Лекарство от вируса

Конечно вы подумаете, что опять пойдет речь о том, как побороть новомодный вирус (не хочу даже упоминать его название).А вот и нет. (Хотя конечно, переболев 2 раза, и не принимая лекарства, я могла бы сказать, что очень помогает отвар полыни и жирная рыба.) Но мне бы хотелось сейчас рассказать о том, что перед тем как заболеть второй раз, я не заражалась месяца два от больных родственников за которыми ухаживала, а заболела лишь после того, как побывав на Афонском Подворье в Москве, купила двухтомник "Преподобный Порфирий – пророк нашего поколения" ( в нужное время - то самое "лекарство"). Хочу рассказать об этой книге, которая и стала для меня "лекарством" от вируса. Читая её я погрузилась в удивительный мир, в котором жил старец наделенный удивительными дарами, по молитвам которого исцелялись больные люди. Который за свою сильную веру и любовь к Богу и ближним удостоился благодатных даров и щедро делился ими со всеми страждущими.
Читая эту книгу, я благодарила Бога, что благодаря болезни переместилась из суетного мира в удивительный мир, в котором царствует любовь, в котором рождается желание покаянием очиститься от грехов и малодушия, в котором, благодаря примеру мужественного несения креста болезни самого старца, современная болезнь воспринимается, как благо, данное для очищения и покаяния.
Как это важно вырваться из круга повседневных забот и суетных увлечений, освободиться от сетей интернета и больше внимания уделять своей душе. Здесь я помещу небольшие отрывки из предисловия и свидетельств современников ныне прославленного старца. Саму книгу можно найти на сайте Азбука. ру.

Отрывки из  предисловия к книге «Преподобный Порфирий – пророк нашего поколения»
 
Преподобный и богоносный отец наш и чудотворец Порфирий Кавсокаливит, основатель Обители Преображения Спасителя в Ми;леси, был великой утренней звездой и пророком нашего поколения, через него ещё один раз было явлено миру присутствие Святого Духа и в современную нашу эпоху.  Обилие добродетелей, святая жизнь и великие дарования (прозорливость, пророческий дар, дар исцелений и т. п.), всё это сделало его духовным маяком, который указывает путь не только настоящим, но и будущим поколениям. Великие дарования, которые обильно сопровождали его земную жизнь на протяжении более семидесяти лет, подтверждают, что он воистину был храмом Духа Святого.  Многие свидетельства о его пророческом даре говорят нам о том, какое Общение имел Преподобный с Богом. Он стал другом Христу. Он знал Христа непосредственно и поэтому мог являть Его волю о будущих событиях, которые нам неизвестны, непонятны и непостижимы. Без сомнения Святой прошёл очень быстро стадию очищения и достиг просвещения, достиг обожения (боговидения) и совершенства.  Он в высшей степени переживал Божественную Благодать и Духом Святым вдохновляемый «путешествовал» в будущее и со всей ответственностью предсказывал грядущие события, чтобы созидать во Христе человеческие души. Уже с первых лет его духовного служения люди называли его батюшка-пророк…
Святой Порфирий беседуя всегда исполнен был божественной любовью, говорил почти всегда только о Христе… Знающий Бога, богодухновенный Преподобный Порфирий обладал сверхъестественными дарованиями. Он перемещался во времени и в пространстве вопреки всем законам природы. Он двигался вне пространственных и временных ограничений преодолевая все физические преграды…
Он мог видеть историю какого-либо места, обители или вещи. Наблюдал сцены, которые произошли много веков назад. Прошлое какого-либо человека с его детских лет и будущее до самой смерти. Не существовало для Преподобного преград. Всё ему было известно потому, что его извещал об этом Всепремудрый, Всесильный и Всеведущий Бог.
Преподобный не только видел и измерял глубины земли, но и человеческую душу. Находил подземные источники, древние гробницы и погребённое под землёй. В тоже время он видел самые скрытные помыслы, тайные и неисповеданные страсти, тревоги, смятения и столько всего ещё у каждой несчастной и измученной души…
 Он видел и обследовал внутренность человеческого тела с большей точностью, чем самые современные медицинские приборы. Его молитва имела огромную силу. Он исцелял прикосновением, осенял крестом на расстоянии и исцелял, молился и его молитва исполнялась. Как пастырь добрый преображал человеческие души и приводил к покаянию, чтобы направить их ко Христу. Немногими словами зажигал божественное пламя в сердцах людей. Он не обличал, но увещевал та;инственно, вдохновлял, возжигал божественную любовь…
 Святой ходил только в первый класс начальной школы, но и там не выучил ничего, т. к. учитель его был болен. Самостоятельно, когда пас овец, по слогам научился читать. Ничего более…
 Святой не пренебрегал обучением. Напротив, он проявлял интерес ко всем наукам. Но мудрость его была даром Всеведущего Бога. Кто преисполнен Святым Духом, тот черпает знания от Бога. Некто спросил его однажды: «Вы видите всё,Старче?» и он ответил: «И если что-то не вижу, то осеняю себя крестным знамением и говорю: „Просвети меня, Христе; мой, увидеть и это“ и вижу». Также он говорил: «То, что я вам говорю – от Святого Духа. Когда не чувствую Благодать, то ничего не говорю»…
 По общему мнению он был приятнейшим и любезнейшим человеком. Ко всем относился с почтением и с любовью, к праведникам и грешникам, с самой настоящей, истинной, жертвенной любовью. Он был творческой душой. Он обладал святой чувствительностью, святым смирением и совершенной любовью… Святой, благодаря своей великой чистоте, привлёк Божественную Благодать… Несмотря на то, что он терпел ужасные боли, он не переставал принимать и утешать народ. В то время как его святое тело испытывало боли, его душа болела за измученные грехом души людей. Он болел телом, но любил. Он любил, но болел душой. Святой говорил: «Кто хочет стать христианином должен прежде стать поэтом. Только так! Необходимо страдать. Любить и страдать. Страдать за того, кого любишь. Любовь совершает подвиг ради возлюбленного».

Высказывания старца
Ты пройдешь через многие тяготы, будешь испытан очень сильно, но знай, Бог поможет тебе всё преодолеть.
…Больше всего на свете нужно быть бдительными в вопросах веры. Соблюдайте правильной веру и неповреждённой, ибо грядут тяжёлые времена. Будьте внимательны во всём, что касается веры...

Отрывки из свидетельств современников старца Порфирия:
(Из книги « Преподобный Порфирий – пророк нашего поколения»)
Осуждение
Свидетельство иеромонаха Продрома, старца Священной Келлии Благовещения Пресвятой Богородицы, Обители Симонопетра Святой Горы Афон):
«Старца Порфирия я узнал в 1980 году. Я познакомился с ним, когда он жил в передвижной бытовке, установленной на цементных плитах в Милеси, на том примерно месте, где сейчас находится его монастырь. Я посещал его достаточно много раз.. Иногда я оказывался свидетелем его духовных дарований: прозорливости и предвидения, которыми он обладал.
Вот, что я помню от своего первого посещения. Старец находился в бытовке, когда я пришёл его посетить. Вокруг толпилось очень много народа…Там были женщины и мужчины. Некоторые курили, а женщины были непристойно одеты. Я тогда подумал, глядя на всё это безобразие: «Что тут забыл весь этот сброд? Что им надо от святого человека?».
Тогда, в один момент выходит сестра Старца, Порфири;я, и, хотя я и занял последнее место в очереди, говорит мне: «Отец Херувим…! Идите, Вас зовёт Старец». Захожу внутрь и сажусь... Старец… сказал мне: «Ты что же думаешь, эти люди, которые собрались здесь, они ведь все нуждаются! Кто уделит им внимание? Ты соблазнился, потому что они внешне так неприглядны? Вот им то и нужна помощь… И среди них есть много прекрасных душ!!!». Последние слова он сказал с большим выражением, так что от меня сразу отошёл весь соблазн. Почему? Потому что он, через свою сестру, позвал меня по имени. Она обратилась ко мне «отец Херувим», а не просто «отец». Позвала меня по имени потому, очевидно, что Старец ей его назвал, т. к. я был там единственный человек в рясе. А также ему были известны все мои мысли.

 Дары Святого Духа за послушание

Когда я посещал его, он всякий раз мне что-нибудь рассказывал о Кавсокаливии, о том месте, которое так любил.
Он хотел сконцентрировать моё внимание на вопросе послушания. Мне запал в душу случай из того времени, когда он был послушником: старцы послали его принести из Обители Великой Лавры два мешка каштановых плодов «на своём горбу». Он рассказывал мне: «Я нёс два мешка каштанов на своих плечах, прошёл самое непроходимое место скалистого спуска, но мне казалось, что я несу не плоды, а листья каштана».
Также он рассказал мне историю, когда он сам в первый раз понял, что Бог дал ему какой-то дар, имея в виду, конечно, дар прозрения. Он рассказал мне, что далеко не всегда может владеть этим дарованием. Вот его слова:
«Время прошло, а я не знал, следует мне совершать Вечерню или нет. Я вышел на воздух и присел на одной из террас, когда и «увидел» своих старцев (в то время как они были далеко и невозможно было их видеть), как они сидят на камнях и читают последование Вечерни. Когда они вернулись в каливу, один из старцев говорит мне:
– Никита, читал последование? Чем занимался?
– Но ведь вы тоже читали Вечерню. Присели там, на скалах и прочитали. Я вас «увидел» и потому пошёл и тоже прочитал.
Тогда мой старец, в некотором роде, сдержал свои чувства, т. к. понял, что я обладаю неким даром.

Епитимья за своё непослушание
Мои старцы уходили на работы на наши земельные участки и оставляли меня одного в келии. У нас были книги – огромные тома на одной из полок, высоко, где они покрывались пылью. Это было Добротолюбие и мне было заповедано, чтобы я не смел открывать ни один из них. И вот я беру его, чтобы почитать. О! Что это была за книга! Рукопись. Закрываю и кладу её на место.  Пришло время Вечерни и мне говорят: „Читай, Никита, Девятый час. Иду и вижу, что в книге все страницы пустые! Я не мог ничего прочитать, мне показались все страницы чистыми листами! Не мог разглядеть буквы. На следующий день я отважился и исповедал свой поступок старейшему из старцев, – только после этого я снова смог читать как все нормальные люди. Таким образом, мне пришлось исполнить епитимью за своё непослушание»…
 Он сказывал: «Лучшие годы моей монашеской жизни прошли там, в Кавсокаливии!». Постоянно являл своё стремление умереть там. Он говорил: «Как было бы хорошо, если бы Бог сподобил меня оставить там свои кости...». И, конечно же, Бог исполнил его.

Свидетельство Александра К., гор. Афины:
 Исчезла раковая опухоль
В октябре 1990 года один врач из Пирея взял у меня биопсию на анализ… Потом, после обследования в больнице Сизмано;глио (близ Афин), проф. Евфимиадис диагностировал рак толстой кишки со скоротечным развитием. Хотя я и не чувствовал боли, но рак внутри быстро развивался и меня сразу отправили в хирургию и прооперировали. Спустя месяц я начал курс химиотерапии сроком на шесть месяцев… После шести сеансов химиотерапии и мучительных страданий положение мое было безнадежным. Я был полностью истощен, как физически, так и душевно, никакой надежды на выздоровление не оставалось. Однажды утром в лавку зашел г-н Петр, и когда увидел моё жалкое состояние и выслушал мой рассказ, то выразил желание помочь. «Почему же Вы не обратились к Старцу?!
… У нас появилась какая-то надежда и мы быстро поспешили в монастырь…
Нас встретила монахиня Порфирия и сказала, что Старец нас ждёт у себя наверху.
Старец лежал на кровати, неподвижно глядя перед собой. Как только я это увидел, так и начал причитать про себя: «Он же сам совсем плох. И зачем мы только притащились? Только беспокоить человека, чем он может помочь, когда сам даже говорить не может!».
…Сестра Порфирия нагнулась к кровати…Старец что-то прошептал на ухо монахине и та сообщила: «Старец сказал, чтобы вы не беспокоились. Вы совершенно выздоровеете… А ваша старшая дочь будет лучшей из детей!». – Я не верил своим ушам…Тогда я увидел как Старец приподнялся и сел на кровати. Он посмотрел прямо на меня широко раскрытыми глазами и улыбнулся. Что-то шепнул, чего я не расслышал и снова улёгся на кровать. По всему моему телу прошла странная дрожь, оттого, что все ведь говорили, что он слепой, но и по другой причине, которую я тогда не мог понять.
Моя жена стояла у двери и молилась про себя обо мне. В тот момент, когда Старец приподнялся, она почувствовала внутри великое облегчение. Мы поцеловали десницу Старца и вышли. Я был слаб от химиотерапии, а теперь ещё и растерян от всего случившегося.
Мне оставалось ещё два сеанса химии, но магнитный анализ показал отсутствие раковых клеток. Всё было чисто! Показатель антител был лучше, чем у кого-либо, т. е. нулевой, как у младенца. Я понял, что в тот самый момент, когда в келье Старца меня охватила дрожь, я был исцелён от рака.
Один давний знакомый моей жены, врач-онколог в больнице Метакса;, когда увидел новые результаты моих анализов, был поражен:
– Это невозможно! Что вы ему делали? Что вы ему давали? Что он ел и пил? Нашли лекарство от рака? Я высылал результаты его прошлых анализов в Америку и врачи там тоже согласились, что нужно продолжать химиотерапию. Но сейчас я вижу, что рака как будто и не было!
… Это чудо нас потрясло и мы начали новую жизнь. Мы хотели теперь стать настоящими христианами, познать Христа.

Свидетельство о. Аристио, гор. Афины:
…Одна из руководителей больницы рассказала, что хочет на своём участке пробурить скважину. Но Старец возражал, говоря что там внизу воды нет. Посоветовал делать бур на холме, где, действительно, оказалось много воды. Все тогда убедились, что Старец, по Благодати Божией, не ошибался…
Во всём он был крайне смирен и прост. Между тем, в нём происходило многое и великое, что он тщательно скрывал. Хотел помогать всем болящим и оставаться при этом незаметным. Хотел жить в безвестности, но и помогать нуждающимся, и не огорчать никогда кого бы то ни было. От большой радости и восторга я говорил людям: «помяните мое слово, когда-нибудь его причислят к лику святых». Конечно же я не подозревал, что это случится так скоро, всего через 22 года после его преставления.Многие люди, которым он помог, приходят поклониться в этот храм, где Старец прослужил 33 года с таким самоотвержением. Он служил больным с великой любовью, столько же лет, сколько Христос пребывал на земле.

Свидетельство Георгия Ангелина:
 Добрый батюшка Я был студентом в Афинах и по совместительству изучал византийское пение. Один мой друг познакомил меня со старцем Порфирием и с тех пор я стал посещать его в Каллисье. Мы с сокурсниками стали ходить туда по воскресеньям и по большим праздникам петь на клиросе.  Для всех нас старец Порфирий был нашим добрым батюшкой, который непринуждённо возделывал глубины наших сердец. Перед нами был старец полный благородства и разсуждения, источающий благоговение и любовь к Богу и к ближним… У него была способность привлекать людей так, что они сами хотели высказать все свои проблемы. Своей неподдельной любовью он располагал открыть ему сердце. Такая благодать была в нём, что она как магнит привлекала людей в тот монастырёк святителя Николая в Каллисье. В холод или снег мы бывало с трудом продвигались в гору, через лес, но когда достигали Обители, всегда чувствовали себя прекрасно.  Поначалу как я, так и мои друзья, не слишком вдумывались в то, что говорил Старец. Если он говорил что-то такое, что потом сбывалось, то я не придавал этому большого значения, думая что всё совпало естественным образом. Когда же он говорил нечто, что никак не мог знать достоверно, то я принимал и это, просто как поток речи.  Но постепенно все эти «совпадения» умножались и до меня начало доходить, что это были не отвлечённые или случайные речи, а слова непосредственно обращённые ко мне.  Святой «следил» за нами по-благодати, с большим разсуждением, так, чтобы мы не чувствовали никакого давления. Руководство его было незаметным. Как заботливый любящий отец он охранял нас от ошибок юности. Любовь его не была внешней, притесняющей или испытательной, но реальной и настоящей. Он любил нас во Христе…
В то время у меня было одно искушение о котором мне трудно было рассказать. Я очень мучался этим и оказался в безвыходном положении. Однажды вечером в дверь моей квартиры постучали и неожиданно появился Старец. Я никогда не говорил ему где живу и вот, он здесь. Самое интересное, что с первых слов я понял, что он обо всём знает. Среди прочего он тогда сказал: «Что тебе говорить! Ты человек образованный. Разве не знаешь что; надо делать? Не огорчай Христа, который любит тебя». После этого посещения искушение исчезло и я освободился от него…
 
Свидетельство иеромонаха Фотия, настоятеля кельи Св. Троицы, Великая Лавра, Афон):
«Старца Порфирия я впервые встретил в Каллисье района Пентэли, где он подвизался в небольшом монастыре свт. Николая. Было воскресенье и он служил с двумя иеромонахами сербами. Это были о. Амфилохий (Радович) и о. Ириней (Булович), позже оба ставшие митрополитами. Старец Порфирий стоял прямо перед св. престолом, а отцы-сербы по бокам от него, держа в руках чётки-трёхсотницы. Старец весь светился, он буквально находился внутри ослепительного света и не касался земли! Это было изумительное зрелище, которое невозможно забыть.  Второй раз я видел его в Ми;леси в передвижном вагончике, где он временно жил, пока строился мон-рь Преображения. У меня была тогда одна серьёзная проблема, которую сам я не мог разрешить. Я пришёл к нему за советом. Он крепко сжал мою руку, подержал немного ничего не говоря, а потом ответил так, что полностью меня успокоил. Я возрадовался и воодушевился. Все как он сказал, исполнилось в точности.  В третий раз я видел его в его келье в новом монастыре. Он уже был слеп, лежал на кровати подкошенный разными болезнями и старостью. Однако-же, он снова меня утешил, благословив и сказав всего пару слов. Я поцеловал его десницу и деревянный крест, который он держал… Никогда не забуду его светлый образ и его пророческие и утешительные слова»

Свидетельство Ламбрини Викри, гор. Перейти:
Однажды я пришла с родственницей, которая вела серьёзную духовную жизнь. Перед нами стояло уже 30–40 человек. Я стояла немного впереди и, когда очередь слегка продвинулась, из двери выглянул Старец. Потом он подвинул очередь, подошел к моей знакомой, что-то спросил и в конце предложил ей придти ещё раз, т. к. в этот день не мог её принять. Также и всему народу он сказал, что больше никого сегодня не может принять и попросил уходить. Люди стали расходиться, а мы присели в садике и стали ждать. Через некоторое время Старец вышел и направился прямиком в нашу сторону. Он серьёзно посмотрел на мою родственницу и снова повторил свою просьбу...В этот момент к нему подошёл некий врач и просил поговорить. Но Старец отказал, говоря: «Я не могу сейчас, не могу тебе помочь». Он сам говорил иногда, что не всегда может владеть своим даром. Думаю, что в тот день его благодатный дар не «работал» так сильно, как в другое время. Как и в другом случае, когда его посетил один знакомый и Старец сказал ему: «Сегодня уходи, придёшь в другой день, потому что сегодня не имею благодати»».

Свидетельство г-жи Д. Ф., гор. Афины:
Каждый раз, когда я приходила к Старцу, то преклонила главу, а он осенял меня небольшим деревянным крестом издалека. В этот момент происходило нечто удивительное и прекрасное. Как будто железом на мне был начертан крест и некоторое оцепенение охватывало меня на несколько часов, сообщая при этом некую силу. Какое-то время в течение дня я чувствовала внутри себя силу его благословения, она пронизывала меня до мозга костей, оживляла и придавала энергии, но в какой-то момент я теряла её… Я помню, что всегда уходила полная сил, даже когда просто брала благословение. Сама обстановка, эта намоленая келия и само чувство полученного от Старца благословения, окрыляли меня.

Свидетельство мон. Гавриила, старца Кельи Св. Христодула, мон-рь Кутлумуш, Афон:
Святой Порфирий был образцом совершенного послушания. На Афоне у него было два духовных отца – два старчика, и обоим он оказывал слепое послушание. Один из них, к примеру, говорил ему: «копай здесь» и он копал. Приходил другой и говорил: «оставь это, копай вон там» и он тут же без вопросов всё бросал и шёл куда было указано. Потом приходил первый и строго выговаривал ему: «Я тебе что сказал? Почему копаешь здесь? Иди обратно…». И он без разговоров шёл обратно. Такое совершенное послушание. Не просто без ропота, но с радостью...
 Будучи уже за восемьдесят, он работал на стройке во дворе монастыря. Один посетитель, г-н Апо;столос, спросил его:
– Как так можно, Старче, тебе уже восемьдесят лет, а ты стоишь в яме и работаешь?
– Когда мы покинем этот мир, то что-то должны оставить для других. Не будем уходить бесплодными. Один сажает ореховое дерево, которое принесёт плоды через много лет. Я не успею отведать плодов, но их отведает тот, кто будет после меня.
Таков был дух старца Порфирия. Дух трудолюбия, служения, братолюбия и любви.
Когда у Старца был некий посетитель, в это время пришли молодые девушки одетые не совсем прилично. Они поговорили со Старцем и ушли. Человек соблазнился от того что видел, но Старец пояснил ему: «Я, благословенный мой, по-другому действую. Моё старание к тому, чтобы они возлюбили Христа, а там уж они сами потихоньку всё это оставят. Я не обличаю, не ругаю, у меня другая тактика. Ведь если говорить им: «то не делай, это не делай, не красься, не одевайся так и т. п.», – этим делу не поможешь, так они никогда не исправятся».  Великое разсуждение было у Старца.

Свидетельство Николая Папаилия, гор. Афины
 Впервые я познакомился со Старцем в 1987 году и с тех пор часто общался с ним лично или по телефону, а иногда подолгу прогуливаясь вместе с ним.  Однажды я задал ему вопрос, который не имел личного характера и не происходил от сомнения. Хотелось услышать авторитетное мнение самого Старца, тем более, что на подобные даже «личные» вопросы и недоумения многочисленных духовных чад он не отказывался отвечать.  Я спросил его: «Старче, разрешите задать вам один вопрос: что вы говорите тем, которые спрашивают вас о тех благодатных дарах, которыми столь обильно наделил вас Бог? Меня об этом тоже в разных разговорах спрашивают знакомые, припоминая народную пословицу: «Никто не пророк после Христа».  Старец ответил мне: «…во всех поколениях в души преподобные вселяясь, друзьями Божиими и пророками их созидает», ссылаясь на Священное Писание, на седьмую главу книги Премудрости Соломона (27-й стих).  Старец не ушел от ответа, нисколько не смутился и без ложного смирения никак не умалил действия в себе благодати Святого Духа, указав на истинный источник!
Свидетельство Иоанна К.:
«… Старец имел великую благодать и всех любил. Он направлял каждый мой шаг, наставлял по всем вопросам в работе. У меня было полное к нему доверие.
По воскресеньям мы всей семьёй приезжали на службу в Каллисью. Я пел на клиросе, а после службы мы могли обсудить со Старцем наши вопросы. Однажды, когда я пожаловался, что на моей фабрике нам не хватает воды, Старец наклонился и начертил на земле план фабрики, близлежащую территорию, – при том, что он никогда не был в Навплионе, – и указал,где надо бурить скважину. Действительно, в этом месте нашли много воды».

Отрывок из книги "Старец Порфирий (Баирактарис)"(оставлено на основе книги «Старец Порфирий» монахом Вениамином Св. Троицкий монастырь, Джорданвилл, 2001. Редактор: Епископ Александр (Милеант))

Протопресвитер Георгий Металинос, известный греческий богослов, так вспоминает о духовничестве старца:

«...Он открывал мне случаи из моей жизни, о которых знал только я один. Также он объяснял мне как относиться к своими детям, из которых двое старших уже достигли отроческого возраста. «С твоей старшей дочерью, – говорил старец, – следует обращаться так то, а с средним сыном совсем иначе. Твой младший сын еще маленький и у него все в порядке.» Он раскрыл мне характеры моих старших детей. И я почувствовал, что я совершенно их не знаю; было такое впечатление, что не я прожил с ними всю их жизнь, а отец Порфирий.
Он говорил, что при воспитании одного из моих детей, я должен больше за него молиться. «Что бы ты ему не говорил, он тебя не послушает, так как он исполнен духа противоречия, но ты, коленопреклонно поведай о том Богу, и Господь, посредством Своей благодати, передаст ему твои наставления.»
О другом моем сыне он сказал: «Этот твой ребенок всегда слушает то, что ты ему говоришь, но легко забывает. Поэтому тебе следует также коленопреклонно просить, чтобы благодать Божия начертала твои слова в его сердце, и чтобы твои отцовские слова пали на добрую почву и смогли принести плод.» Это были поразительные методы воспитания,» – заключил свой рассказ протопресвитер Георгий.
В другом случае, некой матери пятерых детей он посоветовал оставить дом на месяц. Она так плохо относилась к своим домашним, что дети постоянно друг с другом ссорились, не решаясь прекословить матери, и вымещали раздражение друг на друге. Когда она вернулась, то нашла своих домашних умиротворенными.
Иерей Георгий Евтимиу, вспоминая наставления, которые давал ему старец в отношении воспитания его детей, писал: «Старец всегда подчеркивал, что на детей нельзя оказывать давление, они не должны расти забитыми, ибо это только портит их. Этот совет помог очень многим родителям, которые калечили души своих детей своим суровым обращением с ними. Старец говорил: «Станьте святыми, и у вас вырастут добрые дети».»
Одной матери он говорил: «Существует только один способ избежать трудностей при воспитании детей – святость.» На ее вопрос, как стать святой, старец ответил: «Это очень просто; когда придет Божественная благодать.» «А когда она придет?» – спросила женщина. Старец ответил: «Со смирением и молитвой. Но наша молитва должна быть сильной, живой. Мы всегда получаем ответ когда молимся с верой».

Из духовного наследия старца Порфирия (1906-1991)

Важно войти в Церковь, соединиться со своими ближними, с радостями и печалями всех людей. Будем воспринимать их как своих родных, молиться о всех, болеть о спасении их и забывать самих себя. Сделаем для них все, как и Христос для нас. В Церкви мы становимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным.

Никто не должен желать спасения лишь себе, без спасения других людей. Это ошибка – молиться о себе, чтобы спастись самому. Мы должны любить других и молиться, чтобы не погиб никто, чтобы все вошли в Церковь. Когда мы отделяем себя, мы – не христиане.
Для людей Божиих расстояний не существует, пускай это будет даже тысячи километров. Как бы далеко ни находились наши ближние, мы должны поддерживать их. Когда нас соединяет Христос, расстояний нет.

***
...Все мы – Церковь. Когда Церковь осуждают за ошибки ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою, бодрствуем, делаем все, как и Он, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Петр. 2,23).
***
Когда кто-то нанесет нам какую-либо обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Виною тому эгоизм. Отсюда начинается осуждение. Будем всех видеть святыми.

***
Один из видов нашего выказывания себя заключается в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и настаиваем на том.
***
Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет своей личности. Он знает, что грешный, и скорбит из-за этого, но не отчаивается, не изнуряет себя. Тот, кто имеет святое смирение, не прекословит, то есть не противодействует. Он соглашается с тем, чтобы его проверили другие люди, делали ему замечания, но не раздражается и не оправдывается, не теряет уравновешенности. С эгоистом происходит обратное. Он чувствует себя ущербным. Сначала он похож на смиренного. Но если его кто-нибудь чуть-чуть заденет, он тут же теряет мир, нервничает и возмущается.
***
Великое искусство – достичь освящение вашей души.
Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием.
***
Когда у человека есть какая-либо страсть, постараемся изливать на него лучи любви и милосердия, чтобы он вылечился и освободился. Это бывает только по благодати Божией. Подумайте, что он страдает больше вас.
Христианин благороден. Давайте будем предпочитать терпеть обиды, чем обижать. Когда в нас придет добро, любовь, тогда мы забываем о причиненном нам зле. Здесь сокрыта тайна.
В духе Божием все иначе. В нем человек оправдывает все поступки других людей. Все! Христос посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5,45). Если ты жалуешься на других, то виновником я считаю тебя, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Во всем, что бы ни случилось, укоряйте самих себя. Молитесь со смирением, не оправдывайтесь. Видите, например, соперничество и вражду с другой стороны? Помолитесь с любовью, чтобы ответить любовью на соперничество и вражду. Слышите клевету на себя? Молитесь. Смотрите, потому что и молва роптаний не крыется (Прем. 1,10). Малейший ропот на ближнего влияет на душу, и вы не можете молиться. Дух Святой, находя душу такой, не дерзает приблизиться.
***
Знай вот еще что. Страдающие души, скорбящие, которые мучаются от страстей, удостаиваются великой любви и благодати Божией. Такие люди становятся святыми, а мы часто их осуждаем. Вспомните апостола Павла, что он говорит: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Когда будете помнить это, тогда будете ощущать, что они достойнее и вас, и меня. Мы видим их немощными, но когда они откроются Богу, то станут все полны любви и Божественной ревности. Хотя они привыкли к другому, но потом они всю силу души отдают Христу и от любви Христовой становятся огнем. Так происходит чудо Божие в таких душах, которые мы называем пропащими.
***
Ключ к духовной жизни – молитва. Молитве никто не может научить, ни книги, ни старец, никто. Единственным учителем является Божественная благодать. Если я расскажу вам, что мед сладок, что он текуч, он такой-то и такой-то, то вы не поймете, пока не вкусите его. То же самое и в молитве.
***
Грех запутывает душу человека. Путаницу эту не изгнать ничем. Только свет Христов ее распутывает.
Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. При этом пробуждении, происходит таинство покаяния. И в этом – произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог.
***
В глазах Божиих женатый человек ничем не отличается от неженатого, лишь бы оба жили по заповедям Божиим, жили бы жизнью по Богу. Девство, нестяжательство, нищета – это добродетели монаха, они находятся в сердце человека. Можно быть по телу девственником, а в душе подобным распутнице, растленной злом и страстями. Можно владеть многоэтажными домами, а в душе быть свободным от вещей и жить как нестяжатель. А можно быть бедным, а в душе быть стяжателем. Не количество земных благ делает человека стяжателем или нестяжателем, а сердечная привязанность.
***
Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верю, без стрессов, но и с хорошим примером.(Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец: Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. 2008. Перевод с новогреческого диакона Василия Петрова.)
***
Родителям недостаточно быть просто благочестивыми. Нужно еще не принуждать детей, пытаясь через давление сделать их хорошими. Можно отогнать своих детей от Христа, если эгоистично следовать религиозным принципам. Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить в церковь. Можно говорить так: «Кто хочет, может пойти со мной сейчас или прийти позже». Дайте Богу возможность говорить с их душами.
***
Превыше всего любовь. Без любви молитва не приносит пользы, совет уязвляет, а указание приносит вред и разрушает другого человека, который чувствует, любим мы его или нет, и реагирует соответствующим образом. Любовь, любовь, любовь! Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение к нам. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви. Наше стремление будет направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души...

Молитва преподобному Порфирию Кавсокаливиту (День памяти: 19 ноября / 2 декабря)

О, добрый и милостивый пастырю, отче преподобне Порфирие! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое и чудное заступление. Испроси предстательством твоим у Всемилостивого Бога нашего и Матери Его Пречистыя вся яже на пользу душам и телесем нашим, согрешений наших прощение и исправление, любовь нелицемерную, ревность о спасение нашем, да благодатию Божиею соблюдаеми и спасаеми, славу, благодарение и поклонение возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Рецензии