Наездник, покоривший сердца американских зрителей

Некролог
Наездник, покоривший сердца американских зрителей
24 мая 2020 г. скончался народный артист России Тамерлан Нургзаров, цирковой наездник, руководитель конно-балетного спектакля  «Горская легенда о любви», народный артист РСФСР,  лауреат Государственной премии Российской Федерации. 

Тамерлан Темирсолтанович Нугзаров родился 1 июня 1942 года в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) в смешанной семье осетинки и ингуша. В силу политических дрязг отец Тамерлана был выслан, когда мальчику не было ещё и двух лет. До 10 лет Тамерлана воспитывала бабушка, а после ее смерти он самостоятельно пришел в местный детский дом, где и прожил последующие шесть лет.
Грациозный наездник, сценарист и постановщик оригинальных цирковых программ и представлений, придумщик головокружительных трюков и аттракционов, Тамерлан  Темирсалтанович по праву именовался королем манежа. Мастерством, грациозностью, мужественностью Тамерлан Нугзаров вызывал восхищение зрителей. Изобретательностью, организаторскими способностями он вызывал уважение коллег и признательность многочисленных учеников. Долгие годы Нугзаров дарил российским зрителям, а так же зрителям 25-ти других стран мира праздник.
Тамерлан Темирсалтанович Нукзаров родился 1 июня 1942 года в городе Орджоникидзе (ныне — Владикавказ) в смешанной семье осетинки и ингуша. В силу политических дрязг отец Тамерлана был выслан, когда мальчику не было ещё и двух лет. Оставленный на попечение бабушки и дедушки, он под влиянием деда - царского офицера, увлёкся лошадями. Это увлечение, пожалуй, сыграло решающую роль в его жизни. Позже отчим его – цирковой наездник устроил Тамерлана в 16-ти летнем возрасте в цирк, где работал сам. Но не сразу юноша стал артистом. Поначалу он чистил денники, ухаживал за лошадьми, многое выучился делать своими руками – мастерить реквизит, делать декорации для представлений, собирать кормушку для лошадей. Юный Тамерлан с жадностью всему учился у мастеров, в итоге научился сам  подбирать музыкальное сопровождение к номерам и даже стал высказывать идеи программ.
С годами Тамерлан Нугзаров стал наездником, замечательным артистом и начал гастролировать. Но и это оказалось не пределом для него. Тамерлан Нугзаров стал сам писать спектакли и совместно со своей супругой Светланой Авсеевой создал первый в мире конный цирковой театр. Это новое слово в цирковом искусстве. В конном театре Тамерлана Нугзарова игрались не отдельные яркие номера, как это обычно принято в цирке, а номера, выстроенные в сюжетную линию. По мнению критиков его представления были балетом на лошадях.
В репертуаре конного театра Тамерлана Нугзарова было несколько представлений, но одно из них под названием «Горская легенда» является сильным политическим выступлением, призывом всех народов мира к дружбе.
Однажды, когда в Нью-Йорке ставился этот спектакль, на представление пришел Джордж Шульц — на тот момент он был государственным секретарем США. Развязка этого спектакля происходит в финальной сцене, когда между двумя родами, между двумя враждующими мужчинами, которые некогда были друзьями, въезжает женщина на белом коне, снимает с головы платок и бросает его между врагами, тем самым прекращая битву. Дело в том, что на Кавказе, у мусульман, есть такой обычай — если женщина снимает с головы платок и, обнажая волосы, что для женщины-мусульманки считается позором, бросает между враждующими свой платок, — битва мгновенно должна прекратиться. Ценой собственного позора женщина прекращает вражду. Шульцу спектакль очень понравился, он потом даже приходил за кулисы, общался с артистами, фотографировался. Спустя несколько дней в New York Times была опубликована статья, в которой прозвучала сильная фраза государственного секретаря США: «Пора уже пригласить эту женщину на белом коне в наш Белый дом и бросить, наконец, платок между Горбачевым и Рейганом!» Вот так этот конно-балетный цирковой спектакль «Горская легенда» обрёл политический смысл.

С этим номером труппа Нугзарова выступала на самых престижных площадках: Радио-сити-мьюзик-холл, Мэдисон-сквер-гарден (США), театр «Каре» в Амстердаме (Нидерланды) и других. В Детройте (США) каждое представление собирало в течение семи дней по 25 тысяч, а в Винер Штадт-халле (Австрия) и Дойчланд-халле (Германия) — по 15 тысяч зрителей[4].
Конный театр Нугзарова часто ездили в Штаты с гастролями, в общей сложности они провели там года четыре. За это время театр обрёл в Америке благодарных зрителей, а семья Тамерлана обрела там настоящих друзей. Среди них Патрисия Роберт, ставшая крёстной матерью сына супругов - Светланы Авдеевой и Тамерлана Нугзарова.  В Детройте, куда однажды цирковой театр приехал с гастролями, их сын после разговора с местным американским священником, решил принять католическое крещение. Патрисия Роберт любезно согласилась стать крестной матерью молодого человека, а Георгий Гаранян, который на тот момент дирижировал в спектаклях, стал крестным отцом. Семья артиста очень дружна с Патрисией, привязавшейся к крёстному сыну, как к родному. Патрисия Роберт постоянно следит за программой театра, часто созванивается с артистическим семейством, приезжает в гости к крестнику и его родителям.

Талантливый и незаурядный человек, Тамерлан Нугзаров был беззаветно предан своему искусству, не знающему границ. Наградой ему за то была любовь зрителей, звание народного артиста России, Государственная премия РФ. В 2017-ом году на аллее звёзд Большого Московского государственного цирка была открыта его именная звезда.
Принц Монако Альберт вручил ему «Золотого клоуна» в Монте-Карло, легендарная киноактриса Джина Лоллобриджина – «Платиновую звезду» в итальянской Вероне, звезда Голливуда Кирк Дуглас – циркового «Оскара» в Лос-Анджелесе.
Артист, дрессировщик, режиссёр, руководитель, всадник, дарящий людям праздник, Тамерлан Нугзаров останется в памяти не только российских зрителей, но зрителей других стран, в особенности в памяти зрителей США.
Нелли КОПЕЙКИНА


Рецензии