ПВО против УПА часть 14 Костромской заговоренный

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные

За беспартийного Николая Громова, видимо крепко родня молилась Николаю угоднику. Или бабушка Колюне заговор древний на прощание прошептала, когда он на войну пошел из своей деревни в Парфеньевском районе Костромской области. А может просто обладал Коля по жизни удивительной ловкостью и реакцией, хотя и не учился ни в каких спецшколах СМЕРШа. Пусть читатель сам предполагает, я же расскажу только то, что написано в документах 88 дивизии ПВО.
Было 18 лет Николаю, когда призвали его в Красную армию в декабре 1943 года. Парень очевидно обладал отличным слухом и развитой мелкой моторикой, поэтому успешно прошел обучение и стал радистом. С мая 1944 года Николай служил в 86 отдельном батальоне ВНОС. С августа 1944 года его часть перебросили на Западную Украину и юный костромич стал начальником радиостанции на посту рядом с селом Велика Плавуча Тернопольской области. Служилось ему хорошо - бойкий и смышленый, он быстро сдружился со своим начальником - 24 - летним старшим сержантом Василием Коровкиным. Но что еще важнее, своей внешностью и обаянием, Коля сумел покорить сердца трех остальных бойцов поста - 23 -летней Маши из деревни Сухинино Калининской области, 21 - летней Клавы из Свердловска и 22 -летней Нины из Ростова Великого. Даже постоянные известия о нападениях бандеровцев на соседние НП, не могли испортить настроения задорной молодежи. Так прошло 4 месяца.
4 декабря 1944 года под вечер старший сержант отправил Громова за подводой в село. Коля спокойно подходил к ближайшей хате, как вдруг, что то заставило его насторожиться. Может звяк оружия, может тень за углом, а может мужской голос - но только радист резко упал на снег и тут же очереди прошили воздух над ним. Бандеровская засада начала палить по одинокому красноармейцу, а два молодых боевика в азарте побежали чтобы добить упавшего. Коля хладнокровно подпустил их поближе, и уложил из ППШ. Затем начал стрелять одиночными. В сгущающемся сумерке бандиты никак не могли попасть по заманчивой цели, а Коля не забывал менять позицию.
На посту выстрелы услышали в 18 - 00. Оставив Марию за старшую, Коровкин с автоматом кинулся выручать своего радиста. Но только он добежал до окраины села и начал стрелять, как бандеровский стрелок влепил ему пулю в ногу. Обернувшись на выстрелы, Коля сумел подобраться к раненому командиру. Продолжая отстреливаться, радист сумел перетащить старшего сержанта в укрытие. Ругаясь, Коровкин кое как перевязал себя и прислушался. Точно! На посту слышалась стрельба. Не колеблясь, Василий рявкнул Коле: "Беги на пост! Девок спасай!" и видя что тот заколебался, рявкнул: "Я приказал!" и дальше добавил матерно. Радист оставил командиру запасной магазин, и побежал пригибаясь, в сторону НП.
А там группа бандеровцев пыталась уничтожить Машу, Клаву и Нину. Для верности боевики попытались приблизиться на бросок гранаты . Тогда Маша Пашкова легла за пулемет и очередями прижала нападающих к декабрьскому снегу. Ободренные ее примером, девушки стреляли из винтовок. Коля добежав, открыл огонь с фланга. Теперь уже боевики УПА, огрызаясь огнем, отступили в лес, утащив пятерых раненых. После перестрелки Николай кинулся обратно. На его радость Коровкин был жив и стрелял, хотя и ослаб после потери крови.
20 декабря 1944 года комдив 88 дивизии полковник Метелев наградил старшего сержанта Коровкина Василия и красноармейца Пашкову Марию - орденами Красного знамени, красноармейцев Филенкову Клавдию и Горшкову Нину - медалями За отвагу; Николай получил орден Отечественной войны 2 степени. Можно было и закончить на этом, но.....
Но это еще не конец истории. Затем Колю приняли в комсомол и перевели радистом в город Броды Львовской области. 12 января 1945 года его вызвали на ротный НП. Возвращаясь, Громов остановился на посту у деревни Суходолы, недалеко от города. Отогреваясь чаем, он перешучивался с новыми знакомыми - Лидой из Ярославля и Галиной из Свердловска . У поста мерзла и зевала наблюдатель Екатерина Толкова. Было 21 - 00. Зимняя январская ночь располагала к дремоте и расслаблению.
Автоматная очередь ударила из темноты и Катя упала от невыносимой боли. А в землянку в окно полетела граната. Раздался взрыв, и девушки закричали - осколки посекли им ноги. Единственным уцелевшим остался Коля. Схватив ППШ, он выскочил из землянки. Так и есть - бандеровцы не бросились большой группой, которую наблюдатель мог легко засечь. Два проворных хлопца незаметно подобрались к посту - один срезал из автомата Катю, второй умело забросил гранату. Костромич успел пристрелить их, как на него обрушился огонь с трех сторон - 30 боевиков пошли на штурм. Быстро перемещаясь в темноте, радист отстреливался, хотя шансов не было. Ни единого.
Из землянки неожиданно раздалась стрельба. Это израненная Лида Пучкова ползком в темноте смогла найти пулемет, и открыла огонь через окно. Рядом по полу ползала, обливаясь кровью Галя Петрова, подавая запасные диски. Потом стиснув зубы, она выползла из землянки и передала снаряженные магазины и гранаты Громову. Тем временем придя в себя, открыла огонь из автомата Катя Толкова. Встать и бежать она не могла, пули попали ей в обе ноги. Взрывы гранат и пулеметная стрельба задержали националистов, но вскоре дегтярь замолк - у Лиды кончились силы от потери крови. Наступил критический момент. Катя повернулась к Коле...
"Поползу за помощью. У меня граната. Если услышите взрыв - значит не добралась. Живой я им не дамся". Николай кивнул и тут же бросился к другому краю землянки, отвлекая огонь на себя. Катя поползла в темноту, оставляя на снегу кровавый след. За ее спиной продолжался безнадежный бой. Катя ползла и ползла, стараясь не потерять сознание. Уже из последних сил она смогла добраться до шоссе, и тут поняла, что дальше - все, конец. Но тут на дороге показался свет фар ....
Галя и Лида уже несколько раз выползали из землянки, чтобы подать Коле боезапас. Передав последний магазин и две гранаты, они лежали у входа, готовясь к неизбежной смерти, но вдруг бандеровцы прекратили стрелять по землянке, бой сместился в сторону. Это подоспела истребительная группа кавалерийского полка. Конники - красноармейцы подобрали на дороге Катю, добрались до села, и ударили банде во фланг. Националисты быстро исчезли в зимней темноте.....
23 февраля 1945 года, в день Красной Армии, за бой у деревни Суходолы были награждены: младший сержант Пучкова Лидия Степановна (22 год), красноармейцы Петрова Галина Степановна (19 лет),Толкова Екатерина Александровна (21 год) - медалями За отвагу. Красноармеец Громов Николай был награжден орденом Красной звезды.
18 лет. Простой радист. Без фронтового опыта. 2 боевых ордена за полтора месяца в тылу. Ни одной царапины. Всех своих вытащил с того света. И долгая жизнь впереди...
"Завяжу я,по пяти узлов всякому стрельцу немирному, неверному на пищалях, луках и всяком ратном оружии. Вы, узлы, заградите стрельцам все пути и дороги, замкните все пищали, опутайте все луки, повяжите все ратные оружия. И стрельцы бы из пищалей меня не били, стрелы бы их до меня не долетали, все ратные оружия меня не побивали....."


Рецензии