы сейчас надышаться ,мочи нет никакой.-Ответил он трусовато ,поглядывая на меня и двигаясь в строну кабака.

-Потом всё сразу отдам!-Ещё раз крикнул он.Прошло много времени,больше я его не видел.Мужики сказали ,что Махорку ,а с ним и его мать забрала к себе дочь во Владимир,а в эту квартиру заселила своего сына студента.Там Махорка в скорости и помер.Он часто там горевал по нашему двору.Дочь сказывала.Схоронили его в новых ботинках,в которых он так и не форсанул.   

(Анатолий Котов)


Рецензии