И колючки иногда цветут...

                Наталья вышла из дому, пока ещё солнце не поднялось высоко.  День будет жарким, а путь предстоял не совсем близкий.  Женщина часто ходила на кладбище. Три года, как не стало её мужа, но смириться с утратой она никак не могла.  Виктор никогда не жаловался на здоровье. Медицинская карта в клинике была только по причине обязательных диспансеризаций. К врачам по болезни  не обращался, а в то утро он просто не проснулся. Поверить в смерть близкого человека было невозможно. Вот так вдруг…

           …Наташа среди своих одноклассников выделялась ростом с первого класса. Она была выше всех девочек и даже многих мальчиков в классе. Тоненькая, как рябинка, с огромными голубыми глазами, красивыми русыми косами – всем на зависть, девочка вызывала противоречивые чувства у одноклассниц.  Умница, быстро схватывающая всё налету, училась в начальной школе на «отлично». Подружек только не было.  Кто-то завидовал её внешности, кто-то - успехам. Дети бывают жестокими. С возрастом Наташа приобрела не самые лучшие черты характера – окружающая среда этому способствовала. Дома родители пытались убеждать дочь, что не стоит внимание обращать на глупые выходки сверстников, но девочка научилась сначала на колкости отвечать колкостями, а потом сама стала просто кладезем острот. В ущерб знаниям…

            Окончив школу, поступила в техникум. Оценив свои возможности, не рискнула получить высшее образование.  Как-то по дороге на занятия к ней в автобусе подсел молодой человек. Высокий, симпатичный, вежливый. Наташа по давнишней привычке начала дерзить в ответ на комплименты, чем рассмешила соседа. Он оказался на удивление хорошим психологом и понял, что эта красавица что-то очень недополучила в своей жизни, поэтому и выставляет моментально свои колючки. Кто-то был тому виной, но в получасовой поездке этого не выяснить…  А сразу сдаваться он не привык. Спортсмен, баскетболист был воспитан иначе и настроен всегда на победу. Не только в спорте.
          Виктору не пришлось потратить много времени, чтобы расположить к себе строптивую Наташу.  Она почувствовала, что у неё, наконец, появился настоящий друг, который не обидит, не предаст. А в техникуме, как и в школе,  подруг у девушки не появилось. Только сейчас ей никто и не нужен был – у неё был Витя. Самый – самый, надёжный, любящий.  С ним она была мягкой, заботливой, нежной, с окружающими – прежней колючкой.  Острая на язычок, за словом в карман никогда не лезла, находилась в постоянной готовности ощетиниться, уколоть... 
 
          Виктор сделал Наташе предложение, когда она училась на третьем курсе. Родители советовали подождать немного, меньше года оставалось до получения диплома, но…  Сыграли свадьбу. Жить решили с родителями Наташи. Дом большой, места всем хватает. Виктор умел наладить отношения с кем угодно, а уж с родителями любимой Натуси проблем не было.  Через год у Наташи был не только диплом, но и крошечная дочурка. Муж сразу же стал малышку величать Викторовной. Хотел сына, но впервые взяв дочь на руки, испытал ни с чем не сравнимое счастье.  Наташа и Светланка – его любимые девочки. Всё для них, всё на благо семьи. Девочки ни в чём не должны нуждаться. Наташа, просидев положенные три года с дочерью, вышла на работу, но не по специальности. С трудоустройством были проблемы в их небольшом городке.  Стала работать продавцом.   Муж предлагал заниматься только домом, но ей хотелось тоже как-то участвовать в семейном благополучии, и пусть небольшую толику вносить в бюджет…
        После работы Наташа всегда стремилась домой, что-то приготовить, проверить уроки у дочери, постирать, убрать, да мало ли дома дел. Её коллеги подшучивали, дескать, нельзя так, избалуешь мужа вниманием, но она не изменяла себе, моментально отвечая, что когда есть, кого баловать – почему бы и не баловать. Хуже, когда внимания добиваешься, и добиться не можешь… 

        Время летело незаметно. Дочь выросла, родители Наташи состарились и как-то быстро ушли один за другим. Сначала умер папа, вскоре не стало мамы.  Но рядом была своя семья – любимый муж, дочь. Они поддерживали во всём Наталью. 

  Однажды Светлана пришла домой, лучась счастьем.

- Дочка, ты влюбилась, что ли? – Наташа вспомнила себя после встречи с Виктором.
- Вангуешь, мамуль? – рассмеялась Светлана. – Не поверишь, в нашу группу перевёлся мальчик с другого потока. А я его давно заметила…
- А он? Он тебя тоже давно заметил?
- Мамочка, оказывается, он тоже обратил на меня внимание ещё на первом курсе, но у нас занятия  - то в разных корпусах, то в разное время. Мы практически никогда и не пересекались.
- Как зовут нашего рыцаря?
- Ой, имечко у него,  то ещё… Кондрат. В честь прадеда назвали, а он у него герой войны.
- Да, повезло, так повезло… Как же ты его называешь?
- Пока никак, - смутилась девушка. – Мам, язык не поворачивается назвать его по имени.
- А вот это напрасно, дочь. Для человека его имя – самое родное. Он же его с детства слышит. Так его с первых дней мама и папа называли. Ты не обезличивай обращение. Так не годится. Ты спроси, как его дома зовут. Может быть, у него есть какое-то домашнее и легко произносимое имя. Ему приятно будет.
- Он сказал, что его родители Дюшей зовут, но это тоже не вариант.
- Час от часу не легче. Значит, называй полным именем. Такое… монументальное имя.  Ладно, заговорили не о том. Как он вообще, симпатичный?
  - Мамочка, обратила бы я на него внимание, если бы он мне не понравился?
- Ну да, ну да. Высокий?
- Высокий, плечистый. Сказал, что легко на руках меня носить будет, - засмеялась Светлана.
- Так, вот не спеши, дочка, а то унесёт вдаль далёкую… Тебе ещё учиться и учиться…
- Так и ему тоже, мамуль. Куда нам спешить?

          Вечером Наталья рассказала мужу о влюблённости дочери. Виктор новость воспринял в штыки. Ему всё ещё казалось, что Викторовна -маленькая девочка. Представить, что дочь выросла и рядом с ней может появиться её мужчина, было выше отцовских сил. Но со временем выяснилось, что дочь у него – особа серьёзная, для неё важнее учёба, а потом уже всё остальное. Да и познакомившись с Кондратом – убедился, что парень хороший, ему можно доверить самое ценное.
         Родители Кондрата жили на Дальнем Востоке, отец – потомственный военный, после выхода в отставку остался с супругой в гарнизоне. Квартира была очень хорошая,  соседи замечательные. Посоветовавшись, решили, что менять ничего не хотят. Сын вырос и может принимать самостоятельное решение, где учиться и жить, а они останутся на месте.  Сын решил изменить военной династии, выбрав для себя сугубо гражданскую профессию.
         Когда у молодых людей встал вопрос о совместной жизни, родители Светланы нашли выход. У Виктора в деревне жила мама, несмотря на возраст, держала хозяйство. Были у неё корова, парочка свиней, куры.  Виктор ездил, помогал запасти сено на зиму, но в целом, мать, привычная к труду, со всеми делами справлялась сама.

- Сын, да я и не представляю, как это вот у вас в городе люди живут. Придут с работы, и всё, дома никаких забот…  А пенсионерки с утра до вечера что делают? Это ж с ума сойти можно, столько свободного времени.
- Мам, ну не все в квартирах живут. У нас вот огород…
- Да знаю я ваш огород. На полдня  работы…

            Вот перед свадьбой дочери Виктор и решил поговорить с матерью. Ему довольно легко удалось её убедить в том, что пора ей немного сбавить обороты, и пожить так же, как и те пенсионерки, коих она вспоминала…  Сложней было убедить жену, что придётся ей теперь жить вместе со свекровью. Ссор между свекровью и невесткой не было, но и тёплых отношений не сложилось. Виктор нашёл правильные слова, и Наташа с ним согласилась.  Продав корову и дом, свекровь стала спонсором покупки квартиры для любимой внучки, в которой души не чаяла.
            Так молодая семья к свадьбе стала обладатели уютной трехкомнатной квартиры. Родители Светланы  и  Кондрата решили обустроить семейное гнёздышко так, чтобы у молодожёнов не было никаких бытовых проблем, и жилплощадь позволяла не только жить вдвоём, но и порадовать родных прибавлением семейства.
            Наташа смирилась со своей участью жить под одной крышей со свекровью. На что не пойдёшь ради счастья дочери. Свекровь, освоившись на новом месте, была рада возможности поработать на небольшом огороде.  Вскоре он заметно преобразился, стало на нём даже расти всё лучше, чем прежде. Знать, знала старая заветное слово, шутила Наташа.
           И в одночасье  всё рухнуло. Утром Виктор не встал по сигналу будильника. Готовившая завтрак Наташа пошла в спальню, тронула мужа за плечо и закричала….

              С тех пор она частенько ходила навестить мужа. Садилась на скамеечку, тихонько разговаривала с ним, рассказывая о том, как ей невыносимо тяжело без него, плакала. Ей казалось, что Виктор слышит, а ветерок, касавшийся волос женщины, будто ласкает, утешает, успокаивает. Наталья возвращалась домой, и свекровь, увидев красные глаза невестки, только качала головой.  Она несколько раз пыталась сказать Наталье, что не нужно так часто ходить на кладбище. Случилось такое горе, но надо дальше жить, внуков ждать. С таким подходом самой не мудрено отправиться вслед за мужем. Наталья слушала и не слышала.
              Вот и сегодня, в свой выходной, она решила сначала навестить Виктора, а потом уже заниматься домашними делами. Высокая, стройная, она оставалась такой же, как и много лет назад. В русых волосах почти не видно седины, на лице появились морщинки, ничуть не портившие её. А колючесть снова стала отличительной чертой. Иногда приятельницы говорили, что рано себя заживо хоронить – жизнь продолжается. Кто-то пытался познакомить её со вдовцами или разведёнными  мужчинами, но Наталья даже думать не хотела, что кто-то может быть с ней рядом после Вити.
              Наталья шла на кладбище, когда рядом притормозила машина. Водитель вышел, поздоровался, слегка поёжившись от взгляда женщины. Ему показалось, что в голубых глазах застыли кусочки льда.
- Простите, пожалуйста, вы не подскажете, как проехать в лагерь «Орлёнок»?
- А вот так прямо и поезжайте. Второй поворот налево, потом прямо и направо.  А что ж вы в лагерь едете и не знаете, где внуки отдыхают?
- Да вот случилось, внучку родители отвезли, а сегодня я решил её навестить, но бывать мне здесь не довелось…  А вы не в лагерь идёте? Может быть, я вас подвезу? Вот дорогу и покажете.
              Наталья немного поколебалась, а потом вдруг решилась:
- Я не в лагерь иду, но отчасти мне по пути. Если  вас не затруднит…
Водитель распахнул перед ней дверцу. Женщина села, удивляясь своей беспечности. Никогда раньше она себе не позволяла вот так сесть в незнакомую машину. Лицо мужчины показалось уж больно  каким-то приветливым и совсем не опасным.
Сделав первый поворот и оказавшись в лесу, мужчина присвистнул:
- Ох, у вас здесь кладбище. Что, и лагерь недалеко?
- Нет, лагерь не рядом с кладбищем. А я вот как раз сюда и направлялась.
- У вас кто-то близкий? Родители?
- Родители… и муж.
- Простите.
- Увы, так вот случилось.
- Недавно?
- Уже три года. Не могу никак смириться. Часто хожу.
- Любили, значит. Повезло вашему мужу.
- Вот здесь остановите, пожалуйста. Вам теперь прямо и направо. А там увидите, скорее,  услышите шум лагеря. Детей издалека слышно.
- Простите меня, не самое подходящее место для знакомства, но всё-таки… Вас как зовут?
- Наталья.
- А я Сергей. Я тоже один, но у меня всё несколько иначе сложилось. Можно я вам позвоню?

                Наташа на секунду задумалась, и назвала номер своего  телефона, попрощалась и вошла в ворота. Странное ощущение не покидало женщину. Впервые ей не хотелось сказать незнакомцу колкость, как-то походя обидеть, что ей всегда удавалось в совершенстве… А времени для этого много не требовалось. Чаще, человеку с первых минут общения с ней становилось неуютно и некомфортно, а уж продолжать общение – об этом и речи быть не могло.  Наташа села на скамеечку, взглянула на портрет мужа и прошептала:
- Прости, Витенька…


Рецензии