Бабушка Алина. Герб Равич

         После смерти Папы, я очень часто ездила к нему на кладбище. Мы всегда разговариваем на, только нам понятном, языке. Чаще это не какие-то конкретные слова. Я чувствую, доволен Папа или не доволен, одобряет или не одобряет. Я чувствую его настроение.
         Однажды я приехала не просто побыть рядом, а попросить о помощи. Я стояла на могиле Отца и говорила ему мысленно: "Папа, это конец. Ты знаешь, я никогда не опускала руки, никогда не сдавалась, но это тупик. Тут нет вариантов".
         Я оказалась в эпицентре, длившейся многие годы, драмы. Попытки моего мужа выйти из этой драмы, закончились многомилионными долгами, разборками с бандитами и правоохранительными органами. На нас делали ставки и шантажировали угрозами медленной мучительной смерти под пытками для видео на продажу.
         Дело было даже не в том, что я устала. Нет. Просто я сделала всё, что могла и не помогло.
         После того, как я сказала всё мысленно Папе, почувствовала, что он отвечает мне: "Вспомни слова нашего герба". После паузы в замешательстве от охватившего меня удивления и надежды, я вспомнила слова нашего герба: "Умение с честью выходить из безвыходных ситуаций".
         Почему я люблю читать биографии известных личностей в ущерб художественной литературе? Потому что реальная жизнь изощрённей самой бурной писательской фантазии. Ситуация разрешилась в мою пользу таким образом, какой я никогда в жизни не смогла бы вообразить.

         В золотом (иногда синем или красном) поле идущий вправо черный медведь; на нём сидит дева с распущенными волосами и распростёртыми наподобие креста руками. На деве красное (синее или серебряное) платье, оставляющее руки открытыми до локтя, и корона. Выше изображаются шлем, корона и два оленьих рога, между которыми виден стоящий на задних лапах, выходящий до половины черный медведь; левая передняя лапа опущена, в правой он держит розу.

        Старейшие изображения герба (XIV—XV вв.) значительно отличаются друг от друга: используются разные цвета поля и платья девушки, варьируется её положение относительно зверя. Иногда деву изображают стоящей перед медведем или около него. Встречается вариант, в котором стоящий на задних лапах медведь обнимает деву одной или двумя лапами. Впоследствии изображение девы, сидящей на спине идущего медведя, стало доминирующим в польской геральдике.

        Герб Равич иллюстрирует старинную легенду, которую воспроизводят в своих гербовниках наиболее ранние и известные польские геральдики — Бартош Папроцкий (XVI в.) и Симон Окольский (XVII в.). Один из английских королей умер, не оставив надлежащим образом оформленного завещания, и волю свою объявил с того света. Оставил своему сыну корону и недвижимое имущество, а дочери — все движимое имущество. По наущению советников, принц решил формально исполнить волю отца и велел запустить черного медведя — несомненно, являвшегося движимым имуществом короны — в опочивальню принцессы. В случае смерти принцессы, казавшейся неизбежной, исполнялась воля короля и наглядно демонстрировалась неспособность принцессы управлять движимым имуществом. Однако девушка не только укротила зверя, но даже выехала верхом на нём из своих покоев, воздев руки к небу и взывая к справедливости. Брат, увидев, что правда и силы неба на стороне сестры, попросил у неё прощения и выдал замуж за князя лотарингского со всем причитавшемся ей имуществом. Впоследствии сыновья принцессы, оставив в герцогстве своего старшего брата, разъехались по Европе. Смысл герба — способность Равичей с честью выходить из тяжелых испытаний, «превращение Конфузии в Викторию».

      На фотографии разворот гербовника Симона Окольского «Orbis Poloni» (1642) с главой о гербе Равич или Вршин, основанном в Польше моими Предками.


Рецензии