Этимология термина Азербайджан

Публицистика/На русском, лезгинском и других Кавказских языках.
Наше исследование в основном коснется вопросов
этимологического значения термина-"Азербайджан",и вокруг него ,который  был официально  признан в 1936 году. Однако этот термин был известен еще в древности .

Это топоним ,который  со временем  превратился в
этноним народа. В интернете с 2012года опубликовано  5-версии термина- этнонима
Азербайджан. Коротко остановимся на этих версиях:
1."Зороастрийская" (иранская).*См.далее в конце.
2."Атропатенская"  (иранская).
3."Ойгузская"(тюркская).
4."Хазарская"(тюркская).
5."Азерская"  (тюркская).
Кроме этих версии имеются еще и другие как:
1.Происходит от тюркской основы "Каз"-обозначающий  "кочевание"
2.Восходит к персидскому слову "Хазар",что значит "тысяча".(А.П.Новосельцев.)
3.Восходит к титулу Кесарь.(А.Поляк.А.Рона-Таш).
4.Происходит от тюркского глагола со значением
"угнетать","притеснять".
Имеются следующие гипотезы как:
1.Хазары являются потомками Гуннской племени-
Акациров.
2.Хазары -имеют уйгурское происхождение(от Центрально-Азиатского народа).
3.Хазары - являются  потомками  Эфталитов из
Хоросана.(Восточный Иран).
4.Хозары  происходят  от племенного  союза, сформированного  уйгурами, савирами и на
завершающем  этапе Алтайскими тюрками.
(П.Голден, М.Артомонов, А.Новосельцев)и т.д.
Отсюда  этимология этнонима до конца не ясно.
Мы же хотим найти истину, или нет ? Мы здесь
обобщим по возможности некоторые из этих версии,
и дадим свою характеристику,(т.е.альтернативную версию)и придем к определенному результату. Хотя эта не наша задача.(эта задача АН. Азербайджана).
Так как  каждый из них(версии), содержат определенную информацию для нас, (для исследователей).
В некоторых случаях мы слышим ,что нет необходимости усложнят значение  данное слово.
Как Азербайджан (Азер- Бай- Джан ).Во первых как мы видим это сложный термин ,состоящий  из трех слов. И ничего, здесь не лежит на поверхности.
Множество версии говорят именно об этом .
*Этимология:  Ведь этимология-это беседа с прошедшим, с мыслью минувших поколений, вычеканенная  из букв и знаков и т.д. Этимология        -это изучение истории Слова, а также его  происхождение и развитие на протяжения всей истории .


"Азер" -это название определенной части  племени, далее мы остановимся на ней подробно .На мой взгляд ,это самый трудный   составной часть данного термина . К тому же как название племени мы его ни где не встретили.

"Бай"-(бей)это богатый скотовод или землевладелец.
(Так ли это было изначально на самом деле изучим далее).
"Джан"- (жан,чан ),это душа, родной, милый и т.д.
Мы, можем на этом закончит и поставит точку.
Однако ,вопросы останутся и они остаются .Начнем с
терминов, которые так или иначе связанны с этнонимом    АЗЕРБАЙДЖАН :
Азербайджан.(Азер).
Азарбайджан.(Азар).
Азербажан. (Азер).
Хазарбайджан.(Хазар/Азар).
Адербейджан. (Адер).
Адарбайджан .(Адар).
Адерпатекан. (Адер).
Атурпаткан . ( Атур).
Атропатена и т.д. Эти разновидности и различные формы произношения .В источниках указано, что топоним Азербайджан  происходит от парфянского  и ср.персидского и далее превращается в современное название как:
1.Атурпатакан .
2.Адербадаган.
3.Азарабадаган.
4.Азербаджан.
Всемирная история-Т.3.Москва.1957.с.132.
(Данная версия не выдерживает критики и не является истиной).
Термин Азербайджан как мы видим состоит из трех слов .А то, и из четырех слов :( Азер. Бай. Джан.) Дошедший до нас современная форма произношение Рассмотрим каждый из них:
Азер-или Азар- это якобы древне иранское слово
означаюший "Огонь".
На современном персидском Огонь это-"Атэш",Атеш",Атешгях,(Атеш-ган на др.Кавкаских языках),"Место огня или Земля огня." Гъан-это земля.   на лезгинском языке.(см.на Проза.ру "История одного слова),а значение слова "Атеш"-затемнена.На Авэстовском огонь-это "Атарс".(Атар),значит это ложный след. Атропат или Атропотена от (др.греческого) это имя человека. Атропатена как царство была создано 323г.до н.э. и ликвидирована в 226 г.н.э. (через 97 лет).уже при Сасанидах. В этом направлении мы его следы искать не будем ,их там просто нет.
Даже термин"Атешгях"и то искажена, должно быть
"Атеш-гъан",(Земля огня).Гъен или гъан это "земля."
Коротко отметим .что имя собственное как Атропат или  Атурпат,не как не может превратится в
"Азербайджан",если только не подогнать его под
данный сложный термин, который состоит из 3-х слов как: Азер +бай +джан. или из 4-х слов: Аз-зар-бай-джан.  (Далее мы остановимся на этом)

Некоторые значение многозначного слова - АЗЕРИ:
Топоним-Азери (Азербайджан),в разное время
применялся к разным территориям.
Азери- это оно из наречие иранского языка на территории современного Ирана. А как она стало тюркским не совсем понятно?
Азери-это язык древних Азербайджанцев.
Иранские языки имели такие наречия как: Пехлеви, Дари и Азери и др.
Азери- это самоназвание некоторых групп азербайджанцев.Азербайджанлылар,или Азерилер,
Азерияр.(В зависимости по месту  жительства).
Азерилер-в основе этого этнонима лежит слово
АЗЕРИ.
Азери- само слово искажено от первоначального
т.е.  Аз-зари, со временем превращается в Азери.
(Это происходит в результате смешения букв А на Е)
по закону Дэвида Роля (2002).И в процессе теряется вторая буква буква "З".
   Его еще называют или произносят в формах как : Аззари,Азари,Адари, Адхари,Хазери и т.д.(Хазери-Хазараги,не путат с Ср.Азиатским. Хазарейцами Авганистана).
Словообразование:
Как же происходит словообразование данного термина?   ( объясним через лезгинский язык.)
1.Аз-это "святой".
2.Зар-имеет ряд значении как: в т.ч. и "огонь"
3.Аз+Зар-Аззари,(Святой огонь).
4.Аззар,современем превращается в Азар,Азер.
Азери.при смешения букв (А на Е).по закону Дэвида Роля.2002.
5.Далее Азери превращается в Хазери,(путем добавления сюда заглавной буквы "Х".
Откуда же она взялась? Во первых она связано с Каспийским морем ,с именем "Кас".И во вторых
она связано с Ср.Азией. Корен  Кас , очень продуктивен в образовании различных терминов.
Кас(Каспи),Каз,Хас,Хаз.Кас/Каспи-это название ,
одного из больших Кавказско- Албанских племен.
(более подробно см. на Проза.ру "Этнонимы
Кавказских Албан",под №11.в моем редакции).
То ,что этот термин чисто Кавказского формата говорит приведенный анализ словообразования.
(и этот факт ,ни кому доказывать не нужно).

Источники отмечают ,что древний Аззари/Азери,
  это близкий язык  к  Талышам, Татам, Курдам и древне Мидийским племенам,(союзы  племен).См.Древняя Мидия ,статья на Проза. ру. в моем редакции, раздер Экбатан столица страны. Она свободно этимологизируется через лезгинский язык. Значит Южно-Кавказские народы имели прямое отношение к Мидийским союзам  племен ,в т.ч и Азери.  Одним словом это , южно Кавказский формат .
Вот что написано в "Британнике"(Британская энциклопедия )."Азербайджанцы имеют смешенное этническое происхождение, самым  древним элементом которых являются местное население
Восточного Закавказья и возможно ираноязычные
Мидияне, проживавшие в  современной Персии.
это население было персизированно в период
правления династии Сасанидов в Иране(3-7вв.н.э.)".
(АК.по моему слово возможно сюда не подходит,    Мидияне  ираноязычными  стали  позже .Они были  Кавказоязычными союзом племен.)
Как называли современных Азербайджанцев другие народы ?
1.Многие Кавказские народы называли их -Каджар,
Каджарами.(от династия Каджаров).
2.Чеченцы и Ингуши называли их- Къаджари.
3.Аварцы и Андийцы называли их- Падарами или
Гьамшери.
Ахвахцы (авар. группа) называли их -Азербежано,
Гьвадаро.
4.Суниты Карса  назвавали  их "Шия".
5.Цахуры и Рутулцы(лезгинская группа),называли их-Мукьал, Мугьалы. (На лезг.яз. "родственики").
6.Лезгины называли их-"Эмшери"или Цап, Цапар.
(Далее в заключении мы остановимся на последнем понятии).
 Как же называют  Каспийское море разные народы как:
на иранском: Кользумским,Хазарским, Дарья-е хазар.
на тюркском:  Хазар-денеси.
на др.азербайджанском:  Аззери /Азери-дениси.
на талышском: Хаз Казпи. (Хаз Каспи).
на лезгинском: Каспи гьил.(Каспийское море).
*Аззари -Азери.
Рассмотрим данный термин через лезгинский язык.
Аз-это священный.
Аз-это высший уровень и т.д.
Зар- это блеск. Блеск огня ,огонь, пламя.
Зар- это позолото
Зар- это золотой блеск.(блеск огня).
Заргар- ювелир(кузнец),работающий с огнем.
Зари- это писатель, поэт, прозаик, драматург.
Аз+зар- дословно  ,это "свешенный огонь".
отсюуда и Зарт1иш-Пророк зартишцев. Зартиш-это древнелезгинская религия ,как и у других некоторых народов южн.Кавказа и т.д. Для ясности приведем некоторые слова связанные с корнем "Зар":
Зар,зара,зар/зер, аззар,азар,аззари,азари,азери,зартиш,
зартуш,зараостра,зороастра,зар алайди,азаргъан,
и т.д.На Кавказских языках-Зартиш,Заратуштра ,
на др.греческом-Зороаструм.В Авесте названа
"Зартошт",(посмотрите как они звучат Зартиш/
Зартош )."Аззаргъан"-дословно переводится как
"Земля святого  огня",Аз- "святой".Зар-"огонь",
Гъан-"земля". На счет слова "Гъан".(см.на Проза.ру
статья "История одного слова " в моем редакции).
Вот о чем  говорит нам языковой материал.
Зороастризм-это одна из старых религии мира.
Пророк-Зораостра (Зарауштра,Зартиш),религия зародилась именно на юге Кавказа на Апшеронском полуострове. Здесь мы его рассматривать не будем это отдельная тема .

Географически на этом языке(Азери) говорили в Восточных и Сев-Восточных  областях древней Каспианы (и Атропотены ).Атропотена возникла во времена Александра Македонского .Забывает об этом нельзя.
А  Азери , язык Азери  и народы Азери были и до этого. (Язык есть а название  племени  нет его просто забыли с потерей родного языка и т.д.).
Согласно ср.вековым арабским историкам(Ибн Хавкал Муккаддези),жители Азербайджана  говорили на Азари.  (А.К.) Раз был язык ,то и должен быть носители этого языка .  Это аксиома.
Аззер,(Аз-Зар)-имеет и другое значение на древне
Албано -лезгинском как:
Аз-"священный" ,Зар-"огненый, блестящий, золотой" и т.д.Отсюда и огненная земля полуострова Апшерон,
"вечные огни",где и зародился -Зороастризм.
его необходимо рассмотреть отдельно. Это одна из древнейших  религии Мира.
 Отсюда и одно из названии Каспийское море -Азерийское море и т.д.(т.е.Каспийский тип народностей).Это название больше связан с Каспий-
-ским морем и с  его  побережем. Значит это топоним и гидроним одновременно.  Как, каспийское море, каспийский залив, каспийская коса, и каспийская низменность и т.д.
Языковой материал.(через лезгинский язык).
попутно рассмотрим слово "Кас".(Каспи).
Кас-это человек,мужчина на лезгинском языке.
Кас-это святой Кас-ба,Кас-Буба.Кас-это реальный Патриарх  народа.(а не легендарный).
Каспи-это название одного из больших Албанских племен. Вот откуда все это начинается и идет по всему
Миру. Вот его начало, именно с Кавказа, это Кавказ.
Каспиана- это большая область на побережий Каспийского моря и название древнего государства.
Каз- искажено  путем смешения буквы(С на З ).
Кавказ-это горная (система) или область(термин
содержит слово Каз.Кав+Каз.)
Казбек-нзвание горы на Кавказе.(термин содержит также Каз ,Каз+бек).
Хаз-это, искаженное от первоначального КАС/КАЗ/ХАЗ.
Хас-имя собственное.
Хаз-это море.
Хазарское море и т.д.
*Хазар/Хазары- это этноним , группы племен  на Северном Кавказе....Отсюда можно сделать вывод
что,Хазары/Хазария, это объединенное название группы племен как Кавказцев так и Азиатских тюрков    и т.д.В основе лежит  слово Кас/ Каз и т.д.
Хазри-(Хазар ели )- это западный  ветер  дующий со стороны Каспийского моря.(туркм).Хазри- ср.азерба-
-йджанский "бакинский норд",северный ветер
дующий на Апшеронском полуострове. Э.М.Мурзаев.
1984.с.589.
(Боле подробно см.на Проза .ру племя Каспи).

Сатрапия:
В Ахемединском государстве их было 20 ед.
Рассмотрим из них: №№.11 и 15.
Сатрапия №11. это территория Юго-Восточная часть Закавказья на побережье Каспийского моря.
Сатрапия №15.это территория Восточной части Закавказья на побережье  Каспийского моря.
В обеих сатрапиях жили племена как:
Касы,каспи,касситы,кадуси,азери,талыши,курды,
и т.д.Иранцы при проведении границ между сатрапиями обязательно учитывали национальный состав и родственность племен Это было у них принято.Однако здесь племя Каспии разделена на две части между двумя сатрапиями(11 и 15.).В истории народов наблюдаются такие моменты как объединения племен в союзы так и разделение их на части под разными предлогами и т.д.(как и в нашем случае).Может это сделано преднамеренно. этого мы незнаем. В результате чего появились разные названия одного и того же племени как:
Касы,Капии,стали называтся в разных областях по разному например : касситы,кадусси,тапуры,
анараки,саки,масагеты (последные две кавказские
а не Ср.Азиатские).и др.павсики.талыши.андиу,
гелы, дариты и т.д.
Вообще говоря все эти племена изначально генетически были близко родственны к Каспианам,
к Капийскому антропологическому типу, чем к Перед. Азиатскому типу.(т.е.к Ирана -язычным народам).Так утверждают исследователи и ученые.
Ирано- язычными и тюрка язычными они стали уже намного позже. Однако вернемся к этнониму -АЗЕРИ .
Начиная с 11в.количество говорящих на Азери начал сокрашатся .Постепенно Иранский Азербайджан стал
тюрко-язычным к 13 веку  в основном она стала повсеместным только в некоторых областях она сохранилась до 17 века и т.д.(Повторно):
*Хазар, Хазери, Хазар ели. Это западный ветер в
Туркмении дующий со стороны Каспийского моря,
(Хазарского моря),и  "ель" -это "ветер"Ср.Азербайджанский -Хазри "Бакинский норд" это северный ветер  на Апшеронском полуострове.
Азери-дениси  на западе  или Хазери-дениси на востоке,это одно и тоже название  Каспийского моря .
В слове Азери или Хазери происходит добавление заглавной,(начальной) буквы "Х" .А в словах как: Кас, Каз, Хас,Хаз , происходит  смешение букв по закону Дэвида Роля.(2002).и т.д.
*В эпосе Короглу страну называют "Хазарбайджан.
*В "Шахристаниха -и Эран"(Города Ирана ),в нем в
6 веке встречается название Азербайджан и т.д.
Это к тому ,что касается слову -Азери. Что касаемо
Этногенезу  Азербайджанского народа то по этому вопросу необходимо обратится к статье Происхождение Азербайджанцев. Гумбатову
Гахраману  Н.  На Проза.ру. 2012. Хорошая и объемная  статья, где он освещает многие вопросы.
Однако, по  этногенезу пока вопрос еще не решен...
Немного о племенах: Кутии и Каспии:
(они встречаются в источниках ,по этому мы приведем небольшой обзор ) .Удин и Каспи    хорошо знали многие античные авторы.
Кутии- (гутеи.утии.удины)Албанские племена Удины,
союзы племен. Жили Удины в районах Загросских гор.
у о.Урмия и о.Ван. Это те самые Удины которые и сейчас живут в Азербайджане. В Истории Древнего Востока написано:"Цари Аккада вели с Кутиями постоянную борьбу, защищая восточные границы своего государства от их  набегов".
Удин в районах Месопотамии стали называт Кутии
Горцы Кутии в 2228 г.до н.э. стали сильными племенами они захватили значительную часть Месопотамии.Племена Кутии/Удины господствовали в завоеванном ими Месопотамии более 125 лет и т.д. Каспиана -это историческая область древней Кавказской Албании. Кас,каспи -это название племени Она берет свое название от большого союза племен Каспии. Практически мы говорим об одних и тех же территория ,когда речь идет об Албанской области Каспиана и Атропотена в древности.
Мидия Атропотена,или Малая Мидия и т.д.
Часть Каспианы принадлежал Ахамединам(в 2-1вв.до н.э.),которая позднее вошла в состав империи А.Македонского. А с его распадом вошла в царство Мидия,как Мидия -Атропатена или Малая Мидия.
Обратно эти же территория как Юг и Юго- Запад от Каспийского моря до реки Аракс на Западе и горы Загросса на юге. Через Загросские горы Касситы в 18в.до н.э. захватили Месопотамию как южную так и северную .Племена Каспии в Месопотамии стали называтся Касситами. Династия Касситов  правили в Вавилоне более 500 лет .Читатель может спросит для чего он приводит эти данные? Во первых это история и она зафиксировано в различных источниках и без него нам  в не куда...
И во вторых вся эта история происходит на одних и тех же территориях как:
Кутии/Удины так и Каспии /Касситы территориально
находились на одних и тех же территориях как в регионе 3-х озер(оз.Ван ,оз.Урмия и оз.Каспийское).
Условно говоря на подошве Кавказа ,
это очень важное наблюдение в нашем анализе.
Так как на этих территориях обитали древние племена как:Каспи,азери,(аззари),курды,талыши,удины,     куьры,гелы и другие .южно Кавказские племена.
(Территория как Иранский Азербайджан,Курдистан,
районы проживания Талышей ,Каспиан и так называемая Атропатена и т.д.).
Однако вернемся к нашему термину.
*Исходя из изложенного первая часть сложного термина как Азер-Бай-джан .                Аззари/Азер- никакого отношения к тюркам и туркменам не имеет. И по времени тоже.  Это южно -Кавказский формат. И до прихода на эти земли как Иранцев так и Тюрков ,здесь уже жили те самые Аззары, Азери и другие племена. Как я уже упоминал с приходом как первых так и вторых они со временем их ассимилировали.(они потеряли свой язык).
*Что надо понимать под понятиями Тюрки  и Тюркоязычные  народы?
Тюрки-  это , этноязыковая общность народов говорящие  на тюркском языке и имеющие тюркское происхождение .Этноязыковая группа
Азиатов.
Тюрко-язычные  народы - это древние народы, которые в процессе исторического  развития потеряли свой родной язык и перешли на тюркский
и стали тюрко-язычными .Так например Азери-
исчезнувший язык иранской группы существовавщий  на различных  территориях в плот  до 17 в.н.э.
На территории современного Кавказа турко-язычными народами считается следующие народы как:
1.Азербайджанцы.*
2.Балкарцы
3.Карачаевцы
4.Кумыки
5.Ногайцы
6.Трухмены
7.Турки-Месхетинцы.Все они потеряли свой родной язык и перешли на тюркский в процессе исторического развития и т. д .

 *Бай или Бей -это действительно тюркский языковой формат,и означает богатый скотовод или землевладелец и т.д. Однако , так ли было первоначально?  Нет конечно.
На Азери-Байир, Баир-это берег ,низменность. Это
связанно с  Кура -Аракской низменностью с этим
районом  связанно и другое слово как -"Базы".(Базы-даг,Базырык, Доступ-базы).
"Бай-ир" -(Бай-берег,Ир-ири большой) с др. лезгинского языка переводится как:
*Берег, Большой берег, Большой пастбище ,выгон скота. Кроме того в лезгинском языке сохранился и другое слово как -"Байт"(Бай-т) ,в значении "язык".
и т.д.Коротко остановимся на слове
*Джан, жан ,чан - здесь  можно поспорит .
Мы же придерживаемся версии Иранской группе языков. Слово "Джан"с древне персидского имеет гораздо более значение чем в тюркских языках как:
душа, сердце, жизнь, сила, дух и т.д.
Более того персидский "Джан",созвучна древне греческому -Ген и  др.русскому  Жизнь . На древне лезгинском данное слово звучит в форме как Жан или Чан и имеет ряд значении как: *Родной, душа, тело, жизнь, человек, милый, голубушка, ласки, славный, уважаемый и т.д.
*Теперь вернемся к версии №1."Зоороастрийская"
(Иранская).Который мы упомянули в самом начале .  Воспроизведем его:   Название "Азербайджан"
происходит от персидских слов как "Азар"-огонь,
и "Бадаган"  -собирающий .Эта этимология 
распространяется в русскоязычной или скажем,
не ираноязычной среде,но в ирано-язычной была бы не возможной. Причина одна- никакого"бадегана"
(собирающий на персидском, ни на других древне иранских языках нет ) Нет также похожего корня "Бад"-собирать."Бад" на персидском вообще означает ветер.
  Через персидский и иранские языки эти слова не подаются этимологизацию,(их там просто нет).
Вернее они там были в древности и далее они подались  искажению. Термин "Бадеган"искажено
от первоначального "Байдагъан",(Байир,Байда,что
переводится как "берег или большой берег",как на Аззери так и на Лезгинском.Что же получается :
"Байир"это берег, а "Гъан" -это земля.(Береговая земля).

В целом  дадим их значение через древне Албано-лезгинский язык.
(как я уже указывал на верху, повторим).
1.Аз- это  "священный".
2.Зар- это  "огонь".
3.Байир-это большой берег.Бай-ир ,(бай-усеченая  форма  произношения слова, без "ир").Ир,ири-это
"большой"на лезгинском языке.
4.Джан-это душа.(слово заимствовано друг у друга).
Иранцы будучи соседями Кура -Араксинцев (Кавказских  Албан ),на юге Кавказа,
заимствовали у них и немного исказили форму произношения данных слов. Многие исследователи
как ирановеды  так и кавказоведы  на это не обращают  внимания отсюда и проблемы, ономастического характера и т.д.И тем самым не берут во внимание коренные языки местных народов и т.д.

Что же у нас получается в итоге:
Аз-это "священный". Зар- это "огонь".Бай-это "берег".Джан-это "душа".     Д О С Л О В Н О
получается "Душа святого огня на берегу".
В переносном значении или  в географическом плане речь здесь идет о береге
Каспийского моря в частности об полуострове
Апшерон, которая является составной  частью на
юге -востоке Большого Кавказского Хребта и т.д.
В заключении рассмотрим данный термин через призму географии, истории и лингвистики:
*География термина:
В географическом плане где возник данный термин это Кавказ.Вернее южный Кавказ район полуострова Апшерон.Длина 60 км.ширина 30 км.плошадь равна 2110 км2.Поверхность волнистая равнина, средая
высота от 50 до 165м.У каспийского берега равна      310 м.Это богатый нефте газоносный район. С древнейших времен здесь газ и нефть выходил на поверхность, отсюда и вечные огни-костры и т.д.
Географические координаты : 40-27 с.ш.49-57в.д.
*История термина:
История термина также связанно с богатой историей всего южного Кавказа в целом. Прежде всего она связанно с историй (КАК) Кура-аракской культурой и
Кура-аракскими племенами. Далее с Каспианой и  с историей Кавказской Албанией и т.д.
*Лингвистика-(языковые материалы):
При анализе языкового материала не обходимо помнит ,что язык это живой организм  и она
имеет свойство меняется т.е.меняет свою форму звучания и произношения. Также происходит смешения букв по закону Дэвида Роля ,под воздействием различных наречии, диалектов и говоров и т.д.Корни языковых материалов в первый очередь и прежде всего  необходимо искать в коренных языках самого Кавказа .
В заключении рассмотрим  так же некоторые термины связанные с географией данного региона.
*Апшерон.
Этимология данного названия не разработана,
коротко остановимся на ней. Она расположена на западном берегу Каспийского моря, это юго-восточный окончание( БКХ),Большого Кавказского Хребта. Известно три разновидности  названия полуострова как: Апшерон,Апширин,Апшаран.
Исходя из этих названии мы и сделаем свои выводы
Якобы Апшерон имеет такие значения как:
"Соленая вода","сладкая вода"и там где живут Авшары".Все три предположения не верны. Они претерпели изменения на протяжения веков.
Однако для исследования мы возьмем из каждого термина по одному слова как:
Из первого слова"АП",из второго "ШИ",из третьего "РАН".(Ап- Ши- Ран, Апширан) Как мы видим термин состоит из 3-х слов.    Что же они означают.?
1.Ап -это корен слова ,она образует слова Апай(Ап-ай),и означает на лезгинском языке "свёкор".
2.Ши-это на дагестанских языках означает "село".
правда она почти уже забыта ,однако остается в названиях сёл как:
На лезгинском -Шиназ (ши-наз).
На рутульском - Шиназ тоже самое.(Ши-наз).
На даргинском- Леваши, Усиши.
На лакском - Бурши,Иниши,Цуйши и т.д.
На чеченском - Нашиха,(На-ши-ха).
3.Ран-это название племени и имя одного из Албанских царей в древности.(Список царей Албании).
Дословно получается "Село свекрова Рана".

*Паку/Баку.
Название Баку также не разработана, различные арабские названия здесь не уместны. Город был основан примерно до 5 в.н.э. и т.д.
Вот о чем упоминается в "Албанской книге".Паку это название одного из областей Кавказской Албании на
полуострове Апшерон. Далее Паку превращается в Баку ,путем смешения буквы "П" в букву"Б".(по закону Дэвида Роля.2002).
Область  или провинцию называют еще как Пакулав. Что же она может означат?
Термин Пакулав состоит из двух слов как:  Пак,Паку,              Пакулав.Пак-у и Лав.
"Ял"это воздух "Ялав"это пламя огонь, вспышка. Пак- корен слова  у -окончание. Слово "Пак"означает "чистый","святой", "целомудренный".(на лезг.яз.).
Далее в книге упоминается, что "Персидский царь Бахрам был жестоким человеком. Он приказал разрушить  христианские церкви в Армении и Картли
и на их местах соорудит памятники зороастризма
и т.д.В Пакулские и Мушкурские (макилы), области
были переселены 60 тысячи семей персов и татов,
а местное население было изгнано в горы и предгорья".(АК. Это примерно 250 тыч. человек).
Также упоминается ,что в области Пакулав были царями -князями следующие лица как:
Кал,Пакат,Бак,Кар,Цаян,Хака,Пакан,Пупи,Паклир,
Калсиби,Сал,Пакхалан,Шулу,Машлил,Калил,Зиги,
Пакиулдун,Пакмашан.  Всего 18 князей .
И что здесь самое интересное из  (18 -12 = 6) ,
шест  имен  начинается на корен "Пак",который
означает -"чистый,святой,целемудрый",Князья и т.д.
И в конце мы обвешали  интерпритироват слово "Ц1ап" (Цап/Цапар).Начнем с слова Кацап,имеет значение как "цап" (козел).Кацап-это шуточное произвише русских полученое от братьев "хохло".(унизительное прозвище русских).Однако она ничего общего  с лезгинским цап не имеет.Ц1ап-ед.ч. Ц1апар -мн.ч.
Цап имеет различные значения как:
Цап-это крючек
Цап-это пуговица
Цап-это помет лошади.(в сухом виде похожи на отходы зерновых и т.д.)
Цапар-это отходы, отруби, остатки, отжимки,
получаемые при помоле  пшеницы.(зеронвых).
Применительно к этнониму "Азери",она применяется как "смешенные",вспомним ,что написано в Британской Энциклопедии ..."Азербайджанцы имеют смешенное этническое происхождение"...и т.д.
*Применительно этому А.П.Новосельцев писал:
"Нынешние Азербайджанцы -также отуреченные потомки части древних Кавказских Албан и иранцев
Южного Азербайджана.  Другие же  предки Азербайджанцев, принесшие тюркский язык-
Ойгузские племена, в свою очередь представляют
продукт сложного тюркско - иранского синтеза.
(И здесь мы видим смешанные  корни народа).

И последнее о чем хотелось бы сказать, что мы не довольны политикой современной Администрации Аз.Р., в отношении так называемых малых народов ,которые в симбиозе  проживающих на его территории
как:  Лезгины, Рутулцы, Цахуры, Агулы, Талыши,  Аварцы и Шахдагская группа народностей и т.д.
Хотели бы обратит их внимание как люди живут в других странах Мира, например в Юго-Восточной Азии как- Сингапур:
1.Как государство образованно в 1819 году.
2.Сингапур Парламентская республика. Столица
страны г. Сингапур.Численность населения около 6 мил. человек.
3.Языки в Сингапуре 4 официальных языка: Английский, Мандарин, Малайский, и Китайский.
4.Государственные религии: Буддизм, Христианство,  Ислам, Индуизм.
5.Родные языки преподаются в школах, чтобы сохранить  этническую идентичность и ценности
каждого человека и народа и т.д.
Очень важно в этих и других вопросах ориентироваться на культуру и опыт других стран в т.ч. на опыт России, Дагестана и  Сингапура как на страну образец,"Переть Сингапур"и т.д.


 Мы будем рады если, мы хоть чем либо помогли приблизиться к истинной этимологии данного  этнонима. Примерно так мы хотели изложит, не которые сведения по этимологии данного сложного термина /этнонима как Азербайджан.                Как Вы заметили ,на поверхности ничего не лежит.            Удачи Вам!  Аминь!

                Литература:
Акимов К.Х. Словарь. Лезг-Урус гафарган. Махачкала.2017.
Бабаханов М.Б. Лезгинско - Русский словарь.Махачкала. 2019.
Седрединов А.К. Нахи и Даги. Махачкала .2011.с.52.
Седрединов А.К Седрединов С.А.Народные термины
Кавказской Албании.Махачкала.2016.с.53-55.
Седрединов А.К. Краткая история Нахов и Лезгин.
Махачкала .2017.с.32-36.
Дэвид Рол. Генезис цивилизации .Москва.2002.
ЭКСМО. Русский перевод с англ. С.Голова. А.Голов
Алиев И.Г."О первых племенных союзах на территории Азербайджана".1959,Баку.
Алиеви.Г. История Мидии.1960, Баку.
Мурзаев Э.М.  Словарь народных географических терминов. М.1984.с.64..с.589.
Алиев И.Г. Очерки истории Атропатены.1989,Баку.
Алиев И.Г. Мамедзаде.К. Албанские памятники Гарабага.1997, Баку.
Всемирная история -Т.3.Москва.1957 .с.132.
Гахраман Гумбатов."Происхождение азербайджанцев" (Введение).2012.
Я.А.Яралиев.Алупанская(Кавказско-Албанская)
письменность и лезгинский язык   Махачкала.1995.с.121.130.
*А.П.Новосельцев.В.Т.Пашуто.Л.В.Черепнин. Пути развития Феодализма.Наука.-1972.с.21.
Сингапур-перекресток Малайского Мира. МИИ.вып.№7.М.1996.92.
Полевые материалы и наблюдения автора.


Рецензии