1971. Из уст в уста

Мои родители после приобретения своей «ласточки», как они назвали свою автомашину «Жигули» ВАЗ-2101, решили отправиться в путешествие на юг России и Украину, проведать родных по маминой линии (когда-то ещё сподобимся?). Это было в начале 70-х.
Одной из целей «автопробега» было пообщаться с родичами и выяснить некоторые неясные вопросы родословной по линии мамы, – «линии Прыгуновых». Язык, как говорят, до Киева доведёт, и наши путешественники отправились в этом направлении. Кроме Киева, посетили родину мамы, город Переяслав-Хмельницкий, а добравшись до Керчи, застали пока ещё в добром здравии маминого дядю, Сергея Игнатьевича, 1896 года рождения. Папа достал свой «корреспондентский» блокнот и стал записывать.
Сергей Игнатьевич, с точки зрения папы, как-то уж очень «бодренько» начал рассказывать. Начал с Бог знает какой древности, когда только появилась фамилия Прыгуновых. Без бумажки перечислял последовательно всех представителей фамилии по мужской линии. Детальность, где это возможно, была примерно такая: имя, годы жизни, какой физической силой обладал, каким ремеслом владел, кто – жена, сколько детей было, желательно поимённо, сколько лет прожил, от чего умер и когда. Папа записывал – записывал, и в какой-то момент начал сомневаться, как так можно? Попробовал немного схитрить, отправив «сказителя» назад на несколько имён вглубь времён. Сергей Игнатьевич повторил слово в слово «как бы пропущенный кусок». Как на магнитофонной ленте! Изумлению моего отца не было предела, тем более, что никаких записей папа не видел. А Сергей Игнатьевич, сообразив причину намечающегося недоверия, решил объяснить и свою причину, – такой «редкостной» памяти.
– Меня, сынок, (это мой папа-то – сынок!) всему этому обучил мой родной дед в 1911 году (мама моя Евгения Васильевна только что родилась). Спали мы с дедом на печке, и каждый раз перед сном он мне рассказывал родословную Прыгуновых. А внизу у печки в ведре с водой терпеливо томились-вымачивались… ага, угадал, – розги. Которые дед наутро практически использовал на мне, если в каком-то месте его вечернего рассказа стоило мне сбиться. Вот так у нас, в России и передавалась родословная информация. Из уст в уста, называется. Такой вот, проверенный веками, способ, – закончил свои объяснения Сергей Игнатьевич.

Сейчас-то уже другие носители информации придуманы, хотя и менее надёжные, а тогда было так, и на всю жизнь: ни «флешка» не потеряется, ни «запись» не пропадёт-размагнитится.
Таким образом, Сергей Игнатьевич и многочисленные ему подобные в России в течение жизни каждого «носителя» во многих веках являлись как бы живыми «флешками» (ой, да не в обиду, а напротив, в благодарность им будь сказано!)

2010


Рецензии