Послание мира 2. 1
Режиссёр - Людмила Петрович.
В ролях:
Евгения Разумная, Анастасия Чигасова, Алина Сураева, Полина Журавлёва, Сергей Денисов, Иван Басалаев, Иван Фёдоров, Георгий Бугрышев, Ярослава Дорохина.
В спектакле принимают участие артисты казачьего ансамбля «Атаман»:
Дарья Куц, Вера Красноперец, Юлия Белоусова, Дарья Рогожина, Станислав Гузеев, Константин Зеленский, Владимир Новиков, Андрей Тимофеев, Иван Кузнецов.
Театральная компания Ковчег на малой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева.
Санкт-Петербург июнь 2022.
В спектакле «До свидания, мальчики!» Людмила Петрович фокусирует наше внимание на теме войны в жизни человека, в её попытке сценического исследования этой сложного многовекового объекта научного познания, концепция его рассмотрения основывается на двух главных концептуальных элементах: человеке и войне. Оба этих элемента условно обозначены во времени датами начала и окончания Великой Отечественной войны, при этом другие события в нём обозначены контурно, вне их хронологического порядка и фиксированных географических и временных границ. В этой плоскости объектом нашего познания являются человеческие жизни, их изучение осуществляется в галерее персонажей, в ней все они обыкновенные люди Советской России, познавшие на своём опыте реалии Великой Отечественной Войны. В начальной точке нашего познания география жизненного пространства персонажей обозначена летним днём некого маленького, провинциального городка, где-то затерянного на необъятных российских просторах, развитие сюжетной линии спектакля нивелирует границы этого пространства и в фокусе нашего внимания возникают новые персонажи и галерея образов людей войны расширяется.
В рамках этой концепции персонажи спектакля - это люди войны, их образы здесь безымянные, но не обезличенные, так как их реалистичное воплощение делает их узнаваемыми. Их портреты нарисованы в натуралистической манере, каждого из них есть реальный человек, герой того времени. В спектакле эти люди легко узнаваемы, в их чертах каждый может увидеть кого-то из родных и близких, хорошо знакомые лица, которые глядят на нас с потемневших от времени фотографий домашних архивов. Герои спектакля «До свидание, мальчики!» в своей парадигме жизни довоенной жизни были людьми, чьи жизненные и профессиональные пространства были далеки от полей сражений. О военных реалиях человеческой жизни они слышали от старшего поколения и это определяет их концепцию восприятия войны. В их историях вторжение фактора войны в их жизненное пространство привело к его разрушению, возникновению на его руинах иной, ранее неведомой для них реальности человеческой жизни.
Другой особенностью фактора войны заключается в незримой линии раздела их жизненного пространства, которая определяет границы двух диаметрально противоположных отрезка человеческой жизни. По одну сторону этой лини мы видим мирную довоенную жизнь персонажей в ней каждый из них шёл своей дорогой к поставленными ими жизненным целям, стремился простому человеческому счастью, был нацелен на воплощение замыслов и надежд. Отрезок человеческой жизни, находящийся по другую линию раздела, рисует нам картины существования людей, познавших мрачные реалии войны. В этой новой, ужасающей их реальности они понимают, что война создала для них точку невозврата, ситуацию, в которой они не могут повернуть время вспять и вернутся к своей довоенной жизни. На этом отрезке их жизненного пути, они подсознательно осознают невозможность возврата прежних реалий их жизни, так как война сожгла все мосты и дороги, ведущие туда.
Война как мощный фактор влияния на все аспекты человеческой жизни меняет их мировоззрение и в них возникает иное видение собственной жизни, окружающего их мира, вырабатывается другая парадигма жизни. В сознании персонажей все эти понятия объединяются в концепцию экзистенциального существования человека войны. В рамках этой философской концепции персонажи этой истории не являются акторами войны или её бенефициарами. В этой истории они в зоне прямого влияние этого фактора, который повелевает их жизнями и здесь наше рассмотрение образов персонажей через эту философскую призму позволяет нам увидеть в их психоэмоциональном состоянии чувство страха и беспокойства, которые выражаются в их переживаниях за своих родных и близких, с которыми их разлучила война. Одновременно все они осознают, что вектор их жизненные пути безальтернативно направлен через пространство войны и им идти по её тропам до самого её конца и только после этого они смогут вернуться к тому что определяло их жизнь до войны. Это понимание реалий определяет их восприятие разлуки с родными и близкими, их тяготы сурового труда в тылу и опасность погибнуть на полях сражений. В этой точке их жизненного пространства они устремляют свой взор в мрачные глубины огня и дыма военных пожарищ, в надежде увидеть в них людей их жизни, получить от них весточку, в своих словах и мыслях они обращаются к богу с мольбой о спасении людей, которые им дороги.
В этом опыте сценического познания темы война – это мощный катализатор тектонических сдвигов в общественном пространстве символически обезличен в жизни обыкновенных людей в виде огромной монстро-подобеной деструктивной силы. Её проекция в спектакле метафорична, она объединяет в себе всех бенефициаров войны чьи лики здесь обезличены и находятся за рамками сюжетного пространства этой истории.
Спектакль «До свидания мальчики!» сценическое изображение войны выходит за жёсткие исторические рамки хронологии, в нём её начало и окончание символично обозначены, так как они являются главными событиями, изменившими человеческие жизни. Этот подход к воплощению военной тематики в сюжетном пространстве фокусирует наше внимание на главном объекте нашего познания - человеке, средой обитания, которого была война. В спектакле «До свидания, мальчики!» на сценическом полотне, изображающем человеческую жизнь этот главный объект нашего познания воплощён в мульти-проекционном формате, в котором плоскости человеческой жизни совмещены, сценические проекции историй персонажей тонко-компилированы в одну большую картину человеческой жизни в реалиях суровой войны.
Персонажи со своими историями на сценическом полотне возникают из большого пространства человеческой жизни, в каждая не обособлена, она прямо или косвенно связана со всеми персонажами, так как на этом отрезке их жизненного пути они все в зоне прямого влияния войны, объединены верой в светлое будущее, уверенностью в скором окончании войны и мечтой о встрече с родными и близкими. Интересной особенность этих историй в форме их проявлении на сюжетном полотне спектакля, на нём образы их персонажей сюжетно-выделяются в сообществе и раскрываются для нашего познания. В этот момент персонажи этих маленьких трагедиях военного времени не одиноки в своих переживаниях и страданиях, они окружены другими людьми, которые сопереживают, пытаются поддерживать их.
Наше проникновение в пространство этих историй предоставляет возможность их многостороннего анализа, в нём выявление точек совпадения и анализ их паттернов предоставляет нам возможность выявить главную, общую для всех доминату. В этих трагедиях героев военного времени этой доминантой является любовь, её проекция индивидуальна в каждой отдельном случае и это придаёт пространствам образов персонажей особую драматическую многомерность и рельефность. Персонажи спектакля «До свидания, мальчики!» - это люди чья жизнь находится в эпицентре кровавого зарева войны, в этой проекции ада они живут чувством любви во всех её проявлениях. Это чувство является главным источником их жизнелюбия, оптимизма и веры в светлое мирное будущее, к которому они идут тернистыми тропами войны.
Картины жизни человека в реалиях войны в спектакле представляются с помощью сложных многокомпонентных конструкций, возведённых с помощью соединения драматического и музыкального театра. Особенностью этого соединения заключается в том, что музыка в них является органической составляющей драматического действа, она усиливает контекст, придаёт историям законченность. В спектакле этот творческий тандем своей аутентичностью пробуждает в зрителях особую форму эмпатии, которая достигает высшей точки, так как играет на эмоциональных и чувственных струнах зрителя. Этот эффект эмоционального вовлечения зрителя достигается особой формой музыкального исполнения, в нём народности песни или композиции того времени исполняются акапельно или под аккомпанемент аккордеона. Акустическое исполнение композиций в спектакле позволяет зрителю погрузится в атмосферу довоенной жизни маленького, провинциального городка, в котором звучала эта музыка и пелись эти песни героями спектакля «До свидания, мальчики!».
Финал спектакля «До свидания, мальчики!» - это особое послание мира, которое транслируется со сцены языком вербального и не вербального общения, им передаётся людям двадцать первого века напоминание о всенародной трагедии и призыв предотвратить её повторение. В этом спектакле Людмила Петрович предоставляет каждому зрителю возможность прожить истории людей войны и прочувствовать их трагедию, внемлить призыв сохранить мири и жизни людей в наше тревожное, немирное время.
Видео фрагмент спектакля «До свидания, мальчики!», его краткий анализ и разбор вы можете увидеть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/J07b7wrLuhE
Свидетельство о публикации №222082201213