Старость

Позвонили мне и пригласили в группу для тех, кому за шестьдесят. Оказалось, там, как и мне, всем за семьдесят. Собирались раз в неделю. Поначалу на собраниях превалировала тема: я еще хоть куда, и «у меня в душе ни одного седого волоса».  Однако, не вечно же седые волосы души пересчитывать.  Старость - тема избитая. Полезно заняться чем-то другим, не менее интересным. А «ужасно интересно все то, что неизвестно».  Пришли к выводу, что стоит намечать на следующее собрание заранее оговоренную тему.  Желающий подготовит доклад. А потом обсудим. И таким образом проведем время красиво, как интеллигентные люди.

Но как все дороги ведут в Рим, так дороги жизни сходятся к старости.  И хоть обсуждай, есть ли жизнь на Марсе, придешь к вопросу жизни на земле и ее финальной стадии. Решил я тогда повнимательнее разобраться в этом явлении, прогуляться по этому минному полю, у края «бездны, разверстой вдали». 

Я в мои семьдесят с гаком покуда по этому полю шагал бодренько. Ноги ходят, руки работают, сердце бьется, голова на месте. А потому о старости думал мало. И как о естественном явлении природы, и как о социальном явлении.  И вот, решил: почему бы не присмотреться повнимательнее.

Решил для начала окунуться в мир чужих умных мыслей. Что там насочиняли о старости? Например, поэты.  Они более эмоциональны и точны в своих высказываниях. Почти у каждого поэта, которого я читал, модно найти что-нибудь о старости. Тут все классики.  Например, пушкинские строки –«Мои весна и лето красны на век прошли. Пропал и след».

А вот Есенин: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым»

А вот у Давида Самойлова: «А вот и старость подошла. На цыпочках. Глаза прикрыла мои, ладонями. Спросила: — Кто я?» Действительно - кто я? Сразу не признаешься себе, что отгадал, кто она. Неприятны такие отгадки.

А вот мало известный поэт Владимир Орлов точен. «Давно не курю, позабыл о вине. Любовь улетела свободною птичкой. Дышу потихоньку. Но кажется мне: придется проститься и с этой привычкой»

А вот французский поэт Пьер де Ронсар.

Я высох до костей. К порогу тьмы и хлада
Я приближаюсь, глух, изглодан, черен, слаб,
 И смерть уже меня не выпустит из лап.
Я страшен сам себе, как выходец из ада.

Поэзия лгала! Душа бы верить рада
Но не спасут меня ни Феб, ни Эскулап.
Прощай, светило дня! Болящей плоти раб
Иду в ужасный мир всеобщего распада.

Когда заходит друг, сквозь слёзы смотрит он,
Как уничтожен я, во что я превращён.
Он что-то шепчет мне, лицо моё целуя,

Стараясь тихо снять слезу с моей щеки.
Друзья, любимые, прощайте, старики!
Я буду первый там, и место вам займу я.


 А ведь некоторые из поэтов до старости и не дожили.  Боялись они ее? Боялись ступить на это минное поле? Даже приблизиться?

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Данте увидел «лес грозящий», пройдя земную жизнь до половины. А как он определил, что это есть половина его земной жизни?  Предостережений: «Осторожно старость» там нет.
 
 Как заметил один остроумец: если стали совершеннолетними дети, то стали совершенно зимними мы. Многие, у кого дети перешагнули совершеннолетие, услышав такое, изобразят грустную улыбку, а в душе с негодованием отвергнут этот каламбур. Какая старость? Чепуха! Не успели пару шагов по жизни ступить, а уже совершенно зимние?  Нет уж.
 А значит, нужно четко определиться с границами старости.  И пусть нам объяснят почему так мало отмеряно на не старость?  Вот в Ветхом Завете написано, что всех дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет. Сын Адама Сиф прожил 912 лет. Внук Енос – 905, правнук Каинан -910, праправнук Малалеил- 895, прапраправнук Иаред -962, следующий потомок Енох -365, Мафусаил -969. Ламех -777, Ной -950. Возможно, врет Ветхий Завет? Об этом спорят ученые. Приводят разные объяснения. Одни ученые предполагают, что считали тогда иначе, другие –  что ошибка закралась при переводе.  Но почему-то упускают, что Ветхий завет – не документ. ломают копья на тему, сколько жили патриархи, принимая как факт, что Адама бог сотворил из глины, а Еву – из Адамова ребра. 

А почему некоторые животные живут гораздо больше, чем венец творения? За какие заслуги? Или человек не венец творения?

Поговорим о странностях границ. Неточность государственных границ очень часто становится причиной войн.  А уж нечеткость границ старости, ясное дело становится причиной многих драм.
 Государству тоже интересен возраст граждан.  Государство все берет на заметку. А как иначе?  Время идти в школу, время приема в пионеры. Время приема в комсомол.  Время получения аттестата зрелости.  Возраст голосования. Призывной возраст.  Время, когда истекает срок государственных выплат по потере кормильца для ребенка. Время, когда не нужно искать беспутного отца ребенка с исполнительным листом.  Возраст освобождения от призыва. Возраст выхода на пенсию.

 Вот, например, цитата из Википедии. Возраст сексуального согласия. В законодательствах большинства государств мира брачный возраст выше возраста сексуального согласия. В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст устанавливается в 18 лет (а возраст сексуального согласия — в 16 лет).

В древнем Риме отрочество считалось до 17 лет, до получения тоги взрослого, молодость – до 46 лет, после 46 лет начинался преклонный возраст в 60 лет по представлениям римлян наступала старость.

Классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) установлено: 18 - 44 лет - молодой возраст, 45 - 59 лет - средний возраст; 60 - 74 года - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст; старше 90 лет – долгожители.

 Спросил знакомого врача, а зачем нужна такая классификация. А потому, отвечает, что государство тратит деньги на здравоохранение. И чем старше человек, тем больше у него болезней, тем больше ему требуется лекарств и обследований. А там, где медицинское обслуживание бесплатное –траты ложатся на государство. Вот государство и должно знать, сколько у него молодых, а сколько стариков. Поэтому и разбили на группы и прочертили возрастные границы.



 

Вернемся к пугающей людей невидимой границе старости. Судя по стихам многих поэтов, они еще смолоду боялись этой границы. Боялись даже больше, чем самой старости. Оно и понятно. Если старость – это состояние, то попытка удержаться за молодость – это состязание типа перетягивания канатов, заведомо проигрышное, когда соперник находится у тебя за спиной.
 
Начал я готовить доклад на эту тему. Я планировал нашпиговать его цитатами о старости из разных поэтов, и тем покосить за умного. И выступить с докладом перед группой.  А тут случился ковид, карантин. Вирус как фильтр, принялся очищать человечество от стариков, как семечки от шелухи.  Не до рассуждений о старости.  Другие страхи.  И с докладом   все заглохло.

Я не переживал.  Цитаты подождут.  Они, старея, только прибавляют в весомости.   А вот сам человек, старея, набирает ли в весомости?  Нужен ли старик обществу?  Если присмотреться – от него только морока.  Другой вопрос – готово ли общество терпеть эту мороку? Смотря какое общество. Общества разные.  Можно выкопать из книг сто цитат, что старость нужно уважать и все такое. Но в жизни все печальнее.  Превращаешься в потертый выцветший пыльный вещмешок с отжившими свой век вещами.

 Одновременно и друзья стареют потихоньку. И стареют по-разному.  Кто-то становится солидным сейфом, кто-то простым сундуком, а кто-то трухлявой сумкой, из которой все просыпалось, кроме болезней.  И путь мой доклад лег в дальний ящик, я решил, что о том, кто как стареет стоит поразмышлять.  Просто для себя.  начнем с мысли, что раз люди на земле разные: по характеру, образованию, живущие в разных государствах, то старость у людей бывает разной. У кого-то старость пристойная. У другого – хождение по мукам.   

  Разделим стариков по степени богатства на три категории:
 - богатый старик,
 - старик среднего достатка,
 - бедный старик.

И сопоставим как соотносятся старость и богатство.
1.  Богатому, человеку-сейфу   жить, стареть, дружить, делать красивые жесты, даже капризничать легче, чем бедняку.   Да, с богачом далеко не всегда легко дружить. Многие на пути к богатству лишились сентиментальности.   Нет сострадания, зато есть состояние.  А состояние как варенье для мух.   Вокруг богатых публика. Не врет поговорка, что лучшие друзья девушек -  бриллианты. Возможно, богатый старик все это осознает. Понимает, что его нынешнее окружение -  это, скорее, обслуживающий персонал. Друзья молодости уходят на второй план?  Ну и ладно. Нечего углубляться в самокопание. Старость богатого - комфортное увядание.  Конечно, он может еще кипеть, клокотать, и переживать о приумножении или удержании своего богатства. Но главное - он за свои деньги, а если повезет, и льготы, вполне способен обеспечить себе комфорт.  Чтобы оплатить и уход за ним, и достойный уход его из жизни, денег хватает.  Есть на что и похоронить с помпой.  И пришедшие проститься прикатят на крутых тачках. И будет их достаточно. И на поминках речи, если без слезы, то печальные. И минутой молчания почтут. И место под могилу купят хорошее. И памятник поставят.  Деньги есть, (Аномалии типа подлые дети или коварные мошенники неожиданно обчистили, оставили на старости без гроша, рассматривать не буду.)
Ну и то, что наследникам останется – этого хватит на отдельный детективный роман.   

2.  Старость человека среднего достатка иная. Пока старик на ходу, и только небольшие перебои со здоровьем, он не доставляет особых проблем. Накоплений, чтобы содержать себя и свое имущество ему пока хватает.  Но чем дальше, чем больше у него возникает проблем со здоровьем, тем больше ждет он помощи от общества. И тем больше разочаровывается в ожиданиях.  Общество занято другими проблемами. Есть тебе от общества бесплатный проезд в общественном транспорте, патронажная сестра, льготные лекарства. Чего еще тебе надобно, старче?   Старик начинает философствовать. Вот этот может углубиться в самокопание. Но оно и опасно. Может копнуть не там, где надо. Мысли философствующего старика абсолютно не нужны обществу.  И старик еще больше разочаровывается. Кто-то отваживается приковылять в клуб по интересам.  Но как писал поэт, «в наши лета любить задаром смысла нету». Не сильно общество будет в такие лета любить задаром. А нет денег - нет любви.   

Для не согласных поясню на примерах (а их можно привести много). У старика в доме потекла крыша. Сам он уже не верхолаз. Денег на ремонт нужно много. Обращаться за помощью к государству? С большим эффектом можно обратиться в Лигу сексуальных реформ. Короче, кому, кроме его родни, до него дело? Другой самый простой пример: старик живет на пятом этаже в доме без лифта.  Переехать в другую квартиру? Кто будет искать? Заботы теперь ложатся на его детей.

На девятом этаже стандартной девятиэтажки, в которой я жил, жила пожилая женщина.  в какой-то момент заболела и стала ходить на костылях. А люди в доме сами по себе, а лифт сам по себе. еще хуже, чем та женщина.   Через раз ломается.  И вот я не единожды наблюдал, как спустится эта женщина посидеть на лавочке, а лифт возьми да поломайся. И теперь, как она докостыляет до девятого этажа, это ее проблема.

 Одно время в городе не было воды, прохудился водовод на город. не ремонтировали много лет. Жили по принципу – все на защиту Родины.  Что делать?  Городские службы нашли решение!  Стала подъезжать во двор водовозка, сигналила, и люди носили ведрами воду в квартиры. Это, если молодой и здоровый, и лифт работает.

Так что, старика среднего достатка государство скорее, терпит, чем лелеет. На комфорт, как у богатого старика, денег нет. Льгот нет.  И тогда проблемы ложатся на детей.  Поначалу, не столько со здоровьем старика, сколько с поддержанием в исправности его имущества, недвижимости.  Она слава богу есть. Но мороки с ней – не приведи господь.    На ремонт этой недвижимости старик наскребает из своих последних.  У детей клянчить стыдно. У них своих проблем по горло. Они понимают, что   раз они наследники недвижимости, никуда не денешься. И взваливают заботы на свои плечи.  Тихо клянут приходящую в негодность недвижимость, но занимаются ею.

 А заболевая уже серьезно, старик отягощает уже самим своим   существованием. Дети вздыхают, но помогают. Помогают, но вздыхают.  Они еще не задумываются, что они - наследники не только недвижимости, но и наследственных, то есть подстерегающих их, болезней.    А старик уходит в себя, меньше общается, понемногу теряет друзей. 

И вот финал.  Дети организуют похороны. Похороны делают на приемлемом уровне. Друзья приходят. На поминках речи произносят.

Ну и наследство. Не бог весть какое, невеликие списки, но все-таки. Бывают и тут истории, достойные детективов.

3. И наконец, бедный старик. Как дошел до такой бедности? Всякое случается. У кого как.  Работал ни шатко, ни валко и получал мало.  Или жены выгоняли. Имущество делил.  От алиментов скрывался. Денег не накопил. И все его богатство - годы и болезни. Чем больше проблем и болезней у бедного старика, тем больше бывшие друзья, начинают его избегать. Они ведь, частенько, одного круга. Сами не Ротшильды.  И пример этого бедняги, дышащего на ладан - это для его друзей устрашающий пример.  Собраться за одним столом на праздник с таким уже не больно хочется.  После инсульта он плохо жует, плохо с речью, глуховат. О чем с ним говорить? От него плохо пахнет.  В кафешку с ним не зайдешь.  И денег у него на общий стол нет.  И друзья соглашаются друг с другом, что этот старик за последнее время сдал, изменился не в лучшую сторону. И с ним уже сложно общаться. 

 Имущества у бедного старика мало. Если есть собственное жилье – уже хорошо.  Все у старика старое. Квартира сто лет без ремонта и полна проблем. То унитаз забьется, то кран потечет, то допотопный телевизор накроется, то холодильник поломается.  И приходится детям искать мастеров и раскошеливаться. Почти каждый шаг бедного старика связан с проблемой для тех, кто вокруг него.
 Похороны обычно просты. Родня, да небольшая горстка друзей. Крематорий и урна с прахом.

 Все это осталось бы рассуждениями в пользу бедных, если бы мы не подбили сальдо, не сделали вывода: в пользу бедных или богатых рассуждает государство. Какой из стариков   для государства обременителен, а какой нет.

 Нетрудно увидеть, что для государства больше всего возни со средне-богатыми стариками.   Богатые – они подчас и есть государство. Они и правила такие написали, что государство таким старикам по гроб жизни, их жизни, обязано.  Да у таких стариков и денег хватает себя на старости обеспечить. 

На совсем бедных стариков можно элементарно положить с прибором. Прибором в виде урны для праха. О них и говорить нечего.

 А вот с теми, которые выходцы из среднего класса и на что-то такое в старости рассчитывают, еще могут осмелиться какие-то претензии выставлять, с такими приходиться иногда повозиться. Приходится государству тратить деньги, изображая заботу. Поэтому, чем таких, с претензиями, меньше, тем меньше проблем. Нет человека с претензиями – нет проблемы. 


Проще всего, когда имущественные группы в старости четко разделены всего на две категории:
 -  масса бедных, от которых   государство может отмахнуться, и напомнить, что не государство им должно, а они, погрязшие в неоплаченных займах, должны государству;
-   богатые, которые и еще и государству могут дать взаймы.

Вот когда наблюдается тенденция к такому делению, это значит, что государство приближается к идеальному обществу.   


Рецензии