Откуда был родом богослов Хас-Мухаммад аш-Ширвани?

Хас-Мухаммад б. Шихаб ад-дин ал-Калали ’ад-Дагистани аш-Ширвани (азерб. Has Muhammed ;irv;n;; анг. Khas Muhammad Sherwani, 1786–ок. 1831 или 1844) — южнодагестанский богослов, суфийский подвижник, шайх суфийского братства Накшбандийа.


Учился наукам у выдающихся людей своего времени, особенно у своего устаза Исма’ила ал-Курдамири (ум. 1847/48), у шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) и других. Он получил иджазу на накшбандийский тарикат от шайха Исма‘ила ал-Курдамири. Будучи учеником ал-Йараги, проходя у него учёбу по экзотерическим наукам, он в свою очередь, стал наставником ал-Йараги по накшбандийскому тарикату. Впоследствии он переселился в Сирию, где и скончался. Похоронен был в г. Дамаск.


Хас-Мухаммад аш-Ширвани был известен как автор следующих трактатов:

1. «Талхис ан-нахв».

2. «Мизан ал-изхан фи-л-мантик».

3. «‘Илм ал-калам».

4. «Усул ал-‘ак;’ид».

До последнего времени оставался дискуссионным вопрос этнического происхождения шайха Хас-Мухаммад аш-Ширвани, т. к. не было известно родовое село богослова. В 1995 году, в США на английском языке выходит книга ливанского шайха Мухаммада Аднана Каббани (1947–2018), одного из преемников шайха Назима ал-Кубруси (ум. 2014), под названием «Золотая цепь накшбандийского тариката» (анг. «The Titles of the Naqshbandi Golden Chain»). Аднан Каббани приходится родным братом другому преемнику киприотского шайха, Мухаммаду Хишаму Каббани (род. 1945).


В упомянутой книге в том числе рассматривается/приводится биография шайха Хас-Мухаммад аш-Ширвани (приведём фрагмент текста):


«Khas Muhammad Sherwani… He was born in Kulal, a district of Shirwan, south of Daghestan, on the 1st of Muharram, a Monday, in the year 1201 H./1786 C.E.»
Перевод:


«Хас-Мухаммад аш-Ширвани… Он родился в Кулал, округе Ширван, на юге Дагестана, 1-го мухаррама, в понедельник, в 1201 году по хиджре / 1786 год н. э.»


Из данной выдержки становится ясно, что богослов был родом из населённого пункта под названием «Кулал» (анг. Kulal), что располагался в историческом Южном Дагестане, часть которого как известно в последствии оказалась в составе современного Азербайджана.


В книге другого дагестанского автора [Якубов М.Г. Устаз Мухаммад-хаджи Чиркейский] этот населённый пункт привордится как «Хулал»:


«Хас-Мухаммад Ширвани Дагестани родился в 1201 году хиджры в селении Хулал в семье учёного».


В Историческом Южном Дагестане, на сегодня выявлено всего два населённых пункта со схожими названиями — оба села являются цахурскими по своему этническому составу. Речь идёт о селе «Калал»,  в русских документах фигурирует как «Калалу» (азерб. Qalal; Kalal; цах. Къалял или Галал) — село в Закатальском районе современного Азербайджана. Село основано, как уже было выше отмечено, выходцами из лезгинского села Хал [лезг. Хъал] Самурского округа Дагестанской области (ныне покинутого село Ахтынского района Дагестана), и которое в настоящее время не сохранилось [заброшено с 1990-х гг.]. Второе село со схожим названием — Кальял (также «Калел») — ныне село в Рутульском районе современного Дагестана, центр Кальялского сельского поселения.


Таким образом можно с некоторой уверенностью утверждать, что богослов, шайх Хас-Мухаммад аш-Ширвани был выходцем из цахурского/лезгинского южнодагестанского села Калал, ныне Закатальского района современного Азербайджана.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Село Калал Самурского округа Дагестанской области. Горный магал // Кондратенко Е.И. Этнографическая карта Дагестанской области, 1886 г.


АЛ-КАЛАЛИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя предположительно к цахурскому сел. «Кулал», также «Калалу» (азерб. «Qalal»; «Kalal»; цах. «Къалял» или «Галал») — ныне село Калал в Закатальском районе современного Азербайджана. Данное село основано выходцами из лезгинского села Хал [лезг. Хъал] Самурского округа Дагестанской области (ныне покинутого село Ахтынского района Дагестана). Второе село со схожим названием — Кальял (также «Калел»), откуда мог быть выходцем носитель данной нисбы — село в Рутульском районе современного Дагестана, центр Кальялского сельского поселения.

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.

АШ-ШИРВАНИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к дагестанскому Ширвану; историческая область и государство в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от г. Дербент (современный Южный Дагестан) на севере до дельты реки Кура на юге. Одно из крупных государств Закавказья, просуществовавшее около тысячи лет, начиная с VI века. Ширван занимал значительную территорию современной Республики Азербайджан. Наиболее крупные города Ширвана в раннем средневековье — Кабала, Партав, Баку, Шемаха, Байлакан, Шабран, Шеки. До XV–XVI вв. название — Шарван.


Литература / источники

1. ‘Али Албанви. Перечень сёл ранее входившие в состав Илисуйского султаната [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/sbZew, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2022). — Яз. рус.

2. ‘Али Албанви. Перечень лезгинских сёл в работе этнографа Н. Зейдлица [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/W4aBA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2022). — Яз. рус.

3. Назир Ихирский. Хас-Мухаммад Ширвани — духовный наставник М. Ярагского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/sbZfj, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2022). — Яз. рус.

4. Хапизов Ш. Дети Кулан вац [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dagjur.com/deti-kulan-vac/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.

5. Якубов М.Г. Устаз Мухаммад-хаджи Чиркейский (маъзун шейха Шарафудина) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/RmJKk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2022). — Яз. рус.

6. Якубов М.Х. Силсила тарикатов в Дагестане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34BUBJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.04.2023). — Яз. рус.

7. Adnan Kubrusi. The Titles of the Naqshbandi Golden Chain // Аднан Кубруси. Золотая цепь накшбандийского тариката. – Чикаго, США. 1995 (на англ. языке) [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2022). — Яз. анг.


Рецензии