Сидовар

     В 1890 году 25-летний этнограф Николай Харузин в своей книге «Русские лопари», рассуждая о культе сейдов, упоминает, что в районе Чалмозера есть старинное капище, куда лопари пригоняли оленей или овец в виде пожертвования, привязывая их возле сейда на тундре Сидовар. Они кричали «... дай такую-то погоду - и божество им помогало, давая по желанию хорошую или дурную погоду... Предание гласит, что в случае нашествия чуди, более всего сюда обращались...». На современных картах этого топонимического (сид - сейд, вар - гора) словосочетания нет, поэтому предположим, что мы просто не знаем, где его искать.
     Факт для истории района интересный, но подтвердить это место реально трудно. Хотя в районе реки Быстрица (правый приток реки Ваинги, впадающей в Верхнее Чалмозеро) в наше время один из ковдорчан столкнулся с необычным явлением. Он наблюдал там Йети. Волосатый гоминид, которого в народе называют снежным человеком, неожиданно растворился. А вот огромный каменный куб, стоящий на круглых камнях, остался на месте. Мужчина подошел к нему, прикоснулся  ладонью и тот покачнулся.
     Не менее поразительным ему показалась растительность под камнем. Приглядевшись, понял, что это многочисленные замшелые оленьи рога, вросшие в землю. Именно таким подношением благодарили дух местное население за исполнение их просьбы.
     Навряд ли это были бабинские саами, у них существовали свои духи. Один из них обитал в особо популярном сейде Кихкер на острове Ёрм. Именно оттуда в 30-х годах прошлого столетия слышали краеведы-ученые кикование: бой ударов в бубен и крики шаманов, проводивших обряд. И именно к ним жители обращались за помощью. Кстати, на современной карте этот сейд обозначен.

     Бабинский погост был ликвидирован в 1936 году. Но до сих пор остатки саамских могил можно встретить почти в двух километрах от поселка Уполокша.  К сожалению, они были разрыты «любителем древностей» из Полярных Зорь. Фамилию уполокшане  называть не стали, но добавили, что за осквернение кладбища тот поплатился. Такая слава никому не нужна.
     Зато к Сидовару сподручнее все было обращаться гирвасским лопарям. По преданиям  жервователей и пояснению Харузина «все возвращалось в изобилии, множились у них и олени, и овцы, и лов шел удачнее».
     Гирвасские выселки тоже попали под ликвидацию неперспективных населенных пунктов. Сегодня там можно встретить только избушки рыбаков. Матрена Ивановна Соткоярви из села Ёна рассказывала, что утром выходила в путь, а к вечеру добиралась к родителям, которые жили в районе озера Гирвас: «Ой девчата, как помирать буду еще что-то вам такое расскажу...», - отвечала на наши вопросы она.
     Расстояние между озером Гирвас и озеро Бабино напрямую только по известным тропам местных жителей нужно было пройти около 80 км пешком. Выносливая бабушка была. Только вот не успела она нам открыть свою тайну. Воры забрались в её квартиру и расстреляли в упор, прихватив с собой видеомагнитофон.
     А в районе озера Гирвас есть еще несколько сейдов ближе к речке Быстрица и Комсозеру. Если рассматривать карту распределения радиоактивности, то там чаще всего обнаруживаются сейды. Видимо поэтому в зимнее время каменная поверхность их теплее, чем окружающее пространство.
     И еще один момент упоминает Харузин в своей книге - Божья гора. Поиски на карте закончились неудачей. Правда один из местных жителей рассказал, что, якобы, в Лапландском заповеднике есть Солнце-гора, с какой стороны не подойди ото всюду солнце видно.


Рецензии