Хоккеист Дарюс Каспарайтис

Сейчас, когда 24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине, в мире буквально зашкаливает градус русофобии. Известный в прошлом чешский вратарь Гашек, игравший в НХЛ с нашими хоккеистами, предлагает сажать в тюрьму чехов, которые играли или собираются играть в России, в КХЛ. А в Латвии уже приняли закон, запрещающий уроженцам этой страны играть в КХЛ.  Они забыли, что вратарь Ирбе и нападающий Балдерис стали звездами мирового хоккея, играя в советском чемпионате и в советских, а потом в российских клубах. Именно после этого их позвали играть в Национальную хоккейную лигу за океан.   Я уже рассказывал о судьбе Хельмута Балдериса.

Сегодня речь пойдет о другой «звезде» мирового хоккея, защитнике Дарюсе Каспарайтисе.  Он тоже из Прибалтики, из Литвы, где спорт №1 баскетбол. Но стал звездой в хоккее. 

Думаю, многие из моих читателей видели культовый фильм 90-х годов «Брат-2». Там есть эпизод, когда герой фильма, которого играет Сергей Бодров, приходит на тренировку команды НХЛ «Питсбург Пингвинз», чтобы переговорить с братом-близнецом убитого в Москве его друга.  Во время разговора к бортику подъезжает товарищ по команде этого брата, и требует, чтобы тот продолжил тренировку. Этим игроком был Дарюс Каспарайтис.

Дарюс родился 16 октября 1972 года в городе Электренай, в Литовской ССР.
- Литва была республикой абсолютно нехоккейной. На лед первый раз вышел в восемь лет, еще лет пять после этого учился тормозить и поворачивать, - Дарюс Каспарайтис.

Играть в хоккей Дарюсу нравилось, и он очень много работал, чтобы научиться играть. Когда Дарюсу было 13 лет, его команда играла со сверстниками из московского «Динамо», которые приехали в Литву на сборы. После игры к Дарюсу подошел тренер «Динамо» Валерий Васильев и предложил ему играть за московскую команду. Дарюс согласился, и в 14 лет переехал в Москву.

- На первой тренировке меня встретили с удивлением – литовец? В хоккее? Многие давали понять – чужой. И Гансом прозвали – за акцент, короткие штаны, сандалии. Я не обижался – Ганс так Ганс. В итоге из нашей команды только мы с Сашей Хавановым добрались до НХЛ. А те, кто больше всех давал мне понять, что я чужак, ничего в хоккее не добились, - Дарюс Каспарайтис.

В возрасте 16 лет, Дарюса стали привлекать во взрослую команду «Динамо» - пришедший главным тренером Юрзинов сделал ставку на молодежь.

- Как же я боялся тогдашних динамовских ветеранов – Юрия Вожакова, Сергея Яшина. Они с молодыми не церемонились. А первая в моей карьере игра была, как назло, против ЦСКА. Я сидел на скамейке и молился, чтобы меня не выпустили. И на последнюю смену Юрзинов сказал: «Иди на лед!» Голова кружилась, руки тряслись, но ничего – вроде не напортачил, - Дарюс Каспарайтис.

Дарюс тогда учился в 10-м классе, и, увидев свою фамилию в газете «Советский спорт», хвастался, показывая одноклассникам газету. Всего за команду «Динамо» Дарюс провел пять сезонов, проведя 59 игр, и набрал 13 (3+10) очков.

В начале 1992 года, Дарюс в составе молодежной сборной СССР выигрывает чемпионат мира, и его признают лучшим защитником турнира. После этого успеха Дарюса приглашают во взрослую сборную Советского Союза. Дарюс в составе сборной отправляется на Олимпийские игры в Альбервиле.

- Команда у нас была молодая, после развала СССР не представляла никакую страну, поэтому играла под олимпийским флагом и без гимна. Мы никогда бы не выиграли этот турнир, если бы не Вячеслав Быков с Андреем Хомутовым. Мы видели, какое спокойствие эти люди придают всей команде. А мы, молодые не заморачивались. Перед турниром только появилась компьютерная приставка «Геймбой» - так вся команда сутки напролет, в свободное время, в нее резалась. В том числе и на самой Олимпиаде. Что не помешало нам ее выиграть, - Дарюс Каспарайтис

Так Каспарайтис стал Олимпийским чемпионом в Объединенной команде (ОК) – название команды, в которую входили спортсмены бывших республик СССР.

В том же, 1992 году, на драфте НХЛ, в 1-м раунде под номером 5, Каспарайтиса выбрала команда «Нью-Йорк Айлендерс». В настоящее время выбор в 1-м раунде драфта даже под 15-20 номером расценивается как залог на успешную карьеру в НХЛ.

- «Айлендерс» в ту пору была командой несильной, что мне только и было надо. Я даже загадывал: только бы в ведущий клуб не попасть. Потому что понимал: в слабом клубе легче будет пробиться в состав, а сильный – он силен и без тебя. Уехал спокойно, - Дарюс Каспарайтис.

Первое время за океаном, нелегко дались Дарюсу – тогда он с трудом понимал реалии заграничной жизни.
- Девятнадцатилетнему парню в Москве хватало тогда сто баксов, чтобы погулять от души. Такие были цены. Получал я 200 баксов. Чувствовал себя очень богатым. Потом в штатах мне выдали первую зарплату – 20 тысяч долларов. Не знал, куда с ними идти. Сунулся в магазин, рассмотрел цены – окончательно растерялся, - Дарюс Каспарайтис.

Но авантюрный характер Дарюса позволил ему быстро разобраться в заграничной жизни. С хоккеем бывшему члену сборной СССР разобраться было гораздо проще.

- 2 октября приехал – и чуть не умер на первой тренировке. Зато сразу понял – на маленьком льду легко играть в тело. Сделал «мельницу», тренеры воодушевились: «Вот так и будешь играть!» Никаких авторитетов у меня не было, страха тоже. Хотя никто меня там знать не знал, и фамилия моя больше напоминала какую-то загадочную болезнь на латыни, - Дарюс Каспарайтис.

Позже «мельница» (силовой прием) стала фирменным приемом Каспарайтиса.  В советском хоккее этот прием часто применяли защитники  «Динамо»  Васильев, Билялетдинов, так что научиться Дарюсу этому приему было у кого.  Прославился Дарюс в матче против клуба «Питтсбург Пингвинз», сыграв жестко против Марио Лемье – заокеанской звезды.

- Играем с «Питтсбург», Лемье меня в спину на борт толкает. Что за ерунда, думаю? Встаю и даю ему обратно. А потом еще добавляю. Зрители в Питтсбурге с ума сходят, а мне по барабану. Вскоре корреспондент «Нью-Йорк Таймс», случайно задержавшийся у клубной парковки, увидел, как я на машине, сдавая назад, натурально сношу столб. И вскоре в газете появляется карикатура: Каспарайтис сносит столб, а на нем Лемье висит. Как же меня тогда в Питтсбурге ненавидели, - Дарюс Каспарайтис.

Впоследствии Дарюс все матчи стал проводить в таком жестком ключе, не жалея не себя, не противников.

- Я всегда был по хоккейным меркам щуплым. А чем я тут мог взять без габаритов? Только смелостью, жесткостью, неуступчивостью, наглостью и, главное, техникой выполнения силовых приемов, - Дарюс Каспарайтис.

Действительно габариты Дарюса не были особо впечатляющими - рост 180 см, вес 95 кг. Вскоре за Каспарайтисом приклеилось прозвище: «Каспер – недружелюбное приведение». Тогда был очень популярным мультфильм про приведение, с главным героем Каспером. Это прозвище придумал защитник «Нью-Джерси» Скотт Стивенс и добавил: «Очень даже недружелюбное приведение. И он дождется, что мы его поймаем и поколотим по первое число. Будет нас помнить».

Первое время в США, у Дарюса «сносило крышу» от внезапно хлынувших больших денег.

- Есть во мне нечто «совковое». Вроде и команда слабенькая, и деньги поначалу смешные платили, но для меня и те 460 тысяч долларов в год казались миллионами. Как с цепи сорвался: в первое время дом снимали, одна машина, вторая, катер, ворох одежды. Жена меня останавливает, дескать, зачем это, а я остановиться не могу. Ну и в загулы ударяться начал. Пару раз меня останавливали за вождение в нетрезвом виде, грозили лишить прав, - Дарюс Каспарайтис.

Кстати Дарюс в 21 год полностью «завязал» и больше не пьет, даже пиво.

У Каспарайтиса в НХЛ была непростая репутация – его все ненавидели: игроки, тренера, болельщики и журналисты. Но по настоящему его стали ненавидеть, когда Дарюс «вывел» из игры великого Эрика Линдроса.

- Линдроса я убрал абсолютно чисто. Да, он получил сотрясение мозга. Но мне за тот прием даже 2 минуты штрафа не выписали. Что касается других «великих», то на площадке для меня нет разницы, кто против меня играет, - Дарюс Каспарайтис.

В одной из игр Дарюс провел 14 силовых приемов, вызывая недовольство и свист трибун. Когда в очередной раз он швырнул на борт игрока команды соперника, несколько зрителей пытались перелезть через ограждение и разобраться с литовцем.

- Уэйн Гретцки был игроком очень умным. Это ерунда, что в лиге негласно приказывали его не трогать. Просто играл он очень хитро, видел «поляну». Но мне однажды удалось его поймать. Я вышел на матч «Айлендерс» против «Лос-Анджелеса», где тогда играл Уэйн. Начинается второй период – ловлю Гретцки на задницу, он летит, я подбираю шайбу и забиваю! Важно, что, когда ты атакуешь лидера соперников, те забывают о хоккее. Людей переклинивает, они начинают за тобой охотиться, и хватают глупые удаления. А тренеры твоей команды тебя за это ценят. Друзей на льду у меня не было. Как-то играли с «Оттавой», так я за воротами Яшину как дал – чуть не убил. После игры меня у раздевалки поджидает его мама. Говорит: «Как ты мог, вы же друзья! Больше нам не звони!» - Дарюс Каспарайтис.

Естественно, Дарюса ненавидели, когда он играл против их команды, когда он менял клуб, тут же становился всеобщим любимцем в новой команде. В 1996 году, в «Айлендерс» пришел новый генеральный менеджер Майк Милбери, и 17 ноября 1996 года обменял Каспарайтиса в «Питтсбург Пингвинз». За пять лет выступлений за «Айлендерс» Дарюс провел 254 матча, забив 6 шайб, и получил 478 минут штрафов.

- Я, честно говоря, внутренне перепугался, как в раздевалку «Пингвинов» войду. Там же верховодили Лемье с Ягром, которых я столько бил. А Лемье, оказывается, мой обмен в «Питтсбург» и придумал. Сказал: «Слава богу, что ты теперь играешь за нас! Правда, придется все время в нагруднике ходить, - Дарюс Каспарайтис.

Самому Дарюсу тоже весьма неслабо доставалось. В игре «Питтсбурга» с «Нью-Джерси» силовой прием Холика выбросил Дарюса на скамейку противников.

- Весь Питтсбург тогда надо мной угорал. До бортика я полз на четвереньках - чтоб не затупились коньки о бетонный пол. Дополз до запасного вратаря «Нью-Джерси», поднял голову. А тот, глядя на меня, чуть не рухнул от хохота со скамейки, - Дарюс Каспарайтис.

Дарюс большой любитель приколов и шуток. Рассказывают, что однажды, он на спор съел дождевого червяка. Спор был на 100 долларов – Дарюс поспорил наверняка не из-за денег.

- В НХЛ это в порядке вещей. Чего люди только не придумывают – могут и задники от хоккейных ботинок срезать, и шампунь в них налить, и полотенце измазать зубной пастой. В Нью-Йорке, я тренеру в туфли кетчуп выдавил – понимаю, шутка плоская, но ржали все. К счастью, он не узнал, чья проделка. В «Айлендерс» одному ветерану команды под водительское сиденье селедку засунул. Тот всю машину перевернул, пока нашел источник вони. Или вот еще: Рэю Ферраро, дружку своему, ботинки гвоздями к полу прибил. Он уже оделся, сунул ноги, шнурки завязал, выпрямился, хотел шагнуть – и чуть не завалился, - Дарюс Каспарайтис

Несмотря на агрессивное поведение на льду, Дарюс никогда не был классическим «тафгаем». Тафгай – игрок хоккейной команды, основной задачей которого является препятствование развитию успеха соперников силовыми приемами, устрашение противника, драки на льду.

- Драки – это с моими габаритами не мое. Мало кто знает, что не только Андрей Назаров был тафгаем, который на равных дрался с ведущими бойцами НХЛ, но и Владимир Малахов. Просто у Вовы с его катанием и «щелчком» на первом плане была игра, но если его разозлить. Однажды, когда мы вместе играли за «Айлендерс» против «Детройта», он так отметелил их штатного тафгая Джо Кошура! У нас у всех челюсти попадали. А, например, вратарь Тим Томас до такой степени терпеть не мог Барака Обаму, что, когда его «Бостон» выиграл Кубок Стэнли и был приглашен в Белый дом, отказался туда идти, - Дарюс Каспарайтис.

Не отказывался Дарюс и от игры за сборную России. В 1998 году, в Нагано, в составе сборной он завоевал серебро турнира, отметившись двумя голевыми передачами.

- Жаль, выиграть Кубок Стэнли не получилось. Хотя делал для этого все – и даже больше. В «Питтсбурге» во время плей-офф сломал стопу. Приехал на костылях посмотреть на игру. Жена помогла в машину залезть. Приезжаю, захожу в раздевалку – и тут замкнуло. Говорю врачу: «Заморозьте». И вышел на матч, и отыграл его целиком. В игре-то адреналин бешеный, боли не чувствуешь. Зато представляете, в каком шоке была жена, увидев меня по телевизору на льду?! Провожала человека на костылях – а тут он выходит и играет, - Дарюс Каспарайтис.
19 марта 2002 года Каспарайтис был обменян в «Колорадо Эвеланш». 2 июля 2002 года, как неограниченно свободный агент, Дарюс подписал контракт с клубом «Нью-Йорк Рейнджерс».

- В 2002 году, когда я был свободным агентом, Эрик Линдрос мне вдруг позвонил: «Хочу, чтобы мы были в одной команде». Это стало серьезным аргументом, чтобы выбрать «Рейнджерс», - то, что Эрик на меня не в обиде, - Дарюс Каспарайтис.

Также в 2002 году Каспарайтис в составе сборной России, в Солт-Лейк-Сити, на Олимпиаде, завоевал бронзовые медали.

- Я человек мира. Родился в Литве, играл за Россию, живу в Америке. А так меня в Литве и литовцем не считают: ты же, мол, за Россию играешь. Я все время повторяю, что вовремя родился. Воспитывался в Советском Союзе, где все для нас было бесплатно. Потом смог уехать в НХЛ. И в плане стиля мне тоже повезло. В 70-е годы хоккей в НХЛ был вообще беспредельным по жестокости, и тогда меня бы просто убили. А сейчас была бы дисквалификация за дисквалификацией. - Дарюс Каспарайтис.

Также Каспарайтис приезжал в сборную России на три чемпионата мира – 1992, 1996, 2004 годы.

- По моей инициативе, в конце «регулярки» отсалютовали болельщикам из середины площадки. После окончания игры с «Вашингтоном», я позвал всех ребят в середину льда и сказал: «Давайте поднимем клюшки, поблагодарим болельщиков». Все посмотрели на меня как на сумасшедшего, но сделали. Сейчас в НХЛ это делают все. А придумали – мы! - Дарюс Каспарайтис.
В 2007 году Каспарайтиса отдали в аренду СКА (Санкт-Петербург), где он отыграл два сезона. В НХЛ Каспарайтис провел 863 матча, набрав 163 (27+136) очка и 1379 минут штрафного времени. За время выступлений Дарюсу семь раз ломали нос.

- Самый памятный перелом – в выездном матче с «Нью-Джерси». После мощного броска Андрейчука шайба нашла нос. А болельщики «Джерси» меня всегда терпеть не могли. Представьте картину: я весь в крови, боль адская, а трибуны ликуют, - Дарюс Каспарайтис.

В сезоне 2009/10 Дарюс работал помощником главного тренера СКА (Санкт-Петербург).
В 2010 году избран президентом Литовской хоккейной лиги. Но Литва не хоккейная страна, это Дарюс правильно сказал. Так что он там вроде свадебного генерала за столом.


Рецензии