Главные враги авианосцев Второй мировой

До начала Второй мировой войны самым сильным кораблем военно-морского флота считался линейный корабль.  Но участие самолетов в потоплении немецкого линкора «Бисмарк», потом атака самолетов с английского авианосца на базу итальянских линкоров в Таранто с выведением из строя некоторых из них, а затем атака самолетов с японских авианосцев на главную военно-морскую базу Тихоокеанского флота США на Гавайях поколебало эту уверенность.  Но когда японские самолеты потопили английский линкор «Принц Уэльский» и тяжелый крейсер в открытом море, когда те могли маневрировать, поставил крест на гегемонии линейных кораблей.  Самыми сильными кораблями стали считать авианосцы. Но и они были кораблями, которых можно отправить на дно. Кто же бы самым опасным соперником авианосцев?

Ведь что такое авианосец времён Второй мировой войны? По большому счёту достаточно примитивная железная коробка, напичканная до отказа самолётами, боеприпасами и легковоспламенимым жидким топливом.

Нет, бывали конечно счастливые исключения, когда и после попадания нескольких торпед они оставались на плаву, но гораздо больше случаев, когда если и не гибли на месте, то теряли свою боеспособность после самого незначительного воздействия противника.

Вспомним гибель британского "Глориес". При первом же попадании 280-мм снаряда линкора "Шарнхорст" была пробита полётная палуба и начался пожар в ангаре. Взлёт самолётов стал невозможным, корабль превратился в плавучую мишень и участь его была предрешена.

"Ленсингтону" хватило двух торпед, "Арк Роялу" - одной. Трёх или четырёх бомб оказалось достаточно, чтобы уничтожить "Акаги" в результате многочисленных взрывов боеприпасов и мощного пожара. Четыре бомбы таким же образом уничтожили "Кага", в том же бою  у атолла Мидуэй были сожжены "Сорю" и "Хирю".

"Тайхо" был уничтожен единственной торпедой всего через три месяца после спуска на воду. И даже не торпедой, она лишь вызвала течь бензина, а уже взрыв его паров разнёс корабль в клочья. Перечень можно было бы продолжить, но не вижу смысла. Вполне понятно, что если противник всё же добрался до авианосца, то он или погибнет, или если и останется на плаву, то боеспособность потеряет надолго, если не навсегда и отправится на металлолом.

Впрочем, авианосцу вполне достаточно получить определённый крен или дифферент, чтобы стать просто транспортом, имеющим на борту несколько десятков бесполезных самолётов.

Конечно, в первую очередь и по этим причинам, авианосцы всегда применялись в составе корабельного соединения, призванного помимо разведки охранять их от любого противника - воздушного, надводного или подводного. Но как мы видим, достаточно случаев, когда всё это оказывалось бесполезным.

Умолчим уже о взрывах и катастрофических пожарах на авианосцах в мирное время. Примеров масса.

Зато авианосцы прекрасно показали себя, когда не встречали противодействия, нанося удары там, где противник нападения не ожидал или не мог оказать адекватного сопротивления.

А вот атаки более, чем 500-ми американскими самолётами эскадры из 12 японских линкоров и крейсеров без собственного авиационного прикрытия, с теми достаточно примитивными зенитными средствами, которыми они располагали, тем не менее были вполне успешно отбиты, погиб лишь один крейсер и несколько кораблей были повреждены.

А уж в послевоенное время авианосцы, не имея реальных противников среди тех, против кого велась агрессия, показали себя отлично. Вьетнам, Ирак, Югославия - яркие примеры избиения тех, кто ничего противопоставить тебе не может.

Что же в настоящее время или в обозримом будущем? Часто говорят: да что там - одна ракета с ядерной боеголовкой и капут тому авианосцу. Но боеголовку надо ещё доставить. Имеются средства борьбы с баллистическими ракетами, вспомним тот же "Иджис". Есть и крылатые ракеты различного базирования, небезызвестные "Калибры", но и крылатые ракеты прекрасно сбиваются. Тут, пожалуй, вопрос может решить массированное их применение, единичные будут наверняка уничтожены.

Последнее время много шума было про гиперзвуковые ракеты, созданные в нашей стране. Есть ли средство борьбы с ними в данный момент, вопрос конечно интересный, но как известно, на любой яд со временем находится и противоядие. Посмотрим, как оно будет.

Пока же весь человеческий опыт говорит, что невозможно создать абсолютное оружие, будь то авианосец или средства его поражения.

Вообще тема действий американского флота в подробностях у нас освещалась достаточно скромно, кроме книги о подводниках "Топи их всех!", мне на ум ничего не приходит.

Попробуем более подробно рассмотреть лишь один момент, указанный в заголовке. Не лишне было бы помнить, что к окончанию войны ВМС США располагали 19 тяжелыми, девятью легкими (перестроенными из крейсеров) и семьюдесятью одним эскортным авианосцем, которые были перестроены из транспортов и использовались для противолодочной обороны торговых и десантных конвоев. Это не считая погибших к тому времени.

Кто же противостоял им с воздуха? Остановлюсь на одном самолёте, пикировщике Yokosuka D4Y «Suisei». Суисэй по-японски означает "комета". Пилоты любили его за легкость в управлении и высокие летно-технические характеристики.

Считалось, что это один из красивейших самолётов 2-й мировой войны. Выпускалось несколько модификаций этого самолёта, а прототипом послужил Хейнкель 118, специально сконструированный в Германии по заказу императорского флота Японии.

В процессе производства Суисэй непрерывно совершенствовалась. Когда пришла пора использовать "Джуди", как называли их американцы, в качестве самолётов-камикадзе, на них начали устанавливать ракетные ускорители, чтобы сократить время нахождения в зоне зенитного огня и увеличить силу удара о цель.

Однако японцы не смогли наладить крупномасштабное его производство в начале войны, а когда пошли массовые поставки, чаша весов уже склонялась в пользу американцев, переломить ход боевых действий эти самолёты не смогли, но своё слово всё-таки сказали.

В июне 1944 года одной "Джуди" удалось поразить 250-килограммовой бомбой эскортный авианосец "Фэншоу Бэй". Она попала точно в платформу самолётоподъёмника и проломив её, взорвалась в ангаре. Повезло, что не воспламенилось топливо и не сдетонировал боезапас. Убило 11 моряков, авианосец был отправлен в Пёрл-Харбор на ремонт.

Точно такой же меткостью отличилась и другая Суисэй, в октябре также уложившая бомбу в самолётоподъёмник авианосца "Франклин". Тогда он отделался незначительными повреждениями, хотя погибло по разным данным от 56 до 100 моряков, но это была не последняя его встреча с японскими "Кометами". На заставке фотография верхней палубы этого авианосца после попадания самолета камикадзе.

Так что получается в сражениях, в сражениях Второй мировой войны, когда корабли противника не видят друг друга, самым грозным оружием против авианосцев являются сами авианосцы,  с их авиагруппами, и в этих сражениях играет роль и везение, и мастерство, и выдержка пилотов, особенно торпедоносной авиации, которым приходится прорывать сквозь море огня. Подготовка летчиков авианосной авиации дело и трудоемкое, и длительное.  Япония не имела шансов в длительной войне с США, хотя на первом этапе прекрасно подготовленные японские летчики имели преимущество перед американскими, но как только у Японии не стало хватать не самолетов, а именно классных пилотов, страна «Восходящего солнца» была обречена.


Рецензии