Где талая вода

На днях прочитал в интернете материал,где чёрным по белому в самом начале написано,что одна очень известная советская актриса вышла замуж… за обыкновенного инженера.

Как говорится,не убавить не прибавить.

Какое пренебрежение,если не презрение,к «технарям».Такое в пылу поэтического задора мог написать только лирик,романтик.

И мне живо вспомнились строфы советского поэта Б.А.Слуцкого

Физики и лирики

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе.

Значит, что-то не раскрыли

мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья -

наши сладенькие ямбы...

Именно с этих строф и с лёгкой руки поэта в стране Советов в 1950 -ые годы в СМИ развернулась острая и бурная дискуссия между физиками и лириками.Сколько лет уже прошло,а,как видим,страсти-мордасти данной дискуссии не улеглись.И как мне кажется,никогда не улягутся.Ибо-это вечный исторический спор.

И дискуссия началась не в 1950 -ые года,а намного раньше.В русскую литературную эпоху Ивана Сергеевича Тургенева.И началом к ней послужил незабываемый роман «Отцы и дети»,который расколол Россию на два противоборствующих лагеря:отцов-романтиков и детей-нигилистов.Вспомните,какое главное обвинение бросил «отцам» главный герой тургеневского романа нигилист Евгений Васильевич Базаров: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Химик или поэт?Физик или лирик?Человек материальной науки или человек духовной  веры?Надежды?Любви?Человек труда или человек искусства?Технарь или гуманитарий?…Кто важнее для государства и общества?Кто из них полезнее для истории в двадцать или тридцать раз?

И вот уже к этому историческому спору подключается известный советский детский поэт Сергей Владимирович Михалков.Он пишет знаменитое стихотворение «А что у вас?»

Масла в огонь добавляет советское киноискусство,в частности такие популярные советские кинофильмы,как «Небесный тихоход»,»Девчата», «Ссора в Лукашах», «Живите в радости»…

На одном советском фильме я хотел бы остановиться отдельно.

 У этих двух актрис разные имена:Наташа и Ирина, но одна общая фамилия.Одна – на двоих. Варлей. И они не только однофамильцы. Они -родные сёстры. Наташа –старшая, Ирина-младшая.

 Имя старшей сестры очень хорошо известно в нашей стране. Оно на виду и на слуху. Достаточно назвать только её визитную карточку-советскую кинокомедию «Кавказская пленница» режиссёра Л.Гайдая. В этом фильме Наташа Варлей сыграла спортсменку, комсомолку и просто красавицу Нину.
 Имя младшей сестры – Ирины осталось как бы в тени всенародной славы своей старшей сестры. Но и у неё есть своя визитная карточка – роль Юльки Похвалько в фильме режиссёра Константина Жук «Юлька».

 Судя по названию самой картины, у Ирины не просто главная роль, а - заглавная роль. Другими словами, в её персонаже заложена идея игрового фильма. То же самое, например, можно сказать о «Евгении Онегине».
 Персонаж Ирины Варлей также является символом эпохи, но советского молодого поколения, для которого главный стимул в индивидуальной и общественной жизни – творческий труд на благо людей, во имя каждого человека на земле.
 Фильм воспевает систему трудовых резервов, которой, к сожалению, по ряду объективных и субъективных причин, в искусстве больше досталось иронии и насмешек,то есть кнута,чем пряников.Особенно постарались в этом плане создатели советского фильма "Покровские ворота". В лучшем случае на экране/большом и малом/показываются проблемы и конфликты так называемых «трудных подростков». Вспомним,например фильм,"Крылья". Но мы не должны забывать, что Ю. А. Гагарин тоже воспитанник профтехобразования, а оно – основа высшего профессионального образования в целом, в том числе и технического. Я бы даже сказал, научно-технического прогресса. Научно-технической революции.

 Мы застаём Юльку Похвалько в самый трудный для неё и её родителей переломный момент жизни и судьбы. Вслед за своим новым знакомым она уходит из средней общеобразовательной школы в профессионально-техническое училище. Наряду со средним образованием она будет получать профессиональное образование.

 Не случайным является в фильме и тот факт, что директором училища, в котором будет учиться Юлька, становится бывший директор средней общеобразовательной школы, где она училась. И он станет её наставником в жизни. Трудовой жизни. Профессиональной жизни.Профильной жизни.И будет дальше учить её творчески относиться к знаниям и профессиональному труду.
 Противником перехода дочери в ПТУ стала мать. Она всё делала для того, чтобы Юлька осталась в школе. В этой единичной позиции отражена негативная оценка общественного мнения, которая сложилась у большинства советских людей по отношению к ПТУ. К профессиональному техническому образованию.И для этого имелись определённые исторические корни.

 Вот, что о них пишется в интернете.
 Как известно, в Индии действует система каст, к самой низшей из которых относятся шудры - неприкасаемые. Как правило, это люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом. На Руси также имелись свои «неприкасаемые» - представители профессий, с которыми было принято ограничивать контакты. Даже сегодня отношение к другим людям напрямую зависит от их профессий и специальностей.

 И что самое удивительное, честный и самоотверженный труд у большинства, особенно молодёжи, перестал быть в почёте и в чести. Наоборот, вызывает насмешки и презрение.

И тому во многом способствует нынешний образ российской жизни и антисоветское искусство, которое насаждается в обществе. Из российского искусства ушёл человек труда, а его место прочно заняли преуспевающие в бизнесе бандиты - строители капиталистического труда, сторонники капитализации общества.Нувориши-олигархи.Проститутки,точнее,Интердевочки. И вместо сурового осуждения,например, телесериал «Бригада» нашёл в новом демократическом российском обществе немало сторонников,даже поклонников и, уж совсем непонятно,…чёрную зависть к лёгкой и красивой прозападной жизни «джентльменов удачи»,мотыльков "зигзагов удачи",наследников "бриллиантовой руки". Видимо, последние в душе надеются на волшебный «зигзаг удачи» и "обыкновенное чудо" в своей скучной и серой обыденной земной жизни.

 Над чем, например, издевается и цинично насмехается Губошлёп из криминального фильма о "криминальном таланте" «Калина красная»? Вы не поверите – над походкой селянина Егора Прокудина, которая стала…трудовой?! А чего стоят слова того же самого Губошлёпа, главаря "воровской малины" в финале фильма после убийства главного героя:он никогда не был человеком, а мужиков на Руси много. Следовательно, селянин, который кормил двух генералов и кормит страну, оказыватся, - не человек, а – мужик,слуга, быдло. Подлый народ. Индийский шудра на русский лад.

 Вот оно-реальное антагонистическое противоречие и противостояние города и деревни,физического труда и умственного труда не в пользу села и веси.

 А чему учит главный герой-тунеядец и алкаш из антисоветского художественного фильма «Когда деревья были большими»? Только одному- «криминальному таланту»,"не обманешь - не проживёшь".Другими словами,цинично выдать себя за отца наивной деревенской девушки и можно не работать, а жить при этом припеваюче в своё удовольствие. Брать от жизни всё.

Про фильм «Афоня» я умолчу.

 Многочисленные графы Монте- Кристо/монтекристовцы/ – вот та реальная опасность и настоящая угроза для наивной российской действительности, о которой в своё время в пьесе «Последняя жертва» предупреждал русский драматург-классик А.Н.Островский. А его мысль, идею развил в замечательном классическом фильме «Этот безумный, безумный, безумный мир» американский кинорежиссёр Стэнли Крамер.
 Кто сегодня станет новой «последней жертвой» в «этом безумном, безумном, безумном мире»?

 Именно от этого предостерегает современного зрителя,особенно молодое поколение,Юлька Похвалько.

Поэты,лирики,гуманитарии и их сторонники бросают оппонентам веский и убедительный,на их взгляд,довод: «Не хлебом единым жив человек!»

Им вторит главный герой советского фильма «Семь невест ефрейтора Збруева»: «Бескрылый ты человек,Орлов!»

С ним согласен и великий русский баснописец И.А.Крылов:

Орлам случается и ниже кур спускаться,

Но курам никогда до облак не подняться.

Но спустимся с небес,с высоких материй на нашу грешную землю,где талая вода и в центре захолустный карельский провинциальный городок Пудож.Улица Троицкая,а после 1917 года-улица Карла Маркса.Дом №65А.В одном его крыле с 1968 года жил технарь-инженер Евгений Григорьевич Нилов,а в другом-проживает журналист-гуманитарий, автор этих строк.Объединяла нас-соседей- одна Пудожская районная газета «Знамя труда».Я прошёл путь от внештатного корреспондента до заместителя редакт ора газеты.Евгений Григорьевич остался её внештатным корреспондентом.Да и это понятно:я-гуманитарий,а он — технарь.

Нилов Евгений Григорьевич родился в г. Пудоже в 1932 году. Учился в Пудожской средней школе. Здесь же, в родном Пудоже, пережил войну. В 1957 году окончил лесоинженерный факультет Петрозаводского госуниверситета, получил специальность мастера лесозаготовок. В 1968 году окончил Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС.

 Работал мастером и начальником сплавучастка Чёрная Речка Дальняя, техноруком Подпорожского рейда, инженером по лесфонду и лесосплаву в сплавной конторе, в Пудожском леспромхозе.

Стоп!Одну минуточку! А что означает в биографии инженера-технаря строка «В 1968 году окончил Ленинградскую высшую партийную школу при ЦК КПСС»?И как следствие этого: «В 1962 году Евгений Григорьевич был избран освобождённым секретарём парткома Пудожской сплавной конторы, в 1968 – Пудожского леспромхоза. С 1972 года работал инструктором, заведующим промышленно-транспортным отделом Пудожского РК КПСС»Это же чистой воды-идеология. Партийная.
Как национальная русская идеология/читай-идея/ стала мировой и интернациональной?Благодаря вождям мирового пролетариата К.Маркса и В.И.Ленина,а также РСДРП,ВКП/б/,КПСС,которая была ядром политической системы СССР и руководящей силой согласно Советской Конституции.И не только ядром политической системы СССР,но и ядром мировой социалистической системы,которая успешно противостояла мировой капиталистической системе в лице его ядра — Пентагона.ПентаГОНКИ вооружения,навязываемой странам социализма,а теперь — Новой Демократической России,которая идёт во главе мирового движения за МИР,ТРУД,МАЙ и принуждает к миру Ястребов войны.Именно они ненавидят Голубей МИРА и всё делают для того,чтобы уничтожить их,партию МИРА и дело МИРА во всём МИРЕ.

МИРУ-МИР!

ТРУД-именно он объединяет технарей и гуманитариев.А труд возможен только в мирное время,в мирных условиях.И материальный труд и гуманитарный труд.Не случайно технарь Е.Г.Нилов и автор данных слов сотрудничали именно с такой газетой,как «Знамя труда».

Здесь постоянно публиковал свои многочисленные материалы по исследованию истории родного Пудожского края краевед Е.Г.Нилов.И как технарь и как гуманитарий.Да и первую свою специальность в жизни -киномеханика,которую ему дал мой отец,старший киномеханик Пудожского городского кинотеатра «Октябрь» А.Т.Насонов,он связал с искусством кино.Здесь он нашёл и свою судьбу-будущую жену,киномеханика А.А.Егорову.Кого-то связала музыка,а эту семейную пару -киноискусство,важнейшее из всех искусств.

Не случайно КПСС предлагала соединиться пролетариям всех стран вокруг труда,а не капитала.И время для этого пока ещё есть.Остаётся.

Надо бы только умно жить! Другими словами,поставить жизнь… на два крыла:материальное и духовное.Где и когда вы видели птицу или самолёт с одним крылом?

Как говорится в повести «Доверие», «Вперёд»,в будущее,технари и гуманитарии,но со Знаменем Труда в руках.Единым общенародным фронтом.Международным фронтом.

Как материального труда,так и гуманитарного.Духовного.

Как материальной культуры,так и духовной.

Не хлебом единым живо человечество.

Богочеловечество.


Рецензии