Наша Залиния

                НАША ЗАЛИНИЯ
                История. Воспоминания. (Дата написания сентябрь2021г.)
   
Вступление.
Брошюра составлена из сведений и материалов из исторических источников, заметок и трудов А. Н. Минха, воспоминаний жителей Залинии, цитат и статей аткарской прессы, интернета, аткарского краеведческого музея, частных коллекций фотографий и картин, стихов поэтессы Тамары Порышевой, комментариев к заметке «20 августа в Аткарске отмечается День Залинии» на сайте газеты «Аткарский уезд» в «Одноклассниках»- https://ok.ru/atkarskuezd/topic/153169112770722 .

17.08.2021 10:11
Автор: Тамара Порышева
   Я считаю себя «залинейной», потому что 30 лет жизни прошло на улице Гоголя (18 в, 20, 22). Это первый четырёхэтажный дом- напротив кино- театра «Юность».
   Справа была нефтебаза, которая, если бы взорвалась, не оставила бы и живого места ни от первой, ни от второй Залинии. Зато мы лазали туда в сад за черешней.
Напротив окон была «контейнерная», ярко освещавшаяся ночью. Правее– кинотеатр «Юность». Мы ходили на все сеансы французских комедий с Фюнесом. А потом на индийские драмы с хорошим концом, после которых выходили все зарёванные. Одно время летом фильмы показывали на улице. Во дворе «строительного» дома. Там для этого было много лавочек, экран вешали на электродудку.
   Построили  эридановские дома, панельный, с аркой… Открыли «сороковой» магазин «аквариум», «Кулинарию»- "КалюнАрию", как гоаориди старухи, потом не выговаривающие "майонез- манэез". На автобусной остановке был киоск с марками и фото советских артистов. Если кого-то разбирали, бежали в город. Коллекционировали. Моя коллекция до сих пор бережно хранится…
   Всегда ждали новую школу, но её построили намного позже нашей юности. Школу №2…
   Из развлечений: подвал, чердак, овраг, заборы, деревья, сараи… Во дворах было очень много детей. И игр было много. «Вышибалы», «Колечко», «Города», «Штандер»… Тир.
   А парни стояли вечерами у аптеки с транзисторами. Высоцкий, «одесситы», «битлы». Разливное пиво было в бане, где сейчас «Магнит».
   Первые магнитофоны, клёш в крупную полоску на бёдрах, юбки- мини, сапоги- чулки, … Песни под гитару во дворах на лавочках. Почти все шили себе одежду сами. Тогда умели. Парни делали по четыре вытачки на поясе, зауживали рубашки...
Тарахтение учебных вертолётов по субботам и воскресеньям в 6 утра, когда так хочется спать…
Все работали, учились, ходили в садик. Пенсионерки толпами гуляли вокруг четырёхэтажек, и знали все про всех.
В квартирах, на кухнях,  были нагревательные титаны. Огромные ёмкости до потолка. Топили кто чем мог… Газа не было. Варили на керосинке, керогазе. Телефонов тоже не было. А когда провели, я сначала набирала номер, а потом снимала трубку.
Телевизоры и фотографии– чёрно- белые. Да, в конце советского времени…
Пылища на улице неимоверная! Грязь по колено. Когда в городе весной ходили в туфлях, мы переходили Гоголя и Рабочую в резиновых сапогах.
Вода была чистейшая! Хлеб пекли пекарня и хлебокомбинат! Какой это был хлеб! Люди были проще, наивнее, интереснее…
И было радио, по которому пели Кобзон и Лещенко. Аткарская радиоточка объявляла отмену занятий зимой в школах.
Зимы были снежные, холодные. Осени нудные, дождливые, лета засушливые, а вёсны с лужами, скворцами и ручьями. У каждого свои воспоминания.
Заметили? Ни слова о любви. А она просто была! С Днем Залинии вас, дорогие! Не грустите о прошлом…»
         
20 августа отмечается неофициальный праздник- День ЗАЛИНИИ.
                Этот День учредили очень молодые люди, очень давно, кажется году в 1976. Это тихий праздник воспоминаний.

«Что знакомо- дорого, что любимо- ценно… А память- помнит…»

                ОСТАНЕТСЯ

«Курсор мерцает, как живой»… В пустой строке- обрывки мыслей…
Не ведом Истинным покой. Им интересны былей смыслы…
И реконструкция легенд рождает дар запечатленья.
Пусть в прошлом было много бед, свободный слог- от вдохновенья!

… Летит история вперёд, оставив пыль на обелиске!
«Сегодня» тоже в даль уйдёт, хотя, оно сегодня близко!
За диалогом диалог. За строчкой строчка «белых пятен»…
Вот новый выучен урок. Прошедший путь… почти понятен.

Отдай, что есть. Не пожалей. Сочти расставленные вехи.
Оставь немного для людей… И всё останется навеки…!
                30. 08. 2021

   ЗАЛИНИЯ- северная часть города Аткарска Саратовской области. Названа так потому, что после прокладки железнодорожных путей эта территория оказалась за линией полотна.
Разделяется «Первая Залиния»- от района «Целина» до улицы Волгоградской и «Вторая Залиния»- правее от Первой. На северо- востоке граничит с районом «Сельхозтехника».

Многие аткарчане выросли,  живут и жили в Залинии, кто уехал, никогда не забывал свои детство и юность, кто приехал, продолжают историю этого района…

   Эта статья собрана из комментариев под  заметкой, опубликованной на сайте газеты «Аткарский уезд»:  https://ok.ru/atkarskuezd/topic/153169112770722 , «20 августа в Аткарске отмечается День Залинии», воспоминания Тамары Порышевой об этом микрорайоне
   Авторы комментариев постарались охватить то, что никогда не войдёт в официальную историю. Да и будет ли она написана… Здесь использован метод краеведа, историка, учёного  Александра Николаевича Минха, собравшего материал о городе, записывавшего интересные истории и события.
Мы не историки. Просто какое- то время здесь жили, живём и будем жить…
История всех времён интересна, поэтому, можно добавлять сюда свой материал.

Участники обсуждения в комментариях написали то, что быстро и незаметно ускользает в небытиё.  С интересом вспомнили кое- что из своих впечатлений и картин, всплывающих из памяти…

   Да. Много таит наш город. А сколько людей интересных было! Всё не охватишь, пока то, что есть…
Праздник можно устроить себе в любой День, в этот День ни гуляний, ни массового ликования не предусмотрено… Просто отдохните от суеты…

Всем удачи.
Любите свою родину, место, где вы живёте…

Тамара ПОРЫШЕВА.

                ДРЕВНЕЕ МОРЕ
(Из интернета)
   Поволжское море. Время: 150– 5 млн лет назад. Современное расположение: Республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская области, Ставропольский край. Древнее расположение: суперконтинент Лавразия. Глубина: среднее


(Акварельный рисунок, изображающий жизнь древнего водоёма на территории нынешнего графства Дорсет в западной части Англии. Его автор— Генри де ла Беш (1796–1855), английский геолог и палеонтолог).
…  Море отвоёвывает утраченные позиции. Центральная часть Восточно- Европейской платформы начинает понижаться— образуется длинный пролив, соединяющий тёплый экваториальный океан Тетис с морями в районе Северного полюса планеты.
   Этот пролив занимал всю территорию Центральной России. Под водой оказалась также Центральная и Южная Европа, за исключением большей части территории Украины, которая была крупным островом.
   Центром нового морского региона стало Поволжье. Нет, до появления главной русской реки было ещё далеко. В основном Волга вырабатывала свою долину самостоятельно, однако в нижнем течении её русло проходит по низменности, оставшейся ещё от тех морей.

   Плезиозавры- это пресмыкающиеся, жившие в морях и океанах с триасового по меловой период. Некоторые представители отряда достигали 20 метров в длину.
   Пришло время и морских рептилий. Многочисленные виды ихтиозавров и плезиозавров были наиболее опасными и распространёнными хищниками, занимая экологическую нишу современных акул— с поправкой на то, что и добыча, и охотники были на порядок крупнее.
   Морских пресмыкающихся развелось так много, что фрагменты их скелетов находят каждый год, даже в Подмосковье. Одна из последних любопытных находок— позднемеловой плиозавр Luskhan itilensis, обнаруженный в 2002 году на Волге. Внешне он напоминал гигантского дельфина с вытянутой пастью. Описание нового вида выполнил и недавно опубликовал международный коллектив палеонтологов. Эта рептилия восполнила так называемый раннемеловой пробел— отсутствие находок полных скелетов, относящихся к раннему мелу.
   Ихтиозавр Stenopterygius. Эти морские пресмыкающиеся начали вымирать примерно 100 млн. лет назад. На смену им пришли плезиозавры.

   К концу мелового периода пролив, соединявший северное и южное моря, закрылся, а на этом месте в числе прочего появилось Подмосковье. Под воду оно больше не уходило.

   Но в Поволжье море просуществовало почти до наших дней— в  геологических масштабах, естественно. Причём то, что плескалось в тех краях 15– 10 миллионов лет назад, называется Майкопским морем. А более позднее, порядочно уменьшившееся в размерах,— Сарматским. Главными островами Сарматского моря были Крым и Кавказ, населяли его, кроме многочисленных костных рыб небольшие киты- цетотерии и тюлени.
Рыба из семейства ставридовых. Найдена в Крыму, где относительно недавно— несколько миллионов лет назад— ещё плескалось море.
Последний штрих к истории российских морей: 2– 3 миллиона лет назад Сарматское море в результате поднятия современного Ставрополья и Краснодарского края развалилось на два: Акчагыльское и Куяльницкое. Акчагыльское море стало Каспийским и Аральским, Куяльницкое— Чёрным.
Границы нынешних российских морей известны каждому. Но если задумаете снова воспользоваться машиной времени и переместиться в будущее, на сто миллионов лет вперёд, то не удивляйтесь, услышав громкое «плюх».

Иллюстрации и фотографии: Shutterstock, Science Photo Library / East News, Wikipedia / Commons, Кирилл Власов.               
---
   В аткарском художественно- этнографическом музее имени художника Александра Павловича Бубнова, есть экспонаты, найденные краеведческим кружком, под руководством учителя черчения школы №9 Николая Яковлевича Фёдорова, в 20- х годах  ХХ- го века.               

                Н. Я. Фёдоров. Фото 1928 года

Зубы акулы верхне- мелового периода



Часть карты исследования Аткарского края. На ней видно, что Залинии ещё нет.


По материалам «Аткарской газеты»:
21.03.2018, 10:31 
Читатель, подаривший музею найденные на территории Аткарска артефакты моря,  написал: «Кроме специалистов, мало кто знает, что море 22 раза наступало на Саратовскую область с перерывами в 3- 4 миллиона лет. Территорию Аткарского района море заливало множество раз. Эта иформация из «Российской газеты» от 13 апреля 2007 года и личной переписки с ведущим телепередачи «Не за тридевять земель» Дмитрием Сергеевичем ХУДЯКОВЫМ. Даритель описал место находки и представил подробную карту одного из отрогов Дегтярного оврага, где конусом осыпавшаяся стена представляет собой «слоёный пирог» из песка, опоки и земли. Здесь в 2008 году на высоте 1,5 метра со дна оврага он обнаружил россыпь акульих зубов и уверен, что в этом слое песка таится множество уникальных находок».

   Анастасия Гриднева поясняет: «Такое богатство спрятано только в песке Залинии. В других частях города нет. Другое место, где есть зубы акул и "чёртовы пальцы"- село Языковка. Местный житель Рустем много знает про зубы акул, он их собирает в полях. А это мои находки, вот мы с ним вдвоём и "счастливчики"…»

   Белые акулы, песчаные тигровые акулы размером 6 метров каждая, плавали на территории Залинии 56- 100 миллионов лет назад, а Белемнит- чёртовы пальцы - 180 млн лет назад. Останки их на глубине 8 метров от верхней кромки оврага.
Д. С. Худяков ещё не знал, что в Дегтярном овраге "плавали акулы", а про Языковку упомянул в книге.
Море, покрывавшее наши края около 100 миллионов лет тому назад, кишело акулами.

   Овраг «Залинейный»- продукт таяния ледника, что был в 10 км. Учёный археолог осмотрел овраг и пришёл в восторг от его глубины и "сокровищ" в смысле древних обитателей. Залинию можно назвать
местом древних тайн и загадок.

Зубы акул  и «чёртовы пальцы» из Дегтярного оврага, найденные Анастасией Гридневой

   На первой слева карте сверху вниз: Ульяновск, Саранск, Пенза, Саратов, Волгоград заливало море.
Карта не очень хорошего качества, но на ней видно, что 100 миллионов лет назад Аткарск был на архипелаге, где тёплое море было домом для 29 видов акул.

(Часть материала из интернета)

                ДОСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ  (до 1917 года)

   Наш край пережил абсолютно все события, связанные с Саратовской историей.  И татаро- монгольское  иго, и набеги кочевников, и заселение земель для охраны границ государства…   
   Оборонительная полоса  Аткарска шла с юго- восточной стороны. Восточная сторона города была заселена раньше, чем северо- западная. 


… Из книги 1908 года А. Н. Минха "Город Аткарск":  "Местность Дегтярного оврага была покрыта в то время большим густым лесом, куда опасались ходить жители, боясь водившихся там волков и медведей. " "Земля под чугунку (железную дорогу) была отведена на пахотной стороне, но город, видя, что чугунка пройдёт на пахотной стороне, решился отвести землю за городом и был приведён приговор, по которому город и отдал землю под чугунку за 3 000 рублей. " "Судя по клеймам на рельсах, они положены в 1870 году. По направлению к Саратову в том же 1870 году, в 4- х верстах от Аткарской станции, устроен железнодорожный мост через реку Медведицу, который обветшал и по нему теперь движение не происходит, подле же него устроен новый мост в 1903 году, по которому и идут теперь поезда." ".
                Фото левого моста. Правый закрыли.

Фото из книги  А. Н. Минха «Город Аткарск»

   К северу Аткарск доходит до полотна железной дороги, за которым в настоящее время городских строений ещё нет, кроме лесных пристаней и нефтяного склада братьев Чернавиных, а ближе к Дегтярному оврагу, ярмарочных корпусов—  лавок и других сооружений, принадлежащих городу.

   Тяжелые годы 1905— 1906 и 1907, полные разнузданности, поджогов, грабежа и террора, заставили массу землевладельцев, их приказчиков и людей торговых бежать из своих выжженных и разграбленных усадеб сёл и хуторов и большое количество беглецов укрылось в городе; квартиры в нём вздорожали, стало тесно, и вот с конца, 1906 года идёт бойкая распродажа городом отведённых по плану усадебных мест за полотном железной дороги, которых как я слышал, за это полугодие продано на сумму около 18 000 рублей, так что, вероятно, не пройдёт и пяти лет, как Аткарск разрастётся далеко к северу от рельсового пути, и уже в самом городе в текущем году строится много новых домов деревянных и каменных.
   Железнодорожные пути, соединившие Аткарск с Москвой, Воронежем, Саратовом, Вольском, Баландою, сильно подняли торговлю и промышленность города. "
   "Кроме того в городе бывает две ярмарки: Иоанно- Предтеченская 29 августа, продолжается она три дня и существует с открытия города Аткарска 1781 года и прежде находилась при церкви Иоанна Предтечи; лишь в 1860 г. перенесена за черту города к Дегтярному Оврагу.
   Вторая, называемая «Девятой Пятницей», т. е. девятая неделя со Святой Пасхи, открыта с 1834 года и продолжается один день на вышеозначенном месте." "Купцы, приписавшиеся из разных губерний и здешние, ведут торг и отправляют сплавом по реке Медведице судами хлеб; соль, деревянную посуду и циновки до г. Черкасска и Дмитрия Ростовской крепости, а также закупают рогатый и мелкий скот, вешнюю и осеннюю овечью шерсть и разного рода зверьё и всё это отправляют в Москву."

1874 год. Графическая таблица передвижения пшеницы и пшеничной муки. Аткарск, Саратов, по Волге на Москву, Нижний Новгород и Питер…

"1814  год.
97)   Приговор  купцов  и мещан 31 января: в городских лесных дачах  производится в  больших размерах порубка дельного леса как гражданами, так дворянами и приказно- служителями, так что лес совершенно истребляется, почему полагают:
а) для необходимой надобности в дровяном лесе позволить городским жителям, исключая дельного, рубить в намежеванной по дополнительным статьям городу даче от грани вниз по р. Медведице до зимнего Барановского переезда; " («Зимник»- когда Медведица замерзала, по льду был санный путь)

 "1837 год: Аткарская городская полиция в рапорте своём указывает, что хорошую воду можно получать из родника, текущего в Дегтярном овраге, (для нужд тюрьмы)". "Когда в 1781 году было учреждено Саратовское наместничество, село Иткара стало называться Аткарском и сделалось уездным городом этого наместничества. Жители Аткарска торгуют преимущественно хлебом, особенно рожью, привозимой из северной части Аткарского уезда. Что же касается существующих в городе промыслов, то они очень незначительны и развиваются крайне слабо."

"...  Ярмарка же помещалась на площади за городом за Старо- Острожной улицей, а перенесена в 1867 году на настоящее место за линию железной дороги, на пустырь, близ Дегтярного оврага; в этом овраге найден обширный родник, теперь обделанный камнем, из которого весь город пользуется превосходной ключевой водой.»
 "Дегтярный овраг получил своё название потому, что по оврагу росло много берёз, с которых сдирали кору и гнали дёготь. Сколько времени прожили на этом холме беглецы, дед не знает, но говорил, что в более спокойное время посёлок разросся и завёл знакомство с другими поселениями, лежащими выше и ниже Аткарска по реке Медведице. "...
Это выписки из книги А. Н. Минха "Город Аткарск", касающиеся Залинии...

Здесь представлена  часть карты А. Н. Минха, где начерчена Залиния с улицами до 1908 года.

   Из этой карты видно, что:
Горизонтальная улица на севере города была Вольская (Лермонтова).
Южнее- Тургеневская (Тургенева).
Гоголевская (Гоголя),
Пушкинская (Чернышевская, сейчас Чернышевского),
Московская,
Товарная улица.

Вертикально слева от ярмарки была улица Старо- Острожная (Республиканская), тянувшаяся от Нескучного переулка.
Улица Петровская, от железной дороги на север стала Ярморочной, потом, с 1975 года-  «30 лет Победы».
Правее- Сарыгинская улица (Талаллихина, Талалахина) . Участок улицы Сарыгинской в последствии в городе был улицей Пушкинской, потом Галанта (в честь города- побратима), сейчас Пушкина.
Улица Вокзальная в Залинии стала Волгоградской, а в городе Вали Макеевой.
Казанская улица стала в Залинии Степана Разина, в городе- Максима Горького.
Саратовская в Залинии стала Островского.
Лесная стала Вольской.
Это единственные достоверные сведения об улицах Залинии до 1908 года.

   Почти все улицы названы в честь поэтов, писателей, видных политических деятелей, знаменательных событий…
   Так, Николай Гаврилович  Чернышевский приезжал в Аткарск к своему родственнику, этнографу Пыпину, у которого ещё имение было в деревне Иткарка. В честь него и переименовали Пушкинскую в Залинии.

   Все старые названия улиц шли по городу и далее, с теми же названиями, прямо до современных залинейных кладбищ.
Ярмарка была между улицами 30- лет Победы и 1- й Родниковской, и от Тургеневской до Чернышевской улицы.
Что видно по карте.
   Есть артефакт с Ярмарочной площади. Когда бульдозеры  выкорчёвывая частные дома,  нашли бутылку Пивоваренного завода М. И. Кинцъ  (Воронеж 1874 год). На месте вагонного депо были керосиновые склады.

    В 2021 году на Степана Разина нашли  книги и квитанции заказов типографии Миловидова с ул. Петровской (Советской).
   Нефтяной склад братьев Чернавиных- это краснокирпичный дом сразу, как спускаться с перекидного моста в Залинию.  Он долгое время был заброшен. (Сейчас надстроен и уже по- другому выглядит).  В советское время перед бывшим нефтяным складом Чернавиных на аллейке тополей между домом и столовой вагонного депо стоял электрический фонарь из металлических элементов, как в Саратове на улицах).

   Аткарский купец Иван Иванович Рыбакин имел в городе магазины, мельницу, хлебные склады. В 1913 году построил маслобойный завод.

Но вскоре умер. Управление капиталами перешло в ведение его супруги Феоктисты Алексеевны Рыбакиной и сыновей– Ивана и Николая.
   На Рыбакинской маслобойне изначально было установлено 5 маслодавильных прессов, а всё оборудование работало через трансмиссии от локомотива «Вольф», топливом для которого служила лузга от семечек подсолнечника. В сутки перерабатывалось 25,6 тонны подсолнечника. На выходе получали 6- 8 тонн масла.

                СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
                (С 7 ноября по новому стилю 1917 года до 19 августа 1991 года. )
    «В 1928 году в городе к электроэнергии были подключены первые 250 аткарских потребителей. Мощность городской электростанции в те времена составляла менее 50 киловатт.
   К тому моменту в Аткарске все ещё отсутствовал водопровод и колонки на улицах города, а основными источниками питьевой воды для местных жителей служили родники, включая источник в Дегтярном овраге, и многочисленные колодцы, встретить которые можно было даже в центре.
   Что касается обеспечения электричеством жителей Аткарска, большинство получило «свет в дома» только к шестидесятым годам, а мощность местной электростанции к тому моменту выросла в десятки раз».
                Железнодорожное полотно
                Мост в город
Дорожка в город из Залинии
            
 Из книги 1963 года о городах Саратовской области», в частности о Залинии читаем:

                «Город АТКАРСК
… Аткарск- город железнодорожников.
Важным событием для Аткарска явилось открытие железнодорожного сообщения по линии Тамбов- Саратов (1871- 1872 гг.) и постройка железнодорожной ветки на Вольск (1893 г.). С этого времени город стал быстро заселяться железнодорожными рабочими, ремесленниками, купцами, и уже в 1907 г. в нём проживало 13 тысяч человек.
      С постройкой железных дорог экономико- географическое положение города улучшилось, и Аткарск превратился в крупный пункт хлебной торговли.
   Аткарский маслозавод реконструируется и расширяется. В результате перевода предприятия с прессового на экстракционный способ производства суточная мощность завода по переработке семян подсолнечника возрастёт к концу семилетки в 2,5 раза.
   За полотном железной дороги выстроен новый большой благоустроенный поселок рабочих железнодорожного узла, маслозавода, мельзавода и других предприятий. Всё дальше расширяются границы города. За 1959- 1962 гг. всеми предприятиями, организациями города и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 28 тысяч квадратных метров жилой площади.
   Продолжается мощение улиц и начато асфальтирование тротуаров. Теперь проезжая часть Чернышевской, Гоголевской, Ярмарочной и Республиканской улиц почти полностью вымощена камнем.
   Ведутся работы по расширению водопроводной сети.
В городе закончено сооружение канализационного коллектора, который обслуживает новую (жд) больницу…
   Расширяется в городе и городской транспорт. По его улицам курсируют автобусы, количество которых с каждым годом растёт.
   В 1959 г. горсовет принял решение превратить Аткарск в ближайшее время в город- сад. За четыре года семилетки уже посажено около 100 тысяч деревьев и кустарников, закладываются новые скверы. По какой бы улице Аткарска вы ни прошли, в какой бы двор ни заглянули, повсюду увидите цветы и кустарники, плодовые и декоративные деревья».

Модест Иванович Лебединский 1963 год.

   В советское время появились названия улиц: Маяковского, Белинского, Некрасова, Заводская, Товарная- 2, Серова, Локомотивная, Октябрьская, Родниковская 1- я.
 
   На фото улица Гоголя 1973 год.                Улица Гоголя 2019 год. (Фото Ирины Швецовой)


     …Ничего не изменилось…,  как будто- бы, сейчас. Дорога только другая.

                Из брошюры «ГОРОД АТКАРСК»…
1981 год. Авторы: М. И. Лебединский, В. Н. Игнатьев.

   «…В северо- восточной части города возвышаются мощные корпуса элеватора маслоэкстракционного завода, южнее—  комбината хлебопродуктов и локомотивного депо, ажурные мачты прожекторных установок станции Аткарск.
В послевоенные годы на пустыре, расположенном в залинейной части города, вырос новый микрорайон, имеющий свой кинотеатр «Юность», библиотеку, дошкольные учреждения, почтовое отделение, магазины».
… «Аткарский маслоэкстракционный завод- крупное предприятие по производству растительного масла в РСФСР. Из грязной, полукустарной дореволюционной маслобойни он вырос за годы Советской власти в передовое, высококультурное производство своей отрасли. Большинство технологических процессов здесь автоматизировано и комплексно механизировано. Завод непрерывно увеличивает выпуск основной продукции- растительного масла.
   Так, с 1960 года объём производства масла увеличился в 3,4 раза. О широкой популярности продукции предприятия свидетельствует её экспорт в девять стран мира, в том числе на Кубу, в Венгрию, во Францию.Заводские рационализаторы творчески работают над совершенствованием технологии и повышением производительности труда. За высокие успехи в социалистическом соревновании коллектив предприятия неоднократно поощрялся от Министерства пищевой промышленности Российской Федерации.

   Вагонное депо специализируется на ремонте грузовых вагонов. Его коллектив успешно выполнил задания десятой пятилетки (1976- 1980 гг). Развивается социально- культурная база предприятия. Большой поток пассажирских поездов и народнохозяйственных грузов проходит через станцию Аткарск.

   Аткарское автотранспортное предприятие занимается перевозкой пассажиров и грузов. Автобусные маршруты связывают город с центральными усадьбами колхозов и совхозов, большинством населённых пунктов района. С 1979 года открыт автобусный маршрут, соединяющий Аткарск с областным центром. Автомобильный парк, как пассажирский, так и грузовой, постоянно растёт. Развитию автомобильного транспорта в районе способствует дорожное строительство, принявшее особенно большие масштабы в годы десятой пятилетки.

   Строительные организации МПМК и ПМК- 402, созданные в 60- х годах, за время своего существования в несколько раз увеличили объём капитального строительства. В настоящее время объём капитальных вложений строительных организаций составляет 6,5 миллиона рублей. Более чем в шесть раз возрос этот показатель за два последних десятилетия. Значительно выросла и постоянно улучшается материально- техническая база строительных организаций.

   В Аткарске развивается сеть медицинских учреждений. Среди них— 3 больницы (узловая железнодорожная, оснащённая самым современным оборудованием, центральная районная и детская), родильный дом, 2 поликлиники.
   Близится к завершению строительство крупного хлебокомбината на одной из городских окраин. Из года в год увеличиваются мощности и техническая вооруженность строительных организаций города. Настоящими фабриками по производству мяса станут комплексы по выращиванию индеек и свиноводческий.
   
   Хорошеет, на глазах меняет свой облик город. Современные мосты для автомобильного транспорта и пешеходов соединили берега рек Аткары и Медведицы. В процессе реконструкции кварталы девятиэтажных домов вырастут на улицах Республиканской и Ленинской, изменят свой облик улицы Галанты и имени Ю. А. Гагарина, многоэтажными жилыми домами застроятся улицы Чапаевская и Революционная.
   В залинейной части города, которую с городским центром соединил современный путепровод, вырастут корпуса школы и детского сада.
   Растет количество деревьев, кустарников, цветов на улицах города. Аткарчане прилагают все усилия для того, чтобы их родной город превратился в город- сад.
   Живописны окрестности Аткарска— места отдыха аткарчан. На северо- восточной окраине по берегу реки Медведицы тянется прекрасный сосновый бор, неподалеку совсем недавно возник дачный поселок рабочих и служащих города. В живописных хвойных массивах по Медведице расположены пионерские лагеря. А всего на территории района 1300 гектаров хвойных лесов.
М. И. Лебединский.

               
                Первые дома по улице Гоголя, 20 и 22, и их строители.

   Знающий человек говорил, что на месте Гоголя 22  в давние времена был погост (кладбище).  При рытье котлована под дом находили всякое… Когда современный микрорайон «Залиния»  отстроили, его стали условно звать "Второй центр".

   В  заметке  об улице Гоголя «Залинейная прямолинейная» журналист Анатолий Максимович Перепёлкин (ныне здравствующий, 1 сентября 2021 (его не стало в начале 2022)) пишет:
   Примечательными местами и давними постройками интересуются и стар, и млад. Знания о прошлом и настоящем Аткарска, сёл района понадобятся нашим школьникам, которые сейчас изучают краеведение.
Приглашаем в первое путешествие по улицам нашего города.
   В отличие от других залинейных улиц, имеющих изгибы, повороты и переулки, улица Гоголя тянется по прямой линии наподобие проспекта, от улицы 30 лет Победы до Вольской ветки.

   Примечательностью этой улицы до начала 60- х годов прошлого века была большая Ярмарочная площадь.
С большим трудом удалось разыскать посетительницу осенней ярмарки 1928 года. В те годы сельское хозяйство района было на подъёме. До погромной коллективизации оставалось два года.
   Вот что рассказала историк школы №3  Вера Петровна ЛОЩИНИНА, проживающая в начале улицы Гоголя: "В солнечный день 10 сентября ярмарку заполнили толпы народа. Высились горы арбузов и дынь, вороха зерна. В торговых рядах стояли бочки с мёдом, корчаги с маслом и сметаной. Было много лошадей, коров, овец, свиней. К отцу Петру Максимовичу несколько раз подходили покупатели и просили продать серого в яблоках жеребца. Но лошадь была главным богатством на подворье в родном селе Прокудино".
   Вера Петровна и сейчас помнит отцовские покупки для детей: огромнейший полосатый арбуз, пышный саратовский калач, липовый мёд, арахис в скорлупе.
Для развлечения на ярмарке были установлены карусели  и качели.
   Залиния активно начала застраивалась с конца пятидесятых годов прошлого века. Затем появились здания железнодорожной больницы.
   В 1962 году сдан под заселение первый четырёхэтажный дом на улице Гоголевской  18 «в» (на данный момент этот адрес ул. Гоголя 22) . Сейчас многоэтажек  более десятка. Есть детский сад, открыта средняя школа №2.
   Но, каждая улица знаменита интересными людьми. Мне посчастливилось жить рядом с ними. С сердечной теплотой вспоминаю рядового 9- й автомобильной батареи стрельбы по воздушному флоту Тимофея Александровича КОВГАНЬКО, награжденного за участие в гражданской войне орденом Красной Звезды. Он был одним из первых шофёров в городе Аткарске в 1919 году и первым механиком совхоза в Елизаветино в 1921 году. После Тимофей Александрович работал механиком и электриком на Аткарской машинно- тракторной станции.
   Моим соседом по квартире был участник русско- японской войны и Цусимского сражения Иван Алексеевич АЛЕКСЕЕВ. Он чудом уцелел, о войне рассказывать не любил. С первого дня вселения, свыше 40 лет, в нашем доме проживают ветераны педагогического труда, учитель географии школы №3 Александра Ивановна КОВАЛЕНКО и учитель русского языка школы №6 Вера Никифоровна ГОРОДОВА, труженики тыла Анна Андреевна БЕЛОКУРОВА и её сестра Антонина Андреевна, Антонина Васильевна ДРАНКИНА, Лидия Арсентьевна МОСКОВСКАЯ, Валентина Григорьевна ЛОГИНОВА, Лидия Ивановна ГУБАРЕВА, Мария Григорьевна ГОРШКОВА, старейшие медицинские работники, супруги Павел Петрович и Мария Яковлевна ПОЛЯКОВЫ, Антонина Ивановна ГОРШКОВА, двоюродная сестра художника А. П. Бубнова  Н. А. ДИКАНЁВА Николай Иванович и Валентина Васильевна БАЙКИНЫ и многие другие заслуженные люди.
   На улице Гоголя- дом бывшего участника Сталинградской битвы Гаврилы Андреевича МАТВЕЕВА. Уважаемыми её жителями являются участники Великой Отечественной войны Сергей Семёнович КУЛАКОВ и боевых действий в Афганистане Владимир Валерьевич ДУБРОВСКИЙ. Перечислить всех невозможно.
   
   Наша улица- одна из беспокойных в городе. Досаждает шумом, а иногда и сажей маслоэкстракционный завод. Почти круглосуточно идут к нему большегрузные автомобили. Почему- то не хватило асфальта покрыть участок в сотни метров от улицы Талалихина до железнодорожного переезда. Но зато много магазинов и свой базарчик.
   Люди привыкают ко всему хорошему и плохому, поэтому считают свою улицу главной и родной.

                Анатолий ПЕРЕПЕЛКИН, житель улицы Гоголя
    Строительство многоэтажек стало возможным благодаря строительству железнодорожниками своего больничного городка,- считает жительница города, бывший работник ПМК, строитель с 38-летним стажем Галина МИШУКОВА.- Они провели канализационный коллектор и водопровод по улице Талалихина. 

   Действительно, хороших людей, специалистов, профессионалов было много. Учителя, музыканты, меломаны, врачи, юристы, военные, фронтовики.  Рабочие, интеллигенция… Каждый человек что- то значит, кому- то дорог… Можно сделать главу: о людях. Но, напиши одного, другой не поймёт и обидится… История Залинии долгая. Есть желание, можно добавить материал отдельным сборником…
   

Это не весь материал...
Нет здесь интересных фото и текстов, но... всё впереди... Надо делать...
А пока- это только начало. Интересное, уже известное, наше...

20 августа 2022               
СПАСИБО всем, кто помогал... Хотелось бы объединиться общей историей и жизнью...

Продолжение следует...


Рецензии