Об уставных и неуставных крестах ландесвера

       RLD

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

       Одним из наиболее известных белогвардейских соединений, созданных и оперировавших в 1918-1920 гг. в Прибалтике, был «Балтийский ландесвер» («Балтийский ландсвер», «Балтийский ландвер», «Балтийская земская охрана» или «Охрана Балтийского края»), организованный первоначально в качестве одного из 3 отдельных стрелковых батальонов («Прибалтийский батальон»), сформированных в конце 1918 г. в городе Риге для защиты Латвии от большевизма. Этот «Прибалтийский батальон» состоял из балтийских, или «остзейских», немцев (уроженцев Прибалтики немецкого происхождения – бывших подданных Российской империи), а также из бывших солдат и офицеров германской кайзеровской армии, и находился первоначально под командованием русского генерала царского производства «остзейца» («балтийца», «балта», т.е.., согласно тогдашним представлениям - прибалтийского немца) барона фон Фрейтаг-Лорингофена, затем – бывших офицеров германской кайзеровской армии майоров фон дер Гагена и Флетхера (порой неточно именуемого как современниками, так и позднейшими авторами «Флетчером»), позднее – русского капитана 1-го ранга барона Таубе и, наконец, британского подполковника Александера (будущего маршала Британской империи и героя Второй мировой войны).

      После отступления из Риги под натиском Красной Армии, Балтийский ландесвер был переформирован в январе 1919 г. в районе города Либавы (нем.: Либау, латышск.: Лиепаи) и, по прошествии всего лишь нескольких недель, превратился в полноценную воинскую часть, отличавшуюся высокими боевыми качествами. Единственным недостатком Балтийского ландесвера было характерное для подавляющего большинства (если не всех) его бойцов озлобление, приводившее к беспощадному истреблению противника даже там, где, по политическим мотивам, эта система борьбы должна была считаться вредной, так как она, в свою очередь, озлобляла население.

       К концу января 1919 г. Балтийский ландесвер (Baltische Landeswehr, сокр.: BLW) включал: 1-й Ударный – барона Ганса-Георга фон Мантейфеля-Цеге (с 1 артиллерийской батареей сопровождения и 1 кавалерийским эскадроном); 2-й (капитана фон Йена) и 3-й ( капитана Мальмеде) – отряды; 1-й (штаб-ротмистра 12-го Ахтырского гусарского полка барона Гана), 2-й (барона фон Драхенфельса) и 3-й (барона фон Энгельгардта) кавалерийские отряды и саперный отряд барона фон Штромберга): 2 русских добровольческих отряда (Либавский стрелковый отряд из 3-х родов оружия Светлейшего князя Ливена и Русский отряд капитана Дыдорова), а также 1 латышский отряд бывшего подполковника царской армии Оскара Колпака (позднее – капитана Яна Балода).

       Весной 1919 г. состав Балтийского ландесвера был расширен. Теперь в него входили: штаб, караульная рота, Ударный отряд, Немецко-балтийский боевой (капитана Мальмеде) батальон (впоследствии – полк), Немецко-балтийский (Б.Ф. графа цу Эйленбурга) батальон, латышский отряд Балода (ранее – Колпака), прикомандированный к ландесверу Баденский отряд фон Медема, 6 небольших «вольных» кавалерийских отрядов (в том числе 1 русский и 1 латышский), депо, авиационные, санитарные и пионерные части, а также части связи.

       Балтийский ландесвер подтвердил свои превосходные боевые качества в ходе боев с большевиками весной и летом 1919 г., покрыв себя славой при очищении Курляндии от красных и освобождении Риги. Но вслед за тем ландесвер оказался втянутым в политическую игру немцев против «белых» Латвии и Эстонии, и, после своего поражения в битве под Венденом (Цесисом, Вынну) с «белыми» латышами и «белыми» эстонцами 9 (22) июня 1919 г., был реорганизован, передан под начало военных миссий стран Антанты в Прибалтике и переброшен на антибольшевицкий фронт в Латгалию. В конце 1919 г. Балтийский ландесвер (после увольнения из его рядов всех германских белых добровольцев-фрейкоровцев) был включен в состав 13-го Туккумского пехотного полка армии Латвийской республики (сохранив, однако, свое прежнее четырехчастное сине-белое знамя).

       Из всех наград «Охраны Прибалтийского края» (а их было, по разным сведениям, 28!) наибольшей известностью пользуется, пожалуй, «Крест (Балтийского) ландесвера», учрежденный зимой 1919-1920 гг. и выдававшийся Комиссией Главного штаба (обер-штаба) Балтийского ландесвера, состоявшей из представителей отдельных добровольческих частей, входивших в ландесвер. По воспоминаниям «балтийского бойца» Георгия фон Крузенштерна, «все наградные удостоверения датировались 1 марта 1920 г. и подписывались членами Комиссии (командирами, ротмистрами, корнетами или фенрихами-прапорщиками)».

       Правом на награждение «Крестом ландесвера» пользовались только добровольцы, «исправно прослужившие в рядах Балтийского ландесвера не менее 3 месяцев (для вступивших в ряды ландесвера после 6 июля 1919 г. этот срок продлевался до 6 месяцев)».

       «Крест ландесвера», предназначенный для ношения (на винте с гайкой, по русской армейской традиции, либо на булавке - по традиции германской) слева на груди (сохранились и кресты во «фрачном», или «миниатюрном», исполнении), напоминал по форме русский офицерский Георгиевский крест (кресты такой формы в геральдике именуются «уширенными») и был покрыт белой эмалью с узкой синей (голубой) каймой по краям креста (цветов Балтийского ландесвера, а точнее - цветов города Риги). В центре креста был расположен серебряный (или покрытый белой эмалью) щиток с прямым черным крестом рыцарей ливонского (Прибалтийского) филиала Тевтонского Ордена Приснодевы Марии, наложенный на меч острием вниз (для комбатантов) или без меча (для нонкомбатантов). Точно такой же серебряный (белый) щиток с прямым черным крестом (без меча) носили на тульях фуражек (а позднее – на своих кокардах) чины Ударного отряда (нем.: Штосструппе) Балтийского ландесвера. Некоторые экземпляры лапчатого «Креста Балтийского ландесвера» были плоскими, другие – несколько более выпуклыми. Размеры ландесверовских крестов колебались от 37 х 37 до 41 х 41 мм. Некоторые экземпляры крестов были пронумерованы с обратной стороны, некоторые – нет. Цвет каймы по краям креста колебался от темно-синего до светло-голубого, крестовина меча в центре креста имела различную форму, сам меч и наложенный на него тевтонский щит имели различные размеры. Сохранились экземпляры «Креста ландесвера», изготовленные целиком из серебра. Автору этих строк известен неуставной вариант Креста Балтийского ландесвера «зеркальных цветов», покрытый голубой эмалью с белой каймой (см. иллюстрацию в заголовке настоящей военно-фалеристической миниатюры), а также ранний вариант креста ландесвера очень грубой работы, изготовленный из белого металла, с цифрами «19» на правой и «18» - на левой перекладине (что, несомненно, указывают на дату изготовления и, возможно, выдачи данного экземпляра награды - 1918 год (хотя, как говорилось выше, принято считать, что награда была учреждена зимой 1019-1920 гг.).

       Официально «Крест ландесвера» назывался «Почетным знаком Балтийского ландесвера за верность в тяжелое время» (Ehrenzeichen der Baltischen Landeswehr fuer Treue in schwerer Zeit), причем на наградных удостоверениях он почему-то именовался почетным знаком «с мечами» (mit Schwertern) или «без мечей» - во множественном числе, хотя реальный крест для комбатантов был украшен не 2, а всего 1 мечом острием вниз. Вероятнее всего, первоначально планировалось изготовление крестов с 2 мечами (по типу памятного знака белых русских добровольцев-ливенцев), но позднее был выбран другой вариант креста, а удостоверения к нему остались прежними.

       После включения Балтийского ландесвера в состав национальной латвийской армии, в качестве 13-го Туккумского полка, «Крест ландесвера» стал полковым знаком. Вскоре, однако, черный крест на сердцевом щитке знака был заменен черной заглавной буквой «Т» («Туккумс»). Но и в этом виде знак, видимо, показался командованию латвийской армии чересчур «немецким» (тем более, что черная заглавная буква «Т» точь в точь походила не черный Тау-крест, полукрест или крест Святого Антония, который украшал, в свое время, щиты и одеяние фамилиаров-«полукрестников» Тевтонского ордена, в отличие от орденских «братьев-рыцарей» и «братьев-сариантов», носивших на щитах и одеянии уже упоминавшиеся нами выше четырехконечные черные кресты).

       Поэтому вскоре сердцевой щиток знака был заменен на новый, цветов латвийского государственного флага - вишнево-красный (латышск.: kirsis sarkans), с диагональной белой полосой, обрамленный черной каймой. На нижнем луче знака появилась дата его учреждения «1920».

       Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии