Часть 1. Глава 11. Что такое УРОК?

21 февраля 2014 г.

Наши мальчики пошли в школу. Нет, не так. Наши мальчики пошли в Школу!!! Я умышленно поставила три восклицательных знака и слово «школа» написала с заглавной буквы «Ш», потому что тогда, в 1992 году, отправив детей в этот настоящий университет жизни, понимала: опыт и учителя, и мамы будет очень важен для моей профессии. Всей большой семьей мы торжественно провожали их не куда-нибудь, а в Храм знаний. Наши близнецы пошли в школу с радостью, поскольку знали: мама работает в школе и любит школу.

Вообще, нужно сказать, воспитание близнецов — это отдельная тема для разговора, и, наверное, отдельная книга. Я не встречала семьи, где близнецы были бы абсолютно уравнены в своих правах: один из них обязательно становился лидером. Огромная ошибка, которую допускают при родители близнецов, окружающие их люди, воспитатели детских садов и учителя — это сравнивание детей. Детей вообще нельзя сравнивать, но сравнивать близнецов — просто грех, убедилась на собственном опыте.

Все беды в мире и все войны — от сравнения: люди не могут довольствоваться тем, что у них есть, они хотят большего и лучшего, чем у других. Сравнение всегда вызывает зависть, а зависть вызывает ненависть. Ненависть толкает людей на братоубийство: человек берет в руки оружие и идет на своего соплеменника. Но, войны могут быть мирового масштаба, а могут быть маленькие, семейные, между детьми, между детьми и их родителями, и спровоцировать их может учитель.

Нашим сыновьям, Мише и Серёже, по одиннадцать лет. Меня, вместе с Серёжей вызывает учительница, преподающая в классе, и в присутствии ребёнка начинает жаловаться: ребёнок не хочет учиться, срывает уроки, не делает домашние задания и многое другое. Я внимательно и относительно спокойно выслушиваю все сетования педагога по поводу своего ребёнка до той поры, пока не звучит фраза: «не то, что твой брат!». Извиняюсь, отправляю сына в класс, а потом деликатно выражаю свои пожелания умному, взрослому человеку, моей коллеге: не стоит травмировать моего сына, сравнивая его с братом. Ругать — ругайте, но не сравнивайте! Получается, что один из близнецов всегда находится в тени другого, и растет этот ребенок несчастным, потому что он «не получился», что его меньше любят. Как правило, возникает зависть, а потом приходит «госпожа» ненависть. Я извинилась перед педагогом за своего мальчика, конфликт был улажен, но осадок остался… Потом, выяснив, что их сравнивают на многих уроках, пошла по учителям, объясняя взрослым людям простые истины. Написала и задумалась: а если бы у меня не было близнецов, задумалась бы я о таких архиважных моментах, будучи учителем? С тех пор я всегда внимательна к ученикам-близнецам и их родителям: знаю, как это больно.

Кстати, о продолжении истории с учителем Серёжи: представьте себе, что могло бы быть дома после учительской взбучки? Я бы настроила отца, отец всыпал бы сыну, я бы поругалась с мужем… Кого, скажите, возненавидел бы наш ребенок? В том и дело, что не нас с отцом — он возненавидел бы учителя. Обида на родителей проходит очень быстро, а на учителя гораздо дольше. Мало того, обида на учителя имеет накопительный эффект: каждая следующая накладывается на предыдущие. И вот уже катится с горы снежный ком детских обид, сметая на своём пути и учителя, и школу, и доброту, и любовь… Сейчас я уверена, что мы с мужем сделали ошибку, отдавая мальчишек в один класс. Мы сами спровоцировали учителей на сравнение. В Израиле существует замечательная, на мой взгляд, практика, которую нужно всем брать на вооружение: близнецов никогда не сажают в один класс, иногда отдают в разные школы, покупают разную одежду, и они идут служить в разные военные части. Тогда никому не приходит в голову, что один из них в чём-то уступает другому. Только тогда каждый из братьев-близнецов становится личностью, а не жалким придатком другого. Нет хороших и плохих детей — есть РАЗНЫЕ дети. Другой — не значит плохой и самая большая ошибка учителей в том, что они разделяют детей на плохих и хороших, слабых и сильных, добрых и злых, умных и глупых… В ребёнке слишком много всего намешано, поэтому в руках взрослых не просто их жизнь: их успешность, умение отвечать за свои поступки, становление их личности и сама судьба, если хотите. Я знала учительницу, которая, приходя в класс, говорила: «Умные занимают первый ряд, а дураки третий. Те умные, которые хотят стать дураками, и те дураки, которые решат быть умными, могут присесть на второй». Как вам?

Когда я впервые была на семинаре Шалвы Александровича Амонашвили, я услышала теорию, с которой невозможно не согласиться. Санскритское слово «ДУРА» имеет конкретный перевод: прерванная связь с Высшим, то есть с Богом. Это слово состоит из двух слов: «ДЕ» и «УРА». «УРА» — свет, частица «ДЕ» — без. Дурак — это значит человек «БЕЗ СВЕТА». Назвал учитель ребёнка дураком — сразу сработал выключатель. Причём, свет может не просто выключиться на какое-то время: выключатель может сломаться насовсем…

Ах, как легко обучать умных, талантливых и способных детей! А кто подарит лучик света двоечникам и тунеядцам? Может, их потому их считают «неудачниками» что света в их жизни было мало? А тут ещё приходит чужая тётка под кодовым названием «училка», задраивает наглухо шторы, ломает выключатель и запирает дверь на амбарный замок. Темнота кромешная… И для ребенка, и для этой самой «училки», потому, что оставляя ребенка без света, она сама оказывается во тьме. И не только она: родители этого ребенка тоже попадают в это темное царство. Так что, мы, учителя, обязаны нести Свет детям нашим.

И, наконец, ещё одна мудрость от Гуманной педагогики, от Шалвы Александровича: "УРОК - ЭТО У+РОК"

«У» первая буква санскритского слова «УР», то есть «СВЕТ», «РОК» — «СУДЬБА»

Поэтому «УРОК» — это «СВЕТЛАЯ СУДЬБА». Для кого? И для учителя, и для ребёнка. Урок, это встреча Учителя (человек, дающий свет), и Ученика (человек, ищущий свет). Если рассматривать урок в таком контексте, он превращается в песню… Причём возраст Учителя и Ученика не важен: происходящее с нами на протяжении всей жизни можно и нужно рассматривать, как УРОКИ.

А теперь скажите, кто из нас не был в такой же ситуации в школе, когда мы сами были детьми? Я никогда не забуду тот ужас, когда я осталась «без Света», будучи ученицей второго класса…

Продолжение:http://proza.ru/2021/08/14/544


Рецензии