По следам пропавшего самолета. Поиски в Арктике

Глава 19. Поиски в Арктике

1

В радиограмме, принятой с самолета Леваневского в Анкоридже 13 августа  в 14 часов 49 минут московского времени,  сообщалось:

«Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идем на трех, тяжело. Идем в сплошных облаках. Высота 3600».

И далее цифровым кодом «48 3400 92» было зашифровано: «предполагаем совершить посадку в… 3400». Что значили цифры 3400 никто не смог расшифровать, но то, что самолет пошел на вынужденную посадку, было ясно всем.
Иван Дмитриевич Папанин, дрейфовавший на льдине в Северном Ледовитом океане, в своем дневник записал:

«12 августа. Дует ветер силой до 12 метров в секунду. Идет мокрый снег, температура – минус 1 градус... с острова Рудольфа нам сообщили, что самолет Леваневского уже вылетел из Москвы на Аляску и надо за ним следить. Всю ночь до утра и потом целый день Эрнст (Кренкель) не спал: он слушал самолет Леваневского.
13 августа. ... Почти каждые 5 минут я бегал на радиостанцию, спрашивал, слышно ли что-нибудь от Леваневского. Вскоре после полудня мы узнали, что самолет идет на трех моторах. Это сообщение пронзило всех как электрическим током. Все подумали, что дело плохо. Леваневский радировал, что он летит в сплошном тумане. Все почувствовали такую боль, будто в душе что-то оборвалось».

Вскоре Папанин  сообщил, что на ледяное поле он готов принять самолеты для поисков Н-209, а спустя несколько дней от него пришла радиограмма, что видимость плохая, туман до самого льда. Поэтому из-за непогоды и по ряду других причин взлетно-посадочной полосой СП-1 воспользоваться было нельзя.
Рассматривались все версии, где мог приземлиться или упал Н-209. В том числе – это  побережье Аляски и приполярные острова Канады. Поиски предполагалось проводить и у мыса Барроу. По мнению Константина Уманского, «лагерь Леваневского» разбит на дрейфующем льду где-то ближе к Аляске.

Штурман Чкаловского экипажа Александр Беляков выдвинул предположение, что Н-209 вероятней всего совершил посадку в районе 89° северной широты и 148 меридиана. Он рекомендовал в первую очередь обследовать этот квадрат в радиусе ста километров. По его заключению машина Леваневского также могла повернуть в сторону – к Земле Франца-Иосифа, к льдине Папанина или, наконец, к берегам Гренландии и архипелага Парри. Второй пилот этого же экипажа Георгий Байдуков считал, что если «Н-209» разбился, то весь экипаж не мог погибнуть. По его мнению, при аварийной посадке у бортмехаников, находившихся в центре самолета, было достаточно времени, чтобы переместиться в хвост. Если же самолет сел  на мелкобитый лед, то из-за значительной площади крыльев затонуть он сразу не мог, поэтому у пилотов было время, чтобы спастись.
 
На следующий день после последнего сообщения, принятого с борта Леваневского, начались его поиски в районе Аляски, позднее в Арктике и затем с советской авиабазы на Земле Франца Иосифа. В районе Аляски пропавший самолет искали американцы. Четырнадцатого августа из Фэрбенкса вылетали три самолета по разным направлениям. Летчик Кроссон на «Локхид Электра» - на север, Роббинс и Армистед на «Фейрчальде» - на северо-запад и на северо-восток полетел Мэррей Стюарт на другом «Фейрчальде». Самолеты были зафрахтованы метеорологом Беляковым, возглавлявшим советскую делегацию по обеспечению полета Леваневского на Аляске. Американские летчики обследовали территорию от Фэрбенкса до острова Флаксмен, долину реки Юкон и предгорья хребта Эндикотт, но Н-209 они не нашли.

Двадцать второго августа на остров Бартер прилетел американский полярный исследователь Джордж Губерт Вилкинс с канадским пилотом Холликом Кэньоном, радистом и бортмехаником. Для поисков Леваневского им доверили большую летающую лодку «Коксолидейтед», приобретенную советским правительством. На этом, одном из лучших и новейших самолетов стояли два мощных мотора по тысяче лошадиных сил, благодаря чему увеличивалась скорость и дальность полета, составлявшая полторы тысячи миль.

Площадь поисков разбили на квадраты в пятьдесят километров шириной. В  северо-западном секторе от 148-го меридиана летал Грацианский, а в северо-восточном - Вилкинс. Поисковые работы проходили в сложных метеоусловиях с риском для жизни пилотов. Во время одного полета Вилкинс долетел до района 78° северной широты и 175 ° западной долготы, но на обратную дорогу до материка им не хватило бензина. Пришлось сесть на лед. Одиннадцать дней он со вторым пилотом Эйелсоном шел по льдам до берегов Аляски. Восемнадцатого сентября Вилкинс совершил свой последний, пятый по счету полет, достигнув параллели 86°10' северной широты. Но его результат, как и предыдущих полетов, оказался отрицательным: пропавшего самолета летчики  не нашли.

Грацианский со своим экипажем на двухмоторном самолете-амфибии «С-43» авиаконструктора Игоря Сикорского, закупленном в Америке Леваневским, базировался на мысу Барроу. Он обыскал все побережье Аляски до устья реки Маккензи в Канаде, летал также на запад. Самолет-амфибия Грацианского бороздил небо Аляски на высоте трехсот – четырехсот метров и спускался над самым льдом. Ураганные ветры, мороз, снегопады и  туман не благоприятствовали поискам. Однако экипажу удалось сделать шесть дальних вылетов с дозаправкой в воздухе. Дозаправка проводилась при помощи ручной помпы, которой перекачивали бензин из бочек, взятых на борт, в баки самолета. В одном полете самолет удалился от мыса Барроу более чем на 1000 километров. Поиски продолжались до конца октября. За это время «С-43»  Грацианского пролетел  десять тысяч километров. С приближением полярной ночи по приказу командования Алексей Грацианский со своим экипажем вернулся в Москву. Несмотря на то, что в поисках Грацианский  достиг параллели 77°  30' северной широты, самолета Леваневского он не обнаружил.

2

14 августа ледокол «Красин» вышел из Чаунской губы на Чукотке к мысу Шмидта. Там погрузили  самолеты У-2 и Р-5 на палубу, взяли летчиков под командой Каминского, две собачьи упряжки и меховую одежду для экипажа Леваневского. Отчалив, ледокол лег курсом на северо-восток к мысу Барроу на Аляске. Летчик Головин отправился на остров Диксона для  полетов на север Арктики.

25 августа из Москвы к  островам Земли Франца-Иосифа вылетели три четырехмоторных самолета АНТ-6 с регистрационными номерами полярной авиации Н-170, Н-171 и Н-172, под командованием Михаила Водопьянова, Василия Молокова и Анатолия Алексеева. Непогода задержала перелет.  Достигли острова Рудольфа, но их опять остановил снег и туманы. Для того, чтобы долететь до предполагаемого района поисков Н-209 и вернуться назад на Рудольф, самолет должен был находиться в воздухе пятнадцать часов, но в Арктике погода крайне переменчивая и неустойчивая, поэтому пришлось ждать. Первоначально предполагалось, что поисковики полетят рассыпным строем, однако, чтобы всем не рисковать, в полет пошел только один самолет Михаила Водопьянова со штурманом Иваном Спириным. Весной они уже приземлялись на Северном полюсе на АНТ-6, доставив экспедицию Папанина для дрейфа в Севером Ледовитом океане, поэтому выбор пал на них.

26 августа с мыса Барроу поиски начинает Василий Задков на гидросамолете «Дорнье-Валь». Он обследовал побережье Аляски и горный район Эндиккот, но пятого сентября его самолет раздавили льды прямо у борта ледокола «Красин», на котором базировался экипаж. А сам «Красин», дойдя до мыса Барроу,  остановился в толстых паковых льдах, забивших бухту. На этом его участие в поисковой экспедиции закончилось. Зато радиостанция ледокола стала служить радиоприводом для поисковых самолетов, вылетавших с Аляски. С наступлением морозов «Красин» вернулся на Чукотку.

По расчетам Спирина, самолет Леваневского мог находиться в районе, ось которого – меридиан 122° западной долготы, между полюсом и северной широтой 88°30'. Для большей уверенности Водопьянов предполагал дойти до параллели  82° северной широты по ту сторону полюса. От полюса самолет Водопьянова взял курс параллельно меридиану 122° западной долготы. Шли в двадцати  километрах западнее него. На широте 84° началась сплошная облачность, прижимавшая машину к земле. На восемьдесят восьмой широте встретился фронт. Его прошли на бреющем полете в густой темноте над макушками торосов. С полюса радист Кренкель  сообщал, что погода ясная. Машина шла на высоте пятисот метров. За параллелью 89° северной широты снова появились полосы тумана и дальше он сгущался и уходил за горизонт. Из-за этого дальнейший полет  в сторону Америки был бессмысленным. Водопьянов бросил три осветительные ракеты и повернул назад.

До наступления зимы с острова Рудольфа поиски вели шесть мощных самолетов АНТ-6, а с Земли Франца-Иосифа - два легкомоторных самолета Р-5. Вскоре в высокие широты пришла полярная ночь и полеты были остановлены. По сообщению начальника Главсевморпути академика Шмидта, в поисках самолета Леваневского участвовало 15 отечественных и 7 американских самолетов.

Весной следующего года поиски возобновились. В середине марта Вилкинс и Кэньоном совершили девятнадцатичасовой полет в Арктику, преодолев расстояние в три тысячи триста миль. Советские летчики, зимовавшие на острове Рудольфа, также продолжили полеты в район полюса. В конце марта экипаж Якова Мошковского на четырехмоторном АНТ-6 полетел в направлении Гренландии и облетел район между 82 и 84 градусами северной широты. А в начале апреля прошел полюс и пролетел вдоль нулевого меридиана в сторону Северной Америки.

Несмотря на проведенные поиски, положительных  результатов не получили.  Ровно через год после исчезновения самолета Леваневского с экипажем было опубликовано правительственное сообщение, поставившее точку в этой проблеме.
«Правительство СССР организовало поиски экипажа самолета Н-209 по всей трассе его полета как со стороны берегов Аляски и Северной Канады, так и со стороны советского сектора Арктики. За время поисков было совершено два полета до Северного полюса, ряд полетов на продолжении трассы в сторону Америки, полет с Земли Франца-Иосифа к берегам Гренландии (куда дрейф мог отнести остатки самолета) и другие. Полеты не дали результатов, самолет Н-209 не был обнаружен.

Правительство опросило Героев Советского Союза — летчиков и полярных исследователей — о возможности и целесообразности дальнейших поисков. По единодушному их мнению, дальнейшие поиски не имеют никаких шансов на успех, и экипаж самолета Н-209 следует считать погибшим. В связи с этим Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил: дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить. Правительство СССР разделяет со всем советским народом скорбь о потере наших дорогих товарищей, мужественных советских летчиков, товарищей С. А. Леваневского, Н. Г. Кастанаева, В. И. Левченко, Г. Т. Побежимова, Н. Н. Годовикова и Н. Я. Галковского и выражает их семьям свое глубокое соболезнование…»


Рецензии