Главные враги авианосцев Второй мировой
Ведь что такое авианосец времён Второй мировой войны? По большому счёту достаточно примитивная железная коробка, напичканная до отказа самолётами, боеприпасами и легковоспламенимым жидким топливом.
Нет, бывали конечно счастливые исключения, когда и после попадания нескольких торпед они оставались на плаву, но гораздо больше случаев, когда если и не гибли на месте, то теряли свою боеспособность после самого незначительного воздействия противника.
Вспомним гибель британского "Глориес". При первом же попадании 280-мм снаряда линкора "Шарнхорст" была пробита полётная палуба и начался пожар в ангаре. Взлёт самолётов стал невозможным, корабль превратился в плавучую мишень и участь его была предрешена.
"Ленсингтону" хватило двух торпед, "Арк Роялу" - одной. Трёх или четырёх бомб оказалось достаточно, чтобы уничтожить "Акаги" в результате многочисленных взрывов боеприпасов и мощного пожара. Четыре бомбы таким же образом уничтожили "Кага", в том же бою у атолла Мидуэй были сожжены "Сорю" и "Хирю".
"Тайхо" был уничтожен единственной торпедой всего через три месяца после спуска на воду. И даже не торпедой, она лишь вызвала течь бензина, а уже взрыв его паров разнёс корабль в клочья. Перечень можно было бы продолжить, но не вижу смысла. Вполне понятно, что если противник всё же добрался до авианосца, то он или погибнет, или если и останется на плаву, то боеспособность потеряет надолго, если не навсегда и отправится на металлолом.
Впрочем, авианосцу вполне достаточно получить определённый крен или дифферент, чтобы стать просто транспортом, имеющим на борту несколько десятков бесполезных самолётов.
Конечно, в первую очередь и по этим причинам, авианосцы всегда применялись в составе корабельного соединения, призванного помимо разведки охранять их от любого противника - воздушного, надводного или подводного. Но как мы видим, достаточно случаев, когда всё это оказывалось бесполезным.
Умолчим уже о взрывах и катастрофических пожарах на авианосцах в мирное время. Примеров масса.
Зато авианосцы прекрасно показали себя, когда не встречали противодействия, нанося удары там, где противник нападения не ожидал или не мог оказать адекватного сопротивления.
А вот атаки более, чем 500-ми американскими самолётами эскадры из 12 японских линкоров и крейсеров без собственного авиационного прикрытия, с теми достаточно примитивными зенитными средствами, которыми они располагали, тем не менее были вполне успешно отбиты, погиб лишь один крейсер и несколько кораблей были повреждены.
А уж в послевоенное время авианосцы, не имея реальных противников среди тех, против кого велась агрессия, показали себя отлично. Вьетнам, Ирак, Югославия - яркие примеры избиения тех, кто ничего противопоставить тебе не может.
Что же в настоящее время или в обозримом будущем? Часто говорят: да что там - одна ракета с ядерной боеголовкой и капут тому авианосцу. Но боеголовку надо ещё доставить. Имеются средства борьбы с баллистическими ракетами, вспомним тот же "Иджис". Есть и крылатые ракеты различного базирования, небезызвестные "Калибры", но и крылатые ракеты прекрасно сбиваются. Тут, пожалуй, вопрос может решить массированное их применение, единичные будут наверняка уничтожены.
Последнее время много шума было про гиперзвуковые ракеты, созданные в нашей стране. Есть ли средство борьбы с ними в данный момент, вопрос конечно интересный, но как известно, на любой яд со временем находится и противоядие. Посмотрим, как оно будет.
Пока же весь человеческий опыт говорит, что невозможно создать абсолютное оружие, будь то авианосец или средства его поражения.
Вообще тема действий американского флота в подробностях у нас освещалась достаточно скромно, кроме книги о подводниках "Топи их всех!", мне на ум ничего не приходит.
Попробуем более подробно рассмотреть лишь один момент, указанный в заголовке. Не лишне было бы помнить, что к окончанию войны ВМС США располагали 19 тяжелыми, девятью легкими (перестроенными из крейсеров) и семьюдесятью одним эскортным авианосцем, которые были перестроены из транспортов и использовались для противолодочной обороны торговых и десантных конвоев. Это не считая погибших к тому времени.
Кто же противостоял им с воздуха? Остановлюсь на одном самолёте, пикировщике Yokosuka D4Y «Suisei». Суисэй по-японски означает "комета". Пилоты любили его за легкость в управлении и высокие летно-технические характеристики.
Считалось, что это один из красивейших самолётов 2-й мировой войны. Выпускалось несколько модификаций этого самолёта, а прототипом послужил Хейнкель 118, специально сконструированный в Германии по заказу императорского флота Японии.
В процессе производства Суисэй непрерывно совершенствовалась. Когда пришла пора использовать "Джуди", как называли их американцы, в качестве самолётов-камикадзе, на них начали устанавливать ракетные ускорители, чтобы сократить время нахождения в зоне зенитного огня и увеличить силу удара о цель.
Однако японцы не смогли наладить крупномасштабное его производство в начале войны, а когда пошли массовые поставки, чаша весов уже склонялась в пользу американцев, переломить ход боевых действий эти самолёты не смогли, но своё слово всё-таки сказали.
В июне 1944 года одной "Джуди" удалось поразить 250-килограммовой бомбой эскортный авианосец "Фэншоу Бэй". Она попала точно в платформу самолётоподъёмника и проломив её, взорвалась в ангаре. Повезло, что не воспламенилось топливо и не сдетонировал боезапас. Убило 11 моряков, авианосец был отправлен в Пёрл-Харбор на ремонт.
Точно такой же меткостью отличилась и другая Суисэй, в октябре также уложившая бомбу в самолётоподъёмник авианосца "Франклин". Тогда он отделался незначительными повреждениями, хотя погибло по разным данным от 56 до 100 моряков, но это была не последняя его встреча с японскими "Кометами". На заставке фотография верхней палубы этого авианосца после попадания самолета камикадзе.
Так что получается в сражениях, в сражениях Второй мировой войны, когда корабли противника не видят друг друга, самым грозным оружием против авианосцев являются сами авианосцы, с их авиагруппами, и в этих сражениях играет роль и везение, и мастерство, и выдержка пилотов, особенно торпедоносной авиации, которым приходится прорывать сквозь море огня. Подготовка летчиков авианосной авиации дело и трудоемкое, и длительное. Япония не имела шансов в длительной войне с США, хотя на первом этапе прекрасно подготовленные японские летчики имели преимущество перед американскими, но как только у Японии не стало хватать не самолетов, а именно классных пилотов, страна «Восходящего солнца» была обречена.
Свидетельство о публикации №222082100486