Дороги жизни Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ДОРОГИ ЖИЗНИ
ОЧЕРК

      У нас в России только сейчас стали ценить малоэтажную застройку в городах и отдельные частные дома и коттеджи в пригородах.
        В советское время городское жилье все было многоэтажным (и государственным разумеется), а за городом располагались только деревянные дачи для летнего отдыха.   
         В городе было жить неизмеримо удобнее и комфортнее - все удобства (водопровод, горячая вода, газовая плита и так далее), доступная и относительно качественная медицинская помощь, обилие хорошо снабжаемых товарами городских магазинов, учебные заведения, большой выбор в плане хорошего трудоустройства.
                И все советские жители рвались в города и ценили городскую жизнь. Просторная квартира в многоэтажном доме в Москве или Ленинграде была верхом мечтаний советских граждан о своем жилье.
                Совсем не так было на «гнилом Западе». Там ценились почти весь ХХ век только частные отдельные дома, коттеджи и виллы.
                Я помню, что осенью 1991-го года как раз вскоре после неудавшегося путча сторонников возрождения разваливавшейся советской государственности я был в Англии и в Оксфорде.
                Меня пригласила в Англию семья исследователя Древней Руси и  старого эмигранта Николая Ефремовича Андреева, о котором я написал научно-биографический очерк в «Трудах Отдела Древнерусского Литературы» Пушкинского Дома, издававшегося под редакцией академика Д.С Лихачева.
                Очерк был очень удачным. Лучшим из всего написанного о Н.Е. Андрееве - как сообщала мне его дочь. И признательная семья исследователя пригласила меня и в Англию и в Оксфорд где я пробыл тогда около двух месяцев.
              Так вот однажды когда я вечером беседовал с дочерью Н.Е. Андреева и ее подругой в апартаментах этой молодой дамы Кэтрин Андреев в Оксфордском Тринити-Коллеже ее подруга спросила меня - где я живу, в своем доме или в квартире?
             Я был молод. Впервые попал тогда на Запад и с простодушием отвечал - живу я в очень хорошем районе Ленинграда у замечательного парка Сосновка в квартире на девятом этаже.
                И к моему большому удивлению обе молодые дамы посмотрели на меня с явным и плохо скрываемым сожалением - как будто я живу в подворотне или в дворницкой в тесном сыром полуподвале.
                Мне казалось тогда что зря я им не объяснил, что квартира наша просторная, светлая, с видом на живописный сосновый парк, с настоящим пляжем на большом песчаном карьере с ключевой водой совсем рядом с домом…
                Это ведь была квартира полученная моим отцом за заслуги в науке когда он был Директором Ленинградского Института истории в течение двух десятилетий. И в нашем доме, ведомственно принадлежавшем Академии Наук, жили известные ученые и академики.
                Напрасно все! Для молодых англичанок из образованной среды людей среднего достатка жизнь в многоквартирном доме (тем более на высоком девятом этаже!) - это само по себе несчастье, признак фатальной неблагоустроенности и позорной бедности.
                Для англичан жить в многоквартирном доме - не только непрестижно, но есть призрак катастрофического убожества твоей жизни.
                Пожив немного в Оксфорде я это и сам понял.
                Жаль что встречался я с  этими англичанками в один из первых дней своего пребывания в Англии когда я в специфике английской жизни и ее реальных ценностях еще совсем не разобрался.
               Но я и сейчас считаю фетишем стремление жить именно в своем отдельном частном доме. Что в этом особенно хорошего?
                За частным домом и всеми его системами  отопления и прочими городского типа удобствами требуется постоянный уход.
                Наконец и личная безопасность в частном доме страдает. Какие ни ставь высокие заборы с сигнализацией - ворам и бандитам проще забраться в отдельно стоящий частный дом чем в квартиру многоэтажного дома где рядом есть другие жильцы дома, где имеется домофон и где стоят теперь обычно мощные металлические двери при входе в квартиры.
                Кроме того, в России же холодно. И в наши злые морозные зимы одного электрического камина в доме будет недостаточно для его обогрева.
                И далеко не всегда природа, окружающая твой частный дом, вызывает восхищение. Красивых мест, созданных самой природой, всюду в мире не так много. А в городах власти озабочены созданием парковых зон и общим благоустройством. Это облагораживает и украшает жизнь.
                Впрочем, высоченные дома в наших мегаполисах (в Москве и отчасти в Петербурге в первую очередь) не вдохновляют и меня. Если в твоем доме более тридцати этажей и сам ты живешь выше двадцатого или даже пятнадцатого этажа -  это неприятно. Психологически неприятно и тревожно по сути!
               Человек же - не птица. Есть скалолазы и есть альпинисты которые не реагируют на огромные высоты. Но таких людей в целом мало.                Большинству людей неприятно находиться очень высоко над землей. А тем более и постоянно жить на такой высоте.
              С годами я стал это остро чувствовать. И теперь я ценю, что с 1995-го живу в пятиэтажке на четверном всего лишь этаже. А не на девятом этаже как было когда-то.
               Мой нынешний район - бывший дачный пригород старого Петербурга рядом с Черной Речкой где некогда произошла и трагическая дуэль Пушкина с Дантесом, оборвавшая жизнь нашего великого поэта.
                Во времена Хрущева, на рубеже 1960-х годов, наш район стал застраиваться новыми многоквартирными домами, в основном кирпичными пятиэтажками, в одной из которых я собственно и живу.
                Старые ветхие деревянные дачи и дома  дореволюционного периода
безжалостно сносились.
             Но сады вокруг них в основном остались нетронутыми. И в нашем дворе и в ближайших дворах до сих пор весной цветут яблони, груши и вишни, черемуха и сирень. До сих пор возвышаются над нашими  пятиэтажками высоченные старые клены, дубы и вязы.
               Это очень украшает наш район.
               Сохранились рядом и отдельные кирпичные дома дореволюционного периода - это тоже примечательно.
               И в целом наш район ныне - своего рода скромный оазис живой природы рядом с центром города.
             За Черной Речкой начинается почти сразу Каменный остров, потом Петроградская сторона. А далее за Троицким мостом - Мраморный дворец, Марсово поле, Инженерный замок, Летний сад, гранитная набережная Невы и Фонтанка.
                Центр Петербурга. И он совсем близко по современным меркам.
                Я никуда уже не езжу из дома обычно. Зачем?
               Теперь в России более 40 так называемых Союзов Писателей, организованных предприимчивыми бизнесменами  (да и просто жуликами) для сбора денег у наивных и амбициозных пишущих людей, еще помнящих советские времена когда художественная литература была в почете.
                Вступать в любой из этих современных липовых писательских союзов - значит просто отдавать свои деньги (в виде членских взносов и всяческих пожертвований) их предпримчивым хозяевам. Вот и все.
                Возможно, для проформы в этих новоявленных писательских «союзах» и проводятся какие-то общие заседания и собрания - но ни них конечно собираются посредственности и графоманы, которых «доит» на предмет денег Хозяин и Председатель любого такого Союза.
                Так что писатели теперь живут в полном одиночестве. Им очень трудно в нынешнем мире найти друг друга, оценить творчество друг друга и быть близкими друг другу духовно и вообще по жизни.
                Признаюсь, однако, что лично меня эта ситуация фатального одиночества особенно не тяготит.
                Я многое знаю о людях и мире вокруг в итоге прежних лет своей жизни. Это свое знание жизни я  никому не навязываю давным давно.
                Но и выслушивать без конца чуждые мне мнения о жизни и людях мне стало совершенно неинтересно тоже очень  давно. И спорить с такими людьми противоположных мнений мне стало неинтересно много лет назад.
                Может быть, я и не прав. Но я не хочу слушать чужую правду.
                Я долго жил на свете. И моя правда - выстраданная.
                Я собственно и не могу ее изменить.
                Исповедуйте свои идеалы. Культивируйте свои ценности - только подальше от меня пожалуйста. Спорить  с вами не хочу и не стану. Хотя мог бы конечно.
                Я вообще многое мог бы… Но не стану этого делать никогда. Я верю в то, что если вот так именно сложилась моя жизнь - то это абсолютно правильно.   
                Значит так и суждено мне жить «от Бога» и по моим природным данным. И иная жизнь мне бы не подошла.
                Я всегда хотел быть поэтом - с подросткового возраста. И вот я стал поэтом - на рубеже своего 60-ти летия.
                Это замечательно и удивительно одновременно.
                Моя мечта сбылась и даровала мне новую светлую жизнь - жизнь поэта. Об этом часто и мои нынешние стихи.
                Я потерял интерес к интеллектуальным спорам. И не хочу ничего никому доказывать. Но я не потерял интерес к жизни. И стихи льется из моей души как живая вода из волшебного источника…
                Я ничего не преувеличиваю. Это так и есть. Я живу своими стихами. И я пишу стихи по зову души и для себя самого - чтобы запечатлеть в слове те светлые энергии, которые я ясно чувствую и в себе самом и вокруг себя.
                Это не рисовка. Это полная правда.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -




             


Рецензии