Аркадий Северный

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ».


Об Аркадии Северном (Звездине) я могу сказать очень многое. Вся моя жизнь тесно связана с этим человеком. Самое главное, что я буду утверждать – этот шансонье представляет золотой голос России, воистину, не какой-то там  Басков с тефлоновым покрытием, а именно уникальный этот человек Аркаша! Его голос необычайно силён и душевен, сама мужская Россия на всех её социальных уровнях поёт голосом Аркаши, поёт, пела и будет петь! Никто из шансонье даже близко не стоит к нему, он феноменален и не досягаем ни для какого сравнения.
Собиратель «дворового» фольклора, он с заметной насмешкой относился к блатной песне, обладая поразительным чувством юмора. Но страдающая душа человека для него священна, будь этот человек заключённый, обманутый или влюблённый!
Мне говорили, что у этого великого нарушено элементарное чувство ритма. Какое там чувство ритма, когда сам ветер дует в его песнях, когда сама душа плачет, когда сам дух ликует! Поразительна его песня «Ветер» - слёзы текут!

У Аркадия Дмитриевича были дружки, с которыми он пел, записывал и пил, пил до наркологии и психушки, а был друг, наверное, единственный – Владимир Роменский, поэт, писавший ему хорошие тексты и искренне любивший Аркашу, скоро ушедший за ним, как собака за хозяином.  Огромное положительное влияние  на него оказал коллега его, банжист и певец Николай Иванович Жемчужный.

Северный оставил после себя множество так называемых концертов – сэйшенных записей с крайне небольшим числом зрителей, как сейчас бы сказали – «студийных альбомов». Но в основном, как целое, как произведения, эти концерты не заслуживают большого внимания, за исключением нескольких удивительных «событий» в мире мировой музыки. Это – Первый концерт с ансамблем «Братьев Жемчужных» 1975 года, все песни на котором, во главе со знаменитыми «Мишками», отменны, уникальны, исполнены и записаны блестяще. Это -  концерт «Колода карт» с ансамблем «Чайка» 1978 года с удивительной, великой песней «Ну приснись же мне, милая девочка». Наконец, это известный каждому школьнику Тихорецкий концерт с группой «Магаданские братья», получившей здесь название «Встреча», 1978 года. Жестокий романс «Чёрная роза», который в юности пела моя бабушка-крымчанка, потрясает до дрожи!

Умер Аркадий первым  в ряду великих певцов високосного воьсмидесятого, а  в день десятилетия этого скорбного события в 1990 году я, по  иронии судьбы, потерял девственность, стал мужчиной. Это – уже как бы зачало мемуарной части моей статьи.

Песни Аркаши звучали у нас с самого моего детства. В сентябре 1983 года, решив с приятелем создать свой ансамбль, мы придумали ему название «ПАС» («Памяти Аркадия Северного»), никогда прежде и не слышав фамилии «Розенбаум». С «ПАСом» я пришёл в Песню в свои 14 лет.
В 1990 я стал другом известного коллекционера, прекрасного барда Сергея Лепёшкина, имевшего огромную фонотеку Северного, контактировавшего как с Жемчужными и другими «соучастниками», так и с его дочерью Наташей.
С этой хорошей девушкой я познакомился в декабре 1991, когда с оказией в Питере выполнил просьбу Лепёшкина и приехал к ней на Таллинскую со своим приятелем Виноградовым, у отца которого, писателя Юрия Стрехнина, мы остановились в писательском  доме отдыха в Комарово.
Мы были у Северного дома, Наташа повезла нас в Крематорий на могилу отца, мы переписывались с ней по её инициативе месяца три после этого. Это был «роман в письмах», она царапалась, как кошка. Печально кончилась наша «дружба» в ноябре 1992 года, но я всю оставшуюся  жизнь с благодарностью и благоговением вспоминал Наташу Звездину, как святыню хранил её письма и молился за неё.
Вот так я знаю Северного «не понаслышке».

В заключении я приведу слова песни моего любимого барда и поэта Александра Смогула, посвящённой памяти Аркадия Северного.

«Блатняк согреет кровь
В любые времена,
Он не соврёт и западло не спляшет.
Какие б ни взошли
Другие имена –
Болит душа о Северном Аркаше.

Аркаша, дорогой,
Меж нами пролегла
Такая даль, что грех не завернуться.
Мы встретились с тобой
За краюшком стола,
Чтоб пригубить и сразу разминуться.

Ползёт через судьбу
Столыпинский вагон,
И жизнь пустыми зенками вращает.
Но в памяти живёт
Твой хриплый баритон
И нам тепло и веру обещает.


А. Михаил. 22 августа 2022 года.


Рецензии