Бабушка Алина. Варшава

        Мой муж раньше всегда шутил, что Польша должна по реституции отдать мне Варшаву. Раз фамилия Варш, значит Варшава наша. Я всегда отвечала, что не все в России с фамилией «Романов» члены царской семьи. И была не права. В отличие от всех «Романовых» в России, Варш в Польше очень редкая фамилия. И, как оказалось, мои предки действительно основали столицу Польши Варшаву.
        В «Российском государственном историческом архиве» хранится дворянское дело Варшей на 171 листе.
        Во времена раннего средневековья -  IX-X века – Варши были одним из трёх влиятельнейших княжеских родов Чехии. Чехия была под властью Пржемысловичей, Вршовцев (Варшей) и Славниковичей. Пржемысловичи были формальными правителями Чехии. Вршовцы, не являясь официальными престолодержателями, выдвигали на должность формального правителя своих людей. Как правило, это был кто-то из Пржемысловичей. В случае отсутствия консенсуса с Пржемысловичами, Вршовцы способствовали тому, чтобы  на должности формального правителя оказалось приглашённое лицо из Польши.   
        Если на русском языке о Вршовцах нет почти никакой информации, то на чешском и польском языке её очень много. На чешском особенно. История рода Вршовцев в Чехии обсуждается так же, как в России обсуждаются история рода Рюриковичей и князь Владимир. О Вршовцах на чешском языке написаны исторические монографии и поэмы. Чуть меньше публикаций на польском, немного на немецком.
         С чего я взяла, что фамилия Варш и княжеский род Вршовцев одна и та же фамилия? Что мы – Варши – потомки княжеского рода Вршовцев? Об этом говорится в дворянском деле полоцких Варшей, на основании которого Правительствующий Сенат Российской империи в 1885 году подтвердил за нами право на дворянство. 

         Это было в X веке. Один из Пржемысловичей решил, что не будет делиться с Вршовцами, как его предшественники. Лишил их владения городами и другим многочисленным имуществом. Через время он отправился на охоту. На охоте его поймали двое из Вршовцев, вспороли ему живот и вытащили кишки. Пржемыслович, которому перешла власть после безвременной кончины предшественника, вернул Вршовцам во владение города и больше не пробовал с ними ссориться. Городов этих было много. Самые известные – Жатец и Литомержице.
          Когда я была 8-9 летним ребёнком, сама не зная почему, в гневе я грозилась вскрыть живот и вытащить кишки своим противникам. Это была довольна экзотическая фантазия для моего детского возраста и  социальной среды, в которой я росла. В свете истории наших с Папой Предков эта моя детская форма выражения гнева находит интерпретацию.
         
          Это было в X-XI веках. Славниковичи не поладили с Пржемысловичами. Вршовцы, будучи на стороне Пржемысловичей,  взяли город Славниковичей  и всех их убили. Один из братьев Славниковичей, Войцех, ставший в христианском крещении Адальбертом, был католическим епископом в Праге. Он проклял наш род за убийство своих братьев. Вскоре после описанных событий, интригами был выжат из Чехии и сам оказался в Польше. Пржемыслович – Болеслав Рыжий - отправил Адальберта на проповедь к язычникам пруссам. Те благочестиво зарубили насмерть «доброго» проклинателя. Его проклятие ему же и вернулось. Надо будет как-нибудь съездить в Гнезно - плюнуть в черепушку Адальбертушки. Пруссы молодцы.
         Хотя католическая церковь и канонизировала его – святой Адальберт Пражский - его останки до сих пор покоятся в польском Гнезно. Не смотря на действия Ватикана, Пржемысловичи отказались принять в Чехию для поклонения его мощи. Мне странно, что Адальберта Пражского канонизировали. Такая же политизированная канонизация, как канонизация сыновей князя Владимира - Бориса и Глеба - в России. Проклинание врагов, во-первых, не каноничная форма реакции для христианина. Во-вторых, это не последовательная реакция в отношении обоюдно жестокой борьбы за власть. Странное негодование со стороны человека, который прекрасно знал, кем были, в чём участвовали и за что получили сдачу его братья.
           Историографы, по сложившейся традиции, в память о святом Адальберте Пражском романтизируют образ его родственников Славниковичей. Из потерпевших поражение в обоюдно жестокой борьбе за власть людей, пытаются сделать чуть ли не великомучеников, которые якобы пали смертью святых от рук язычников. Это далеко не так. И Вршовцы не были язычниками, какими хочет их представить ангажированная историография: среди нас были как христиане, отдавшие свою жизнь Богу, так и жестокие военные. И Славниковичи далеко не были первыми христианскими святыми на языческой земле: они в полной мере боролись за власть всеми возможными способами, включавшими самые разные формы убийства. Именно по этой причине мощи новоявленного святого из Славниковичей - Адальберта Пражского - Пржемысловичи отказались принять для поклонения на его родине в Чехии.
         
          После убийства Вршовцами Славниковичей, последовала череда клановых войн. Род Вршовцев три раза постигли массовые казни, а - в месть за это – Чехия последовательно лишилась трёх великих князей. Часть Вршовцев переселилась в Польшу. Поскольку Вршовцы периодически ставили на княжение в Чехии своих людей из числа поляков, к моменту обострения негативной обстановки в Чехии, им было куда ехать в Польше. Вршовцы в Польше получили во владение от польского короля Болеслава III земли в Силезии и Мазовии.  В XIII веке в Мазовии Варшами было заложено поселение, на месте которого выросла будущая столица Польши Варшава.
         


Рецензии