Стокгольм. Мастер и Маргарита

               
                Предисловие.
На премьеру "Мастера" я попала в феврале 2014-го, тогда же, по горячим впечатлениям мною были сделаны записи и сохранены в электронной почте, в разделе Черновики. В записях могут встречаться повторы,  т.к. у меня пропадали тексты целыми кусками - почему-то, непонятным образом..., я их  восстанавливала благодаря моим преданным читателям (которым я отправляла на почту, ведь автору необходимы читатели...) и  копировала по-новой..., я ничего не переделывала, не редактировала. Но я прекрасно понимаю, что в то время, в тот момент, когда я писала, - у меня было соответствующее состояние, сейчас бы я написала совсем по-другому...мы меняемся каждое мгновенье...и это прекрасно - главное, чтобы мы оставались в адеквате, в позитиве... В этом тексте я только некоторые вещи все-таки стёрла - мне подумалось, что их не стоило бы помещать здесь, т. к. тогда, в 2014-м  я писала и не задумывалась, что когда-то буду публиковать на литературном общедоступном сайте;  у меня много "меня", моих мыслей, рассуждений, и я совсем не уверена, что это кому-то будет интересно, понятно. Но я не претендую, каждый делает свой выбор сам: как жить, чем жить, что читать... И поскольку многие строки поудаляла, теперь - возможно, и  отрывочно у меня тут, и "улётно" - в смысле - я могу ни с того, ни с сего - перескакивать в своём повествовании, - улетать... и не возвращаться... или возвращаться совсем в иное пространство и время... 



               "Мастер и Маргарита". Стокгольм. Королевский театр.

  Stefan Metz - режиссёр  спектакля "Мастер и Маргарита" 

 Про премьеру булгаковского "Мастера" я знала ещё в декабре 2013-го; увидела анонс на улицах Стокгольма. В декабре 2013-го я была в Швеции (Стокгольм-Лулео) на рождественских каникулах. Случайно узнала, что в Королевском драматическом грядёт премьера. Но тогда мне в голову не пришло, что я могу слетать на премьеру. Как-то так вперёд не заглядывала... Я ведь не шахматистка - просчитывать ходы... Но в памяти у меня засела эта новость про выпускающуюся премьеру. 16 января у них был первый спектакль на зрителя. А потом, когда вернулась в Москву, "переварила" новогоднюю поездку, поработала уже в новом, 2014 году... Потом присела как-то в доброе время суток, призадумалась: а ведь у меня виза до 15 февраля 2014 года. А что бы мне не слётать на "Мастера"? Что мне мешает? Быстро захожу на сайт театра, смотрю афишу на февраль. И вот: отличные даты: 6 и 7 февраля. Таааааак, понятненько... Теперь что? На скайсканнер скорее, смотреть стоимость перелётов. Вернее, я прямиком "пошла" на сайт авиакомпании airBaltic. Смотрю - и время вылета удобное, и цены подходящие! Всё очень здорово! Но прежде всего я озадачила Веруню - с покупкой театрального билета! Ведь с этого надо начинать - всё затевается мной именно ради "Мастера"! Моей Вере как-то не сразу удалось купить мне билет. На странице сайта покупки билета - всё только на шведском. И потом - надо было обязательно регистрироваться. Вера меня поздравила: говорит, в разделе регистрации выбор следующих стран стоял: Швеция, Канада, Уганда, республика Чад... - какие-то ещё страны. Но России там точно не было. Вера говорит, - мама первая из России (на период начала 2014 г.) зарегистрировалась на сайте Королевского драматического театра в Стокгольме. Ну вот, выбрали мы с Верой билет в 9 ряд на 186 место. Именно это место почему-то было дешевле близлежащих  в два раза. Вера говорит: точно какая-то подстава, может, колонна перед глазами... или ещё какой-нибудь сюрприз.... Но там оказалась не колонна, а... пол кривой. Там такая интересная конструкция полов в зрительном зале... фигурная...  Автор проекта театрального зала на славу потрудился... прямо креативщик! Он решил создать какой-то рельефный рисунок: пол будто волнами изрыт... Уж не знаю, как бы это обрисовать... В общем, благодаря этому проекту - одна моя нога - правая - была выше левой- сантиметров на 30-40... Но я вовремя спохватилась!  Перед самым началом спектакля я пересела во второй ряд, где впереди были места. Там мои ноги уравнялись...  Интересная концепция шведского режиссёра: Мастера играла женщина. И она же - в роли Иешуа. Из свиты Воланда были только Коровьев и Бегемот.
             Зал
 Да, вот такое интересное архитектурное строение полового покрытия тут присутствовало.  "Королевское" покрытие....Я потом - когда по залу прогулялась - подробно увидела весь необычный рисунок пола, фигурно расходящегося от центра к "периферии". Причём, расходящийся вместе со зрительскими креслами. И мы, зрители,  во всей полной красе физически прочувствовали изогнутую рельефность нижней части зала.

Удивительно, как день 6 февраля 2014 года был насыщен событиями. Даже не верится, что всё происшедшее со мной мог вместить этот промежуток времени! Ну, а как же - я ведь на булгаковского Мастера летела!! Это же одно из самых таинственных произведений мировой литературы! Невольно вспоминается Бал, который давал Воланд в московской квартире. Только у Булгакова бесконечна была ночь. А утро всё никак не наступало. А у меня в Стокгольме бесконечен был этот театральный день, по-по-булгаковски театральный! );  вечер для меня наступил с началом "Мастера и Маргариты" в Королевском театре... Конечно, непроходящий день - 6 февраля связан с премьерой "Мастера". Роман поистине мистический. И всё, что с ним связано. Достаточно покопаться в мировой истории, существует немало фактов в кинопроизводстве, в театрально-сценической постановочной части... Роман просто так не давался никому... Но интерес зарубежных театральных деятелей к Булгаковскому Мастеру очень высок.
Столько всего произошло в этот замечательный день! Прилетела в Стокгольм в 9.50 утра (по стокгольмскому времени). Очень удобный рейс я себе подобрала. Сразу же в аэропорту прикупила карту туриста Стокгольма. На сутки. Входят и различные транспортные передвижения, и посещение музеев. Так как я знала,  что наметила некоторые места в шведской столице, которые не были охвачены мной в прошлый приезд. Сначала перечислю точки своих путешествий 6 февраля: Skey Wey (это своеобразная смотровая площадка в прозрачном сферическом сооружении, которое на рельсах поднимается на крышу огромной спортивной арены "Globen". На высоту 605 метров). После спуска шарика отправилась тут же в музей Стриндберга. Я заранее была в курсе графика работы каждой точки, где мне хотелось побывать. Skey Wey рано предлагал туристам подняться на 600-метровую высоту и полюбоваться видами Стокгольма на все 360 градусов. Чуть ли не с рассвета до заката.  А музей Стриндберга открывал свои двери в 12.00. Я и подошла на Storggatan, 85 к  12.30.  После музея  - Королевская библиотека.  Вот не прошло и двух месяцев, как я всё же попала в эту библиотеку! Шведы не скрывали довольных улыбок, когда я советовалась с ними, как пройти в библиотеку... в нормальное будничное время суток. Потом я решила всё же заселиться в отель. Он, как оказалось - недалеко от музея. И заселилась, и душ приняла, и переоделась. И - на Юргорден. Я желала попасть в Vasa-Museett. Музей затонувшего корабля. Самый настоящий корабль, который подняли со дна моря недалеко от берегов Швеции. Производство и эксплуатация корабля приходится - приблизительно - на 15 век. Потом, конечно, в Юнибакен - он рядом с кораблём. Это сказочный музей. Вот в такой классной сказке я побывала. Взрослым там , мне кажется, не менее весело, комфортно, отрадно, чем детишкам... В сказочном музейном кафе я перекусила фруктами - одним фруктом, - бананом. Кушать совсем не хотелось. Я пребывала в приподнятой позитивной эйфориии. А приём пищи в таком состоянии может нанести вред... И что мне нравится, во всех кафе продаются поштучно фрукты. Мытые. Водой. Питьевой. Чистые. Очень экологические плоды. Доступные по цене. Красивая панорама открывалась из окон сказочного кафе музея Юнибакен! И не спеша отправилась на трамвайчик номер 7, который за 7 минут довёз меня до Королевского театра. Какое шикарное логическое завершение этому дню - 6 февраля! Театр. Премьера "Мастера и Маргариты". На сцене шведского театра. Королевского театра. На шведском языке. Какая радость неописуемая! Про театр, про спектакль тоже обязательно пропишу, я делала заметки по ходу спектакля. Без блокнота не хожу, предметы первой необходимости. Кошелёк могу не захватить - а эти канцпринадлежности - ручка, карандаш, бумага - в первую очередь! Скажу только - зрительный зал был полон. Я здесь обнаружила много поклонников Булгакова. Как я была горда, как мне было отрадно и приятно осознавать это!! Я просто счастлива! И шведские зрители так мудро вникали, так харизматично реагировали, понимали тонкий булгаковский юмор и про квартирный вопрос по-московски, и про первый сорт ветчины, который является и последним... И про валюту, которую вместо москвичей Пушкин будет сдавать...
Продолжение обязательно последует... Это не всё...

Итак, Стокгольм, Королевский театр, основная сцена. Начну с самого начала. С вешалки.  Вернее, с номерков. Номерки здесь бумажные. Как чеки. Причём, свеженапечатанные чеки. Забавно. Подходит твоя очередь сдавать пальто. Девушка-гардеробщица жмёт на маленький ааппаратик, который тут же стоит, бумажка выскакивает с номером. Бумажка - тебе, пальто девушка уносит, вешает на соответствующее твоему номеру "плечико". И так на каждый спектакль - новая распечатка бумажных номерков. Потому что когда я получала своё пальто, бумажка "полетела" в мусорное ведро. В этом что-то есть. В непродолжительной "жизни" бумажного номерка. Но - ладно, бумажку-номерок получила, спрятала в сумочку и - в зал. На свой 9-й ряд, на "кривое" место. Рассматриваю зал. Ещё только 18.50 по-местному времени. Пока - занавес. Лёгкий, как будто из марлевой ткани. С "рванинкой" кое-где. Так задумано, конечно. Предчувствие чего-то авангардного... Здесь практикуется такая вещь- присутствие помрежа на спектакле. Стульчик, столик устанавливаются на уровне первого ряда партера, лампочка для освещения. И сидит, наблюдает за мизансценами, сверяется по тетрадке...

Спектакль минут на 7 задержался - начало. Коровьев открыл спектакль. Пристально вглядывался в зал через дырочку закрытого ещё занавеса и - я это интуитивно прочувствовала - сказал/спросил проникновенно: "А интересно, изменились москвичи внутренне?.." И улыбнулся престрашной улыбкой... Такое начало - весьма интригует!.. Воланд - высокий худощавый интеллигент "высокой породы". Беспристрастно, медленно, достойно произносил свой текст. С отстранённым взглядом... Как будто беседует сам с собой. Не замечая, как своей манерой говорить выводит из себя Ваню Бездомного...  Перед тем, как появится Воланду,  Берлиоз стоял у плиты ... отваривал... что бы вы думали? - кашу. Эдак очень по-хозяйски... Вёл речь с Бездомным, делал внушение про Иисуса"  "...главное, что его и вовсе не существовало, этого Иисуса-то... ". Читал лекцию Ване, а сам деловито помешивал кашу в кастрюльке, которая варилась на плите. Интересная идея: на Патриарших в пору раскалённого июльского лета - раскалённая газовая плита... Плита стояла на сцене - справа, как раз напротив моего зрительского места. Я отчетливо видела, как Берлиоз выпускал пар из кастрюльки, приподнимая крышку. Он периодически делал паузы, чтоб попробовать своё варево. Ваню тоже угощал. А позже, когда "нарисовался" Воланд со своей историей про Понтия Пилата "в белом плаще с кровавым подбоем..." - каша ещё более "накалялась", источала густой пар... Рассказывая про Аннушку, которая уже пролила масло, Воланд уверенной рукой отодвинул Берлиоза от плиты и сам увлечённо кашеварил... И тут же с аппетитом уплетал русскую кашу.
Голова Берлиоза - которую "отрезала русская женщина, комсомолка" - покатилась мячиком. Нормальный ассоциативный реквизит... Коровьев , как и положено: клетчатый. Но костюмчик - пиджачок и брючки - рисунок ткани состоял не из привычных ровных клеточек, а квадратики-ромбики пестрели... Как будто карточные буби-масти. Кот- шикарный актёр. Лет 60-ти. Нарочито шамкал сохранившимися зубами. Стёпа Лиходеев - такой раздолбай в семейниках и ретроносочках на резинках с прищепками на голенях. Медсестра (молодая талантливая актриса) в клинике у Стравинского - сама, как психически больная пациентка... Домоуправ - Босой - получив от Коровьева доллары за проживание иностранного туриста в московской квартире, смешно поёт на русском языке "Калинка, калинка моя..." Кот подпевает ему и приплясывает.  Перед выступлением Воланда в варьете - подготовлен плакат-афиша, на нём по-русски: " Учитель Воланд - Трюки выявленные". Именно так было написано. Что ещё интересного... Да, немножко в глубине сцены, на бархатной красной подушке - серп и молот. Бенгальскому Жоржу суждено испытать на себе силу удара советского символа... Он получает от умелой лапы Кота Бегемота - прямой наводкой по голове... Сначала молотом по макушке, а после серпом - и голова с плеч... Молот ещё будет фигурировать в спектакле. В руках разъярённой Маргариты. Как красиво он летал в руках женщины, беспощадно крушил квартиру ненавистного Латунского...

Впервые Маргарита появляется с мимозами.

Хорошо, что в сцене бала режиссёр не раздел Маргариту. Она здесь в красивом вечернем платье. Но зато целуется с Мастером, которого играет женщина...

Сцена в сумасшедшем доме. Здесь все: и Бенгальский, и Босой, и Соков, и Бездомный...На заднем плане мечется и страдает Левий Матвей: "...я слишком поздно пришёл..." А в глубине сцены сооружаются из длинных досок кресты... Для троих преступников: Гестас, Варраван, Дисмас, Иешуа.  Накануне большого праздника в Ершалаиме кто-то из этих четверых будет помилован...

Дядя Миши Берлиоза - Поплавский - появляется в каракулевой кубанке. Кот прыгает на киевского гостя прямо на плечо и тщательно натачивает свои коготки, оставляя на одежде Поплавского глубокие "борозды" и лохмотья. Потом метко спланировал на дядин чемодан. И там начинает царапать. Наточив когти как следует, берёт в лапы огромный паспорт Поплавского: такого формата примерно, как стандартный формат издания: книжечка - 24 см в длину. Паспорт, конечно красного цвета. Как же - в Советской России - и без красного паспорта... Документ сей вдруг загорается  лапах кота. И Бегемот моментально запихивает Поплавского в его же чемодан: "...ваше присутствие на похоронах отменяется!.. вон отсюда!.. и ни о каких московских квартирах не мечтай!.."

Визит Сокова к Воланду. С целью обратного обмена цветных бумажек на денежные знаки. Коровьев подталкивает буфетчика на низенький стульчик, у которого отсутствует сидение. Дырка вместо сидения.  Этакий реквизит детского приспособления из далекого Советского Союза... Коровьев продолжает подпихивать Сокова к стульчику, а кот плотно усаживает буфетчика. Соков противится, но кот прямо так и впечатывает его в зияющую дырку в середине стула... Да так прочно, что буфетчик не шелохнувшись прослушал всю лекцию Воланда про осетрину первого сорта, про внезапную саркому лёгкого и вообще про ужасающую перспективу своего здоровья... Коровьев периодически пытался всё же вытащить Сокова за уши из стула. Да куда там! Тот прочно засел. И тут же после приговора Воланда относительно оставшихся дней жизни на этом свете,  работник общепита в страшной панике понёсся прочь  с приклеенным стулом.. Вдогонку ему неслась "вечная" фраза Воланда: "свежесть, свежесть и ещё раз свежесть - вот ежедневный девиз каждого буфетчика!.."

В антракте весь 1-й ряд был накрыт чёрным бархатом. Видимо, так подготовились к "странным похоронам" Берлиоза... Коровьев пригласил Маргариту быть королевой бала. Азазелло-то, как действующего лица, в спектакле не было... Полёт Маргариты... В полутьме. Летает и небольшой макет собора Василия Блаженного. Котик принарядился к балу: нацепил белый бантик... на голову. Все гости бала - муляжи. Только один - живой актёр. Внешне так выглядит, будто шагнул с полотна Босха "Сад земных наслаждений". С вороньей головой. С огромным клювом... А в руках поднос с головой Берлиоза.

Платок Фриды упал с колосников... В последний раз. Маргарита решительно потребовала:  более он не будет мучить Фриду. Она прощена и освобождена...

Собака Понтия Пилата с перевязанной головой - но не совсем голова перевязана: перебинтована челюсть от уха до уха... У Левия Матвея утончённое иконописное лицо. Этот актёр играет две разноплановые роли: буфетчика Сокова и Левия Матвея...

В конце бала - перестрелка: чекисты в кожанках и Бегемот целятся  друг в друга. Котика с примусом расстреливают. Но котик, конечно же, моментально оживает.

Финал сильный. Вот именно такую картинку я себе и рисую в конце спектакля: где-то в глубине сцены Иешуа и Понтий Пилат,  они идут не спеша, ведут философскую беседу. Чуть ближе к центру сценического пространства сидит задумчивый Бездомный, не торопясь перелистывает рукопись Мастера... 

Ниже- повтор, не нарочно

 Маленькая справочка. Так получилось, что сначала мой текст по спектаклю пропал в моих черновиках. У меня часто исчезают тексты. Целыми кусками. Вроде  сначала всё сохраняется... А потом - хвать - нету... Но - рукописи не горят... И электронные - тоже... Как выяснилось. Хорошо, что мои читатели не уничтожают мои письма, отправленные к ним - с рассказами. А некоторые - очень тщательно относятся - помещают в специально заведённую папочку на своём рабочем столе. Вот благодаря этим папочкам я и восстанавливаю свои "рукописи". А конкретно этот - продолжение "Стокгольм-2" скопирован. Но - главное - восстановлен! Спасибо моим милым читателям!!  А, кстати, про потерянные рукописи. Приведу понятие "наволочка Хлебникова". Я об интересной стороне жизни Велимира Хлебникова вычитала из воспоминаний о Маяковском.  Я узнала, что Хлебников часто страдал от потери своих рукописей. Но это сильно сказано - рукописи. Потому что он делал записи на отдельных листочках, каких-то бланках, даже на салфетках - что под руку попадалось, когда мысль интенсивно вдруг заработает - и рождаются литературные строки. И, конечно, эти отдельные бланки, салфетки, клочки бумаги, исписанные мелким малоразборчивым почерком, имели обыкновение теряться. Велимир решил по-своему эту проблему: он достал самую обыкновенную бельевую наволочку и запихивал в неё листики, салфеточки, обрывки бумаг со своими текстами. И везде таскал с собой эту наволочку. Хлебников по жизни был странником. Часто переезжал из квартиры в квартиры, путешествовал по городам. И - везде - с наволочкой. А в поездах спал на своём богатстве. Голову укладывал на эту своеобразную подушку. Берёг и лелеял наволочку. Но - несмотря на тщательный оберег - вот как-то так получалось, что и из наволочки пропадали рукописи... Ох, эта наволочка - предмет нескончаемых шуток друзей-поэтов. Особенно отличался Маяковский. Он ведь был виртуозным юмористом! Такая интересная история с "наволочкой Хлебникова...


Рецензии