Педагогическая непоэма
В 1996 году определённые семейные обстоятельства заставили меня оставить пост режиссера народного театра и в моей трудовой книжке появилась запись – «Принят на работу в качестве препода-вателя МХК в СОШ №7 гор. Тутаева». Стать учителем я никогда не мечтал, хотя родился в семье учителей. Педагогика это не моё! – всегда считал я. Правда мне нравилось возиться с мелкой де-творой и открывать для них Америку. Когда-то я три лета подряд работал в пионерском лагере.
1.МХК + СПОРТ Так уж распорядилась судьба – я стал учителем! Мне сразу дове-рили среднее звено: 5-ые классы от А до Л; 6-ые – от А до К; 7-ые от А до Ж. Надо сказать, что МХК (Мировая Художественная Культура) предмет не первостепенный, но когда я оказался на от-крытом уроке МХК в соседней школе, мое отношение к этой учебной дисциплине изменилось. Я поразился, что учитель и уче-ники, ставят этот предмет наравне с математикой или русским языком и даже чуть выше. На уроке они проводят настоящие ис-следования, спорят, доказывают. И им это интересно! Например я никогда не задумывался , что через орнамент наличников на ок-нах домов люди показывали свой внутренний мир и то, что окна это глаза дома. Оказывается, деревенский дом это подлинная мо-дель мироздания – потолок и крыша это небесный купол, жилые помещения – весь мир со своими устоями и противоречиями, а подполье – загробный мир. А печь – основа и стержень дома. И появление в русском языке выражения «плясать от печки» было не случайно. Я делал для себя всё новые и новые открытия . И это все только на одном уроке. МХК здесь преподают четвертый год, создан целый склад наглядных пособий, а мне пришлось начинать с нуля. Учебников нет, все под запись! А я еще и методики преподавания не знал. Поэтому начал с раскрытия понятия культура и «с чем её едят». Рассказал детям, что культура понятие всеобъемлющее и по сути это жизнь народа. Постепенно, подвел их к пониманию, что художественная культура направлена на создание произведений искусства. – А спорт это искусство? – спросил один мальчик. – Добиться каких –то высоких результатов в спорте, это тоже ис-кусство. – сказал я и тут же задал детям написать дома небольшое сочинение о любом произведении искусства. Кто -то написал кар-тине любимого художника, кто-то об интересном кинофильме… Но мне запомнилось сочинение того самого мальчика, и его во-прос на уроке был не случаен. « Я хочу рассказать о спортсмене, олимпийском чемпионе в лег-кой атлетике Кенни Харрисоне — американском легкоатлете, спе-циализирующимся на тройном прыжке. На чемпионате мира 1991 года в Токио Кенни завоевал золотую медаль и получил право выступить на Олимпийских играх 1992 года, однако был вынуж-ден пропустить их из-за травмы колена. На Олимпийских играх 1996 года Харрисон завоевал золотую медаль в тройном прыжке, установив личный рекорд, рекорд США и олимпийский рекорд .Вот как это было. Я очень внимательно смотрел по телевизору. Вот первая попытка. Кенни разбежался прыгнул и улетел не очень далеко. Нам несколько раз показали по телевизору лицо недо-вольного собой спортсмена. Вторая попытка. Вот Кенни разбе-жался и прыгнул дальше всех. Но опять неудача – арбитр обнару-жил заступ, целых 10 см. И вот объявили третью попытку. Кенни разбежался, оттолкнулся от «лягушки» - первый шаг, второй шаг и прыжок! Этот прыжок стал самым длинным в истории, выпол-ненным при встречном ветре. В будущем я хотел бы перекрыть рекорд Харрисона». Честно сказать, до этого я не интересовался легкой атлетикой, но теперь смотрю соревнования с удовольствием и переживаю за всех спортсменов, как тот мальчик. Вообще, тот первый мой учебный год был очень трудным и тя-желым, но интересным. К сожалению, на августовском педсовете директор сообщила: «Ввиду отсутствия учебников, мы решили убрать МХК из расписания. Дети жалуются, что много приходить-ся писать. А вам, Андрей Борисович, предлагаем вспомнить исто-рию древнего мира и средних веков! Плюс классное руководство в 7 «К» классе». Признаться я немного испугался, на что завуч школы сказала: « Не бойся, это как сказки. Никто не знает, как там было на самом деле. Как расскажешь, так и будет!
2.УРОКИ ИСТОРИИ (НАЙДЕННЫЕ И ПОТЕРЯННЫЕ ЧАСЫ)
Вот уж чего я не любил в школе, так это уроки истории. Толи из-за хронологии, толи потому что её преподавала наша соседка, ма-мина подруга Людмила Павловна. Но «за что боролся на то и напоролся!».Помню, как-то весной она увидела меня копающим грядку под морковь и спросила: «А ты хронологию выучил? Иди учи, сейчас буду спрашивать! А грядку отец докопает.» И вот теперь эти даты спрашивать должен был я! Мои уроки были скучными и неинтересными, рассказывать «исторические сказки» я не умел и строго следовал тексту учебника, требуя этого и от детей. Правда в пятых классах дела обстояли «повеселее». На во-прос в контрольной работе «Для чего древним египтянам нужны были пирамиды?», ученица дала исчерпывающий ответ: «Пирами-ды это памятники архетектуры Древнего Египта, они охраняются государством. В них они устраивали гробницы, в которых прята-ли царговарги с мумиями умерших фараонов и драгоценностями. Фараонов сначала обёртывали специальными бинтами, что бы они дурно не пахли…» Целую неделю я гадал, что такое царговар-ги.Потом жена подсказала: «Это же саркофаги!»
Начиная с ранней весны того года я стал находить… часы. Нашел пару мужских наручных часов, карманные (без цепочки), и жен-ские часики. Как известно, учительская нагрузка определяется ко-личеством учебных часов. « Может это какой-то знак свыше?» - подумал я и поделился соображениями с женой Татьяной. «Если я нашел столько обычных часов, то не потеряю ли я школьные?». «Брось выдумывать, все будет хорошо!», - сказала она. И снова на августовском педсовете из уст директора прозвучало: «К нам приходит молодой специалист, новый историк Вадим Николаевич. Прошу коллег отнестись к нему с вниманием и оказать необходи-мую помощь. С вами, Андрей Борисович, мы расставаться не хо-тим. Поэтому прошу зайти в мой кабинет для серьёзного разгово-ра.» Она улыбнулась, а мне было не до смеха. Выслушав директорские дифирамбы я получил новое назначение – учитель рисования в начальных классах.
3.РИСОВАНИЕ – ПУТЬ К ИСПРАВЛЕНИЮ
Думаете легко научить ребенка рисовать? Купить ему краски, аль-бом и пусть малюет! Может из него выйдет поздний Пикассо или отменный маляр дядя Петя? А может просто критикан ничего не понимающий в изобразительном искусстве, и таких у нас боль-шинство. Это я почувствовал, когда стал учителем рисования на третьем году своей педагогической деятельности. В общеобразовательной школе ученик старается, как может, по-лучить побольше хороших отметок в дневнике, в правом нижнем углу тетради или альбома. Для чего? Это мы знаем не хуже дру-гих – сами учились. Одни учатся, другие списывают. Точно так же и с рисованием. Прочитал в Программе по рисова-нию в 3-ем классе задание: «Нарисовать иллюстрацию к понра-вившейся сказке А.С.Пушкина.» А почему бы и нет! Уроков на зимние каникулы не задают, а я задам – пусть почитают, потом порисуют. Для получения хорошей оценки по рисованию все средства хороши – от использования кальки до продавливания пе-чатного рисунка. Именно так и сделала Наташа Немцова. Продавила из книги чью-то иллю-страцию и раскрасила её. Я поставил ей «3» за труды. На её во-прос «Почему?», попробовал объяснить, что художник Иванов уже получил за эту иллюстрацию деньги и что за одну и ту же ра-боту высокую зарплату не платят. Наташа заплакала и вышла из кабинета. На следующий урок рисования пришла Наташина мама и стала при детях учить меня ставить правильные отметки. И я снова рассказал про зарплату теперь уже маме. Мама сказала: « Раньше у Наташи по ИЗО были хорошие отметки и она мечтала стать художником. И ещё, я слышала, что вы совсем не учитель , а режиссер любительского театра. Вот идите и театралируйте! А я пойду к директору!». После урока, в кабинете директора Ирины Алексеевны, я в третий раз рассказал про зарплату. Директор со-гласилась со мной и отправила работать дальше.Чем закончился разговор с родительницей не знаю. Через два месяца мы рисовали натюрморт из восковых фруктов. Сделав постановку я сел за учительский стол. Машинально от-крыл учебник по чтению и глазами прочитал стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Потом прочитал еще раз про себя, как учили по сценической речи, рисуя словом. Вдруг захотелось нарисовать карандашом мою белую берёзу. К концу урока у меня возникла одна идея, но её нужно было обдумать. И предложил ре-бятам: « Давайте вашей учительнице к празднику подарим …концерт одного стихотворения. Каждый из вас выучит стихо-творение Есенина «Белая береза» наизусть и попробует нарисо-вать её: можно карандашами, можно красками. А на уроке вы рас-скажите про свою березу стихами Сергея Есенина. Вот посмотри-те и послушайте.» Я показал свой рисунок и прочитал стих. Дети зааплодировали и согласились. Учительница засомневалась, но тоже согласилась. В тот день они при-шли по-особому нарядные и явно волновались. И я никогда так не волновался. Начался необычный урок-концерт.Дети выходили по-казывали свои творения и читали. Только тут я заметил, что как человек читает стихи так он и рисует. Подошла очередь Наташи Немцовой. Она открыла свой альбом и я обомлел – такой березы не было ни у кого из ребят. А как она чи-тала, прорисовывая словом каждую веточку и покрывая их сереб-ряным инеем! Я невольно захлопал в ладоши и весь класс подхва-тил. Наташа получила заслуженную 5, хотя я поставил бы все 10. После урока она рассказала, что такую березу она увидела во сне и ночью по памяти нарисовала её. Учительница поблагодарила меня и учеников за необычный урок-подарок и угостила всех шо-коладными конфетами. Буквально на следующий день в щколе снова появилась Наташина мама. Нашла меня и сказала: «Вы ис-правились, учитель! Я вами довольна! Пойдемте к директору.» Я стал оправдываться, что это Наташа исправилась, но мамаша ни-чего слушать не хотела и шла вперёд. В кабинете директора она снова огласила свою мысль о моём исправлении, на что Ирина Алексеевна ответила: « Это не учитель, а ваша дочь исправилась». И уже в приемной мамаша шепнула: «Вы, единственный, кто сде-лает из Наташи художника». Мне было приятно. К сожалению моя педагогическая деятельность завершилась. Семейные обстоя-тельства снова взяли верх. Мы переехали в Новозыбков.
Свидетельство о публикации №222082100755