За песками Сахары

Литература:
В.Галант. Материк древней культуры. М. 1963.
Ю.Ваккури. Цивилизации долины Нигера. М. 1988.
С.Фингарет. Великий Бенин. Разные издания.
К.Моисеева. Праздничный костёр Макеры. М. 1970.
Б.Дэвидсон. Новое открытие древней Африки. М. 1962.
Н.Кочакова. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М. 1990.
Э.Львова. История Африки в лицах. Биографические очерки. Выпуск 1: Африка в доколониальную эпоху. М. 2002.

В конце курса занятий по истории средних веков нужно обратиться к регионам мира, без знания о которых будет неполной историческая картина. Итак, сегодня мы говорим о странах Африки южнее Сахары, которые называют также Тропической Африкой  или Чёрной Африкой по цвпту кожи местных жителей (в отличие от Северной Африки). Об их цивилизациях какое-то время,  в период упадка местных государств, становившихся владениями европейских держав, почти забыли. Многим казалось, что здесь мало что было, кроме сохранявшегося племенного строя. Учёные-африканисты,  археологи, культурологи помогли опровергнуть такие представления. Познакомимся же с некоторыми цветущими цивилизациями за песками Сахары (относительно,  конечно, Европы и Ближнего Востока).

Одно из древнейших государств Тропической Африки - царство Гана, возникшее примерно в IV веке нашей эры. В нём возвысились правители из племени сонинке. В наши дни название Гана носит одно из государств западной части континента, но территория исторической Ганы была много больше, она охватывала часть бассейна реки Нигер и стран побережья Атлантики. Столица царства, Кумби-Сале, находилась на западе нынешней Республики Мали. Примерно с Х века Гана  стала большой империей. Вот что о ней писали арабские авторы:"В стране Гана золото растёт, как морковь". Золото было главной целью походов,  совершаемых через Сахару правителями Марокко. Но Гана отстояла своё могущество, при этом немалая часть населения приняла ислам. Уроженец Кордовы Аль-Бакри в «Книге путей и государств, написанной около 1067 г., так описывает столицу Ганы: "Гана — большой город, который состоит из двух частей. Одна из них, расположенная на равнине, — мусульманский город, где живут арабские и берберские купцы, знатоки закона факихи и все остальное цивилизованное общество. В этой части имеется 12 мечетей на казенном содержании".Вторая половина столицы, в которой жили африканцы-анимисты и располагался царский дворец, находилась в 9,5 км от мусульманской части города. Эту половину арабы называли «аль-Габа» (роща, лес), поскольку её окружал священный лес анимистов. В отличие от мусульманской части города, здесь не было каменных домов. Согласно хроникам, анимизм и ислам существовали в Гане в полном согласии. Черные цари позволяли мусульманам вести среди негров проповедь ислама и оплачивали их услуги придворным кругам. Но были здесь и определенные ограничения: мусульманам запрещалось ходить в священный лес, где жили священные змеи. Нарушителя ждала смерть.

И всё же в 1076 году империи нанесли серьёзный удар Альморавиды, разрушившие Кумби-Сале. С этого времени царство приходит в упадок.

"Быть может, не менее мощный очаг существовал в другом месте Африки — на территории нынешней Нигерии. В конце XV в. португальские купцы и капитаны узнали о существовании города Бенина — столицы могущественного государства. Вскоре в этот город проникли первые путешественники. С изумлением увидели они дворцы с башнями, стены которых были сплошь разукрашены бронзовыми барельефами, изображающими царей, придворных, охотничьи сцены и битвы. Голландский географ Дампер, живший в XVII в., писал о Бенине: «Город кажется большим; войдя в него, сразу попадаешь на большую широкую немощеную улицу, которая, вероятно, в семь или в восемь раз шире улицы Вармус в Амстердаме. Видно множество переулков и улиц по обеим сторонам ее, они также прямые, и конца им не видно. Дома в этом городе содержатся в большом порядке и построены они близко друг к другу, как в Голландии. Огромный дворец царя имел внутри много дворов, окруженных галереями».
Расцвет искусства Бенина относится к XV–XVI вв. Предания говорят, что искусство бронзового литья было заимствовано его жителями у соседнего народа йоруба в конце XIII в., когда по приглашению правителя Бенина из города Ифе прибыл «великий литейщик» мастер Игуэ-игха.
Древнюю легенду подтвердили факты. В развалинах древнего города Ифе немецкий археолог Лео Фробениус нашел бронзовую голову, исполненную с мастерством, превосходившим даже умение бенинских литейщиков. Не уступали им в совершенстве и прекрасные головы из терракоты. Стало ясно, что искусство Бенина уходит своими корнями в искусство Ифе, более древнее и более совершенное. (До открытия в Ифе многие европейские ученые считали, что скульптура Бенина или порождена искусством Ренессанса, или же создана под влиянием португальцев.) Но кто создал эти шедевры?Египет, Этрурия, Финикия, Аравия, Индия, античная Греция и Рим, наконец, платоновская Атлантида выдвигались в качестве родины древних мастеров Ифе. В 1938–1939 гг. археологи провели большие раскопки в этом загадочном городе и обнаружили множество терракотовых и бронзовых голов. Достаточно было взглянуть на лица многих из них, чтобы увидеть черты негроидной расы. Об африканском происхождении свидетельствовали и насечки на щеках гениальных скульптур — подобными насечками жители Западной Африки отмечают принадлежность к тому или иному племени.
Новые находки лишний раз доказали чисто местный характер культуры Бенина и Ифе. В 1948 г. при горных разработках неподалеку от Ифе, в долине реки Нок, были найдены фрагменты терракотовых статуй, фигурки животных и другие предметы. На место находки поспешили археологи. Они датировали эпоху создания этих скульптур двумя или даже тремя тысячелетиями до наших дней."
(А.Кондратов. "Погибшие цивилизации").

Через столетие после упадка Ганы в Западной Африке возвышается новое великое царство - Мали. Это название носит и современная страна по течению реки Нигер. Первым могущественного правителем Мали стал манса (царь) Сундиата Кейта, объединивший в 1235 г. окрестные племена под верховенством мандинге. Многие века народные сказители - гриоты исполняли о нём эпические песни. Но достоверно о Сундиате известно немного. Он принял ислам,  но сохранил во многом и традиционные обычаи.
Впечатляет Большая мечеть в городе Дженне, построенная в это время - с неё начинается особый западноафриканский стиль архитектуры.
Преемники  Сундиаты покорили город Гао, через который вёл караванный путь в Каир. Манса Абубакар II в 1310-11 годах организовал экспедицию к "западному пределу" Атлантического океана, встав в её главе, и не вернулся из этого плавания. Тем самым африканцы повторили то, что незадолго до них пытались сделать итальянцы,  братья Вивальди...
Всему мусульманскому миру стал известен в XIV веке правитель Мали Канку Муса,  совершивший потрясшее воображение тогдашних людей паломничество в Мекку. Десятки тысяч людей, караваны верблюдов, конница пересекли вместе с ним пески Сахары и были встречены по-царски в Каире. По пути, как мы знаем, Канку Муса приказывал строить в каждом оазисе целый временный город, переносившийся с места на место. Венценосный паломник вёз с собой более 10 тысяч килограмм золота - проданное и розданное по пути, оно котировалось в Средиземноморье ещё 12 лет! Правда, около трети людей и верблюдов не вернулись в Мали после такого перехода туда и обратно...
Писатель аль-Омари цитирует слова некоего каирского судьи, беседовавшего с Канку Мусой. Царь сказал юристу, что длина его владений составляет «почти год пути». Аль-Омари добавляет, что то же самое он слышал и из другого источника: «Но ад-Дуккали считает, что Мали в длину равно четырем месяцам пути и стольким же в ширину. И это, пожалуй, вернее, ибо Канку Муса вполне мог преувеличить размеры своего государства».
А вот как описывает столичный дворец манса в городе Томбукту знаменитый арабский путешественник XIV века Ибн-Баттута - первый человек,  посетивший все страны мусульманского мира - от Булгара до этих африканских пределов:
"Высокий купольный зал имеет вход из дворца. К нему примыкает аудиенц-зал с тремя арочными окнами, деревянные конструкции которых обшиты листовым серебром. Под ними три других окна, с золотыми и медными пластинами. На окнах шерстяные занавеси, которые раздвигают, когда царь сидит в своем зале… Из дверей дворца выходят 300 рабов, одни с луками, другие с дротиками и щитами; одни садятся, другие остаются стоять. Едва царь займет свое место, три раба спешат позвать его приближенных. Прибывают старшие начальники, а также проповедники и знатоки закона; они садятся справа и слева перед вооруженной стражей.
Дуга же, переводчик, стоит в дверях в великолепной одежде из превосходного тончайшего шелка, на голове его тюрбан с каймою — черные очень искусны в свивании тюрбанов. На шее дуги висит меч в золотых ножнах, на ногах — сапоги со шпорами. В руках у него два дротика, один золотой, другой серебряный, а острия их из золота. Военачальники же, правители, паши или евнухи, люди из месуфа (торговцы — берберы и сараколе) сидят вне помещения совета на широкой площади, окруженной деревьями. Перед каждым начальником его воины с копьями и луками, рожками (рожки сделаны из бивней слона) и другими музыкальными инструментами, сделанными из тростника и тыкв. У каждого военачальника есть колчан, который он вешает между лопаток, а в руке держит лук и сидит верхом на лошади".
Путешественник пишет о Гао- "большом городе на Нигере, самом красивом из негритянских городов, очень богатом и в изобилии снабжаемом продовольствием".
В своих рассказах Ибн Баттута попытался дать оценку малийцам и их обычаям. Положительными чертами негров, по его мнению, были следующие:

Малое число несправедливостей. Негры ненавидят несправедливость более, чем какой-либо другой народ.

Полная безопасность. Путнику не нужно бояться ни воров, ни грабителей.

Если белый (равно и араб) умирает здесь, то его имущество отдают на хранение доверенному лицу, пока за ним не прибудут ближние.

Регулярность молитв. Черные прилежно выполняют предписания ислама и следят, чтобы дети также следовали им.

Хорошие одеяния по пятницам. Если у черного всего одна одежда, он чистит ее перед началом молитв.

Прилежное заучивание Корана наизусть. (Ибн Баттута увидел в Мали молодого человека в оковах и спросил, не убийца ли это. Но ему ответили, что юноша закован лишь для того, чтобы усерднее учил Коран.)

Ибн Баттута отмечает следующие, достойные сожаления обычаи:

Служанки, наложницы и маленькие девочки появляются перед мужчинами нагими.

Во дворце царя женщины ходят нагими и с открытыми лицами.

В знак почтения черные посыпают себя пеплом и землей.

Гриоты, когда выступают со стихами, не проявляют к султану почтения.

Многие едят падаль — трупы собак и ослов.

Империя Сонгаи достигла своего расцвета в XV-XVI веках. В Томбукту,  ставшем её столицей, существовала в это время самая большая в Африке высшая школа, настоящий университет. Искусный лекарь, евнух при дворе правителя Сонгаи, привезённый в Европу, исцелил в детстве французского дофина - будущего короля Карла VII. Вспоминаем,  в связи с чем он нам знаком. Аския Мухаммед - самый могущественный сонгайский правитель - вновь совершил паломничество в Мекку.

Переместился по карте на восточный берег Африки. Там в средние века процветали города-порты, основанные арабами: Момбаса, Кильва, Софала, в которых также побывал Ибн-Баттута.  "Мы добрались до острова Манбаса. Это большой остров. Между ним и страной ас-Савахил расстояние в два дня пути по морю, а на материке у Манбасы владений нет. Деревья острова — это банановое дерево, лимонное дерево и дерево сладкого лимона. У жителей его есть плод, который они называют ал-джаммун. Он похож на оливки. Вкус у него такой же, как у оливок, но он очень сладок. Посевов у жителей этого острова нет, и зерно привозят к ним из ас-Савахила. Наиболее частая пища у них — это бананы и рыба. Они придерживаются шафи'итского толка. Они — люди благочестивые, набожные и доброжелательные. Их мечети мастерски и очень прочно построены из дерева. Около каждой двери мечети есть один или два колодца. Глубина их колодцев составляет один или два локтя. Воду из них черпают с помощью деревянного сосуда, к которому прикреплена тонкая деревянная палка длиной в один локоть. Земля вокруг колодца и мечети ровная. Тот, кто хочет войти в мечеть, моет себе ноги и входит. Перед дверями мечети есть кусок грубой циновки, о которую вытирают ноги. Если же кто хочет совершить омовение, он держит сосуд между ног, льет воду на руки и совершает омовение. Все люди там ходят с босыми ступнями. Мы провели на этом острове ночь и затем отправились по морю в город Килва. Это большой прибрежный город. Большая часть его населения — зинджи — исключительно черны. На лицах у них надрезы, так же как и на лицах у лимийун, из Джанады. Один купец рассказывал мне, что город Суфала находится на расстоянии половины месяца пути от города Килва и что между Суфалой и Йуфай, в стране лимийун, расстояние в месяц пути. Из Йуфай  привозят в Суфалу золотой песок.
Город Килва относится к числу самых красивых городов с самыми мастерски сделанными постройками. Все они из дерева. Крыши домов Килвы сделаны из диса. Дожди там обильны. Жители города ведут джихад, так как живут в стране, которая прилегает к землям неверных зинджей".
Из смеси местных языков банту с арабским возник язык суахили, ныне - государственный в Кении и Танзании.

Совсем таинственным был для европейцев и арабов мир юга Африки. Считается, что древнее койсанское население в первые века нашей эры там потеснили племена банту,  ставшие предками современных народов Замбии, Зимбабве, Мозамбика, Анголы, Ботсваны и частично ЮАР. Старейшая же цивилизация возникла на территории нынешнего государства,  которое взяло её название - Зимбабве, а также символ местных правителей - птицу Зимбабве в свой герб.

«За этой страной, – писал в 1517 году португальский хронист Эдуарду Барбоса, живший на побережье Мозамбика, – лежит великое царство Бенаметапы, где обитают язычники, которых мавры называют каффирами. Они чернокожие и ходят обнаженные по пояс».
Руины Великого Зимбабве, который, согласно древней легенде, был столицей царицы Савской, являются уникальными свидетельствами существования бантуязычной народности шона в период ХI-ХV вв. Этот город площадью около 80 га являлся важнейшим центром торговли и пользовался известностью с начала Средних веков.
 Большим Зимбабве называли сооружения местные жители, на языке которых Зимбабве значит «Каменный дом».
  "Стены «замка» ничем не скреплены — ни цементом, ни глиной, ни каким-либо другим раствором. И, несмотря на это, высота его стен достигает десяти метров, а толщина — шести. За стенами спрятаны башни. «Замок» этот как будто вырос из окружающих скал и производит ошеломляющее впечатление: ведь в этом районе люди живут в убогих тростниковых и соломенных хижинах.
Не менее величественным было и другое сооружение, найденное неподалеку от «замка»; оно имело овальную форму, а окружность его стен (высотой 10 метров) достигала четверти километра. Около 100 000 000 килограммов камня пошло на эти циклопические стены.
...В бассейне реки Замбези, в Ниекерке, были найдены постройки, о которых очевидцы в изумлении сказали, что на них затрачено человеческого труда не меньше, чем на сооружение пирамид, а может быть, и больше.
К югу от Ниекерка, в горной труднодоступной стране, были найдены каменные акведуки, тянувшиеся на несколько километров, сооруженные «с таким искусством, которого не всегда удается достичь нашим инженерам с их точными приборами», по словам очевидцев.
В Манунбугве, к югу от реки Лимпопо, неподалеку от Большого Зимбабве, едва ли не на поверхности холма были найдены золотые бусы, браслеты и кусочки тонких золотых пластин — остатки фигурок носорогов, сделанных из тонкого золота. У этих фигурок были массивные золотые хвосты и уши очень тонкой работы".(А.Кондратов)

Среди государств Тропической Африки особо выделяется Эфиопия, где правители Аксума крестились ещё в IV веке. Местная церковь вскоре стала обособленной в христианском мире,  близкой к православию, но монофизитской. В городе Аксум можно увидеть стелу первого христианского царя Эзаны и рядом - мощный базальтовый обелиск высотой 24 метра с изображением солнечного диска и полумесяца наверху.  Он лишь в 2005 году вернулся на своё место после многолетнего пребывания в Италии, куда его вывезли оккупационные власти режима Муссолини. Он - главная достопримечательность целого парка обелисков поменьше. Считается, что обелиски служили погребальными сооружениями царей - их гробницы, похожие на дворцы обнаружены внизу, в земле.
В Аксумском царстве правила династия,  получившая название Соломоновой - её цари считали себя потомками Соломона и царицы Савской, правительницы Южной Аравии. От ветвей этой же династии происходили правители более поздних государств Эфиопии.

Лалибела — небольшой город, основанный в 12 веке н.э. в центре горной цепи Ласта, в Центральной Эфиопии. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела. Этому правителю легенда приписывает строительство знаменитых церквей в 12 и 13 веке. По преданию император Лалибела намеревался создать «второй Иерусалим» на эфиопской земле.
Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмов были высечены в вулканическом туфе в конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы.
На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах. Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь.
Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку.
Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы.
Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.
Храм Бета Мариам — один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

...В наши дни культуры Африки былых веков стали гордостью её независимых государств. Написано немало книг, идут пьесы, сняты фильмы о Сундиате, Канку Мусе и Лалибеле. Теперь уже бывает так, что возникают утверждения о том, что в средние века в Африке были могущественные стабильные, мирные империи, в то время,  как в Европе - раздробленность, междоусобицы и инквизиция... Конечно,  не надо впадать в любые крайности. И в Африке были междоусобицы и разорение, сложные отношения между государями и населением империй и соседними догосударственными племенами. А в Европе было всё не так плохо. Лучше сказать - все культуры мира ценны и достойны признания и изучения...


Рецензии