Случайности и совпадения на войне

Вы не задумывались, как случайности и совпадения могут повлиять на вашу жизнь? Оказывается,  они влияют на ход событий, да еще как. Ниже два примера из Второй мировой войны. 

2 июня 1940 года началась британская операция "Алфавит" - эвакуация английских сил из Северной Норвегии в Англию. По случайному совпадению 4 июня началась немецкая операция "Юно", эскадра состоящая из линкоров "Гнейзенау", "Шарнхорст", тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" и четырех эсминцев вышла из Киля для обстрела Харстада-базы союзников. Командовал этим соединением вице-адмирал Вильгельм Маршаль.

На тот момент немцы вообще не знали об английской операции. Позже о начале эвакуации англо-франко-польского контингента Маршаль узнал из данных авиаразведки 7 июня, поэтому он решил не атаковать Харстад, а попытаться перехватить конвои союзников. Верховное командование же настаивало на первоначальном плане, не веря сообщению Маршаля.

Но 8 июня охота на конвои все же началась и весьма удачно. Немцы обнаружили и потопили два одиночных британских транспорта и переоборудованный в морской охотник рыболовный траулер. Госпитальное судно "Атлантис" вице-адмирал отпустил с миром. Тогда немецкие морские волки еще соблюдали правила ведения морской войны. Имея мощное радио, немцы мешали работе английских радиостанций, создавая помехи. Поэтому никаких радиосообщений о нападении английские военно-морские силы не получили. После полудня стало ясно, что у "Хиппера" и эсминцев топливо на дне, поэтому их отправили в Тронхейм. В это же время гидросамолеты линкоров засекли группу кораблей.

Отряд из авианосца "Глориос", на котором находились истребители (сухопутные) и их экипажи, прикрывавшие группировку союзных войск в Нарвике, а также эсминцев "Акаста" и "Ардент", был обнаружен в 300 милях от Тромсе и был атакован немецкими линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау".

Шедший головным "Гнейзенау" открыл огонь главным калибром по авианосцу "Глориос", а противоминным левого борта по ближайшему эсминцу "Ардент". Через 4 минуты заговорила артиллерия "Шарнхорста". "Глориос" повернул на юго-запад, а эсминцы попытались прикрыть его дымовой завесой. Авианосец все же получил несколько попаданий. В это время "Ардент" дважды выпускал по 4 торпеды, но немцы вовремя замечали залпы и смогли уклониться, а пораженный снарядами всех калибров эсминец был охвачен пламенем, получил большой крен, потерял ход и в 18:22 пошел ко дну.

Второй британский эсминец "Акаста" еще не имел повреждений и мог покинуть поле боя, однако отправился на защиту уже горящего авианосца. Пройдя перед немецкими линкорами, которые вели плотный огонь по нему, стреляли даже из зениток, "Акаста", совершая немыслимые маневры для уклонения от огня немецких линкоров, в 18:33 дал два 4-х торпедных залпа. "Гнейзенау" уклонился от торпед, но в 18:39 одна из них поразила "Шарнхорст" с правого борта в районе кормовой башни главного калибра, в результате чего она вышла из строя. Также была повреждена одна из башен среднего калибра, погибло 48 членов экипажа. После чего огонь немецких линкоров был полностью перенесен с авианосца на эсминец.

Около 19:08 авианосец перевернулся и затонул. Всего на 9 минут пережил его героический "Акаста", получивший критические повреждения корпуса в том числе и машинного отделения, но до конца выполнивший свой воинский долг. Из экипажа эсминца спасся всего лишь один человек. Вся команда ушла в пучину вместе с кораблем.

Тяжелые повреждения "Шарнхорста" заставили адмирала Маршаля отказаться от дальнейшей охоты на союзные конвои и срочно возвращаться на базу. В 19:15 "Гнейзенау" и "Шарнхорст" взяли курс на Тронхейм, не оказав помощи утопающим британцам. Позже уцелевших спасли норвежские суда, которые сняли их со спасательных плотиков, всего 46 человек. В общей сложности у союзников погибло 1520 человек.

Это морское сражение стало первым противостоянием линкора и авианосца в истории войн. А также единственным сражением Второй Мировой войны в Европе, в котором линейные корабли одержали верх над авианосцем. У "Глориес" тогда на борту было только 5 "Суордфишей", правда, только  два были готовы к взлету. Но случилось немыслимое - третьим залпом "Шарнхорст" попадает таки в "Глориес" и это с расстояния в 24,5 км! Снаряд пробивает верхнюю палубу и разрывается в ангаре, подъемники разрушены и начинается пожар. А взрывом с палубы сдувает два готовых к взлету торпедоносца как пушинки. Все...авианосцу вообще нечего противопоставить линкорам. С этого момента можно сказать, что исход сражения был предрешен.

А второй случай произошел через год, и снова в качестве неудачника стал английский корабль. И не просто какой-то переделанный из легкого крейсера в авианосец типа «Глориес», а краса флота Его королевского величества линейный крейсер «Худ», самый большой по водоизмещению военный корабль на тот момент.

Линейный крейсер «Худ» был построен к концу Первой мировой войны и вошел в состав английского флота в 1920 году.

В течение двадцати лет (до вступления в строй немецкого линкора «Бисмарк» в 1940 году) «Худ» был самым большим линейным кораблём в мире. Если бы не договоры, то корабль не долго бы пробыл самым большим. На момент подписания соглашения в Англии, Японии и США спроектированы и уже были заложены куда более крупные корабли того же класса. В эти годы всеобщего внимания к флоту корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину, команда корабля назвала его семь Б. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг». В частности с ноября 1923 по сентябрь 1924 года «Худ» вместе с крейсером «Рипалс» совершил кругосветное плавание, пройдя свыше 40 000 миль. За время этого похода «Худ» посетили более 750 000 человек.

В январе 1935 столкнулся с «Ринауном». Форштевень «Ринауна» нанёс удар в районе 340 шпангоута. В борту образовалась вмятина полуметровой глубины и сильно повреждён один винт и погнут вал («Худу» пришлось становиться в док).

С началом Второй мировой войны «Худ» был в гуще боев на акватории Атлантического океана. В частности, он вел огонь по французским кораблям, своим бывшим союзниками,  во время операции «Катапульта». Видимо, такое предательство англичан своих союзников и стало причиной быстрой гибели «Худа». Как говорится, Бог шельму метит.

19 апреля 1941 поступило известие о выходе в море немецких тяжёлых кораблей — линкора «Бисмарк» (флаг адмирала Гюнтера Лютьенса) и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». «Худ» приготовили для перехвата этого соединения (командир «Худа» капитан 1 ранга Ралф Керр).
21 мая получено донесение о следовании немецких кораблей в Северную Атлантику для действий против конвоев союзников.

22 мая соединение под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда, в составе: линейный крейсер «Худ» (флаг командующего) и линкор «Принц Уэльский», а также 6 эсминцев — «Electra», «Anthony», «Echo», «Antelope», «Icarus» и «Achates» вышли в море на их перехват.

Бой в Датском проливе
Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили группу «Бисмарка», шедшую со скоростью 27 узлов в Датском проливе. С помощью недавно установленного радара, «Саффолк» отслеживал движение «Бисмарка» в течение ночи и передавал его координаты основным силам. План британцев заключался в том, чтобы сблизиться с «Бисмарком» с тёмной (южной) стороны, при том, что силуэт немецких кораблей был бы виден на светлом фоне северной части неба. Однако в 00:28 «Саффолк» потерял контакт с «Бисмарком» и план не сработал: опасаясь потерять «Бисмарк», Холланд приказал прекратить движение в оптимальную точку встречи и повернуть на юго-юго-запад, отправив при этом эсминцы на север. В это время германские корабли, стремясь обойти паковый лёд, в 00-41 изменили курс, в результате чего группа эсминцев прошла мимо на расстоянии всего 10 миль, не заметив противника. Незадолго до 03:00 «Саффолк» вновь обнаружил «Бисмарк» на радаре и передал его координаты. Hood и Prince of Wales находились в этот момент на расстоянии 35 миль (65 км), немного впереди по курсу немцев. Холланд приказал довернуть в сторону противника и увеличить скорость до 28-и узлов. Британские корабли оказались в невыгодном положении: встреча под тупым углом означала бой на длинной дистанции, при котором тонкая палубная броня «Худа» попадала под навесной огонь. Ситуация ещё более ухудшилась в 03:20, когда «Бисмарк» сделал ещё один доворот к западу: теперь эскадры шли практически параллельным курсом.
В 05:35 24 мая, дозорные с Prince of Wales заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (31,5 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником.

В 05:52 Hood открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км).
«Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время попадания под навесной огонь. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с Prinz Eugen попал в среднюю часть «Худа», рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар запаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал повернуть на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни корабля могли стрелять по «Бисмарку».

Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, «Худ» был накрыт залпом с «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15—18 км). Практически немедленно в районе его грот-мачты возник гигантский фонтан огня, после чего произошёл мощный взрыв, разорвавший корабль надвое. Корма «Худа» быстро затонула, а его носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она (в последний момент обречённый расчёт носовой башни сделал ещё один залп). Prince of Wales, находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».

"Худ" затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец «Электра»

На момент строительства корабль получился довольно необычным для моряков, не привыкших к тому, что хорошо вооружённый и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому существовали разногласия по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линкорам или же к линейным крейсерам. Являясь самым крупным боевым кораблём на момент постройки, он сочетал в себе высокую огневую мощь, соответствующую линкорам типов «Куин Элизабет» и «Ривендж», сильное бронирование (хоть и несколько уступавшее этим кораблям, но в целом оно было достаточно мощным) и высокую скорость хода. По этому показателю «Худ» превосходил почти все как линкоры, так и линейные крейсера. Таким образом, британцы смогли создать вполне сбалансированный корабль, который превосходил все корабли, способные держать такой же (или даже больший) ход, и был быстроходнее более мощных кораблей (что позволяло устанавливать выгодную для себя дистанцию боя). К моменту завершения постройки «Худ» не стал сильнейшим боевым кораблём мира. В строй вошли японцы «Нагато» и «Муцу» и американцы «Колорадо» и «Мэриленд», имевшие более мощные 406-мм пушки и лучшую защиту. Если говорить о защите, то крейсер в лучшем случае имел паритет с «Куин Элизабет», «Исэ» или «Пенсильванией». Но оставалась способность уйти от превосходящего оппонента или быстро догнать и расправиться со слабейшим.

У корабля были и недостатки. Это недостаточное бронирование палуб (что, скорее всего, и сыграло роковую роль в судьбе линейного крейсера), барбетов и траверзов. Для своего времени «Худ» был кораблём, который было очень трудно одолеть в бою, но при отсутствии серьёзных модернизаций к началу Второй мировой войны он устарел. Бронирование на нём существенно не усиливалось, угол возвышения орудий не увеличивался (что негативно сказалось на дальности стрельбы), а износ механизмов не позволял развивать больше 27-28 узлов.

В итоге этот, один из наиболее сбалансированных на момент своего появления корабль, к началу войны стало опасно подставлять под удар современных быстроходных линкоров «Бисмарк», «Ришелье», «Норт Кэролайн» и «Литторио». Они имели превосходство в скорости на 2—3 узла (кроме «Норт Кэролайн»), равенство или даже превосходство в вооружении (восемь 380-мм орудий — «Бисмарк», «Ришелье», девять 381-мм орудий — «Литторио», девять 406-мм орудий — «Норт Кэролайн»), а также в целом более сильное бронирование, поэтому «Худ» проигрывал всем без исключения «одноклассникам».

«Худ» несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, не был по отношению к новым линкорам таким устаревшим кораблём, как броненосцы конца XIX века по сравнению с «Дредноутом».

«Худ» вступил в артиллерийскую дуэль с «Бисмарком» и пал жертвой одного залпа — в действительности, возможно, всего одного снаряда с немецкого линкора. Наводчики орудий главного калибра «Бисмарка» направили свои снаряды прямо между второй трубой и главной мачтой «Худа». Прямое попадание в погреб боеприпасов (или в котел) вызвало сильнейший взрыв, после которого из 1500 членов команды в живых осталось только три человека.

Таких примеров в истории Второй мировой войны можно привести множество. Например, случай, когда английский линкор с Черчиллем на борту шел в США для переговоров с Рузвельтом, его заметила немецкая подводная лодка, но у неё закончились торпеды и провести атаку було нечем. Случайность? Конечно, случайность, повлиявшая на ход войны. Но эти два наиболее показательных примера, завершившиеся большим количеством человеческих жертв. Правда, на ход войны они не повлияли.


Рецензии
30 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-56 атаковала тремя торпедами английский линейный корабль "Nelson", на котором находился Черчилль. Все три торпеды попали в цель, однако взрыватели торпед не сработали. Это так подействовало на командира подлодки капитан-лейтенанта Вильгельма Цана, что его пришлось лечить в психиатрической лечебнице...

Олег Каминский   20.08.2022 10:35     Заявить о нарушении