Ювгенин

ЮВГЕНИН / либретто
July 19th, 2012
Совместно с chumanew Еленой


-Что ж вы, душенька, валета под даму не пристроили?
-А короля куда девать прикажете?
-На другую мадам, душенька.
-Это как же на другую? Они ж не марьяжные...
-Верно, не марьяжные... А вы по строгому?
-Стараюсь, батюшка.
-Ну а коли по строгому не вышло?
-А коли по строгому не вышло, так и не вышло.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Евгений Львович Онегин (Ювгенин)
Князь Петр Ильич Гремин
Татьяна Дмитриевна (его жена)
Ольга Дмитриевна (ее сестра)
Борис Аристархович Ульянов (улан)
Дуня (его Муза)


ДЕЙСТВИЕ 1, КАРТИНА 1
Санкт-Петербург, март ...1 г.

xatai

ТАТЬЯНА
(Задумчиво глядя в окно и непроизвольно обрывая желтые шарики с букета мимоз, подаренного ей Ювгениным)

Я, Жень, другому отдаюсь.
Ему верна. К вам не вернусь.
Вы лучше Ольгу навестите...
Она сидит, как на корыте,
Разбитом вдребезги. И ведь
Она вам может порадеть.

ЕЛ
(в сторону, поднимаясь с колен и отряхивая их)

Молодец. Все правильно, держит градус. Все-таки она совершенство, и за такой приз ничего не жаль.
В нашей дуэли, Вы сами, опрометчиво, выбрали для меня оружие, берегитесь его разрушительного действия.

(Татьяне)

Извините мой порок, причинять людям неудобства.

(намеревается уйти)


chumanew

ТАТЬЯНА Жень! Чудак, да постой ты!
ЕЛ (про себя) Первая любовь не забывается! Сейчас она мне скажет...
ТАТЬЯНА Извини, Женя, но ты должен меня выслушать. В свое время я тебя выслушала. Видишь ли... прости меня, но то письмо...
ЕЛ Таня! Я так ошибся! Я так наказан!
ТАТЬЯНА Прекрати муси-пуси. Мое письмо только выглядело, как признание в любви. На самом деле это был курсовик.
ЕЛ Кур...чего?
ТАТЬЯНА Курсовик по психологи. Задание было - найти убожество и повысить его самооценку. И тут такой подарок - являешься ты, весь в соплях и в хроническом ангсте, совершенно разочарованный в жизни, ну просто идеальный материал для курсовой работы! Милостыньку подать...
ЕЛ Не понял...
ТАТЬЯНА А что тут особо понимать? Я написала тебе наивное и пламенное признание в любви. Ты поверил, дурашка, что в тебя влюбились с первого взгляда. Такие штуки, знаешь, даже в 19 веке не каждый день... а у нас сейчас какой век на дворе? Не забыл? Зато какой эффект получился! Где-то у меня даже фотки сохранились - осанка до и осанка после. Тоже в курсовик пошли, профессор Гремин сказал, что работа на дипломную тянет.
ЕЛ Ка...кой Гремин?
ТАТЬЯНА Наш профессор, который нам психологию читал, Дмитрий Олегович Гремин.
ЕЛ Мужу твоему, значит, не родственник?
ТАТЬЯНА Родственник. Дядя. Самых честных правил.
ЕЛ Погоди, погоди, а Вовка как же? Вовка ведь действительно погиб! И виноват был я!
ТАТЬЯНА Бедный Володенька стал невинной жертовй на алтаре науки.
ЕЛ На алтаре твоего диплома! Я же и полез драться тогда только из-за того, что он брякнул что-то о том, что я соблазнил тебя, а теперь подкатываюсь к Ольге! Из-за твоего письма! Я решил, что он каким-то образом узнал о письме...
ТАТЬЯНА Да прекрати ты рефлексировать! Следствие установило, что это был несчастный случай.
ЕЛ Ах ты, сучка!
ТАТЬЯНА (практически не повышая голоса) Петечка! Зайди к нам! (Входит Петр Ильич Гремин, это высокий, спортивного типа, с накачанной мускулатурой молодой мужчина) Петь, мы тут наговорились, навспоминались... так приятно! Женя уже уходит, давай его вместе проводим, прогуляемся заодно?
ПЕТР ИЛЬИЧ Конечно, Танюша!
ЕЛ (про себя) Сучка...

xatai

ДЕЙСТВИЕ 2, КАРТИНА 1
Рязанская губерния, с.Константиново, май ...1 г.

Ольга вышла во двор набрать чурбачков для камина. Только что прошла гроза, и она в резиновых сапогах и стеганной душегрейке.

ЕЛ (из-за ограды)
Ольга Дмитриевна?

ОЛЬГА (вынимая папироску изо рта)
С утра была...

ЕЛ
С Праздничком!

ОЛЬГА
?

ЕЛ
Неужто не признали?

ОЛЬГА
Богатым будешь... Ба! Корнэт! Какими судьбами?!

ЕЛ
Охота к перемене мест, знаете ли...

ОЛЬГА
Поохотиться, значит... Ну проходи, проходи! Гостем будешь.

(идут в дом)


КАРТИНА 2
Большая уютная зала заставленная добротной мебелью из норвежской древесины. Прибрано, но без педантизма. На ломберном столике несложившийся пасьянс, с четырьмя картами в сторонке.

Ольга подбрасывает мокрые поленья в камин, и они начинают чадить.

ЕЛ (свозь кашель)
Это у Вас дымоход забился.

ОЛЬГА
Это у меня мужика в доме нет. Да Вы располагайтесь, я пока глинтвейну смастерю. А дым, он сейчас выветрится, сквозняки тут у нас...

ЕЛ
Давеча, из Вашго замечания, я сделал вывод, что мой приезд навевает на Вас тягостные воспоминания.

ОЛЬГА
Ах, оставьте. Вдовам не след предаваться воспоминаниям с неженатыми мужчинами. Вы ведь... Что с Вами?

ЕЛ
Дык...! Вы же тогда с ним еще ... ?

ОЛЬГА
С ним тогда еще, а с другим потом уже... Вы что в Париже жили?

ЕЛ
В Берлине. А собственно...

ОЛЬГА
Вы последний в Российской Империи, кто не успел порыться в моем нижнем белье. Ну да ладно, что это мы все о грустном, кто старое помянет, тому глаз вон. Давайте-ка, лучше, чаевничать.

...

ОЛЬГА
(после третьей чашки, порозовевши, поставив локти на стол и подперев щеки ладонями, глядя ЕЛ прямо в глаза)
Ну-с, Корнэт, какие Ваши предложения?

ЕЛ
(крутя головой по развешанным на стенах картинам)
А пойдемте в сад?

ОЛЬГА
И то... Не в карты же пустяшничать. Только, прежде как я покажу Вам мои ирисы...
Завтра Таня с мужем приезжают на лето погостить, так Вы приходите, для комплекту, составим банчок. Да и мужу ее компанией будете... Я его еще ни разу не видела. На свадьбу к ним не выбралась, а после маменьку дохаживала...
Идемте. Не споткнитесь, тут у нас порожек...

(уходят)


КАРТИНА 3
Во двор въеэжает карета, запряженная четверкой вороных. Выйдя из нее, Таня с князем направляются к дому. Выходит Ольга, сестры расцеловываются.


ПЕТР ИЛЬИЧ
Ну, золовушка, давай почеломкаемся! Мне Танюша все уши прожюжжяла, какая ты у нас умница да красавица.

(замечает Ювгенина)

Ба! Да ты тут, без нас, времечка вдовьего не теряла...

ОЛЬГА
Да я его и с вами терять не стану. Чай не конфузливые, глядишь и свинганем.

ПЕТР ИЛЬИЧ
Ах ты, золовушка-злословушка! Ты на меня не обижайся. Такой уж я человек, как матку-правду увижу, так сразу ее ножичком - чик! (тыкает пальцем Ольге в бок) Ах-ха-ха!

ОЛЬГА
Господь с вами, Князь, я на деверьков не обижаюсь. Проходите, гости дорогие. Танюша, будь как дома... Князь, познакомьтесь с моим соседом Евгением Львовичем.

ПЕТР ИЛЬИЧ
Да виделись уже.

ОЛЬГА
?? Так Вы, Корнэт, не сразу к нам, из Парижу?


chumanew

КАРТИНА 4
Та же комната, на обеденном столе неубранная посуда, компания сидит за журнальным столиком, в руках присутствующих и на столике - карты.

ПЕТР ИЛЬИЧ (откидываясь на спинку стула и бросая карты на столик) Уф! Все, не могу больше! Тебя бы, Оля, в Вегас, ты бы все казино там по миру пустила.

ОЛЬГА (смеется) Кишка тонка играть с профессионалом?

ПЕТР ИЛЬИЧ Ох, тонка! Не будь у нас ставки по 10 копеек, мне, наверное, пришлось бы закладывать дом.

ОЛЬГА Ну, раз вы сдаетесь, предлагаю погулять по саду. Смотрите, какая погода славная, солнышко выглянуло, просохло все. Пойдемте пробовать яблоки! Я несколько лет назад купила десяток яблонь хороших сортов, они еще молоденькие, но кое-что на них есть.

ТАТЬЯНА В самом деле, идемте в сад! Будем ловить последние солнечные лучи и пробовать яблоки! Мне нужно переодеться, Петя, тебе тоже не мешало бы, пойдем.

ЕЛ (Ольге) А вы не идете переодеваться?

ОЛЬГА А я иду убирать со стола, грязной посуде место на кухне.

ЕЛ Я помогу, можно?

ОЛЬГА Вы лучший в мире уборщик грязной посуды с моторчиком? Ладно уж, помогайте.

Ольга и Евгений составляют грязные тарелки в стопку, собирают по столу бокалы.

ЕЛ А вы действительно прекрасный игрок.

ОЛЬГА Муж покойный это дело очень любил, он и научил. Знаете, для долгих зимних вечеров нет лучшего занятия, особенно, когда говорить не о чем.

ЕЛ Я сломал вам жизнь. Вы хотите, чтобы я принес извинения или лучше убрался к черту?

ОЛЬГА (изумленно) О чем это вы? Жизнь каждый себе ломает сам, в меру сил и способностей, уж поверьте. И... неужели вы так уверены, что с покойным Володей мне было бы о чем разговаривать?

ЕЛ Я в растерянности. Вы так изменились!

ОЛЬГА В чем же?

ЕЛ Стали такая... колючая. Я помню, как вы порхали.

ОЛЬГА А я помню, какой вы были угрюмый и мрачный.

ЕЛ Дурак я был. Сопляк. Ничего из себя не представлял, но хотелось быть в центре внимания. Вот и надел маску мрачного страдальца, вероятно, потому, что сыграть такую роль легче всего, особых усилий тратить не нужно. Володя ведь тоже носил маску, маску шута, а эта роль одна из самых трудных. Вам с ним... было бы, о чем разговаривать.

ОЛЬГА. Не уверена. Тогда не было, откуда бы потом взялись темы? А карты, они штука серьезная, дают пищу для интеллекта, вображение развивают. Лучше карты, чем пустая болтовня.

ЕЛ Я сначала боялся, что вы не умеете играть, все хотел вам знак подать под столом, но благодаря конструкции вашего журнального столика и отсутствию на нем скатерти не опозорился. Очень мне интересно, для чего внутри столика эти полочки?

ОЛЬГА Как для чего? Для журналов!

ЕЛ С вами удивительно легко!

По лестнице спускаются со 2 этажа Татьяна и Петр Ильич.

ТАТЬЯНА А мы готовы! У-у-у... лентяи. Даже со стола не убрали. Петя, хватай бокалы, тащи за мной, я покажу дорогу! (забирает составленные в стопочку тарелки, уходит, Петр Ильич следом за ней).

xatai

ТАТЬЯНА (вытирая тарелку)
Какое чудо! Выйти в сад, в котором каждое деревце помнит тебя еще девочкой, и вкусить от только что сорванного плода. Ах, как понимаю я праматерь Еву, не устоявшую перед соблазном...
Петя, давай оставим пыльный, мрачный Петербург и проживем остаток наших дней среди природы и милых, незатейливых крестьян. Будем учить их детей, трудиться на...


ПЕТР ИЛЬИЧ (не домыв тарелку, кладет ее назад в раковину, закрывает кран и вытирает руки полосатым рушником)
Таня... Прости, что перебил, ты сама яблоки рвала?


ТАТЬЯНА
Ну рвала, наверное. когда маленькая была. А что?


ПЕТР ИЛЬИЧ
А ты не помнишь, случайно, какой месяц на дворе был?

ТАТЬЯНА
Ну-у-у... Не помню... Мне их няня, обычно, на блюде в постель приносила. А я читала, читала! Я очень рано начала читать. Первую книжку я прочитала в ...


ПЕТР ИЛЬИЧ (Смотрит в окно)
Таня, эти деревья, которые там справа, яблони?


ТАТЬЯНА
Яблони... А может груши... или вишни... Хотя, все всегда говорили "Какой у вас яблоневый сад замечательный!". Я, вообще-то, варенье больше любила. В яблоках червяки могут попасться.

ПЕТР ИЛЬИЧ (Смотрит в окно)
Таня, на деревьях белые цветочки...

ТАТЬЯНА
Ну так что!

ПЕТР ИЛЬИЧ
А то, что яблоки из этих цветочков образуются. Биологию в школе учить надо было.
Шутница сестричка у тебя... Ох, чует мое сердце, цветочки это. Яблочки впереди...


Тем временем в соседней комнате.

ОЛЬГА
Легко со мной, говорите... А где это Вы с князем поручкались?

ЕЛ
Ольга...

ОЛЬГА
?

ЕЛ
Оля...

ОЛЬГА
??

ЕЛ
Ольга Дмитриевна! К чему лукавить, встреча с Вами не была следствием моих сердечных намерений. Но волею сложившихся обстоятельств, узнавая ближе Вашу душу, я должен сказать, что увлечен Вами и имею предложить Вам, на этом месте...

ОЛЬГА
А следствие?

ЕЛ (с беспокойством)
Какое следствие?

ОЛЬГА
Сердечных намерений.

ЕЛ (с облегчением)
Ах это... Ну какое это имеет значение теперь, когда...

ОЛЬГА
Ну все же. Расскажите, что терзало Ваше сердце, лишало сна, толкало на безумства?

ЕЛ
Вы смеетесь надо мной...

ОЛЬГА
Отнюдь. Я предвкушаю погрузиться в мир Ваших надежд и фантазий. Ну, может, не прямо сейчас... Попозже, ближе к вечеру.

chumanew

КАРТИНА 5
Тот же сад, скамья под цветущими деревьями. На скамье одиноко сидит Татьяна, покусывая травинку. Встает, нервно озирается, садится снова. Из-за деревьев появляется Евгений Львович.

ЕЛ Танюш! Ты одна? А где же Князюшка твой, почему не развлекает свое сокровище?

ТАТЬЯНА Князь увлекся разговором с местными рыбаками, он сам страстный рыбак, сейчас они там рассуждают на тему кто на что ловит и где рыбные места. Я в этом ничего не понимаю, да и к тому же я всегда любила одиночество, сижу вот, отдыхаю...

ЕЛ А кстати, почему ты зовешь мужа Князем?

ТАТЬЯНА А, это... Помнишь, была такая рок-группа - Наутилус Помпилиус? Очень была любима публикой в 80 и 90 годах, потом они распались, лидер группы организовал что-то новое, но такой популярности уже не добился, так и сошел на нет постепенно. Мой супруг в школе был фанатом Наутилуса, особенно любил песню "Князь Тишины", да ты тоже должен ее помнить, (напевает) "Мой Князь, Князь Тишины..." Так и осталось за ним школьное прозвище на всю жизнь. Ему идет, не находишь?

ЕЛ Если честно, песню не помню, я ведь никогда особенно рок-музыкой не увлекался. Но прозвище ему да, идет.

ТАТЬЯНА Как я люблю этот сад! В детстве любила приходить сюда с книгой, читать в тени на скамье или прямо на траве. Вот так... (ложится на траву, принимает соблазнительную позу).

ЕЛ (сидя на скамье, спокойно) Рискуешь, Таня.

ТАТЬЯНА Что ж, рискну. Иди сюда (хлопает ладонью по траве рядом с собой), сядь рядом.

ЕЛ (все так же сидя на скамье) Нет, я парень не рисковый, во всяком случае, в таком деле.

ТАТЬЯНА (расстегивает верхнюю пуговку на кофточке) Иди! Иди ко мне!

ЕЛ Ох, рискуешь! Земля еще не прогрелась, застудишь почки, всю жизнь будешь мучиться. Это вещь серьезная, а ведь тебе еще рожать.

ТАТЬЯНА Что?! Да как ты... (резко садится).

Из-за деревьев появляется Петр Ильич, идет к скамье.

ЕЛ Князь! Образумьте вашу супругу! Вот, сидит на траве, и слушать ничего не желает, я ей о том, как это опасно для здоровья, а она мне толкует о природе и продолжает морозить хвост.

ПЕТР ИЛЬИЧ Ну, моя Танюша, как известно...гм...без ума от природы. Действительно, Таня, встань с земли, простудишься.

ТАТЬЯНА (вскакивает на ноги) Я устала! Мне надоело гулять! (быстро уходит к дому, почти убегает).

ПЕТР ИЛЬИЧ (качает головой, поворачивается к Евгению Львовичу) Идемте, Женя? По-моему, мы с вами тоже уже нагулялись.

Евгений Львович встает со скамьи, Петр Ильич хлопает его по плечу, они вместе уходят.


xatai

ПЕТР ИЛЬИЧ (панибратски кладя руку на плечи Ювгенину и заговорщицки приближая усатый рот к его уху)
А что, милейший Евгений Тигрович, не побаловать ли нам себя, с утреца, рыбалочкой. Устроим променадец, для поднятия тонуса.

ЕЛ (пытаясь вывернуться из объятия)
Право, я... Нездоров несколько.

ПЕТР ИЛЬИЧ
Вы это бросьте, я уже все разузнал. Тут заводь с лещом, рукой подать, километра три. Сейчас, пока не стемнело, накопаем червей и опарыша, если повезет... Где у вас тут коровник?

ЕЛ
Зачем... к-коровник?

ПЕТР ИЛЬИЧ
На коровнике, чудак-человек, самый червь, мать его. А с опарышем, бабка надвое сказала... Придется на ночь рыбью голову в навоз закопать. Потеплело уже, глядишь повылазиют.
А, знаешь, Ювгенин... Почему ты, кстати, Ювгенин? Ладно, потом расскажешь. Знаешь, Ювгенин, не завалиться ли нам туда, на хрен, с ночевкой. А?! Как мысль? Все, дуй до дому, приведи себя в надлежащий вид, и через часа полтора, сюда, как штык. Хрен с ним, с коровником, на месте разберемся. Я пока перловку поставлю...

chumanew

КАРТИНА 6
Гостиная в доме. Ольга раскладывает пасьянс. Входит Евгений Львович.

ОЛЬГА (смешивая карты) Подите-ка сюда! Сейчас я вам погадаю!

ЕЛ А погадайте! Приведите смятенные чувства в систему.

ОЛЬГА И вы будете руководствоваться этой системой в дальнейшей жизни?

ЕЛ А это уж как карта ляжет, Оленька. Если меня устроит результат, не исключено, что и буду.

Ольга Ну-ну. Сдвиньте. Это для дома... это для сердца... что было... что будет... чем сердце успокоится. И три карты сюда. Н-у-у... а дом-то у нас казенный. Что ж так-то?

ЕЛ Живу работой и практически на работе. Вот только получаю в основном моральное удовлетворение, материальная составляющая мизерна.

ОЛЬГА Смотрите-ка, червонный король! Не сомневайтесь, все получите! Десятка бубей... грусть исчезнет, благодаря труду! Так, что у нас для сердца?

ЕЛ (иронично) Инфаркт миокарда.

ОЛЬГА Тьфу на вас! Десятка крестей... не начинайте дружбу, чтобы потом не сожалеть. Уж не Князюшка ли к вам в друзья набивается?

ЕЛ Так точно. На рыбалку с ночевкой зовет.

ОЛЬГА Одевайтесь потеплее, ночи холодные. Бутылка водки в холодильнике есть.

ЕЛ Водки?..

ОЛЬГА Рыбалки без водки не бывает, вы разве не знали?

ЕЛ Я почему-то думал, что на рыбалку едут не водку пить, а рыбу ловить...

ОЛЬГА А без водки она не ловится. Смотрим дальше... пики... девятка - храните вашу тайну...у вас есть тайна? Вот и храните. Не проболтайтесь под водочку-то. Семерка - расплата за прошлое. Хм-м-м... Звучит немного зловеще. Не боитесь идти на рыбалку?

ЕЛ Не боюсь. Просто не хочу, но отказать неудобно как-то.

ОЛЬГА Ну, дело ваше. Что у вас было?... Шестерка бубей... непрочное счастье. Крестовый туз... ошибочный шаг. Похоже?

ЕЛ Похоже.

ОЛЬГА Что будет... ох ты! Похвала от недруга, неожиданность, радостная весть. Просто безоблачное будущее у вас, корнэт! Сейчас посмотрим, чем успокоится сердце. Женщина... денежные хлопоты... веселая дорога.

ЕЛ Свадебное путешествие?

ОЛЬГА Ну, если вы собираетесь жениться, то это оно самое и есть. Сейчас откроем три последние карты... вот они, тут нам масть не важна, только значение... тройка... семерка... туз.

Евгений Львович хохочет, откидывается на спинку стула, стул качается, Евгений Львович с трудом удерживает равновесие.

ОЛЬГА Что такое? Да что с вами, корнэт?!

ЕЛ (вытирая слезы) Насмешили! А я ведь чуть было не поверил в ваше гадание!

ОЛЬГА А что не так?

ЕЛ Пушкин, "Пиковая дама". Тройка, семерка, туз - эти три беспроигрышные карты Графиня назвала Герману.

ОЛЬГА (поет, у нее неплохое меццо) "Я пришла к тебе против воли, но мне велено исполнить твою просьбу, спаси Лизу, женись на ней, и три карты, три карты, три карты выиграют сряду. Запомни их: тройка, семерка, туз". Корнэт, у вас, случаем, не тенор? А то подпели бы.

ЕЛ Я не... баритон у меня. А вы что же, знаете оперу?

ОЛЬГА Наизусть.

ЕЛ И я тоже.

ОЛЬГА Вот и познакомились.

КАРТИНА 7
Позднее утро следующего дня. Двор дома Лариных. На скамье у крыльца сидят Татьяна и Ольга. Появляются сверх меры возбужденные Евгений Львович и Петр Ильич. Евгений Львович несет на плече удочки, Петр Ильич тащит объемистый пакет, наполненный чем-то. не видимым сквозь полиэтилен.

ПЕТР ИЛЬИЧ Алле-оп! (демонстративно плюхает пакет к ногам девушек, пакет опрокидывается на бок, из него выползает рыбий хвост).

Девушки усилием воли удерживаются от визга, отодвигаются подальше от пакета.

ТАТЬЯНА Что это?

ПЕТР ИЛЬИЧ (радостно) Рыба! Два леща...

ЕЛ (перебивая) Один вот такенный!..(разводит ладони шире плеч. Ольга скептически поднимает брови)

ПЕТР ИЛЬИЧ (перебивая) Пять окуней! Больших! Вот мы какие добытчики! Уха за вами!

ТАТЬЯНА Чистить рыбу?!

ЕЛ (картинно опускаясь на колени, прижимает одну руку к сердцу, вторую протягивает к Ольге) Умоляю! Корочку хлеба!

ПЕТР ИЛЬИЧ И огурец!

ЕЛ Два! Два огурца!

Ольга молча поднимается со скамьи, уходит в дом.

ТАТЬЯНА (напряженно) Я не буду это чистить.

ПЕТР ИЛЬИЧ Видите ли, друг Женя, тут есть нюанс: по правилам, кто рыбу выловил, тот ее и чистит.

ЕЛ А я не умею...

ПЕТР ИЛЬИЧ Я научу! Это дело нехитрое!

Появляется Ольга с тарелкой бутербродов и банкой огурцов, ставит все на скамью.

ЕЛ О! Напиток богов! (поднимает банку, подносит Петру Ильичу) Прошу, ваше сиятельство!

ПЕТР ИЛЬИЧ После вас, друг мой!

Евгений Львович с наслаждением пьет рассол из банки.

ЕЛ То, что надо! Я ожил!

ПЕТР ИЛЬИЧ Сейчас и я оживу! (пьет рассол).

ОЛЬГА У вас, я вижу, не обошлось без приключений. Ну-ка, жуйте бутерброды и рассказывайте!

ПЕТР ИЛЬИЧ (с набитым ртом) Афафыфа!

ЕЛ Я раскажу. Пришли мы на озеро, накопали червей, сложили в баночку и стали ловить рыбу.

ПЕТР ИЛЬИЧ В самый раз на вечерний клев попали. Ух, у вас лещи, просто зверюги! Вытащил я одного такого, Женя пару окушков поймал, видим, на уху хватает, запихнули все это богатство в котелок...

ЕЛ Собюлюдайте последовательность событий, Князь. Берег у озера обрывистый, мы и устроились под обрывчиком на песочке, там тихо, ветер весь по верху... Развели костер, покидали в котелок картошечку, лучок, когда все это сварилось, положили рыбу...

ПЕТР ИЛЬИЧ А банку с наживкой мы оставили наверху, на обрыве, как раз над костром. Закипает уха...

ЕЛ А тут то ли порыв ветра, то ли зверь какой пробежал...

ПЕТР ИЛЬИЧ И банка с червями с обрыва прямо в котелок - бабах!

ЕЛ Не стали мы есть эту уху...

ПЕТР ИЛЬИЧ Такие уж мы брезгливые...

ТАТЬЯНА То есть вы остались без еды?

ОЛЬГА Без закуски, Таня. Ты посмотри на них внимательно.

ТАТЬЯНА Но почему вы не вернулись домой вечером?

ПЕТР ИЛЬИЧ А утренний клев?!

ЕЛ (одновременно с ним) А водка?

ОЛЬГА Водку вы, конечно, выпили.

ПЕТР ИЛЬИЧ и ЕЛ (хором) Не обратно же нести!

ОЛЬГА Ладно, добычливые вы наши, идите уж отдыхайте, ждите уху.

ПЕТР ИЛЬИЧ Рыбацкий закон: кто рыбу поймал, тот и чистит. Не откажите в любезности, Ольга Дмитриевна, пару газет и тазик. Мы пристроимся вон там, под кустиком, не возражаете?

ОЛЬГА Конечно нет! Не люблю чистить рыбу. Хороший у вас закон, уважаю. (уходит в дом).

Петр Ильич и Евгений Львович не совсем твердой походкой направляются к кустику.

ПЕТР ИЛЬИЧ (дурашливым голосом) Женя, ты уху ел?

ЕЛ (дурашливым голосом) Сам ты, Петя уху ел!

Хохочут. Возвращается Ольга с газетами и тазиком, смотрит на рыбаков.

ОЛЬГА (задумчиво) Вот и не верь после этого картам...


КАРТИНА 8
Середина дня. Вся компания сидит в гостиной за столом, пьют кофе.

ЕЛ Изумительная уха! Совершенно не ожидал, я ведь никогда не пробовал уху из свежевыловленной рыбы, только из купленной в магазине. Другой вкус, абсолютно другой!

ПЕТР ИЛЬИЧ Надо еще учитывать, какие руки готовили эту уху.

ЕЛ О да!

ОЛЬГА Сейчас вы скатитесь до банальных комплиментов, и мы так никогда и не узнаем, почему все-таки наш Евгений Львович - Ювгенин.

ЕЛ Ваши карты рекомендовали мне не выдавать тайну.

ОЛЬГА О! Так это она и есть? В таком случае умолкаю.

ЕЛ Да ну, какая тут тайна! Баловство. Видите ли, я иногда публикую свои рассказы, и решил взять себе псевдоним. Согласитесь, что псевдоним это интрига.

xatai

Писателю необходимо сбросить груз бытового рабства и генетического проклятия. А выбор сделать было не трудно. В Германии, мне приходилось подрабатывать, и мой работодатель - турок звал меня Ювгенин. Надо вам сказать, что любой иностранец, слыша имя Евгений, тут же, на автомате, произносит : "Онегин". А так как отчеств у них нет, да и фамилий тоже, то я превратился в Ювгенина. Одним махом, так сказать, двоих побивахом. Но нашим то издателям фио подавай, вот я и решил стать Ю.В.Гениным.

chumanew

ПЕТР ИЛЬИЧ А что это вы, батенька, все плечами пожимаете? Никак стесняетесь? Не надо стесняться, не надо! Читал я кое-что, подписанное "Ю.В.Генин", в Прологе.

ЕЛ И запомнили имя автора? Мне лучшего отзыва не надо!

ПЕТР ИЛЬИЧ Хотите всю правду? Какой бы горькой она ни была? А? Я догадался, что Ю.В.Генин - это псевдоним, но решил, что под этим именем пишет женщина. Очень женские расказы по духу. Танюш, помнишь, я тебе подсовывал рассказ про воробьев?

ТАТЬЯНА Стая городских воробьев в морозы?...

ПЕТР ИЛЬИЧ Да-да, этот. Красивый рассказ, но черти бы меня взяли, я был уверен, что автор женщина!

ЕЛ (кисло) Вот спасибо-то... Наверное надо было сожрать миску нашей ухи с червями, чтобы вы, Князь, не сомневались в моей принадлежности к мужскому полу.

ПЕТР ИЛЬИЧ Да не расстраивайся ты, Женя! Отличные рассказы! Прекрасный, легкий язык, что называется, вкусный. Сюжеты занимательные, а уж угол зрения... Ты не пробовал издать сборник?

ЕЛ Была такая идея, но у меня еще на сборник не накопилось. Маловато рассказов.

ТАТЬЯНА Петечка, а ведь ты мог бы посодействовать в издании сборника! С твоими связями...

ПЕТР ИЛЬИЧ Конечно, Танюша, и посодействую. Обязательно!

xatai

ОЛЬГА
A вы, Ювгенин, стихами не пробовали?

ЕЛ
Пробовал.

ОЛЬГА
Ну и как?

ЕЛ
Нерентабельно. Ходишь, ходишь целый день, не ешь ничего, все словечко нужное ищешь, чтоб в конец строфы впендюрить. Все как лучше хочешь... А оно, как всегда... То рифма уходит, то смысл извращается. Хочется послать все в жопу, и рвануть назад, в прозу.
Но увлекает, ничего не скажу. Думаешь, ну не может же быть, чтобы в закромах великого и могучего не найдется синонима с нужным окончанием. Это как вешалку, иногда, нужно к стене пришпандорить. И вот, достаешь ящичек заветный, в который неиспользованные металлоизделия два поколения складывали, и сразу находишь то, что нужно. Но в одном экземпляре.
А мы же все эстеты, нам шурупы одинаковые подавай... Сначала, как аист, пинцетом сверху высматриваешь, по образу и подобию. Через полчаса, со стоном "ну не может же, блин", вываливаешь весь хлам на стол, и уже по одной штучке, внимательно ее разглядывая, кидаешь назад в ящик. Этот процесс столь же бессмысленнен, как и первый, но он конечен во времени, и дарит ощущение однозначности.
Что это мы про вешалку вспомнили? Театр с нее начался... А! Да. Низкий выход количества печатных знаков в единицу времени. Баловство одно.

ОЛЬГА
Вам, Корнэт, словарь купить надо, в котором слова по окончаниям рассортированы. Я такой у одного полковника видела, когда он мне свою библиотеку показывал.
(мечтательно) Ах, какой был мужчина... Да он вам его, наверно, и так отдаст, ему он как попу гармонь, а вы из него, как из ящичка с хламом... До полного прояснения ситуации.

chumanew

КАРТИНА 9
Вечер того же дня. Скамья в саду под цветущими яблонями. На скамье сидят Евгений Львович и Ольга.

ОЛЬГА Значит, вам осталась всего неделя?

ЕЛ Да, всего одна неделя. И снова на галеры.

ОЛЬГА Обозначьте же наконец тип и название судна! Мы возобновили знакомство уже...ого! Три дня как, а я все еще почти ничего не знаю о вас.

ЕЛ Да я как-то не стремлюсь выбалтывать все о себе в первую минуту. Есть более интересные темы для беседы.

ОЛЬГА Но вы обещали рассказать о себе! Притом сами признались, что живете на работе. Что же это за работа такая?

ЕЛ Совершенно неромантическая. Я музейный работник. Числюсь искусствоведом.

ОЛЬГА Ого! Ничего себе! И он еще говорит, неромантическая профессия! Эпоха Возрождения, по-моему, самая что ни на есть романтическая!

ЕЛ Я разве что-нибудь говорил об эпохе Возрождения? Виноват, соврал-с! Я вообще-то прикладник. Прикладное искусство, знаете, роспись на тарелках и прялках, резные наличники, гобелены, вышивка. Я специализируюсь по вышивке, хотя и тарелки с наличниками мне не чужды.

ОЛЬГА Вышивка? Вот это, что называется, сюрприз! А сами вышиваете?

ЕЛ Вышиваю немного, но сам не очень люблю этим заниматься.

ОЛЬГА Но умеете?

ЕЛ Обычно на этой стадии знакомства девушки говорят мне, что им пора домой, мама ждет.

ОЛЬГА Ну, меня-то никто не ждет, так что рассказывайте, это очень интересно. Я и предположить не могла, что вышивка является объектом интереса искусствоведов.

ЕЛ Еще как является! Но, пожалуй, я не поведусь и не стану навязывать вам беседу на профессиональные темы. А расскажу-ка я лучше, как я целый год был счастлив.

ОЛЬГА Целый год? О, это ценно. Рассказывайте!

ЕЛ В конце позапрошлого года приехали к нам немецкие коллеги во главе с профессором Кемпе. Замечательный дядька, умница и не формалист, общительный, обаятельный, короче, совершенно не соответствующий нашим представлениям о среднестатистическом немце. И вот пока наш директор зачитывал длинную и нудную приветственную речь, мы с профессором разговорились о девизах.

ОЛЬГА О девизах?

ЕЛ Знаете, вышитые девизы, которыми принято украшать дом? Какое-нибудь банальное изречение. Например, в гостиной - "Каждая птичка любит свое гнездышко". Или в детской - "Воспитывай дитя, пока оно лежит поперек лавки".

ОЛЬГА (смеется) Этот девиз в детской - он для родителей или для детей?

ЕЛ (смеется) А для всех. Ну так вот, наш разговор о девизах оказался настолько увлекателен, что продолжался все время, пока немцы были у нас, каждый день мы находили немного слов и пару идей. Так было жалко, когда профессор уехал! А в начале прошлого года он прислал мне персональный вызов в Берлинский музей прикладного искусства. К себе под крылышко. На целый год. Ох я там и порезвился!...

ОЛЬГА А, так это немецкие фройляйн так спешили к маме?

ЕЛ Да бог с вами, какие фройляйн! Какие могут быть фройляйн, когда в Германии прекрасные оперные театры! Я всю зарплату тратил на билеты, немного только оставлял на еду. Профессор Кемпе тоже оказался большим любителем оперы, мы с ним по всей Германии рассекали, заказывали билеты через интернет на интересные спектакли, запрыгивали в машину - и вперед! Германия ведь маленькая, ее на машине без проблем за день можно пересечь, так что все оперы были наши!

ОЛЬГА Так уж и за день?

ЕЛ Ну, может за два, я не задумывался.

ОЛЬГА Прогуливали работу? И педантичные немцы терпели?

ЕЛ (смеется) А меня прикрывало начальство. Оно со мной вместе прогуливало. И потом это ведь было не каждый раз, мы старались больше попадать на выходные. В общем, как-то все обошлось. Теперь вот закончилось. Жалко!

ОЛЬГА Можно будет повторить марафон по театрам в следующий отпуск, да ведь вам и карты сказали о денежных хлопотах и веселой дороге, помните?

ЕЛ Там, помнится, была еще женщина.

ОЛЬГА Какая-нибудь оперная дива.

ЕЛ Оперные дивы для меня не женщины... ну то есть женщины, конечно... но не в том смысле... ну то есть... я же не предполагаю возможности... ну то есть, зачем мне...

ОЛЬГА (смеется) Корнэт! У вас язык сейчас в узел завяжется! Сформулируйте свою мысль точно и кратко!

ЕЛ Завтра, ладно? Можно подумать до завтра? Поформулировать поточнее и покороче?

ОЛЬГА Ну что ж, завтра так завтра.

xatai

ЕЛ
А, впрочем, я уже сформулировал.

ОЛЬГА
Же ву при.

ЕЛ
Ву а ля. Видите ли, Оля... Дмитриевна, оперная дива, как Вы изволили выразиться, не совсем женщина, ибо является воплощением совершенства духовного. Она парит над нижними инстинктами при отношении полов, некоторым образом, даже, подавляя их. Она, являясь предметом духовного вожделения, обрекает свою, если хотите, жертву, на танталовы муки невозможности откушать, сего плОда, по причине осознанного несовершенства страждущего. Так изнывает евнух в серале, допущенный к созерцанию запредельного.

ОЛЬГА (вытирая глаза подолом, идет к роялю)
Ох, евнУх, растревожил ты меня. Сбацаю тебе чего нибудь...

ЕЛ (кисло)
Сделайте одолжение.

ОЛЬГА(высмаркиваясь в батистовый платок с вензелем УО)

На венских подмостках бисов не срывали, но...

(уверенными аккордами начинает "Бати, бати")

Отлупи, отлупи, Мазетто, свою Церлину.
Отлупи, если от этого тебе полегчает...

ЕЛ (не ожидав, столь профессионального исполнения)
Ну знаете!... А дуэтом можете?

ОЛЬГА
Легко. (вместе поют L; ci darem la mano...)

-Поднять не смею взора.
-В домик с тобой пойдём!
-Не знаю, что сказать.
-Мы будем там вдвоём.

(Отдохнув, в отведенной для них комнате, со второго этажа в залу спускаются Таня и князь.)

ПЕТР ИЛЬИЧ
Тенора вызывали?

ОЛЬГА
Неужто вы тенор? По вас и не видно. Так мы теперь, выходит, квартет! Танюша то наша, очень лирическое сопрано. Мы же теперь горы свернем...


ТАТЬЯНА
Ах, нам бы еще баса да колоратуру! Филипьевна, помню, что-то напевала, лет десять назад, а вот с басом...

ОЛЬГА
Эх! Муженька бы мово, без вести покойного, воскресить бы... Вот уж бас, так бас! Шаляпин отдыхает и аплодирует.


(Звонок в дверь)


ОЛЬГА
Князь, откройте. Кого это черти, на ночь глядя, притащили...

(входит Улан)

УЛАН
Что, люди, не ждали? Где тут моя Церлина? Почему не обнимет своего Мазету?


ТАТЬЯНА (крестится)
Деверь... С того свету!

УЛАН
Не боись, живой я. Вон, руку потрогай... Ага, горячая?

ТАТЬЯНА
Я не чувствую.

УЛАН
Это со страху.

(жмет руку князю)

ПЕТР ИЛЬИЧ
Простите, как ваше имя-отчество?

УЛАН
Борис Аристархович я. Можно просто Бо.

(кивая Ювгенину, благоразумно отошедшему на почтительное расстояние)

Можно Бо...

Я же чего тогда исчез? Да влюбился! Как простой пацан! А чего приехал-то? Да показать вам ее, избранницу мою!

(взмахнув конским хвостом, выскакивает за входную дверь)

Дуня! Да где ты там? Иди сюды, не боись...


(Входит худощавая девушка в сарафане, лаптях и кокошнике)


УЛАН (широко улыбаясь)
Вот она! Муза моя безыскусная... Крепостная актриса!

ВСЕ
Сопрана??

БО
Колоратура!

ВСЕ
Уррраааа!!!

(И пошли тут у них секстеты. Всякие разные. И было им вместе так хорошо, что забывали порой выпить и закусить)
https://www.youtube.com/watch?v=qqg51x0-oKM
http://www.youtube.com/watch?v=QgsFZkB5wFA
http://www.youtube.com/watch?v=AlxKTxpITGQ&feature=relmfu
https://www.youtube.com/watch?v=9c-Xtnr5GtU
http://www.youtube.com/watch?v=KW9egTpr6YA&feature=related
https://youtu.be/S-PuG-51G6o


chumanew

КАРТИНА 10
Вечер того же дня, после секстетов. Утомленная, но довольная компания, обмахиваясь платочками, сидит в расслабленных позах кто где по гостиной.

ОЛЬГА И все-таки, Бо, расскажи, как это время жизнь твоя протекала? Ну влюбился, башню сорвало, понимаю, и, знаешь, я не в обиде, Дуняша прелесть. Ну а дальше-то?

БО А дальше, Оленька, настали черные дни. Министерство Обороны сняло с финансирования наш Дважды Краснознаменный Ансамбль Песни и Пляски Улан. Платить зарплату коллективу, получившему признание во всем мире, показалось им, видите ли, нерентабельно. И ведь заметьте себе, что мы ее не просто отрабатывали, мы же из гастролей не вылезали, деньги нашему министерству лопатой гребли! Совковой.

ПЕТР ИЛЬИЧ Может быть, все дело в том, что лопата была...кхе-кхм...слишком "совковая"?

БО Ничего подобного! Мы постоянно обновляли репертуар! От совка ничего не осталось, кроме дисциплины и крепкой спаянности коллектива! Ну так вот. Сидим мы, не знаем, куда податься. Дирижер с балетмейстером в запой ушли, оркестр на похоронах начал подрабатывать, кое-кто из хористов в церковь певчим нанялся. Но пока не разъезжаемся, привыкли, знаете, делить горе и радость на всех. И тут приходит скромненький такой мужичок в сереньком пиджачке и говорит, вот, мол, остались вы не у дел, а коллектив сложившийся, высокопрофессиональный, с репутацией и готовым репертуаром, а не согласитесь ли вы уйти в свободное плавание, стать независимым ансамблем, заниматься привычной творческой работой, но уже не под эгидой министерства, а самостоятельно? А я мог бы быть вашим коммерческим директором, обеспечивать вам гастроли, и по России, и за границей. Мы сперва не поверили. Мало ли кто что обещает? А не мошенник ли? А даже если и не мошенник, то справится ли? Но потом решили все же попробовать, не получится - все равно хуже не будет. И не пожалели, мужичок этот, Григорий Сергеевич наш, такой пробивной оказался, такой деятельный, умница, все сделал, как обещал, и даже лучше. Заработки у нас вдвое поднялись! Всю Европу проехали, везде овации сорвали, пресса аж пищит от восторга, поклонники за нами табуном ходят, в июне едем на гастроли по Латинской Америке, а сейчас выступаем в Рязани на фестивале народного творчества. Основной коллектив сейчас там, а две небольшие группы поехали по области. Ну я и завернул по пути, и самому обозначиться, и с Дуняшей своей познакомить.

ТАТЬЯНА А вы и правда Дуняша, или это псевдоним?

ДУНЯ Правда. По паспорту я Авдотья Тихоновна. Старшую сестру родители Еликанидой назвали, но у нее нет вокальных данных. (смеется) Почему-то при первом знакомстве у меня все интересуются насчет псевдонима.

ОЛЬГА А не перекусить ли нам, гости дорогие?

ДУНЯ Ой. Полдевятого. А я после шести не ем.

ОЛЬГА Но ведь вы устали, а сколько энегрии потратили! Один-то раз можно нарушить режим?

ДУНЯ Нет, нельзя. Мне, пожалуйста, яблоко или стакан кефира.

БО Вот она вся тут! Моя железная леди. Уважаю, преклоняюсь и люблю!

ОЛЬГА (переглядываясь с Татьяной) Нет, мы с сестрой бы не выдержали. Пойдем, Таня, на кухню, соберем на стол. Будет вам, Дуня, ваше яблоко!


КАРТИНА 11
Ночь после секстетов и совместного ужина. Гостиная, освещенная одним бра. Ольга сидит в кресле, закрыв лицо руками. Входит Евгений Львович.

ЕЛ Извините, я не могу заснуть, все ходил вокруг вашего дома, увидел, что вы не гасите свет... Оленька, что с вами?

ОЛЬГА (спокойно) Уходите.

ЕЛ Оля, что?!...

ОЛЬГА (спокойно) Вон.

ЕЛ Вам плохо? Я сейчас вызову Скорую!

ОЛЬГА (начинает всхлипывать) Все вы, мужики, одинаковы...

ЕЛ Что он вам сказал?

ОЛЬГА (яростно) Ничего, чего вы не слышали! Все вы такие! Все подонки! Козлы! (рыдает).

ЕЛ (подходит к креслу, садится перед Ольгой на корточки, осторожно, кончиками пальцев, прикасается к ее рукам, закрывающим лицо) Ну что это за уродливые грамматические конструкции? "Ничего-чего"... Что за блатные выражения? Ну же, Церлина, подними взор, посмотри на своего Мазетто...

Ольга отрывает руки от лица, размахивается, чтобы ударить, смотрит на Евгения Львовича, опускает руку.

ОЛЬГА (справившись с собой) Ценю ваш специфический юмор, корнэт.

ЕЛ Ну вот, уже лучше. Сейчас я принесу воды. Где у вас аптечка?

ОЛЬГА Аптечка-то вам зачем?

ЕЛ Валерьянки вам накапаю.

ОЛЬГА Не надо, все в порядке.

ЕЛ В полном?

ОЛЬГА Совершенно.

ЕЛ С ума сойти. Значит, вы с этим весь вечер пели, мило улыбались, подавали ужин и поддерживали светскую беседу? Вот это силища! Я бы не смог.

ОЛЬГА Все сказали? Тогда спокойной ночи, Евгений Львович.

ЕЛ Спокойной? Ну уж нет! Я вас одну не оставлю! И не возражайте, возражений не принимаю! Я остаюсь в доме. Утром вместе едем в город, вы подаете на развод. Полагаю, разведут вас сразу, по заявлению, так что после обеда мы вместе едем в Москву. Будете развлекаться на всю катушку, ходить по театрам, по музеям, в ресторан сходим, а то варитесь здесь в собственном соку...

ОЛЬГА А, позвольте спросить, что это вы себе позволяете? По какому праву?

ЕЛ По праву козла и подонка. Вам надо встряхнуться, сменить обстановку. Не беспокойтесь, я не буду к вам приставать.

ОЛЬГА А если мне самой захочется, чтобы вы ко мне поприставали?

ЕЛ Тогда буду. Но только если вам самой захочется. Я беру ответственность за вас на себя.

ОЛЬГА (скептически усмехаясь) За просто так? Безо всякого интересу?

ЕЛ Знаете что? Когда вы полностью вылечитесь от своего прошлого, когда отрясете его прах с ваших ног... обещайте, что позволите мне поговорить с вами серьезно.

ОЛЬГА (ворчливо, уже сдаваясь) Пришел тут, раскомандовался...

ЕЛ Взял за шкирятник...

ОЛЬГА А черт с вами, корнэт! Поехали!

ЕЛ Вот, уже совсем хорошо!

xatai

И выбросьте Вы этого козла, с конским хвостом, из головы. Он же тени не отбрасывает! Да и на Бо совсем не похож... Я Бо в Берлине видел, он благотворительный концерт, под открытым воздухом давал. Я, правда, далеко стоял...
А Дунька эта... Ни ума у них там ни фантазии! Раз в Рязань, так сразу в лаптях... Будь мы в Кенигсберге, ей бы ,точно, шмайсер в руки дали. Прошлым веком живут. Не в ногу со временем. Поет, правда, хорошо, ничего не скажу...

ОЛЬГА (совсем успокоившись)
Вы взаправду так думаете, или только утешить хотите?

ЕЛ
Хе, Вы думаете в правительстве и налоговом управлении идиоты сидят? Это они, только по телевизору прикидываются. Видели бы свое вдовье пособие, сами знаете где.
Вот подождите до третьих петухов, посмотрим, что там за Бо...

КАРТИНА 12

3-Й ПЕТУХ
Ку-ка-ре-ку!

ОЛЬГА
Не спится, Борис Аристархович?

БО
Кто рано встает, тому бог подает. А ты, Оленька, видать, и не прилегла.

ОЛЬГА
Думы, думы, Борис...

БО
Грустные?

ОЛЬГА
Всякие... То грустные, то философские. Иногда про космос думаю... В смысле, нафига он мне нужен, для разрешения насущных этических дилемм? А с другой стороны, если звезды зажигают, значит это нужно кому-то. Ты сам то, на этот счет, как?

БО
Я думаю, что звезды, это напоминание. Все вокруг течет и изменяется, а должно же что-то оставаться неизменным, напоминание какое-то нам о Принципе. Вот там-то вверху и написано огненными точками: "не убий", "не укради", ...
Забывчивые мы... Я, вот, по слабости этой, даже фамилию видоизменил. Во всех бумагах теперь подписываюсь Ульянов (Олин). Как подпишусь, так и тебя вспомню, поговорю с тобой, в мыслях.

ОЛЬГА
Да-а-а... Про звезды, наверное, ты прав. Планирует человек, на утро, против Принципа пойти, ан глянет, ненароком, в окно, а там ему напоминание: "не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке".

БО
ну да, или "мене, текел, упарсин", кому что...

ОЛЬГА
А ты знаешь, я ведь чувствовала, когда ты со мной беседовал... Мне кажется, я даже знаю, что ты там, в бумагах, наподписывал. Ты там поответственнее... Прочитывай, хоть. Я то, вот, женщина хваткая, а Дуню жалко, пропадет без тебя.
Ты, кстати, у Ювгенина на подозрении, говорит, тени не отбрасываешь.

БО
Во дает! Прям альтист Данилов! Перепел вчера, что ли... А, вообще-то, мне он понравился, ты к нему присмотрись, правильный паренек.

chumanew

ДЕЙСТВИЕ 3, КАРТИНА 1
Неделей позже, Москва, квартира Евгения Львовича.
 
Ольга и Евгений Львович сидят на кухне за столом, перед каждым кружка с остывшим чаем. Ольга курит.

ЕЛ Да уж, Оленька, лихо это я вас развлекаю...

ОЛЬГА (жалобно) Я ничего не понимаю...

ЕЛ Я тоже. В морге нам показали подлинник акта вскрытия тела вашего мужа.

ОЛЬГА Это мог быть другой человек...

ЕЛ При нем были все документы.

ОЛЬГА Документы украли, а потом вор умер.

ЕЛ В больницу его отправили коллеги по ансамблю, прямо с репетиции. Из больницы он уже не вышел.

ОЛЬГА Я не понимаю! Я не знаю, чему верить! Я видела его живым! Я его касалась, у него были теплые руки. Он ел, пил водку в конце концов! Разве призраки едят? Пьют спиртное?

ЕЛ В составе ансамбля есть солист Ульянов. Бас. Фотографии я видел... но они все с концертов, артисты там в костюмах и гриме, утверждать ничего не буду, хотя похож очень.

ОЛЬГА Не просто похож. Знаете, когда живешь с человеком бок о бок достаточно долгое время, запоминаешь его мелкие привычки, неосознанные жесты, манеру поведения... повороты головы, как он держит вилку, как улыбается...

ЕЛ Понял.

ОЛЬГА Это он! Это его привычки! Господи, куда бежать, что делать...

ЕЛ Да погодите вы бежать! Сразу и бежать. Вам у меня совсем не нравится?

ОЛЬГА Да нет, почему? У вас уютно.

ЕЛ Ну вот! Поживите еще, сходите в театр, для чего я вас сюда вытащил? По архивам и больницам таскаться? Я купил билеты в Новую Оперу на "Волшебную флейту", завтра идем. У них там сейчас голоса лучше, чем в Большом театре. Зал, правда, с дефектами акустики, но я плохие места знаю, взял билеты на хорошие.

ОЛЬГА То есть вы предлагаете ничего не предпринимать и выждать какое-то время?

ЕЛ Ну да! Зачем что-то предпринимать именно нам? Пусть первый ход делает противник!

ОЛЬГА А если он не противник?

ЕЛ Лучше подстраховаться и считать его противником, на всякий случай. В деревню он к вам зачем-то ведь приехал? Зачем? Чего-то хотел? Чего? А нас там оказалось много... И да, лучше нам сейчас быть вместе. То есть... не обязательно со мной... если вам непрятно... или еще что-то... но вам надо быть не одной, вы понимаете?

ОЛЬГА А с чего это вы так рьяно берете на себя мою защиту? Вы же не обязаны.

ЕЛ А с меня хватило той истории в юности, с Володей. Я, видите ли, обучаем. Так что лучше уж сидите здесь. Так сказать, под колпаком у Мюллера. На всякий пожарный случай. Сейчас почти лето, дом протапливать не надо, яблони окучивать тоже. Если что, за стенкой живут пенсионеры, супружеская пара, им можно покричать через вентиляцию в ванной, они практически всегда дома.

ОЛЬГА Да, я, когда моюсь, очень хорошо слышу, как они разговаривают. А вы что, всерьез считаете, что может понадобиться помощь? Вы... боитесь?

ЕЛ Да черт его знает, можно ли назвать это страхом. Скорее я настороже. И вы будьте настороже. А там посмотрим, как будут развиваться события. Может, и никак.

ОЛЬГА Это было бы здорово.

xatai

не люблю я события... Не успеваю их вовремя осмысливать. Каждое событие ломает сложившуюся, на данный момент, картину мироздания и сеет панику грядущей непредсказуемости.
Потом, конечно, всему приходит объяснение, только суетно это. Да и дров можно наломать, пока докумекаешь. Вы то, вон как... среагировали, по молодости. Все дело в нехватке времени на подумать. У каждого мгновенья свой резон, и как говаривал старик Ю-Сунь, "это ж какую голову надо иметь!".

chumanew

Вечер следующего дня. Квартира Евгения Львовича. Открывается входная дверь, входят Евгений Львович и Ольга, оба в прекрасном настороении.

ОЛЬГА Не ожидала! Вот ей-богу, не ожидала! Привыкли мы в провинции считать Большой театр средоточием национальной культуры, думаем, там голоса лучшие в стране. А эти ребята, из Новой Оперы... молодые, талантливые, какие голоса!

ЕЛ Постановка не ахти...

ОЛЬГА А вы мне настроение все равно не испортите, и не старайтесь, я люблю традиционные постановки. Все эти современные выпендрежи, рабочие комбинезоны, совковые лопаты на плечах у хора ни с того ни с сего, лужи крови на сцене... а то еще артистов догола разденут...

ЕЛ (подхватывает) А они толстые!

ОЛЬГА Вот именно. Так что учтите, мне понравился спектакль, и я запрещаю вам его ругать!

ЕЛ (сложив ладони в молитвенном жесте, склоняет голову) Слушаю и повинуюсь, госпожа!

Раздается звонок в дверь.

ЕЛ (огорченно) Ну вот, принесло кого-то... так некстати... (открывает дверь. На пороге Борис Аристархович)

Ольга (изумленно) Бо? Как ты... что ты здесь... почему?..

БО Извините, ребята. Можно войти?

Евгений Львович и Ольга нерешительно переглядываются.

БО Я что, испортил вам вечер? Можно я все-таки зайду, а то завтра могу и не решиться... эй, вы чего это? Не вампир я, не вампир!

ОЛЬГА А чем докажешь?

ЕЛ Заходите. Проходите на кухню, сейчас я поставлю чайник.

БО А водка у вас есть?

ЕЛ Коньяк.

БО Хммм... нет. Такие разговоры, знаете, только под водку, так что если ее нет, лучше пусть будет чай.

Евгений Львович, Ольга и Бо проходят на кухню, ЕЛ включает чайник, все садятся за пустой стол, ЕЛ ставит на стол пепельницу, достает пачку сигарет, демонстративным жестом кладет рядом с пепельницей.

БО (хватаясь за сигарету, как утопающий за спасательный круг) Спасибо! Большое спасибо! (закуривает). То, что надо! Ну ладно, раз уж я решил рассказать вам все, лучше сделать это сразу, а вы уж сами решайте, верить или бить морду. В общем, так. Жил в Смоленске парень, Никита Ульянов, мечтал петь в опере, закончил музыкальный колледж по классу вокала, бас... так себе бас был, средней паршивости, диапазон маленький, дыхалка слабая, но в консерваторию в Санкт-Петербурге его взяли. Сначала казалось, что он подает некоторые надежды, педагог с ним возился, не жалел сил, но к третьему курсу выяснилось, что тот уровень, с которым он закончил колледж - это его потолок. Ни диапазон растянуть, ни дыхание поставить так и не удалось. В общем, кое-как дополз он до выпуска...дотянули за уши, пнули в зад - ищи место, вдруг повезет. Он искал! Он честно искал хоть какое завалящее местечко в самом захудалом, самом провинциальном музыкальном театре! Его прослушивали и предлагали место в хоре. А он мечтал о Зарастро и Борисе.

ЕЛ Вы успокойтесь. Глотните чаю. И завязывайте вы с этим дурацким местоиением. Вы ведь о себе рассказываете? Ну вот и говорите "я".

БО Предлагаете раздеться догола и сплясать на столе?

ЕЛ (жестко) Нет, предлагаю прекратить дешевую театральщину и вести себя, как положено настоящему мужику.

БО Дешевую театральщину, значит? (берет себя в руки, видно, с каким трудом ему это удается). Ладно, прекратить так прекратить. Но вы потом сами поймете, что эта история не из тех, которые можно рассказывать без театральщины.

ЕЛ Там видно будет. Рассказывайте, мы внимательно слушаем.

БО Итак, потеряв всякую надежду устроиться солистом в театр, я решил попробовать толкнуться в какой-нибудь ансамбль песни и пляски. И только-только я это решил, как свалился с острым приступом аппендицита. Привезли меня в больницу, сразу в операционную, дали наркоз, я заснул. А когда проснулся... я просто не знаю, как это сказать, не могу выразить, слов не хватает! В моей голове звучал ГОЛОС. Нет, не так! Я одновременно ощущал себя неудачником Никитой Ульяновым и кем-то, кого я совершенно не знал. Этот кто-то... он не говорил со мной, но я вспоминал его жизнь, его любовь, его талант. А он, черт меня побери, был действительно талантливым певцом! У него был роскошный бас, он не то, чтобы пел, нет, я сам это чувствовал, чувствовал по тому, как начали двигаться мышцы моего горла, как я начал дышать. Не так, как я это делал всегда! И в то же время я оставался прежним Никитой. Сначала я сильно испугался, пожаловался врачу, он усмехнулся и сказал, что реакция на общий наркоз у всех индивидуальна, предложил подождать пару-тройку дней, а потом уже, если эти ощущения не пропадут, попросить о консультации у психиатра. Вот тут-то я испугался по-настоящему. Я, видите ли, уже успел испробовать свои новые способности, пел потихоньку в палате, соседи были в восторге, да я и сам слышал, что голос мой начал звучать совершенно иначе. Лучше. Гораздо лучше. Мощнее, объемнее. Я побоялся это потерять, и на следующий день сказал врачу, что все прошло. Он посмеялся, похлопал меня по плечу и рассказал несколько совершенно невероятных историй о больных, перенесших общий наркоз. А я попробовал разобраться с этим раздвоением личности. Стал копаться в воспоминаниях своего второго "я"... нет, не так! Я начал вспоминать... опять не так!

ЕЛ Ваше второе "я" начало вспоминать?

БО Наверное, так будет точнее всего. Сумбурные, перемешанные обрывки воспоминаний постепенно выстраивались в четкую линию жизни совершенно чужого человека начиная с раннего детства и до... ну да, до момента смерти и немного после. Понимаете, он умер в той же больнице, где меня оперировали, в ту самую секунду, когда мне дали наркоз. Его внезапно и рано, так рано покинувшая тело душа испугалась, заметалась, кинулась искать приюта и встретилась с душой Никиты Ульянова, тоже покинувшей тело, когда он уснул под наркозом. Да, да, а вы не знали, что душа спящего человека выходит из его тела и блуждает непонятно где? И я не знал. Теперь вот знаю. На собственной, так сказать, шкуре... ладно. Душа Бориса Аристарховича Корецкого накрепко прицепилась к душе Никиты Ульянова и последовала за ней, а когда Никите Ульянову пришло время просыпаться, она вместе с его душой вошла в тело Никиты. Я невнятно выражаюсь? Извините, я плохой оратор.

ЕЛ Все вполне понятно, не беспокойтесь.

ОЛЬГА Жуть какая... Мистика.

БО Погодите, это еще не все. Когда я выписался из больницы, начал приводить себя в порядок и посмотрелся в хорошее зеркало, не мутное больничное, а нормальное, в квартире, я снимал тогда меблированную квартиру в Москве... ну, это неважно, в общем, зеркало отразило не мое привычное лицо, а... не совсем мое. Мое лицо начало меняться. Я чуть не поседел от страха! Извините, Евгений Львович, можно все-таки немного коньяка?

ЕЛ Конечно. (достает из кухонного шкафчика бутылку, наливает полстакана, Бо выпивает залпом)

БО Ух! Хорошо. Спасибо, вы меня спасли. Так вот, артист Корецкий очень прочно во мне поселился и начал обживаться. Все, чему меня безуспешно пытались обучить в консерватории, пришло ко мне само - диапазон, техника... сценические навыки... но с ними пришло и еще кое-что. Корецкий подарил мне свою внешность и мелкие привычки, изменились мои движения, гастрономические предпочтения... Оленька, ничего, что я так, по фамилии?

ОЛЬГА Чего уж тут. Не до хорошего, выдержать бы повесть до конца.

БО А конец вот он, я уже к нему подошел. За неполный месяц я стал точной копией Бориса Корецкого, а когда изменения прекратились, отправился в Ансамбль Песни и Пляски Улан предлагать свои услуги. Самое интересное, что я наполовину все-таки оставался Никитой Ульяновым. Помнил всю его жизнь, запахи детства, продолжал любить маму... и не мог позволить себе навестить ее, лицо-то стало чужим! Господи... Дайте еще коньяка!

ОЛЬГА Может быть, все-таки сбегать за водкой? Я быстро.

ЕЛ Сиди. Коньяк ничем не хуже. (наливает еще полстакана, Бо выпивает).

БО Я решил формально объединить обе свои сущности и поменял имя в паспорте, оставив прежнюю фамилию. Это несложно, пишешь заявление, тебе меняют паспорт и все. В ансамбль меня приняли на удивление легко, первое время относились несколько настороженно, еще бы, пришел новый солист на место умершего и оказался его полной копией! Ну а потом привыкли и перестали обращать внимание. А тут еще Дуняша... Никита влюбился в нее насмерть. Я ведь все-таки наполовину Никита. Борис продолжал любить Ольгу, но в данном случае решал не он.

ОЛЬГА И к лучшему. Я бы, пожалуй, не выдержала. Я не была на похоронах Бориса, свалилась с сердечным приступом, а когда оправилась, все уже было сделано.

ЕЛ Ну и история! Я, пожалуй, тоже выпью, на трезвую голову такое не переваришь (наливает себе немного коньяка, пьет).

БО Я, наверное, пойду. Вечер я вам все-таки испортил.

ЕЛ Испортил, не испортил... какая, нафиг, разница? Спасибо, что зашел!

БО (изумленно) Что?!

ЕЛ Спасибо, говорю!


xatai

ДЕЙСТВИЕ 4, КАРТИНА 1
На другой день, к обеду. Рязанская губерния, с.Константиново, усадьба Лариных.

БО
Тань! Дунь! Да где вы все, етить... Привез я взад, беглецов наших. Заскучали тут, в трио, небось?
Петр Ильич, выкатывай рояль на середину! Отныне будем секстетом жить, все на шесть частей делить. И горе лютое, и счастье призрачное. И тюрьму, и суму. И мир, и войну. И хлеб, и вино. И Глинку, и Гуно. Всякое добро, и всякое г...о.

(Занавес)


Рецензии