Девушка-лисичка

 Анечке было уже целых пять лет. Мама, папа, брат и бабушка жили в доме купца, имущество которого было конфисковано во время революции, а куда делся он сам - неизвестно. В нём поместилось три семьи. Бабушке и дедушке Анечки досталась огромная торцевая комната и веранда с деревянными резными перилами и высоким крыльцом, спускавшимся теперь уже в общий двор. Комнату разделили на две части, из кусочка веранды сделали кухню – вот и уютный уголок для всей семьи.

     Делением кухни пополам стеной с дверью получили комнатушку для бабушки. Помимо железной кровати и дореволюционного комода, в ней был ещё старинный деревянный сундук из дуба размером с человеческий рост, плотно оббитый тонким слоем металла, а поверх - ажурным узором из металлических полосок в виде веточек с листочками и цветами. Анечка часто залезала на него, пристраивалась на мягком матрасе из верблюжьей шерсти, покрытым клетчатым шерстяным пледом, и часами смотрела на картину, висевшую над сундуком.

     Другие соседи жили в хозяйственных постройках купца, а пара домов была построены новыми жильцами. Жить в общем дворе было весело. В середине, под сенью платанов, стоял длинный деревянный стол со скамейками по краям: днём там играли в “дочки-матери” девчонки, а вечером мужчины забивали “козла” или играли в “дурака” под светом голой без абажура электрической лампочки. Были даже качели: деревянная широкая доска, подвешенная на металлических цепях к деревянной высокой перекладине. Чтобы покататься на них, приходилось выстоять очередь. Зато когда школьники были на занятиях, Анечка каталась до упаду.То есть не падала, конечно, а раскачивала качели, улетая выше перекладины, а потом летела вниз так, что дух захватывало. Около общего туалета протекал ручей с чистейшей водой. В нём водились головастики, которые потом превращались в лягушек и нежно пели по ночам. Дети пускали в нём кораблики из бумаги или летом брызгались друг на друга в одних трусиках. Пара дворовых собачек и кошка Аниной бабушки были любимцами всего двора. Все их подкармливали, хотя у них были свои хозяева.

     Такова была общественная жизнь Анечки. Ещё она ходила в детский сад, но там подружек у неё не было – кроме директора детского сада. Их дружба началась из-за того, что Анечка не любила спать в тихий час, да и не могла – сколько ни старалась. Поэтому воспитательница отпускала её погулять по опустевшей территории детского сада при условии, что она не будет шуметь. Сначала Анечка каталась на всех качелях, потом делала букеты из одуванчиков или белой кашки, потом садилась на скамеечку напротив открытой кухонной двери и смотрела, как повара готовят ужин. Вот тут к ней и подсаживалась её подруга-директор. Каждый день они о чём-то беседовали. Анечку совсем не смущало, что директор любит с ней посидеть и поболтать. А как иначе? Она ведь такая умненькая и воспитанная девочка, дочка школьной учительницы, из порядочной семьи.

     Жить было интересно. Каждый день был не похож на другой. Старший брат подшучивал над ней, папа катал на загривке, мама шила ей платья и вязала кофточки, а бабушкина черная кошка нападала на неё и шипела, потому что Анечке очень нравилось исподтишка слегка дёрнуть её за хвост. Напротив веранды был маленький дворик с "живой изгородью" по периметру, который принадлежал её семье. Там росли оранжевые лилии, маленькая черешенка, большая яблоня сорта “кандель” (свеча), раскидистая вишня с ветками до пола, из ягод которой папа делал вишнёвую наливку в больших бутылях, и старый карагач - на нём всегда водились богомолы, майские жуки и короеды. Летом мама наливала в большое оцинкованное корыто холодную воду, она нагревалась на солнце, и Анечку запускали туда побултыхаться, наслаждаясь солнечным теплом и прохладными брызгами, которые сама же и делала.

     Но было в её жизни кое-что загадочное. Картина в бабушкиной комнате! Всё на ней было странно, и Анечка изо всех сил старалась понять – что же там нарисовано? Там был густой лес из старых дубов, а слева виднелась лужайка, залитая солнцем. Под тенью большого дуба в центре картины полулежала на темно-зелёной траве, прислонившись к нему, рыжеволосая молодая красавица с распущенными волосами.
Красавица – это, конечно, здорово, но красавицами Анечку не удивить. Родители любили живопись и покупали большие альбомы с красочными репродукциями картин. Вот что можно было рассматривать часами ... Богатые и бедные люди, моря, леса и горы, коровы и овечки, клумбы и вазы с необыкновенными цветами, Алёнушка на камушке около болота, три богатыря на распутье и царевна-лебедь. Лучшее, что могли сделать родители, чтобы унять Анечкины капризы со слезами – это усадить её на диванчик и дать один из альбомов.

     Картину в бабушкиной комнате Анечка рассматривала ежедневно. Красавица была одета в черное длинное пышное платье, из-под которого выглядывали прекраснейшие кожаные ботиночки на шнуровке, обтягивающие ногу выше щиколотки, что делало ножку изящной и притягательной. Этими ботиночками Анечка любовалась с благоговением и мечтала когда-нибудь одеть такие же. Волосы у красавицы были рыжие и волнистые. Сама она была очень весёлой – улыбалась и вся светилась от радости. Ну как же! Рядом с ней стоял молодой красавчик в черной шляпе с длинными полями.Одежда была похожа на костюм мушкетёров - но тоже черного цвета. Юноша был он явно влюблен в эту лисичку. Почему лисичку? Да потому, что из-под её платья слегка выглядывал лисий хвост!

     Вот этот момент и будоражил воображение Анечки. Как это лисичка может иметь человеческое лицо и фигуру? А разве парень не видит, что она лисичка? А может, она не лисичка, а обычная девушка, и лисий хвост носит … для чего?! Каждый день Анечке в голову приходили новые истории о происхождении девушки и лисьего хвоста. То она была колдуньей, которая превратилась в прекрасную девушку, то она была лисой, превращенной в девушку, то она дочь человека и лисы, то она из какой-то неизвестной сказки! Оторвать Анечку от этой картины было сложно. Она раздражённо отвергала предложения пойти в парк или в гости. Она буквально вжилась в картину, а иногда ей казалось, что фигуры на картине двигаются и разговаривают на неизвестном языке. Это был её личный телевизор с одним единственным фильмом, но каким увлекательным!

     Однажды утром Анечка сквозь сон услышала, как бьётся посуда. Первая мысль была такая: вечером её отправили спать пораньше, сами пригласили гостей, все напились и теперь бьют хрустальные фужеры! Самое смешное, что пьянок в доме никогда не было, откуда могла возникнуть такая бредовая идея? Обычно приглашенные вели себя чинно и прилично, ведя светские беседы. Анечку приглашали только поздороваться с гостями и ответить на их дурацкий вопрос: кого она любит больше – папу или маму? Конечно, родители были счастливы услышать, что она любит их обоих одинаково. Потом ей дарили шоколадку и отправляли во двор поиграть.

     Но в этот раз произошло непонятное. В детскую вбежал папа, наклонился к Ане, взял её на руки и понёс на улицу. Вот ещё! Анечка ведь и сама ходить умеет! Зачем её на руках носить? Но тут из дома выбежали бабушка с мамой, и появился ещё не до конца проснувшийся брат. Вокруг был шум, все соседи повыскакивали из домов и громко обсуждали что-то. Анечка сидела на стуле, и голова у неё кружилась так сильно, что казалось, что стул ходит ходуном! А все кричали: “Какое сильное землетрясение!”. В доме что–то падало и издавало хрустящие звуки, одна стенка вдруг наполовину рассыпалась на кирпичики. Было очень интересно! Поднялся ветер, стали сильно раскачиваться, ломаться и падать деревья. Было холодно. Папа хотел пойти и принести тёплую одежду, но его не пустили. Он еле вырвался и быстро вернулся, захватив из дома куртки и пальто.

… Это было землетрясение 1966 года. Апрель. Дом был разрушен. Семье выделили две комнаты в старом доме с подвалом. В него сложили все вещи, которые не поместились в новой квартире. Анечка спрашивала маму – где бабушкина картина? Мама с бабушкой отмахивались и говорили, что картина в подвале. Анечка просила её достать, но они говорили, что она где-то упакована и они не помнят, где именно. И вообще, к чему эти лишние хлопоты? Вот получат новую квартиру – тогда и повесят эту картину на видное место!

     Новую квартиру дали через два года. За это время жизнь Анечки изменилась до неузнаваемости. Кончилась свобода и безоблачное счастье. Школа, новые друзья и события, котёнок и соседская овчарка. Появилась новая подруга - худая и высокая бабушка-армянка с длинными космами, похожая на ведьму, потому что она кричала на детей, когда они слишком шумели. Она была одинокой, любила Анечку и приглашала её одну в гости, угощая вареньем из грецких орехов с виноградом. Рядом жила милая и дружелюбная узбекская семья. Старенькая бабушка не понимала по-русски, но всегда так ласково улыбалась, когда Анечка приходила в гости к её внучке. Портрет бабушки висел на стене в гостиной – его нарисовал известный художник Узбекистана, её внук. Школьные сборы металлолома и макулатуры… Пионерские лагеря!

     И вдруг Анечка вспомнила про свою девушку-лисичку! Как она могла про неё забыть?! Где она? Почему бабушка до сих пор не повеcила её?
– Аня, у нас никогда не было такой картины! У бабушки над сундуком всегда висела картина Шишкина ”Утро в сосновом лесу”, – cказала мама.
– Мама, ты что! Этого не может быть – ведь я рассматривала эту картину так часто, что до сих пор помню всё, что там было нарисовано! Где она?

     Аня могла перечислить мельчайшие детали. Но бабушка и мама смеялись и говорили, что Анечке, наверное, она приснилась - в детстве так бывает, ведь дети часто фантазируют, принимая свои фантазии за реальность.

     Аня возмущалась, плакала, кричала, она не понимала – что происходит?! Зачем они так ей врут?! А вдруг она сумасшедшая и никакой картины на самом деле не было? Брат отмалчивался и говорил, что он никогда не обращал внимания на картины, которые висели у бабушки, поэтому ничего сказать не может. Папа отмахивался и посылал спросить у мамы. Пришлось смириться. Но забыть её было невозможно.

     Умерла бабушка, мама и папа. Судьба картины мучила Анну. Она пересмотрела множество репродукций из сотен художественных галерей мира, но не нашла ничего похожего. Постепенно она стала привыкать к мысли, это картина была плодом её воображения. Но поверить в своё сумасшествие было тоже не просто. Ведь во всём остальном она была обычным человеком без признаков слабоумия или шизофрении.
Она не выдержала и решила еще раз спросить брата. Ведь он был старше её на несколько лет и знал многое из жизни семьи.

- Юра, скажи мне всё-таки, была у нас эта картина с рыжеволосой женщиной или нет? Куда она делась? Неужели я могла её придумать? Ведь она до сих пор снится мне по ночам. Это что, навязчивая идея?
- Успокойся, картина существовала на самом деле, но ты её больше никогда не увидишь. Тебя было невозможно от неё оторвать. Забудь. Или ищи её изображение в интернете. Эта картина так повлияла не только на тебя. Бабушка получила её в наследство. Никто из сестёр не хотел её брать. С ней связана одна семейная история. Маленькая девочка твоего возраста, я даже не знаю, кто она нам с тобой или даже бабушке, сошла из-за неё с ума. Она целыми днями сидела и рассматривала её. Она верила, что картина живая. Что если сделать вид, что не смотришь на неё, то девушка и парень начинают разговаривать, гуляют по полянке и потом уезжают вместе на коне. Девочку пришлось положить в психушку, где она прожила недолго – так страдала по своей картине.

- Зачем вы все мне врали?! – Закричала Анна. – Ведь я всю жизнь ходила с этим клеймом: что я считала реальностью свою выдумку, то есть, что я не совсем нормальная! Я стала сомневаться в том, что события в моей жизни реальны, я по сто раз спрашивала очевидцев – это действительно было или мне показалось? Ты понимаешь, что они про меня думали? Куда бабушка дела эту картину?! Я хочу увидеть её собственными глазами, чтобы убедиться, что она такая, какой я её помню! Где она?!
– Мама и бабушка боялись, что с тобой произойдёт то же самое. Ты ведь одна из всей семьи так в неё влюбилась, что готова была носить её с собой и молиться на неё как на икону…
– Я просто хотела понять, что там нарисовано! Да, она мне очень нравилась! Она была такая яркая, зелень леса как фон, а на нём – графитно-чёрное платье и контрастные рыжие волосы девушки: парень и девушка были такими влюблёнными – я чувствовала их любовь! Я как будто жила там вместе c ними. Там был такой свежий воздух и лёгкий ветерок с лужайки, с лёгким ароматом бальзамина, что я вдыхала его, желая вдохнуть полностью и унести с собой …
– Вот видишь… Родители вовремя заметили, что ты слишком впечатлительна. Чересчур. Ты была в шаге от помешательства.
– Ну вот я перед тобой. Я сумасшедшая? Я её найду во что бы то ни стало!
– Ты представляешь, сколько всего могло с ней произойти? Была перестройка, люди вывозили картины за границу, в разные страны! Я знаю только, что родители отдали её бесплатно в какую-то картинную галерею. Всё равно, что искать иголку в стоге сена. Живи как жила. Успокойся. Теперь ты знаешь, что картина действительно существовала.

     Аня стала завсегдатаем всех музеев и выставок картин в её городе. И однажды чудо случилось. Или это опять был просто призрак той картины? Перед ней висела она, в той же самой деревянной раме с остатками позолоты, её родная девушка-лисичка со своим возлюбленным, который опирался о дерево, немного наклонясь к ней. Анна заплакала. К ней подошла женщина – смотрительница музея.
– Я могу вам помочь? – спросила она деликатно.
– Эта картина принадлежала нашей семье, – всхлипнула Анна. – Меня разлучили с ней насильно. Я долгие годы страдала без неё. Я люблю эту девушку и этого юношу как родных. Вместе с ними прошло моё детство. Я могу её выкупить?
– Это невозможно. Трудно поверить, но она оказалась оригиналом очень дорогой картины, копия которой висит в одном европейском музее и считается подлинником. Наши реставраторы обнаружили, что это оригинал, но официально никому это не сообщали, чтобы не возникли споры о том, чьей стране она должна принадлежать. Если бы это была копия, я бы ещё могла похлопотать, чтобы Вам её вернули. А так… нет. И ещё… Должна вам сказать, что это очень опасная картина. Я догадываюсь, почему ваши родители отдали её в музей. Она очень плохо действует на маленьких девочек. Около этой картины часто случаются приступы эпилепсии или грандиозные истерики, когда родители хотят увести девочек от картины. Мы вывешиваем её очень редко. Вам повезло её увидеть.

Анна шла домой, как сомнамбула, полностью поглощенная в свои мысли. Мечта исполнилась – но стало ещё хуже. Ей казалось, что она совершила предательство и чувствовала вину перед девушкой-лисичкой за то, что не сберегла её и та оказалась в чужих бесчувственных руках. Это чувство было невыносимо. Тело окаменело. Анна еле сдерживалась, чтобы не рыдать на улице. Как жить дальше с этим чувством вины? Загадка этой картины так и не раскрыта. И никому нельзя рассказать о том, что девушка и парень ещё живут в ней! Она поняла это с первого взгляда. Какой будет судьба этой картиной в будущем?! В чьи руки она попадёт? Её родная картина!

Лучше бы она ничего не знала. Мама и бабушка были правы. Они всегда правы.
 


Рецензии