29. Человек второго ряда

«Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся…»
Б. Окуджава

Рассматривая групповую фотографию сотрудников Смоленского музея, обращает на себя внимание человек в центре второго ряда.
Страдальческое выражение  лица то ли мальчика, то ли старичка почему - то сразу вызывает неподдельный интерес и сочувствие к нему.
Знакомьтесь, - художник Александр Мишонов.

Впервые это имя я услышала от своей тетушки, что некий Мишонов  подарил моему деду, свою картину «Уборка урожая в Талашкино»  за просто так, по дружбе.
В это легко верилось, так как они были из одного социального страта, почти ровесниками и работали  в 30 –х годах в Смоленской картинной галерее имени Н.К. Крупской (музей Русская старина).
Дед был дворником – истопником, в распоряжении которого был бабушкин подвальчик с солеными огурчиками и грибочками.

Какова же история становления художника А. Мишонова?

1. Точка отсчета

Начало ХХ века. Страна в ожидании радикальных реформ.
Инициатором их стал Петр Аркадьевич Столыпин (с 1906 года Премьер – министр правительства с сохранением поста Министра внутренних дел).
Одним из условий модернизации страны  он считал  достижение всеобщей грамотности.
М.К. Тенишева одна из первых стала воплощать  идеи П. А. Столыпина на практике.
В ее образцовой сельскохозяйственной школе  готовились ученики для самостоятельного  ведения хозяйства.
Там, помимо общего образования, учили ремёслам и основам эстетики.

2. Детство Мишонова

«Золото, смирна и ладан –
Вещие наши дары.
Что в них сокрыто - не надо
Знать никому до поры!
Божья ли это награда,
Рай или, может быть, ад...
Золото, смирна и ладан
У колыбельки лежат...»   Ю. Тихонов

Сашка родился 29 августа 1883 года в Смоленске.
Его отец Павел  служил  поваром в имении.  Умер рано, когда сыну было немногим более одного года.
Мать  мальчика работала прачкой  на железной дороге при вокзале.
Тяжелая работа и условия жизни подорвали  здоровье.
Сначала ее поместили в больницу, а потом в богадельню в селе Стабна, вместе с малолетним сыном.
Там Саша окончил церковно-приходскую школу.
Исправник (начальник уездной полиции), посещавший богадельню, определил его в Сожинскую двухклассную школу.
Мать вскоре умерла, и через четыре месяца, в 1889 году, девятилетний Сашка был принят в Талашкинскую сельскохозяйственную школу, при которой  он и жил.

Из воспоминаний М.К.Тенишевой.
«…Сирота, плохенький, неразговорчивый (мальчик очень заикался - прим. Авт.), все больше исподлобья смотрит.
Он мало обещал. Так и жил он у меня маленький да плохенький.
Раз прибегает ко мне Завьялов (управляющий школы):
-Мишонов пропал. Так в одной рубахе и ушел...
Я в ужасе, чуть не плачу. Каждый из этих плохеньких был дорог мне, как свой.
Умоляю Завьялова поехать на поиски.
Узнаем, что Мишонов добрался до Смоленска, живет у богомаза.
Я успокоилась, решила ждать.

Прошло два месяца.
Говорят мне: "Мишонов в школу вернулся". Управляющий не принимает, велит ко мне идти, что скажу.
Пришел с повинной, хмурый такой, грязный, волоса дыбом, в глаза не глядит.
-Ну что, Мишонов?
-Возьмите меня назад...
-Зачем же ты уходил?
-Хочу быть художником...
-Что же ты там не остался?-
-Да нет, нехорошо...
-Научился, что ли, у богомаза художеству?
-Нет...
-А что же там делал два месяца?
-Дрова колол...

Тут мы помирились, блудный сын возвратился», - заканчивает свои воспоминания о Мишонове княгиня.
В 1899 году шестнадцатилетний Саша Мишонов оканчивает школу с похвальным листом.
За проявленные при обучении способности он был принят в Талашкинские художественные мастерские.

3. Когда ученик готов, приходит Учитель

По совету М.А. Врубеля М.К. Тенишева приглашает к себе в усадьбу Сергея Васильевича Малютина - художника необыкновенно яркого дарования, живописца, иллюстратора пушкинских сказок, создателя русской матрёшки.
И.Е. Репин писал, что «его (Малютина) широкая манера в живописи – единственная,  и он мечтает, что ему посчастливится быть написанным его сочными кистями…»
Весной 1900 года Малютин вместе с семьёй переезжает в имение княгини.
Уже зимой они жили в бревенчатом доме в два этажа (дом, к сожалению, не сохранился).
Сергей Васильевич руководит художественными мастерскими.
Он берет за основу образцы народного искусства. Его заслуженно считают основателем оригинального стиля - русского модерна, особенно в декоративно – прикладном  искусстве.
Малютин был,  как говорится,  педагогом от Бога.
Немногословен, он пользовался странными оборотами речи, но ребята  отлично понимали своего учителя.
Уметь найти тон простого и доверительного разговора с  учениками, - редкий и ценный дар во все времена.
Для многих своих учеников он стал кумиром.
Малютин и Мишонов в керамической мастерской. Фото в конце статьи.

Отношения Малютина и Тенишевой  поначалу складывались хорошо. Она высоко ценила его талант, он же - ее вкус и опыт.
Однако  некоторые особенности  личности Сергея Васильевича княгиню порой просто шокировали.
Реалии жизни столкнулись с  ее идеальным детским представлением о художниках как о небожителях,  и у Марии Клавдиевны возник, так называемый, «когнитивный диссонанс».   
Позже  непонимание переросло в неприятие,  и наметился разрыв.

Когда  Малютину поступило предложение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества,  он его незамедлительно принял.
Сергей Васильевич преподавал в училище двадцать лет.
А в 1914 году ему было присвоено звание академика.
Уезжая в Москву, Малютин подарил Александру фотографию  своей картины «Автопортрет в шубе» с надписью:
«Талантливому ученику А. Мишонову на добрую память. Талашкино. Сентябрь 1903. С. Малютин».
Ответ последовал незамедлительно.
В письме двадцатилетнего юноши Мишонова  Малютину звучат  по-детски  трогательные нотки:

«Сергей Васильевич!
Ведь Вы мой первый и главный учитель.
Через Вас я впервые и на всю жизнь полюбил живопись, самый процесс работы, полюбил «тесто», краски, это я помню Ваше выражение.
Жалко только, что мало мне пришлось поработать под вашим руководством.
Теперь же я счастлив, имея перед собой ваши этюды: они мне будут давать безмолвный, но красочный совет…
Именно вы передали и внушили эту любовь к живописи.
У меня всегда на столе стоит  подаренная вами фотография с вашего автопортрета, который вы писали в доме Абашевой, мимо которого я каждый день хожу…
Вспоминаю, как вы жили наверху. Помню картину «Куликово поле», на фоне которой вы написали себя…»

Узнав, как бережно ученик хранит его фотографию, Малютин отослал ему другой автопортрет с надписью:
«Искусство и только искусство — верная радость жизни». Так было и так будет вовеки».
Эта «верная радость» сопровождала Мишонова всю его жизнь.

4. «Само стоянье человека, залог величия его» А.С. Пушкин

Прошло время. Теперь  Александр Павлович уже работал как профессиональный художник.
Ему поручалось выполнение самостоятельных творческих работ.
Непродолжительное время Мишонов учился в Москве в Строгановском училище.
Там,  молодым людям, посвящающим себя разного рода ремёслам, «предоставлялась  возможность приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство».

Но Александр не смог его окончить. В 1905 году его забрали в солдаты.
Прослужил он всего 6 месяцев и был   комиссован по состоянию здоровья.

Получи Мишонов  систематическое образование, возможно, это позволило бы  ему иметь свой индивидуальный почерк в живописи.
Критики признавали его работы талантливыми, но всегда отмечали наличие неизменного «малютинского» стиля.
Увы, но ученик не превзошел  своего учителя.

5. Париж, Париж

Однажды в разговоре с княгиней Александр  признался, что мечтает «о возможности подучиться, как о недосягаемом блаженстве».
Княгиня пригласила его в Париж.

Из  писем Ольги Безанкур  мы узнаем некоторые подробности  жизни Мишонова в Париже.
"Как же Тенишева  с ним нянчилась!  Одела его, даже лично  ездила в магазины.
Ходила по музеям, часами растолковывала тонкости разных школ.
Поместила его в Academie Julian, заплатив вперёд за шесть месяцев.
Каждый день кухарка укладывала ему завтрак: бутерброды и ; бутылки белого вина.
А он,  возьми, да через 2 месяца (сам Мишонов утверждал, что пробыл в Париже около года)  и заяви, что не может дольше и непременно хочет назад, в Россию".

Не ведала Тенишева  причину бегства юноши из Парижа в Смоленск.
Двадцатипятилетний Саша,  полюбил молодую красивую девушку и очень страдал в разлуке.
Она была дочерью пастуха.
Во время волнений 1905 года эта юная революционерка разбрасывала прокламации, за что была лишена возможности учиться дальше в школе Тенишевой.
Ее отца уволили, а всю семью выселили из Талашкина.

Кстати, впоследствии Александр женился на ней, и у супругов родилась дочь.

В Париже, накануне отъезда в Смоленск, была устроена выставка работ Талашкинских  мастеров.
В числе других были показаны и произведения А. П. Мишонова.
Художник представил ряд игрушек – зверей, разбирающихся на составные части, «сделанные с большим чувством синтеза формы», - писали критики.

Сохранилось  письмо Тенишевой,  написанное Александру в 1908 году.

«Благодарю Вас, Мишонов, за поздравление  и за то, как оно было выражено. Это мне доставило большое удовольствие.
Наша выставка очень удалась, и вашей работой любовались.
Поздравляю вас и Лампочку (жену) с Новым годом (1909) и с новорожденной».

Стоит только удивляться великому терпению Марии Клавдиевны.
Но художники таковы, какие они есть.

Да, меценатство – это благородная социальная «болезнь» с осложнениями.
Почему же неблагодарны одариваемые?
Почему постоянно звучит фальшивая струна в отношениях между богатыми меценатами и бедными художниками?

Ответ, вероятно, сокрыт в самой ментальности нашего народа.
В Европе и в Америке материальное благополучие считалось, да и считается,  признаком богоугодности человека.
В России, в душе русского человека,  присутствует не вытравляемое чувство неправды больших денег.
Бедность у нас привыкли не считать пороком.

6. А жизнь продолжается

С 1911  по 1919  А. Мишонов работает в Москве и в Сергиевом Посаде с Малютиным мастером по столярному делу, впоследствии  инструктором - преподавателем.
С 1919 по 1923 остается без постоянной работы, состоит на бирже труда.
Некоторое время трудится в Смоленской Государственной Промышленной мастерской в качестве художника, преподает резьбу и живопись.
В 1925 поступает научным сотрудником в Смоленскую Картинную галерею, где и проработал в разных ипостасях до конца своих дней.

На выставках Смоленского товарищества художников он показывал портреты, пейзажи и жанровые композиции.
Ряд работ Мишонова, в том числе живописных, ныне хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике («Автопортрет», «Портрет девочки», «Портрет Н.К. Крупской»).
В экспозиции «Теремка» можно видеть превосходный карандашный портрет художника А. А. Куренного - руководителя Рисовальной школы, ученика И.Е. Репина, а также несколько декоративных изделий.

Александр Павлович был не только художником, но и собирателем картин.
В 1930 году он передает в дар Смоленскому музею жанровую работу С.В. Малютина «Дойка коровы».
Автору статьи удалось отыскать эту картину на сайте у филокартистов (коллекционеров открыток), напечатанную в издательстве «Советский художник», но она называется «Доит корову».(?)

Исследователи считают, что все поступления произведений С.В. Малютина в Смоленский музей  связаны с собирательской деятельностью А.П. Мишонова.

Всю жизнь не прерывалась  творческая связь двух художников.
История знает много примеров высокой дружбы. Но возможна ли вообще дружба между художниками?
 
Психологи  считает, что возможна: в одном случае  как «дружба-соперничество», в другом  как «лидер и ведомый» или  наставник и ученик.

Дружеские отношения между Малютиным и Мишоновым в творчестве строились,  очевидно,  по типу  «лидер и ведомый».
Не зная подробно биографий  художников, можно этим и ограничиться.

Но человеческое взаимопонимание возникает не только и, даже не столько, на профессиональной основе, сколько на всей  предыдущей жизни.

Вот тому подтверждение:
-оба художника приблизительно из одного социального слоя.
-каждому из них довелось испить чашу горькой сиротской доли, возможно, по этой причине они с особым трепетом  относились к своим семьям, детям.
-оба получили Божественный дар художников.
-на жизненном пути каждого встретились люди, которые помогли раскрыться  их таланту.
-они признавали и уважали друг друга как личности, не придавая значения мелочам во взаимоотношениях.

Учитель без ученика – не учитель, а ученик всегда нуждается в друге - наставнике.
Например, в резьбе по дереву, фантазии Малютина могла воплотить  только «золотая рука» Мишонова.

Короче говоря, им просто повезло: А.В. Малютину досталось  больше славы, возможно, в силу большего таланта и должного образования.
А.П. Мишонов смиренно преклонил колени перед гением учителя.

Несмотря на более чем двадцатилетнюю разницу в возрасте судьба распорядилась так, что оба художника  ушли из жизни в одном приснопамятном 1937 году.

P.S.  Так Пегас или кобыла?
 
Посещая  музей «Русская старина», я надеялась увидеть шедевры талашкинских мастеров, и в том числе  работы Александра Павловича Мишонова.
В вестибюле нагромождение  каких – то кулис. Спросила у смотрителей: « Что  сокрыто под пыльным покрывалом при входе? ».
Они активно стали спорить друг с другом: кобыла с жеребенком или Пегас. Интрига не разрешилась.


Покидая   здание, оглянулась,  не веря в реальность всего увиденного.
Но нет,  - все реально: над входом картуш – Русская старина и мраморная памятная доска.
...
Передавая в дар свой музей «Русская старина» с уникальной коллекцией,  Мария Клавдиевна Тенишева обращалась к нам, ныне живущим:

« Придите и владейте, мудрые…
Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского».

 


Рецензии