Толк Путеводителя Растерянных Моше бен Маймона

Конспект Путеводителя Растерянных Моше бен Маймона (1)

Отчет о понимании Глав 1-2

    ('образ') и      ('подобие').

I
Отчет И-ция к Р-ию

Эйдос. Душа. Дух
В чем же образ и подобие
Человек одушевлен дыханием Его
Человек наделен Божественным  Разумом
Это минимально достаточное условие по математике Творения

Но этого мало
Останешься скотиной, лишь со слегка облагороженной рожей
Например, будешь пользоваться туалетной бумагой (хотя бы иногда) и после санкций

Достаточным условием является оно – т.нзв. Последнее Совершенство (в опытном образце семейства «адамитов»)  = Интеллект:
В человеке таковым эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение;24 именно ввиду этого интеллектуального постижения сказано о [человеке]: "По образу Божию (          ) сотворил его".25
Но Посвященным нужен  Абсолютный Активный Интеллект  - именно он и есть Последнее Совершенство в производстве богоподобного Человека с его интеллигибельной ("отделенной") сущностью
ААИ и есть образ Бога–Творца  в Человеке
Лишенные ААИ суть недоЧеловеки, пролюди или чернь по Пушкину

Речь идет об одной из ключевых доктрин средневековой метафизики - учении об актуализации человеческого интеллекта как результате соединения его с Активным Интеллектом (Действующим Разумом). (С точки зрения Ибн Сины, которой, с некоторыми оговорками, придерживается Рамбам, эта функция Активного Интеллекта является особым частным случаем деятельности Активного Интеллекта, наделяющего формами все живые тела.) Человеческий разум есть образ Божий не в смысле объективного тождества или сходства его с Божественным разумом, но в смысле их реального соединения в акте интеллектуального созерцания
Только это дает шанс реализации проектного  завета:
«И будете, как Элоhим (     ), знающие добро и зло (       )" подразумевается последнее из перечисленных значений; он перевел: "И будете, как владыки (       )...".»

II
Конспект

Глава 1.
    ('образ') и      ('подобие'). Люди полагали, что слово     (' образ') на еврейском языке указывает на конфигурацию вещи и ее очертания, и привело их это к полнейшему соматизму из-за Его речения: "сделаем человека по образу Нашему (      ), и по подобию Нашему (       )". И они подумали, что Бог обладает человеческой формой, то есть конфигурацией и очертаниями, что и заставило их сделать вывод о полнейшем соматизме.

Это выражение совершенно неприменимо к Божеству, да превознесется Оно, - да убережемся и спасемся мы [от этого]!
Слово     ('образ'), напротив, применяется к природной форме; я имею в виду тот эйдос, посредством которого вещь субстанцируется20 и становится тем, что она [есть]; это ее истинная сущность в качестве вот этого сущего.

В человеке таковым эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение; именно ввиду этого интеллектуального постижения сказано о [человеке]: "По образу Божию (          ) сотворил его".

"образ их (    ) унижаешь Ты", ведь унижению подвергается именно душа, то есть видовая форма, а не конфигурация частей тела и их очертания.

человек выделен обретающимся в нем чрезвычайно удивительным эйдосом, которым не обладает ничто из существующего под сферой Луны, - интеллектуальным постижением, в коем не участвуют ни чувства, ни телесные органы,

И из-за этого, то есть из-за Божественного разума, соединяющегося с ним, сказано о человеке, что он [создан] по образу Бога и по подобию Его, а не из-за того, что Бог, да превознесется Он, будучи телесным, обладает обликом.


Рецензии