1961. Три шага всего

По окончании института
я был распределён на
строительство закрытого объекта
в Красноярском крае.
Мастером взрывных работ.
«Мои» работники
– солдаты срочной службы.

До взрыва оставалось считанные минуты. Рота моих солдат-стройбатовцев – отходила на 4-й пикет, то есть на 400 метров от взрыва, закончив бурение скважин в котловане, верхний земляной слой которого успел капитально промерзнуть. На место «моих» солдатиков, не дождавшись отхода «основных сил», налетел взвод заряжающих – это уже солдаты более высокой категории, ещё бы! аммонит вам – не игрушки. Сделав своё дело, они уступили место взводу ещё более опытных умельцев – связать в общую взрывную сеть все заряды и протянуть единый провод к подрывной машинке главного центра – этого мероприятия – к Ивану Солдатову (!) –  единственному и беспрекословному руководителю-режиссёру-главнокомандующему взрывных работ. Он располагался на самых высоких отметках котлована, откуда ему был виден весь «театр военных действий».
Сам Иван Солдатов был личностью занимательной: что зимой, что летом – всегда в брезентовом плаще, несгибаемом, как фанера, или бурка Чапаева, но в то же время – быстрый, как ртуть. Он в одно мгновение мог быть в любой точке подвластной ему взрывной зоны. Его позывными и предупредительными были три последовательных пронзительных свистка, за последним из которых и следовал сам взрыв. Это как три звонка в театре перед спектаклем.
Первый звонок, то есть, свисток – и мои солдатики дошли до положенной четырехсотметровой отметки от котлована, там и остались. Пойма реки была очищена от снега бульдозерами и на ней были ясно видны следы протопавшей по снегу моей команды, я же шёл параллельным курсом, чуть сбоку, по расчищенному участку; здесь были только мои следы.
Какой-никакой, а я всё-таки руководитель, хоть и молодой – выпускник МИСИ, 21 год от роду, – как, я себя спрашиваю, могу прятаться в толпе или за спины моих солдат? Как говорил Чапаев: где должен быть командир?
Я определил, что – впереди, хоть и не на боевом коне. Поэтому, для себя я избрал дистанцию не 400, а 300 метров от взрыва, на 100 метров ближе моих подопечных.
Второй свисток – вижу, как из зоны взрыва ретируются последние взрывники и дают соответствующую отмашку Ивану Солдатову.
Стою на расчищенной от снега пойме, переминаюсь с ноги на ногу. Кроме моих следов здесь нет никаких других, если не считать следов бульдозера, ранее расчищавшего снег.
За мною в ста метрах стоят мои солдатики, а я, грешным делом, не без гордости, подумал, что они видят, что их молодой мастер не боится стоять гораздо ближе к взрыву, чем предписано…
Стою, топчусь на месте. Морозно. Оттоптал целый кружок. Но с каждой приближающейся секундой начинаю ощущать некий душевный дискомфорт, резко возрастающую тревогу. Казалось бы, ни с того, ни с сего…
А мне всё хуже и хуже. Боюсь, что ли? Ничего подобного – не боюсь. Дело здесь другое. Что такое – не ясно. Потихоньку отступаю назад от истоптанного кружка на шаг, на два, на три, потихоньку… И после третьего шага явно почувствовал в душе реальное облегчение…
Третий свисток, и я уже спокоен как несколько минут назад, предшествующих внезапному «замутнению» рассудка.
Вы, конечно, видели, как изображают взрыв атомной бомбы. Здесь, конечно, не тот масштаб, но сходство у всех взрывов, наверное, – не отнять. Сперва в небо ушел широкий столб земли… Мерзлого грунта? Скалы? – Всего вместе. Затем над столбом выросла круглая серая шапка, и уже потом, к нам пришел звук этого действа. Получилось некое дерево с широченным стволом и крутой шапкой «листвы» над ним. Крона разрастается, разрастается, и затем начинает «вянуть» потихоньку. Ветер уменьшается, а звук падающей «листвы» – камней, мерзлого грунта, поднятых взрывом, всё усиливается, будто приближается ко мне, а потом так же спокойно затихает. «Дерево» оседает, тает, пропадает…
Смотрю на истоптанный передо мною пятачок на снегу, где меня посетило «некое неудобство» душевное: и чего ради, думаю, нервничал? Чего опасалась моя внутренняя натура? Может, это всё – глупости, а?
И в это время прямо передо мной, в центр этого истоптанного кружка — «рвануло»… Как именно сюда, а никуда не в другое место рядом, прилетел буквально кусок мерзлоты – величиной с хороший арбуз!?
Он разорвался на мельчайшие кусочки-пули-брызги-осколки, прямо передо мной… Но ни одного кусочка в меня не попало…
Есть о чём подумать….
Иван Солдатов сыграл «отбой», а я, ожидая подхода своей команды, уже, как мне кажется, просветленно смотрел на небо, благодаря Того, кто защитил и наперёд крепко наставил не заноситься, не воображать из себя героя на пустом месте, а, скажем проще – всегда соблюдать технику безопасности.
Всегда и «без закидонов», в прямом смысле.

2019


Рецензии