Восхождение на гору Напра. Два столетия
Однажды, мой друг и коллега, руководитель фото киностудии при ДК им Горького в Синопе – Алим Дорошенко позвонил мне поздно вечером и спросил, чем ты занят завтра с утра? Что случилось? спрашиваю. Да надо бы проскочить в одно из абхазских сел гудаутского района, поснимать колоритного старика. Моя машина сломалась и надежда на тебя, твою «Ниву», так как это далековато в горах. Нет проблем, отвечаю, утром заеду к тебе домой и едем.
Утром, взяв аппаратуру, заезжаю к Алиму, он уже готов и мы едем в село Куланырхуа, что примостилось у вершин Абхазского хребта. Рассказывает, что вчера днем был на съемках ансамбля долгожителей «Нартаа» в Гудауте и его пригласил один из солистов ансамбля к себе домой. Я обещал, но сломалась машина и кроме тебя помочь некому. Так что тебе спасибо. Теперь не стыдно перед стариком, которому около ста лет. И вот мы в дороге.
Проезжаем мимо развалин старой церкви в Куланырхуа, на горизонте заснеженные горы Абхазского хребта. Узкая проселочная дорога, резкий подъем и подъезжаем к усадьбе нашего долгожителя. У ворот, опираясь на посох, стоит пожилой (чуть не сказал «молодой» человек с осанкой танцора.
Знакомимся:
«Надбей Джения», улыбается, обнимая каждого, хозяин. Приглашает в дом. Осматриваемся. Большая ровная поляна. Двухэтажный дом с верандой, рядом еще длинный домик. Вокруг у забора на шпалерах черный виноград «Изабелла». Слева сад с абхазскими яблонями, сливовыми и алычевыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. За длинным домом угадывается плантация кукурузы, видны спелые початки. И обвивающие стволы кукурузы стручки фасоли. Все это успеваем заметить, пока идем к дому.
Кроме этого возле дома огромная старая липа, невероятного размера дерево в диаметре метра полтора. И Алим и я сразу обратили на него внимание. Созрел сюжет снимка старика у этого дерева. На веранде дома хлопотала пожилая абхазка, супруга хозяина, накрывая стол.
На чистейшем русском приглашает отведать «чем бог послал». А послал бог много чего. На столе и сыр сулугуни и мамалыга и лобио и цицмат и графин с чачей и глиняный кувшин с вином и даже хачапури по абхазски…и что то еще, нами пока не пробованное. Опередив нас, хозяин говорит: «Сегодня кушаем и работаем, поедете завтра». Как отрезал. Не перечить же старику. И мы соглашаемся. Очень уж вкусно смотрелся полный стол, а мы изрядно проголодались.
Хозяйка, разлив по стопочкам чачу, отошла на кухню. Надбей провозгласил тост за гостей и пригладив усы, выпил. Мы последовали его примеру. Ну и крепкая оказалась чача из винограда «Изабелла». Обожгло всё внутри, но приятно…Надбей двумя руками поднял глиняный кувшин с вином, разлил по стаканам и предложил тост за мир, сказав, что обязанность тамады он берет на себя, на что мы безоговорочно согласились.
Вино оказалось очень вкусным, с каким-то привкусом, то ли мяты, то ли чего - то еще. Выпили по паре стаканов вина, хорошо закусили. Хозяин предложил прервать трапезу и поработать. И мы сразу же, не сговариваясь, взяв аппаратуру, подошли к огромной липе во дворе и предложили Надбею поснимать его рядом с деревом.
Потом он надел черкеску с газырями, вывел из конюшни белую лошадь и молодцевато гарцевал на ней. Затем мы сфотографировали его с супругой на фоне дома, за уборкой кукурузы (он ломал початки). Сделали по сотне снимков. День клонился к вечеру, когда мы закончили съемки. Вечером застолье продолжалось.
Хозяин оказался весьма грамотным человеком, размышлял трезво о текущей политике, рассказывал различные истории из жизни абхазов в старые времена, о махаджирстве, о своих предках, потомки которых и ныне живут в Турции и на Ближнем Востоке. Спали мы на втором этаже, не просыпаясь, пока Надбей не разбудил нас, пригласив к завтраку. Домой мы ехали, полные впечатлений и в ожидании проявления пленок, отснятого накануне материала.
Когда же на следующий день я проявил плёнки, среди всего прочего выбрал этот снимок, старика у дерева и назвал его «Два столетних». Позвонил Алиму. Оказывается он тоже выбрал этот сюжет и назвал его «Два столетия». Это названия понравилось и мне.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ НАПРА
От пожилых пастухов и охотников мы не раз слышали, что где – то на Бзыбском хребте (отроге Абхазского хребта) есть древнее абхазское святилище с множеством жертвоприношений в виде стрел, наконечников копий и других артефактов. Примерное место нам указал один из жителей Бзыбской долины, сотрудник горной электростанции Аслан Тарба, проживающий в небольшом поселке из 4х домов на левом берегу Бзыби.
К этому поселку ведёт подвесной канатный мост, по которому, с опаской, можно проехать на легковой машине или мотоцикле. В один из августовских дней 1973 года мы, это Станислав Зосимович Лакоба – историк, Юрий Николаевич Воронов – археолог, и ваш покорный слуга – Левинтас Владимир Борисович – кино и фото оператор, на моём мотоцикле «ИЖ Юпитер» с коляской, отправились из Сухума покорять гору Напра, где рассчитывали отыскать то самое святилище, о котором были наслышаны.
Дорога давно нам знакома, не раз ездили по ней на Рицу, Ауадхару. Вот и теперь за каких – то полтора часа доехали до подвесного моста. Мои спутники прошли по нему пешком, а я аккуратно, на малой скорости проехал на мотоцикле. Оставив машину около дома встретившего нас Аслана Тарба, взвалив рюкзаки на плечи, отправляемся в горы. Тропа ведет нас сначала мимо вековых сосен и пихт. Потом начинается мелколесье, затем березовое криволесье, когда березняк под влиянием снега и ветра как будто прилег и не смог подняться.
Солнце над головой, жарко. Идем по тропе друг за другом. Юра, как всегда впереди, я замыкаю. Теперь путь через папоротниковые заросли, высотой до двух метров. Наконец, выходим на плато со множеством ацангуар. Это древние каменные загоны для скота и пастушеские жилища. Юра тут же ныряет в одно из них и торжествуя показывает осколок древней керамической чаши для вина или воды. Это его стихия. Делаем привал у небольшого ручья, сбрасываем рюкзаки, любуемся природой. На юге видна полоска моря, на севере заснеженные вершины Главного Кавказского хребта. А мы на отроге Абхазского хребта – Бзыбском.
Недалеко видим современную кошару и средних лет пастуха с отарой овец. Подходит к нам, здоровается. Оказывается Алексей – русский человек, бежавший в Абхазию от какой - то несправедливости и от сварливой жены и взявшийся пасти отару у приютившего его жителя одного из сёл Гудаутского района. Где - то рядом пасёт скот его товарищ. Так и коротают лето среди отар в кошаре из камней и палатки. Готовят на костре очень вкусный сыр, угощают нас сырными колечками, косичками и палочками. Здесь начинаются альпийские луга, трава сочная, высокая. Скот за лето набирает вес и приплод. В кошаре в отдельном загоне несколько маленьких овечек…
Ставим рядом с кошарой свою палатку. Алексей показывает тропу к святилищу на горе Напра. Оставляем рюкзаки, берем ледорубы, лопатки и аппаратуру для съемки и отправляемся в путь. Здесь, у границы альпики появляются карстовые колодцы, в которых и в августе лежит снег. Отсюда и ручеёк у кошары. Но вот и вершина Напра. С неё открывается потрясающий вид на море и окружающие гряды Гагрского массива, Арабики, Агепсты, Ацетука, Анчхо и других.
Почти у самой вершины Напры, с севера, сохранились остатки древнего городища и в нем жертвенник, цель нашего путешествия. Каменная кладка, наполненная наконечниками стрел, копий, монеты, украшения, кресты, остатки древних сосудов. Все артефакты говорят о том, что Напра имела статус горы - жертвенника, куда поднимались с целью совершения обрядов и обращения к Божествам и Духам природы и гор.
Осмотрев жертвенник, хотели начать раскопки, как вдруг небо над головой покрылось густыми тучами и начал капать дождь. Хотя в других местах небо было безоблачным. Юра говорит, боги ругаются, бежим к палатке. Добежали. И тут небо словно разверзлось. Полил сильнейший, правда, кратковременный ливень. Был уже вечер. Поужинали вместе с пастухами. Угостили их свежим хлебом, они нас айраном и сыром.
Ранним утром Юра с Слава отправились к святилищу. Погода отличная, небо без облачка. Я же остался с пастухами учиться варить сыр. Это было познавательно. Присоединился к своим я часа через два. Они успели накопать уже около сотни различных артефактов. Чего только здесь не было, наконечники стрел, копий, медные и бронзовые кресты, монеты, женские украшения в виде браслетов и бус, черепки посуды из керамики и даже почти современный кинжал, украшенный резьбой.
Отсняли все вместе и многое отдельно. В это время тучи над нами сгустились и казалось вокруг идет ливень, а над головой круг синего неба. Так, под этим кругом мы и спустились к кошарам и как только забрались в палатку, пошел сильный дождь, шумевший с перерывами до вечера. Утром, попрощавшись с приветливыми пастухами, оставив им оставшиеся продукты, бодро пошли вниз, в поселок на Бзыби, где нас ждал наш транспорт – мотоцикл ИЖ Планета.
Уже вечерело, когда нагруженные рюкзаками и находками мы ехали по Рицинской дороге домой, нас остановил гаишник. Спрашиваем в чем дело? Вы превысили скорость, на что мы дружно рассмеялись…Втроём, да еще с вещами на мотоцикле более 50 км. в час невозможно было ехать. И я сказал гаишнику: «садись сам за руль и попробуй разогнаться хотя бы до 50». Тупо посмотрев на нас, он сказал: ну и черт с вами, езжайте. Ишь, какие умные, добавил он, хмуря брови. Всю дорогу до Сухума мы веселились, вспоминая гаишника… А фотографии артефактов, привезенных с Напры, вошли во многие работы Юрия Николаевича Воронова.
В.Б. Левинтас.
Свидетельство о публикации №222082100946