Решайте сами

     Тысячи лет истории прошли на планете, сменяя друг друга прошли тысячи поколений, и всё время люди выбирают между свободой и рабством.
     Удовлетворение своих желаний, получение безграничных удовольствий - это ли не цель всех правителей всех эпох? Что противостоит ему? Аскетизм, самоограничение и, наконец, самопожертвование - всё это приводит к свободе. Цель достижения свободы не очевидна. Она связана с ограничением желаний. Это не каждому понятно и доступно. Гораздо проще и понятней людям потакать им бесконечно, становясь рабом желаний своих. Вот так в мире возникают две системы: одна - бесконечное рабство (царство материи), вторая - бесконечная свобода от нее (царство духовности).
    Человек давно научился разделять свою жизнь между двумя этими царствами, подчиняя себя власти государства и власти Бога. Государство с его законом даёт ему защиту своего материального положения, а церковь защищает его духовную жизнь, даёт надежды и приводит к постижениям нравственным и через них улучшает законы государства.
     Большой ошибкой было бы смешивание этих двух царственных подходов в жизни людей. Духовная, вмешиваясь в материальную, приводит к обнищанию духа - он заболевает коррупцией и девальвируется. Тогда жители страны попадают во внутренне рабство. Материальная, подчиняя себе духовную, расправляется со свободой во всех её проявлениях, провозглашая в стране рабство внешнее, хорошо известное людям древнего мира, и рабство внутреннее, уничтожая недовольных. Правда, людям свойственно учиться на своих ошибках, и они то и дело повторяют их.
     Уже давно было замечено, что рабский труд не производителен. Рабские системы прошлого канули в глубины истории. Страны мира перешли к демократии, давая своим подданным всё больше и больше свободы. Но развитие мира не происходит одновременно уравновешенно, а проходит рывками. И в мире вместе с демократическими системами существуют и другие, которые в разной мере культивируют внутри себя рабство.
     Такие системы основаны на культе силы, на патриархате, на поиске внешних врагов. Только внешние враги могут давать легитимность системе, подавляющей свободу. Власть в системе такой сосредоточена в руках одного или кучки правителей, которые бесконечно презирают простой народ. Может ли быть такая система долговечной и успешной? Да, если правитель просвещен и управляет умело при помощи кнута и пряника, давая жителям надежды и покой. Такая система будет предпочтительна, если вокруг неё существуют другие, такие же, готовые в любой момент сменить мир на войну, напасть, оторвать часть территории вместе с жителями. Такая система заточена под войны и бедствия, её люди готовы терпеть грабеж своих правителей, их насилие, не желают им мешать. Тут в ходу лозунги, типа: "Лишь бы не было войны". Свободы в ней нет или почти нет. Со свободой борются спец. службы.
     И тут снова и снова очень важна роль правителя, не дай Бог, если он дает власть своим спец. службам либо сам происходит оттуда. Не дай Бог, если его приближённые, привыкшие воровать из казны, станут продвигать бредовые идеи своего правителя, потакая ему во всём, и не найдётся ни одного, который воскликнет с хохотом: "А король то... голый!"
     Нет, и демократические системы вовсе не безупречны. Свободу надо ограничивать на благо всему обществу, иначе оно погрузится в хаос и люди станут "есть друг друга".
     Но и рабские системы, в конце концов, приводят к войнам и смерти. Так, что же лучше? Решайте сами.
     Решайте сами, только знайте, от этого решения вашего зависит ваша жизнь и жизнь ваших детей и внуков на много поколений вперёд. Вы выбираете какими им быть, рабами или свободными людьми.


Рецензии