Лишняя хромосома

Лидия Гладышевская
Лауреат международного конкурса МоноЛит 2021
lidia.gladyshevskaya@mail.ru

Кто такие «солнечные» дети, и какое отношение к ним в современном обществе? Должны ли они учиться вместе с обычными детьми в школе? Ведь лишняя хромосома или синдром Дауна, случайный генетический сбой - это не болезнь и не приговор...
В пьесе предстают судьбы трех женщин разного поколения, испытывающих невероятные моральные, психологические и материальные сложности с подобными трудными, но очень добрыми, солнечными детьми, и отражается личный взгляд мам и бабушек на эту непростую проблему.
Одна из них, под давлением врачей - делает аборт, другая, испугавшись осуждения и сложностей на работе - избавляется от ребенка, отправив его в специальный интернат. Третья, пожилая женщина-опекун - несет свой тяжелый «крест» и без всякой помощи растит и самостоятельно занимается с внуком по разработанной методике, позволяющей достичь некоторых успехов в развитии сложного ребенка.
Воодушевившись этим примером стойкости, самая юная героиня, потерявшая малыша, решается вновь стать мамой и находит понимание и поддержку окружающих.




ЛИШНЯЯ ХРОМОСОМА

Одноактная пьеса 12+
Действующие лица:

АННА – молодая привлекательная женщина, студентка-первокурсница.

СВЕТЛАНА – элегантная моложавая женщина средних лет, сотрудник местного телевидения - мама «солнечного» ребенка.

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА- пенсионер, педагог со стажем - бабушка «солнечного» ребенка, набожная.

СЕМЕН – разнорабочий, муж Анны, бывший одноклассник.
ВАДИМ – врач-педиатр, гражданский муж Светланы, по возрасту на 10 лет младше.
СЛАВИК – «солнечный ребенок», крупный подросток, внук Ангелины Павловны (роль может исполнять взрослый актер).

Действие происходит в небольшом областном центре. Наши дни.

 
КАРТИНА 1
Городской парк. Сумерки.
Посередине сцены – скамейка. Слева от скамейки – развесистое дерево. Справа – фонарный столб и урна для мусора. На заднем плане виднеется детская площадка с качелями и каруселью для малышей.

Появляется Анна (в маечке и шортиках), с детской коляской и начинает гулять вокруг скамейки. Одновременно потрясывает коляску и напевает колыбельную. Делает несколько кругов и устало садится на скамейку.

АННА (глядя в коляску, безразлично). Ну, что ты не спишь? Ночью не спал... Сейчас опять не спишь... Что мне с тобой делать...? (далее вдруг раздраженно) И прекрати лыбиться, будто не понимаешь.
 
(Прихрамывая, выходит грузная Ангелина Павловна, держа за руку рослого внука в коротких штанишках. Она закутана в теплую шаль. Из-под мышки торчит книга.)

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с отдышкой). Ну и денек! Сил к вечеру никаких... Славик, детка, иди побегай на площадке, пока никого нет. Только смотри – к карусели не подходи. Это опасно. (Обращаясь к Анне). Не помешаю?

(Анна пожимает плечами. Ангелина Павловна, не дожидаясь ответа, садится на скамейку. Славик убегает.)

АННА. Ну что Вы плюхаетесь, как слон! Мой ребенок только-только заснул.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ой, извините... Ноги что-то не держат.

(Ангелина Павловна отсаживается на край скамейки, ближе к фонарю, достает из-под мышки книгу и питается читать).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с легким возмущением, отбрасывая книгу). Ничего не вижу! И как назло очки дома забыла. (Задирает голову, глядя на фонарь) И освещение не работает. В парке - темно, на площадке – темно! Безобразие! Как детям гулять? Так и травму недолго получить.

АННА (шепотом). Ну что Вы ворчите! Книжками еще швыряетесь... Мой ребенок только-только заснул. Разбудите. А освещение тут и вовсе ни к чему. Детям спать нужно.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ох, простите..., простите старую дуру (пауза). А у Вас кто – мальчик? Девочка?
АННА (растерянно, чуть заикаясь). Мма... Де-девочка. Девочка.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А как назвали?
АННА (снова заикаясь). Мми... Ма-Машенька. Машенька.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Хорошее имя. Машенька. Мария... - раба Божья...
АННА (передергивая плечами). Угу.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (участливо). Что? Холодно?
АННА. Да что-то знобит.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Что же Вы в одной маечке-то. С голыми руками. Вот, возьмите мою шаль. (Привстает и снимает с себя пуховый платок).
АННА. Нет спасибо. Я лучше домой заскочу и переоденусь. Вы за коляской... эээ...,  за малышом не присмотрите? Чтоб с собой не тащить...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А не боитесь чужому человеку вот так вот оставлять?
АННА. А чего бояться? Вы, я вижу, женщина добрая...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А если проснется и плакать будет?
АННА. Не... Он... то есть она у меня крепко спит. Только-только заснула. Я мигом. Только переоденусь и в магаз еще заскочу. Ладно? Молочка ребенку купить... А то муж в ночную ушел, а я не успела.
(Анна ставит коляску поближе к дереву, укутывает ребенка покрывалом и быстро уходит).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Странная молодежь... Бросает ребенка на постореннего человека, даже имени не спросив. А вдруг украдут или еще чего...
Откуда-то слышится приглушенный писк ребенка.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ну вот. Так и знала... (Кряхтя, поднимается со скамейки и идет к коляске)
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (качая коляску). Ааа. Ааа. Мама сейчас придет, сейчас придет. Молочка принесет... Может, сосочку пока тебе дать, Машенька? Ааа. (отдергивает покрывало и в ужасе отскакивает в сторону). Господи ты, Боже мой! Святые угодники! (набрасывает покрывало, крестится и снова садится на скамейку).

(Откуда-то опять слышится приглушенный писк).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с недоумением). А кто ж тогда плачет-то? Славка мой что ли, с качелей свалился? Дрянной мальчишка. Ведь говорила же ему, говорила. А он лезет и лезет. (Вглядываясь в темноту детской площадки). Славик! Славик! Ты что ли пищишь, как младенец? Иди сюда.

(Выбегает Славик с мячом, подфутболивает его и попадает в коляску. Мяч рикошетит и закатывается под скамейку).
 
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ой! Господи ты, Боже мой! (крестится)
СЛАВИК. Ба! Ба!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Что, что? Что случилось, горе ты мое!
СЛАВИК (хнычет). Бо! Бо! Па... бо!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с раздражением). Говори нормально! Ты же умеешь! Не маленький. Вон, какой лоб вымахал...
СЛАВИК (поворачивается спиной к бабушке, с обидой). Не бу.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (ласково). Ну ладно, ладно, не обижайся. Иди ко мне. Солнышко мое! Бабушка пальчик поцелует и все пройдет.

(Славик нехотя подходит к бабушке и садится рядом на скамейку).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ну...Ну... что стряслось, ангел мой, расскажи. Только спокойно, не торопись.
СЛАВИК. Я ... Я с ка-ка...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (поглаживая внука по голове). Спокойно, спокойно. Я здесь. Я рядом.
СЛАВИК (вдруг уверенно и четко). Я с качелей свалился. И палец болит.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (гневно). Я же говорила тебе. Говорила. Олух Царя Небесного!
СЛАВИК (снова плача). Я не- не о-олюх... Ты про ка-ру-се–се-ль говорила...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (опять мягко). Ну, все, все, хватит, хватит. Все хорошо, и пальчик больше не болит (берет внука за руку и осыпает ее поцелуями).
СЛАВИК (успокоившись). А можно я с мячиком теперь поиграю? Кто-то потерял... Я его сюда забросил куда-то.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Поиграй, поиграй, милый. Только здесь. На площадку больше не ходи.

(Славик становится на четвереньки и ищет мячик под скамейкой. Зажигается фонарный столб).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (задрав голову). О, наконец-то! Хоть почитать можно. (Снова набрасывает шаль и берется за книгу).
 
(Славик находит мяч, встает и вдруг замечает детскую коляску).
СЛАВИК (с восторгом). Ой, колясочка! Ба, там маленький мылышик лежит? Можно я ее покатаю?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Нет! Не подходи!
СЛАВИК (капризно). Почему?! Почему?! Я хочу ребеночка покатать!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (строго). Он спит. Разбудишь.
СЛАВИК. Вот и хорошо. Я с ним тогда поиграю. На площадке же никого нет. Мне скучно. Ну, Ба? Ну, Буся... бусечка...(Начинает кукситься).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (примирительно). Ну... хорошо, Бог с тобой, катай, катай.
 
(Славик катает коляску вокруг скамейки и поет колыбельную «Спят усталые игрушки, книжки спят»).

СЛАВИК (обращаясь к бабушке). Ба! А где его мамочка?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (в сторону). Кстати, где она? Говорила, на минутку...
СЛАВИК. Умерла? Как и моя? (Заглядывая в коляску). Ну ничего я теперь буду твоей мамочкой ... и папочкой тоже. (Вдруг стремительно направляется с коляской за кулисы)
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Славик! Куда ты?! Остановись!

(Славик мгновенно останавливается и сталкивается с переодевшейся Анной. На ней джинсы и футболка с длинными рукавами. В руках прозрачный пакет, из которого просвечивают бутылки водки).
 
АННА (обращаясь к Славику). А ну стоять! Дебил!
СЛАВИК. Я... Я только покатать, тетенька. Ребеночек крепко спит. Я ему песенку спел.
АННА. А-аа. Тогда ладно. (Далее слегка заплетающимся языком). Спа-спасибо, де-деточка. (Глядя в лицо мальчику). А у тебя добрые... глаза. Со-солнечные. (Пуаза) Или это свет от фо-фонаря...?

(К ним подбегает взволнованная Ангелина Павловна).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (обращаясь к Анне, глядя на пакет). Молочка, говоришь, купить?! Бесстыжая! Уже зенки успела залить...
АННА. А что такого... Ну... задержалась малек. Извини, бабуся. А твой пацан приглядел... Молодец!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Славик, пойдем. Пойдем домой! (хватает внука за руку)
(Славик вырывается).
 
СЛАВИК. Я уже не маленький, Ба. Сама говорила, что я большой... и умный.

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Пойдем. Пойдем, умник. Ночь на дворе. Вон, «вечерняя смена» идет... Слышишь? Орут на всю Ивановскую... Вандалы! После них все сломано... Ишь, взяли моду на детских качелях качаться... Идиоты великовозрастные! Бездельники! А еще говорят, что мой Славик... (осекается на полуслове). Да он никогда слова плохого... не то, что кого-то обидеть... или сломать... Ангел небесный...

(За сценой слышится веселый гогот, звуки гитары и молодежной современной песни.
Анна Павловна с внуком уходят. Из-за кулис доносится голос Славика).

СЛАВИК. Ба, А кто такие вандалы? Ба, я тоже такого маленького ребеночка хочу. Ну, Ба... Ну, Буся...

(Анна подходит с коляской к скамейке. Берет в руки шаль и книжку, оставленную Ангелиной Павловной).
АННА (беззлобно). Вот раззява, старая. Сегодня ночью дождь обещали. Намокнет ведь. (Забирает с собой забытые вещи и тоже уходит.)
 

КАРТИНА 2

Комната Анны. Утро следующего дня.
На сцене:
- одежный шкаф,
- детская кроватка, в которой разложены игрушки: большой мишка, заяц и кукла. На спинке кроватки развешены ползунки.
- в углу - детская коляска.
- двуспальная кровать
- прикроватный столик. На нем – будильник, початая бутылка водки и стакан.

Анна лежит ничком на кровати, беспокойно ворочается во сне. За кулисами слышится чей-то хриплый зловещий голос.

ГОЛОС: Убийца..., убийца... Как ты могла...

(Анна вскрикивает, переворачивается на бок, на ощупь находит бутылку. Пьет жадно из горлышка. Ставит на стол пустую бутылку, ложится на живот и затихает.
В комнату входит Семен. Подходит к столу, обнюхивает бутылку и швыряет на пол. От звона разбитой бутылки Анна просыпается).

СЕМЕН. Ань, пожрать есть что?
АННА (сидя на кровати с закрытыми глазами). В холодильнике... (Снова бухается лицом на подушку).
(Семен хватает ее за волосы и приподнимает голову).

СЕМЕН (заглядывая жене в глаза). Может, разогреешь? Я как-никак с ночной... Голодный. Устал как собака.
АННА. Отстань. Что сам не можешь? (Опять падает на подушку).
СЕМЕН. Ань, ну сколько можно, а? Сколько можно? (Пауза). Да, мне тоже жаль, что так вышло. Но прошло уже три месяца. Пора бы... (осекается на полуслове).

(Анна вскакивает с постели).
АННА. Забыть, ты хочешь сказать? Как такое можно забыть!? Тебе этого не понять, придурок! Никогда не понять!
СЕМЕН. Что?! Придурок?! Совсем сбрендила?! Раньше понимал, значит, когда за одной партой сидели..., а теперь значит... И кто бы говорил, идиотка! (подходит к коляске и вышвыривает оттуда куклу) – Люди тебя полоумной считают. Пришлось в другом районе комнату снять. А ты снова за свое?

(Анна обиженно отворачивается).
СЕМЕН (с укоризной). Посмотри на себя. На кого ты стала похожа. Совсем опустилась. Учебу бросила, пьешь...
АННА. Ну извини, Сень, извини. (Пауза). (Со слезами). Ты не представляешь, как мне тяжело. Я его под сердцем носила. Он... уже шевелился... Не могу я взять... вот так ... и забыть…, не могу. Здесь все о нем напоминает.

(Анна подходит к детской кроватке, берет в руки ползунки. Прижимает к груди).

СЕМЕН. Тебе же говорили умные люди - и моя мать, и твоя, и теть Дуся... Плохая примета заранее все покупать.
АННА. Причем здесь это? Что ты рассуждаешь, как старая... дремучая бабка-повитуха. Причем здесь приметы?
Молодые мы были, глупые. Врач сказал, у молодых, как мы, и пожилых, после сорока, такое случается иногда. Нам – рано было, а им - поздно... детей заводить. А мы еще с тобой шампусика после выпускного выпили. Вот и... (Пауза). (Далее раздраженно). Это же ты виноват! Утерпеть не мог... прямо в лесу..., без презерватива. Козлина. Где тогда твои приметы были - что до свадьбы нельзя?

СЕМЕН. Я?! Я виноват? А кто заявился на вечер с вырезом до пупа? Сиськи вывалила. Я что, из железа, что ли? Знаешь, сучка не схочет, кобель...
АННА. Сучка?!
СЕМЕН (пытаясь перевести в шутку). Ну, ладно, ладно. Это я образно так... Народный юмор...(подхихикивает) Погорячились оба, и будет. (обнимает Анну за плечи, потом начинает страстно целовать и ласкать,и пытается  завалить ее на кровать). У нас же любовь была, помнишь какая... горячая.

(Анна отталкивает Семена и отстраняется).

СЕМЕН (с обидой). Ну,... как знаешь... (Через минуту злобно) Слушай, так жрать охота... Может, разогреешь? Раз уж ты встала.
АННА. Сам иди. Не барин. (Снова ложится ничком на кровать).
СЕМЕН. У психолога была?
АННА (с тоской, отвернувшись к стене). Была. А что толку. Я эти таблетки для психов горстями пью. Не помогает.
СЕМЕН. А про коляску с куклой спросила?
АННА (сквозь подушку). Говорит, если помогает успокоиться, пусть. Пока стресс не пройдет.
СЕМЕН. Ну-ну... Эти платные психологи, блин... Им лишь бы бабло драть.

(Анна вскакивает с постели и кричит, потрясая кулаками).

АННА. Так это ты и твой долбанный психолог... Вы же вдвоем меня заставили это сделать! На позднем сроке!
СЕМЕН. Не заставили, а убедили. Хорошо, что специальные анализы теперь делают, и заранее можно понять... Чтобы мы потом делали с дебилом, а? Тебе учиться надо. Все равно бы пришлось от него отказаться.
АННА. Сам ты дебил. А я его видела, видела!
СЕМЕН (с возмущением). Кого?! (в сторону) Ну... точно - полоумная...
АННА. Ребенка... Ребенка солнечного! На площадке. Знаешь, какие у него глаза добрые... Просто светятся, как у солнышка (Пауза). (Далее с воодушевлением). А давай еще раз попробуем? Врачи говорят, случайность это, генетический сбой. Мы же оба здоровы, все тесты прошли.
СЕМЕН (взрывается). Нет, ты все-таки ненормальная. По тебе дурка плачет (крутит пальцем у виска). А если опять случайность, опять лишняя хромосома? Кто это может гарантировать? И кто эти чертовы хромосомы вообще разберет! Что ты будешь с деби... эээ с больным ребенком делать?

(Анна пожимает плечами).

СЕМЕН. Молчишь? А лекарства, врачи... Ты об этом подумала?
АННА. Лишняя хромосома – это не болезнь. Я читала. Никакие лекарства не нужны. А если с малышом заниматься и его развивать...
СЕМЕН. Так они другими болезнями болеют, дура. Иммунитет у них ослабленный. Будешь с утра до ночи по поликлиникам таскаться.
АННА. Ничего. Справимся.
СЕМЕН. Да послушай ты меня, в конце концов! Не нужен нам сейчас никакой ребенок! Ни больной, ни здоровый! Рано нам в восемнадцать лет детей заводить.
АННА. В девятнадцать! Почти...
СЕМЕН. Какая разница! Моя мать всегда говорит - надо сначала на ноги встать! Что, садиться к предкам на шею? Я разнорабочим из-за тебя пошел... Нам итак не хватает! И обоим еще выучиться надо. Я в этом году в техникум хотел, поступать, между прочим. Но тебе же на меня наплевать! Наплевать! Наплевать, что я по ночам вагоны разгружаю! Только о себе думаешь!
АННА (неуверенно). Мои помогут... Выкрутимся как-нибудь. (Просительно). Ну, Сеня..., Сенечка, любимый. Давай, а? (снимает с себя ночную рубашку).
СЕМЕН. Нет! Нет! Я так больше не могу! Ты нормальных слов, видимо, не понимаешь! Все! С меня хватит! Я тоже человек!
 
(Отталкивает Анну и решительно идет к шкафу. Достает чемодан, лихорадочно забрасывает в него свои вещи и уходит).
АННА (кричит вслед). Сеня, Сеня,  куда ты? Вернись! (Набрасывает на себя одеяло и бежит за мужем. Слышится голос Анны из-за кулис).
АННА. Хорошо, хорошо! Успокойся! Обойдемся и без ребенка... пока.

КАРТИНА 3

Городской парк. Вечер следующего дня.
Посередине сцены – скамейка. Слева от скамейки – развесистое дерево. Справа – фонарный столб и урна, вокруг которой валяются пустые бутылки, бумажки и прочий мусор.
На скамейке сидит Ангелина Павловна в черном платье и что-то вяжет вслепую. В ногах лежит палка-трость.
Мимо торопливо проходит Светлана в элегантном брючном костюме с маленькой сумочкой-клатчем в руках.

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (громко, вслед). Светлана? Ты што ли? Фу ты, темень какая… Здравствуй, Светочка! Постой!
СВЕТЛАНА (вполоборота). Здравствуйте, Алевтина Пална.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с досадой). Ангелина! Павловна.
СВЕТЛАНА (скороговоркой). Извините. Тороплюсь, Ангелина Пална. У меня прямой эфир через 2 часа. Надо подготовиться, себя в порядок привести, грим наложить.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Да ты итак красавица, Светочка. Присядь… хоть на минутку. Никуда он не денется... твой эфир.

(Светлана нехотя возвращается и садится рядом на скамейку).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (откладывая вязанье). Ну, расскажи. С начальством говорила?
СВЕТЛАНА. Ангелина Павловна, дорогая, я же Вам объясняла... Я ничего не решаю. Ничего. Я не составляю программу, и от меня ничего не зависит. Предложенная Вами тема не интересна широкой общественности. Это всего лишь частный случай.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с обидой). Частный, значит… А то что меня из-за Славика на пенсию спровадили…? Это ничего, значит?! А то, что учителей квалифицированных не хватает?! Ничего? Никто сейчас из молодых на грошовую зарплату идти не хочет! А меня, педагога со стажем…, под надуманным предлогом… Это, значит, никому неинтересно…?! (Закрывает лицо руками и плачет).
СВЕТЛАНА (безразлично). Ну отдали бы ребенка в специнтернат, и дело с концом, Ангелина Павловна. У нас в области 3 специализированных центра, которые обязаны заниматься с такими детьми.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (перестает рыдать, с возмущением). При живой-то бабушке?!
СВЕТЛАНА (сухо, рассудительно). А что тут такого? Вы же не мать, а опекун. И о себе тоже нужно подумать, в вашем-то возрасте. Вы - пожилой человек. У Вас ноги больные… и сердце. А если что случится? А там о малыше... эээ..., то есть о трудном подростке, позаботятся.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с горечью). Вот именно, сердце… Как же родного внука, кровиночку, от сердца-то оторвать, а? Бог-то он все видит!
СВЕТЛАНА. Бог?! Вы же интеллигентный современный человек! Должны же понимать! В Центре вашему… Кости…эээ ребенку только лучше будет!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (в отчаянии). Да нельзя моему Славику с такими же детьми все время находиться…! Он совсем говорить перестанет. С ним надо и отдельно заниматься, и со здоровыми детьми, ровесниками, общаться в обычной школе. Чтобы развиваться… Тогда и дело пойдет. Он ведь умненький мальчик и должен себе место в жизни потом найти.
СВЕТЛАНА. Да как вы не понимаете, Алев...эээ Ангелина Павловна, что вашему мальчику не место в обычной школе. Его же там дразнили! А он в ответ с кулаками... А в Центре среди себе...эээ... подобных ему только легче будет... психологически... так сказать. И питание вполне приличное.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с горечью). А за что дразнили-то? Ну, носик у него маленький... Так в классе курносых и без него полно...  (Пауза). Ээх, что с Вами говорить! Сердца у Вас нет! (встает и, опираясь на трость, уходит).
Светлана пожимает плечами, смотрит на наручные часы и бежит в другую сторону.

КАРТИНА 4

Комната Славика в квартире Ангелины Павловны.
На сцене - письменный стол, односпальная кровать, шкаф с книгами. На стене висят рядом 2 репродукции – портрет Альберта Эйнштейна (с высунутым языком) и неизвестной женщины.
Полдень. За письменным столом сидит Славик и делает уроки. Входит Ангелина Павловна в переднике с тарелкой в руках.

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Славик, а ты что, все над уроками корпишь? Отдохни. Я вот тебе оладушков испекла. Зову - зову, а ты не слышишь...
СЛАВИК (не отрывая головы от тетради). Не, Ба, хочу закончить сочинение, потом поем.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (ласково). Потом - суп с котом. Отдохни, солнышко. (Обнимает внука за плечи).
Славик вскакивает со стула и с радостью забрасывает тетрадь под кровать.
СЛАВИК (подпрыгивая на месте). Ура! Потом - суп с котом! Суп с котом! Суп с котом! (Пауза). А как это, бабуля?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (смущенно). Да это я так... Ляпнула. Не подумав. Шутка такая.
Славик смеется и бросается к бабушке на шею.
СЛАВИК. Бабулечка-красатулечка... ты моя. Бусинка... Шутничка!

(Растроганная Ангелина Павловна роняет тарелку, оладьи вываливаются на пол. Славик принимается их собирать).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (со смехом). С пола не ешь, озорник! Я еще напеку.
СЛАВИК (из-под стола). С пола вкуснее, Ба. А меня научишь ладушки делать? (Хлопает в ладоши).- Ладушки- ладушки, где были? У бабушки.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (поправляет). О! О-ладушки. Научу, научу, милый. (Отнимает тарелку, собирается уходить и вдруг замечает на стене репродукцию). – Ой, это кто ж такая, Славик? Где ты это взял? (указывает на репродукцию). Сними сейчас же!
СЛАВИК. Ни за что! Это же моя мамочка! Правда, на меня..., я на нее похож?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (крестится, шепотом в сторону). О, Господи... святые угодники...
СЛАВИК. Я ее из журнала «Спорт» вырезал. Мария Ланговая... ее зовут. Чемпионка. Папочке ведь скучно одному висеть.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (растерянно). Ну... да. Ну...да.
СЛАВИК. Ба, а ты меня плавать отдашь? Я хочу, как мама, на Олимп... на Олим-пи-аду.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Хорошо, отдам, отдам, милый. Если возьмут...
СЛАВИК. Но ее же взяли... Сначала тоже не хотели... А она... такая же, как я. Я сам в журнале прочитал.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ну. хорошо, хорошо. Пусть пока висит. Я поговорю насчет бассейна.
(Уходит, на ходу смахивая слезы).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ангел небесный. Святая простота.
(Славик бежит за ней).
СЛАВИК. А когда ты мне про папу с мамой расскажешь? Обещала!
(Слышатся голоса из-за кулис).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Потом, потом, детка.
СЛАВИК. Потом - суп с котом?

КАРТИНА 5

Городской парк. Ранее утро.
Посередине сцены – скамейка. Слева от скамейки – развесистое дерево. Справа – фонарный столб и урна, вокруг которой валяются неубранные пустые бутылки, бумажки и прочий мусор. На заднем плане виднеется детская площадка с качелями и каруселью для малышей.

Появляется Анна (в маечке и шортиках), с коляской, шалью Ангелины Павловны наперевес и книгой в руках. Оглядывается, смотрит в сторону детской площадки.
 
АННА (поеживаясь). Ну вот... Опять не пришла. Который день прихожу... Думала, может, с утра хоть застану... А ее все нет и нет. Неужели померла...? Или тяжело заболела...? А как же мальчик...? (ставит коляску под деревом, садится на скамейку, набрасывает на плечи шаль).

(Мимо, прихрамывая, проходит Светлана в строгом платье-футляре с одной туфелькой в руке. Садится рядом с Анной).

СВЕТЛАНА (ни к кому не обращаясь). Черт, опять каблук сломался... хоть босиком иди. А так - чулки новые порвешь... Послала ведь этому ... козлу... смс-ку, чтобы на машине встретил..., так нет же.
АННА (участливо). А хотите я вам свои кроссовки дам. Вы до дома дойдете, переобуетесь, а потом мне обратно вернете. Мне все равно здесь сидеть, неизвестно сколько...
СВЕТЛАНА (со смешком). Спасибо, конечно, Только у меня сороковой. (скептически оглядывая свои ноги и ноги Анны) А у Вас, Золушка?
АННА. Тридцать пятый.
СВЕТЛАНА. Завидую... (Далее сама с собой). С таким трудом модные туфли своего размера добыла. И вот те нате... Ну, видно, придется, благоверного дожидаться. Ничего не поделаешь. Пускай теперь на руках несет. (Пауза). (Обращаясь к Анне). А Вы чево в такую рань тут сидите?
АННА. Да старушку одну поджидаю..., с мальчиком.
СВЕТЛАНА. Алевтину Павловну, что ли?
АННА. Не знаю. Мы с ней так и не познакомились. Мальчишка у нее такой... славный..., с солнечными глазами. Кажется, Славиком зовут. Она на прошлой неделе здесь на скамейке шаль и книжку забыла. Вот, хотела вернуть.
СВЕТЛАНА. Да, она - Ангелина. Больше не кому. Вечно тут со своим дурачком ошивается.
АННА. Вы ее знаете? Может, передадите? (Протягивает Светлане шаль и книгу).
СВЕТЛАНА (резко). Не знаю и знать не хочу! Все лезет и лезет, куда не надо. Прямой эфир ей подавай! Ишь, чего захотела. То, понимаешь ли, ее с работы ни за что уволили, то ее ненаглядного Костика в обычную школу не берут. А вчера опять пыталась к начальству прорваться – ребенка, видите ли, в бассейн не пускают, а он хочет, как его мама, олимпийским чемпионом стать! Совсем из ума выжила.
АННА (кладет шаль и книжку на скамейку). А что тут плохого? Бабушка о внуке заботится... А ребенок по стопам мамы хочет пойти...
СВЕТЛАНА. Вам легко рассуждать..., таким сердобольным. А если он других детей топить начнет? Больной ребенок – это угроза для общества! Да и какая мама-чемпионка?! Его мать, чтоб вы знали – законченная наркоманка. Как узнала, что у мальчика синдром Дауна, так и вкатила себе... Умерла от передоза. А папашка то ли был, то ли сразу смылся..., не знаю.
АННА. Боже мой... Какое несчастье...
СВЕТЛАНА. А старуха с ним, ну с мальчиком этим..., как с писаной торбой, всю жизнь носится. Говорит, ребенок от Бога... Всем мозги проела..., что его развивать нужно, и тогда... Лучше бы за своей дочерью смотрела, как следует... и ее развивала... А еще педагог!
АННА. А Вы знаете..., я с этой женщиной...Ангелиной согласна. Раньше тоже, как Вы, думала. А когда глаза Славика увидела..., прям... вдруг кожей почувствовала... Человек Божий... (Пауза). А вот в книге, которую она на скамейке оставила, так и написано – заниматься с ними надо, любить, ласкать... Многие ученые страдали в детстве от недостатка общения. А потом...
СВЕТЛАНА (ехидно). Ну, да? Обычная американская пропаганда. Они еще не то напишут... А Вы все на веру принимаете.
АННА. Ну, зачем Вы так говорите... Вот, например, Альберт Эйнштейн. Тут как раз в книжке написано. О нем ведь врать не будут... Так он не говорил до 4 лет, и в школе тоже испытывал трудности с обучением... А во взрослом возрасте..., представляете...? Не терпел чужих прикосновений и даже не всегда мог четко выразить свои мысли. А окружающим приходилось повторять фразу несколько раз, чтобы несчастный ее услышал. И если бы не его замечательная мама...
СВЕТЛАНА. Так то Эйнштейн...Великий ученый... Он один такой на весь мир. Исключение из правил. А этот Славик... Я ей говорила, что надо его в спеццентр отдать. Я вот свою...
АННА. Что простите?
СВЕТЛАНА (замявшись). Да так..., ничего. (Громко) О! Ну вот и мой, наконец, заявился.

(Появляется Вадим с букетом цветов).

ВАДИМ. Ааа, вот ты где..., Светик-семицветик. Приезжаю за тобой на работу - говорят, уже ушла пешком... через парк. Ну, я, как обычно, цветы прихватил и за тобой... (Анне). Здравствуйте.
АННА. Доброе утро.

(Вадим присаживается на скамейку между двумя женщинами вручает Светлане цветы и раскидывает руки в стороны).

ВАДИМ. Хорошо, тут у вас, девочки. Даже уходить не хочется. Воздух! После ночного дежурства... Лепота... (замечает коляску). – Ой, я не слишком кричу... (глядя на Анну) эээ...
АННА. Аня. Ничего он... крепко спит.
ВАДИМ (громким шепотом). Очень приятно, Анечка. Вадим. Светка меня со своими коллегами никогда не знакомит... (со смехом) Ревниваяяя... жуть.
СВЕТЛАНА (с возмущением). Ну какая коллега! Случайная знакомая. Я вот каблук поломала... Видишь? Присела тут на минутку...
ВАДИМ (шепотом). Тише, тише. Ребенка разбудишь. (Анне). Мальчик? Девочка?
АННА. Девочка. Машенька.
ВАДИМ (мечтательно). Машенька... Мария... милое русское имя.
СВЕТЛАНА (резко). Ну, хватит. Пошли домой. Я устала после ночного эфира и спать хочу.
ВАДИМ (разводит руками, шутливо). Слушаюсь, моя королева. Я тоже. (Анне).- Приятно было познакомиться, Анечка. Я, кстати, врач-педиатр, будут какие-нибудь проблемы с малышкой, звоните. Вот Вам моя визитка.
АННА. Спасибо. Позвоню. До свидания.

(Вадим подхватывает на руки жену и несет ее за кулисы. С другой стороны появляется Ангелина Павловна, опираясь на палку).

АННА (радостно). Ангелина Павловна, здравствуйте! Наконец-то!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с неприязнью). Опять Вы?
АННА (со вздохом). Да. Который день Вас тут поджидаю. Вот, возьмите. В прошлый раз забыли. Себе взяла. Дождик ведь по ночам... (Протягивает шаль и книжку).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (миролюбиво). Спасибо. А я - то дома обыскалась. Куда дела...? Старость не радость. Спасибо, эээ...
АННА. Анна. Можно просто Аня.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (строго). А что же ты дуришь, Аня? С виду такая милая... (подходит к коляске и с силой ее толкает). Кого ты хочешь обмануть, а?
АННА. Осторожно!
(Слышится звон битой посуды).
АННА. Ну, вот. Там на двести рублей было...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с раздражением). Что? На новую бутылку не хватает?
АННА. Нет. Не пью я больше. Нельзя мне.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (недоверчиво). Что так?
АННА. Вот, вчера тест сделала – две полоски. (Протягивает Ангелине Павловне бумажку). Смотрите.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Поздравляю. И молодец, что пить бросила.
АННА. Не с чем. (Отворачивается, кладет голову на руки и начитает рыдать).

(Ангелина Павловна садится рядом, обнимает девушку).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ну. Ну. Чево реветь-то... Радоваться надо, Анечка. Малыш у тебя будет. Все лучше, чем пустую коляску... с пластмассовой куклой возить.
АННА (поворачивается). А жить как? На что? Муж бросил...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Да ну и шут с ним. Пусть ему хуже будет. Все мужики – козлы. Нынче они - слабый пол. Трудностей боятся. А у тебя и голова, и руки... все на месте. Вырастишь.
АННА. А если опять «солнечный»..., как ваш Славик, родится?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (вскакивает с места). Что?! Что ты сказала?
АННА (потупив голову). Я ведь, Ангелина Павловна, первого ребенка-то по этой причине потеряла... Врачи после обследования сказали – рожать нельзя. Меня заставили. А я не хотела..., не хотела его убивать...

(Ангелина Павловна снова обнимает Анну)

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Бедная, моя бедная. Так вот почему ты с куклой в коляске ходишь. (Вздыхает). А я-то дура старая... Бедная моя, бедная.
АННА. Так что же мне делать? Я и рожать боюсь и скрининг делать боюсь. Вдруг опять?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (сокрушенно). Тут я тебе не советчик, Анечка. В наше время таких анализов не было. Какого ребенка Бог послал – того и расти. Только травить живое существо - последнее дело. Грех это страшный! Грех.
АННА (в отчаянии). Так что же мне делать?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Не знаю, не знаю. Сама решай. Бог не оставит...
АННА. Но Вы же Славика как-то вырастили? Он у Вас такой чудесный!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (печально). Вырастила-то... вырастила..., сама не знаю как... А что оставалось делать? Не бросать же на шею государству? Юлька, дочка моя, не выдержала, отравилась. Не докормила. Сколько я с трехмесячным намучилась. А как подрастать стал, еще того хуже. В школу его не взяли...
АННА. А как же ему с другими детьми учиться?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Выход всегда найдется. Если захотеть. Вот в Европе..., Германии или Дании, например, существует система «двух учителей». Один учитель со здоровыми ребятишками занимается, а другой с теми, у кого проблемы с общением. Но все в одном классе. Вместе. Никакого разрыва... (Пауза).
Я вот тоже пыталась нашему директору втолковать. Столько лет сама в школе... Раньше-то про лишнюю хромосому и синдром Дауна и знать никто не знал. У нас все детишки вместе учились, да с одним учителем, который ко всем старался подход находить. И ничего - справлялись. А теперь эти особенные дети лишними стали... и так беззащитны в нашем жестоком мире.
АННА. Даа.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Только меня никто и слушать не хочет (хватается за сердце). Ой, что-то плохо мне...
АННА. Что, сердце? Сердце? Ангелина Павловна, да не расстраивайтесь Вы так. Вот, валидол... ,возьмите. (Вытаскивает из кармана лекарство и протягивает Ангелине Павловне). Все будет хорошо. Я уверена. Вас послушают. Обязательно послушают.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (принимает лекарство) Спасибо, Аня. Святая ты простота... Как и мой Славик. Пойду я. (обреченно машет рукой). Он дома один. Как бы ни натворил чего.
(Встает и потихоньку идет, приволакивая ногу).
АННА (кричит вслед). Так что же мне делать?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (не оборачиваясь). Не знаю. Не знаю. Трудно это. Трудно, детка. Боюсь, не справишься одна-то...

КАРТИНА 6

Месяц спустя. Спальня Вадима.
Посередине сцены большая двуспальная кровать. По краям - прикроватные тумбочки.
Утро. На кровати под одеялом лежат Вадим со Светланой. Слышатся сладострастные стоны. Потом раздается звук будильника. Вадим высовывается из-под одеяла.

ВАДИМ (потягиваясь и зевая). Боже, как вставать неохота... Дежурства сегодня нет. Я, пожалуй, поваляюсь еще немного (снова юркает в постель и укрывается с головой).
СВЕТЛАНА. А как же завтрак? Мне на работу скоро.
ВАДИМ. Свет, ты ж на диете... А чашку кофе и сама себе можешь сварить... Дай еще человеку немного поспать... (Игриво) Всю ночь не давала,... ненасытная.
СВЕТЛАНА. А кто клялся, что всю жизнь мне будет кофе в постель приносить?
ВАДИМ (из-под одеяла). Я не клялся.
СВЕТЛАНА. Нет, клялся.
ВАДИМ. Не клялся.
СВЕТЛАНА (притворно). Нет, клялся. Вот так и верь мужикам!
ВАДИМ (высовывая голову, с обидой). Знаешь, ты мне тоже кое-что обещала...
СВЕТЛАНА (кокетливо). Ну, Мусик... Объясни, зачем тебе это нужно? Нам и так хорошо, без всякого штампа в паспорте.
ВАДИМ (с возмущением). Какой к черту, Мусик... в тридцать пять лет! Три года вместе. Я хочу иметь нормальную семью. Разве ты не понимаешь? Детей, в конце концов.
СВЕТЛАНА. Тебе мало больных детей на работе?
ВАДИМ. Я своих хочу! От любимой женщины!
СВЕТЛАНА. Каких детей, Вадик?! Мне сорок пять скоро стукнет. Забыл? Ты, как врач, должен понимать, чем это чревато...
ВАДИМ. Ну и что! Ты молода, красива, здорова... при современном уровне медицины...
СВЕТЛАНА (перебивает). Это сейчас... А лет через пять... ты в мою сторону и не посмотришь. Что я не видела, как ты пялился на эту молоденькую девчонку с голыми коленками... в парке.
ВАДИМ. Не говори ерунды. Я ее даже не заметил. Обыкновенная вежливость и проявление внимания к юной маме со стороны врача.
СВЕТЛАНА. Ладно. Проехали. Закроем эту тему.
ВАДИМ. Нет, не закроем. Раз уж начали. Ну, хорошо, не хочешь рожать - не надо. Тогда давай твою Агату к себе возьмем. Наши материальные возможности сейчас позволяют. Я приму ее, как родную, ты же знаешь. Не понимаю, как ты могла от нее отказаться...
СВЕТЛАНА (с обидой). Тебе легко говорить... А я осталась одна, без мужа, да с больным ребенком на руках. (Пауза).
ВАДИМ. Ну, ладно. Ладно. Прости. Я все понимаю.
СВЕТЛАНА. И не забывай, что я - не просто женщина, а - сотрудник телевидения. У всех на виду. Мне нужно было хорошо выглядеть. Следить за собой, а не по платным врачам с дауном таскаться. Ты хочешь, чтобы надо мной смеялись и тыкали пальцем?
ВАДИМ (с яростью). Скажите, пожалуйста, какая цаца! Диктор местного телевидения... Ха-ха... А вот Анна Нетребко и Ирина Хакамада не побоялись. А Эвелина Бледанс гордится своим «солнечным» сыном, и на всю страну о нем в прямом эфире рассказывает, ... и не считает это позором... И никто ни в кого не тычет...
СВЕТЛАНА (гневно). Все! Хватит читать мне морали. Этот вопрос больше не обсуждается. Это моя дочь, а не твоя. И я в праве сама решать, как и что мне делать.
ВАДИМ (с некоторой угрозой в голосе). Хорошо, не буду. А завтра же сам поеду в интернат и узнаю, как можно оформить документы. Я - твой муж! Хоть и без штампа в паспорте...
СВЕТЛАНА (неожиданно тихим голосом). Поздно (пауза). Ее удочерили. Вчера узнала. Супружеская пара из Америки. У них на таких детишек, оказывается, большой спрос... (пауза). Ладно, пойду сварю себе кофе. (набрасывает кружевной пеньюар и уходит).
 
(Вадим падает на подушку и закрывает лицо руками. Раздается звонок мобильного телефона.)
 
ВАДИМ (отрывисто). Слушаю. Морозов. (Пауза). Ааа. Анечка... из парка? Помню. Помню. (Пауза). Хотели посоветоваться? Да-да, удобно. (Пауза). Что-то случилось с Машенькой? (Пауза). (С тревогой). Ее больше нет? Как нет! (Пауза). При встрече все объясните? Хорошо. Выезжаю. (Пауза). Давайте через полчаса там же, в парке. У меня сегодня в поликлинике выходной. (Встает, торопливо натягивает джинсы, надевает рубашку).

(В дверях, остолбенев, стоит Светлана с чашкой кофе).
СВЕТЛАНА. Кто звонил?
ВАДИМ. Не важно. Мне надо ехать. По делу. Срочно.
СВЕТЛАНА. У тебя же выходной? Ты хотел отоспаться...
ВАДИМ. Так получилось.
СВЕТЛАНА. Не ври. Я все слышала (бросает в ожесточении чашку на пол).

(Вадим пожимает плечами и собирается уходить).
 
СВЕТЛАНА (Забегает вперед, распахивает  пеньюар). А давай... давай я сегодня с тобой  останусь, Вадик? Хочешь? Хочешь? Черт с ним с эфиром! Скажу - приболела.
ВАДИМ. Поздно (пауза.) Мне надо идти, Света. (Уходит).
СВЕТЛАНА (бежит за ним вслед). В таком случае, можешь домой вообще не возвращаться! Иди, куда хочешь! Слышишь?!

КАРТИНА 7

Полгода спустя. Городской парк. Утро.
Посередине сцены – скамейка. Слева от скамейки – развесистое дерево. Справа – фонарный столб и урна, вокруг которой  валяются неубранные пустые бутылки, бумажки и прочий мусор. На заднем плане виднеется детская площадка с качелями и каруселью для малышей.

Появляется Ангелина Павловна в инвалидной коляске и Славик в длинных штанах. Подросток с легкостью везет кресло-коляску и делает несколько кругов вокруг скамейки.
 
СЛАВИК. Ба, а что мы с тобой все вокруг этой скамейки ходим и ходим...? Тут так грязно. Давай я лучше тебя по красивой аллее покатаю.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Я тут одну тетю повидать хочу... узнать как дела...
СЛАВИК. Тетю Аню?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с удивлением). Ты ее помнишь?
СЛАВИК. А как же! Добрая тетя. Колясочку давала мне покатать.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (в сторону). Отлично. Кажется, моя методика дает неплохой результат. (Славику). Давай, садись на скамеечку, мой ангел. Ты, наверное, устал - моя коляска потяжелее будет. (пауза) И еще немного подождем. Может, сегодня появится. Солнышко светит, тепло. Подождем...

(Славик послушно садится на скамейку и складывает руки на коленях).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Молодец. Молодец. А теперь почитай мне что-нибудь из Пушкина. То, что вчера учили...
СЛАВИК (вскакивает на скамейку, громко). Я Вас любил, любовь еще быть может...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (строго). С ногами не надо! Тут люди сидят.
(Славик тут же спрыгивает, становится рядом и вытягивается в струнку).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Спокойно, спокойно. Без напряжения. И с выражением. С душой, значит.
СЛАВИК. Ага, понятно. (Тихо, проникновенно). Посвящается... посвящается ...Анне... (вдруг громко) моей любимой мамочке! Нет! Бабушке!

(Неожиданно появляется Светлана в спортивном костюме и движется к скамейке легким пружинистым шагом, одновременно делая махи руками).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. О! Кажется, она... Славик, достань-ка мне очки из кармана. Ничего вдаль не вижу... (пытается приподняться в кресле).
СЛАВИК. Не, Ба, это совсем другая тетя.
СВЕТЛАНА (приблизившись). Алевтина Павловна! Здравствуйте, А я как раз Вас ищу.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (в сторону, не желая замечать Светлану). А чего нас искать-то? Мы со Славиком тут каждое утро гуляем.
СВЕТЛАНА (переводит взгляд на Славика). Ой, Костик ваш... как вырос! Настоящий помощник...

(Ангелина Павловна молчит. Светлана переминается с ноги на ногу, не зная, как продолжить разговор).

СВЕТЛАНА (обращаясь к Славику). А ты плавать-то научился, герой? (Пытается погладить Славика по голове).
СЛАВИК. Нет. У меня теперь другая мечта, тетя. Я учиться хочу, в медучилище поступать буду. За бабушкой же нужно кому-то ухаживать. У нее, кроме меня, никого нет. А днем еще медбратом в больнице на полставки подрабатывать пойду. И практика, и копейка - в семейный бюджет. У буси моей пенсия маленькая. Едва на лекарства хватает.

(Светлана стоит, разинув рот и вытаращив глаза).

СВЕТЛАНА. Мо-молодец, Ко... Ко..., мальчик. (Пауза).
(Хлопает себя по лбу и обращается к Ангелине Павловне). Вот как раз об этом я и хотела поговорить с Вами, Алевтина Пална.
(Далее сухо, официально). Надо немедленно привлечь общественность к вашей проблеме. Я уже говорила с руководством – они не возражают. Тема интересная, злободневная. Зарубежом вопросы с особенными детьми успешно решают. А у нас... В общем, я Вам с ребенком на завтра пропуска на студию заказала. (Пауза). Что же Вы молчите?!
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Поздно, Света. Поздно. Да и куда мне... с моими ногами... на телевидение ...
СВЕТЛАНА. Да это как раз то, что нужно! Для большего эффекта! Телезрители обожают душещипа...эээ... подобные истории.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (с горькой усмешкой). Мда...
СВЕТЛАНА (обращаясь к Славику). Детка, хочешь на телевидение...? Ну в телевизор... Понимаешь? На съемку...вместе с бабушкой попасть, а? Интересно будет... (делает Славику козу).
СЛАВИК. Ну... не знаю...
СВЕТЛАНА (с воодушевлением). Соглашайтесь. Соглашайтесь.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Славик, поди... побегай детка...
СЛАВИК (капризно). Не пойду! Я в телевизор хочу...
СВЕТЛАНА. Вот и правильно, пусть послушает. (Фальшиво). Он уже большой..., бабушкин помощник! (Пауза).
Так вот. Я в сценарии решила еще такой ... ну как-бы ход... что ли сделать... Глядя на Вас обоих и как бы растрогавшись..., сделаю заявление, что сама хочу мол «солнечного» ребенка тоже на воспитание взять... Мой муж так мечтает о детях. А я не могу..., понимаете ли, в моем возрасте... ну Вы сами понимаете... Как Вам такая идейка?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (резко). Славик, пойди... побегай детка...
СЛАВИК (решительно). Нет! Я тут останусь! (топает ногой).
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Да пошла ты... Знаешь куда? От своей дочки отказалась, значит, а чужого ребенка... для виду..., чтобы мужа вернуть и людей разжалобить...
СВЕТЛАНА (опешив). А откуда Вы...?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Шило в мешке не утаишь, Света.
СВЕТЛАНА. Ах, ты старая... (подходит к инвалидному креслу почти вплотную, сжав кулаки).

(Славик бросается между двумя женщинами, растопыривает руки и закрывает собой бабушку).

СВЕТЛАНА (злобно). Тоже мне защитник нашелся! Дебил!
СЛАВИК. Уходи! Уходи отсюда. Слышишь?! А то... (нагибается и берет с земли камень).
СВЕТЛАНА. Ну, как знаете. Я же для Вас стараюсь. Сами же просили... И без Вас обойдемся... Других дураков найдем. (Уходит и по пути бормочет). Никакой благодарности... Такому убить – раз плюнуть! И в тюрьму не посадят...

(Неожиданно на выходе сталкивается с Анной, идущей прямиком к скамейке. Анна - в просторном платье, едва прикрывающем огромный живот).

СВЕТЛАНА (задевает молодую женщину плечом. Не глядя). Извините. (Идет дальше). В специнтернат его надо... для малолетних преступников, а ее..., ее - в дом престарелых... (Вдруг останавливается, оборачивается и узнает Анну). – Вот, стерва... (уходит за кулисы). Чтоб тебе...

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА и СЛАВИК (машут руками, радостно, вместе). Аня! Аня!
АННА (переваливаясь, как уточка, подходит к скамейке). Здравствуйте-здравствуйте.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А у тебя, я вижу, пополнение в семействе ожидается, Анечка?
АННА (поглаживая себя по животу). Да. Двойняшки. Мальчик и девочка.
СЛАВИК. Ура! Я скоро большууую коляску катать буду! Дадите?
(Анна смеется).
АННА. Как же от такого славного помощника отказаться?
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Славик, пойди, покатайся на качелях. Мне с тетей Аней переговорить нужно. Только смотри осторожно - не упади.
СЛАВИК (капризно). Ну, Ба... Я же уже большой...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА (строго). Славик! Кому сказала...

(Славик убегает. Появляется Вадим с двумя сумками, полными продуктов).

ВАДИМ (запыхавшись). Анюта, ты что, на крыльях летаешь? Я за тобой с сумками не поспеваю. Присядь – передохни. В твоем положении нельзя так бегать. (Ангелине Павловне). Здрастье. Не возражаете, если я Вам свою жену на пять минут вместе с сумками тут оставлю? Присмотрите? А я на рынок за живыми витаминчиками сбегаю.

 (Не дождавшись ответа, усаживает Анну на скамейку, чмокает в щеку и стремительно убегает).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А я, знаешь, верила, что твой вернется... Должна же быть у мужика совесть...
АННА (с грустью). Мы с Семеном развелись полгода назад. Он как узнал... Только его и видели...
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. А этот? (кивает в сторону ушедшего Вадима).
АННА. Просто... просто хороший человек.
АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Ааа. Ну, желаю тебе счастья, девочка. (Зовет Славика). Славик! Пойдем домой! Обедать пора.

(Славик возвращается, медленно катит коляску к выходу. Ангелина Павловна оборачивается).

АНГЕЛИНА ПАВЛОВНА. Аня! Я забыла спросить...! Ты анализы делала?
АННА (вслед). Нет! Не делала!

(Анна, оставшись одна).
АННА. А зачем нам анализы? (Поглаживая себя по животу). Правда, Машенька? Правда, Мишенька? (Пауза). Ой! да не толкайтесь Вы так...! Солнышки мои...

ГОЛОС за сценой. Кто сказал, что Ангелы не существуют? (пауза). Просто на Земле их называют «Мама».


Август 2022


Рецензии
Лидия, здравствуйте!
Читая несколько раз споткнулся. Сразу обозначу…
«АННА – молодая привлекательная женщина, студентка-первокурсница» - может убрать «первокурсница»?
В первой картине есть небольшая опечатка.
Завязка интригует, но на мой взгляд было бы более ярко, если бы Ангелина Павловна подняла куклу из коляски… И если кукла, кто звуки издавал?!
Это только мое субъективное.
В пятой картине от автора вместо Ангелина Павловна «Алевтина Павловна».

Общее впечатление – замечательное, трогательное, душевное произведение. На примере видимого героя «Славика» и отсутствующих «солнечных» деток Вы раскрыли проблему, от которой не отвернуться и не уйти в нашей жизни. И кто сказал «больные», просто они необычные… Но умные, отзывчивые…
Окружение этих деток в пьесе, как в жизни – разношерстное. Кто-то молчит, кто-то обходит, кто-то отвергает, а кто-то живет рядом, делится и учит, радуясь каждой минуте.
Спасибо Вам, что не оказались в стороне этой проблемы и обратили на нее наше внимание.
Надеюсь сцена вдохнет в пьесу новые краски и заставит зрителя посмотреть вокруг себя с желанием помочь и «солнечным» деткам и их родителям.

С уважением,

Владимир Войновский   25.09.2022 19:48     Заявить о нарушении
Добрый день, Владимир,
Спасибо за ваш благоприятный отзыв, высокую оценку и замечания.
Безусловно, я буду смотреть,учитывать все замечания и редактировать. Для этого и выкладываю. Все еще будет многократно обсуждаться и уточняться с будущим режиссером постановки.
1.Студентка- первокурсница - хотела подчеркнуть юный возраст главной героини. Т.к. "солнечные дети" по печальной статистике появляются у молодых мам и женщин старше 40 лет из-за случайного генетического сбоя.
2. Насчет поднятия куклы. Я хотела сохранить интригу для зрителя - глубина несчастья раскрывается и становится понятным во 2-й картине. Ангелина Павловна сразу понимает, что ребенок неживой, но удивлена и не понимает причину, почему молодая женщина изображает маму и обманывает..., поэтому разрешает внуку покатать коляску и т.п. А пищит как раз внук Славик, который ушиб палец.

3. Насчет Ангелины/Алевтины в пятой картине проверю, возможно опечатка. По ходу пьесы диктор телевидения Светлана, которая сама отказалась от "солнечного ребенка" постоянно нарочито ошибается, чтобы подчеркнуть свое безразличие к проблеме и скрыть свое отношение.

Еще раз огромное спасибо за ваше неравнодушие.
С уважением,

Лидия Гладышевская   26.09.2022 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.