Деревянный ангел

В доме Чернышевых сегодня торжественный день.
Мама с бабушкой с утра колдуют на кухне над праздничным обедом, а папа, сделав загадочное лицо, быстро умчался куда-то.
Сегодня у Наташки день рождение и ей исполняется не мало, уже шестнадцать, а это очень знаменательная дата в жизни.
Наташка  сидит в своей комнате и принимает поздравления от подружек по телефону.
-Спасибо ! – улыбаясь говорит она , выслушав длинное поздравление в стихах от своей подружки Леночки, - спасибо огромное за все пожелания! И не забудь, сегодня в два,  мы ждем!
Не успевает нажать кнопку отбоя, как тут же  раздается очередной звонок, и она, опять улыбаясь, выслушивает поздравление, говорит «спасибо» и напоминает о том, что  празднование в два часа.
Наконец, телефон замолкает и она, галопом,  бежит на кухню.
-Все! Все поздравили, и я готова помогать! -  сказал она , - мам, ну чего делать?
-Да ты иди лучше  приготовь там стол, скатерть постели, посуду достань из шкафа, а мы тут с бабушкой сами управимся! – обнимая ее и целуя,  сказала мама, - и можешь идти уже наряжаться, ты ж у нас сегодня виновница торжества, и чтобы была самая красивая!
-Да чего там наряжаться то? – смущенно улыбаясь сказала Наташа, - платье поглажено,  время подойдет, и надену… - она оглядывается, - а папа где?
-У папы секретное задание.. – засмеялась бабушка, - иди милая, одевайся, наряжайся, у нас уже все готово. Сейчас накрывать на стол будем! Тебе еще и гостей встречать, так что беги!
Наташа  засмеялась и убежала, наряжать стол, а потом себя.

В два часа пришли гости. 
Наташа встречала всех в красивом  розовом платье, которое накануне ей подарила мама, в новых туфельках, тоже подарок от тети Вали. На голове были красиво уложены локоны русых волос и вообще, она была вся похожа на принцессу из сказки, так ей сказал Мишка, который преподнес ей большой букет  ромашек и коробку  конфет.
Праздник удался на славу.
Было много сказано поздравлений и пожеланий и вообще,  такие праздники всегда запоминаются на всю жизнь, потому что, не даров  говорится, - в жизни раз бывает, шестнадцать лет, так же как, и семнадцать и восемнадцать, но вот шестнадцать почему-то запоминается навсегда.
Самый большой подарок был, конечно, от папы, недаром же, у него было секретное  задание.
Он подарил  Наташе  золотую цепочку с  кулончиком в виде маленького ангела.
-Пускай этот ангел охраняет тебя от всех житейских бед, которые встретятся на твоем пути, а их, к сожалению, не избежать, уж поверь мне, но пускай они  все-таки пройдут стороной! – он обнял Наташу, -  счастья тебе  большого и земного,  успехов во всех твоих делах! И особенно в учебе, конечно! Вам еще много предстоит учиться, так вот, чтобы все у тебя получилось, что ты задумала!
А потом был чай, с большим и красивым тортом, который тоже принес папа из секретно похода.

Проводив всех гостей, Наташка помчалась переодеваться и помогать убирать со стола и мыть посуду.
-Бабуль, мам! Вы идите, отдыхайте, теперь я тут сама управлюсь! Хватит уже … вы готовили, а я посуду вымою! Все!
-И  то верно! – поддержал ее папа, - взрослая девка уже,  и с посудой, поди, управится?! Пошлите лучше  на диване посидите и телевизор посмотрите.
Бабушка  отнекалась от телевизора и ушла к себе.
-Пойду, полежу , а то натопалась, - сказала она и ушла.
Мама посидела минут десять, потом встала и, все-таки пошла опять на кухню.
- Пойду хоть вытирать  помогу! – сказала она и под недовольным взглядом папы,  пошла, помогать Наташе.
К десяти часам вечера все было вымыто, вытерто, и расставлено по местам. 
После наведения порядка, Наташа вдруг как-то  поняла, что она жутко устала от сегодняшнего дня и от всех хлопот и волнений.
Она  переоделась в пижаму и упала на свой диван, блажено  вытянув ноги.
-Праздник это, конечно, классно, но жутко хлопотно, - пробурчала она, но потом улыбнулась, - а вообще, все было  здоров! - и она потрогала кулончик на груди.
В дверь заглянула бабушка.
-Не спишь еще? – она, улыбаясь, прошла и села на краешек дивана, - все тебе подарки подарили, а я вот  только сейчас! – она полезла в карман халата и вытащила оттуда  какую-то фигурку.- Вот! – на ладони у бабушки лежал ангел, вырезанный из дерева. Видимо, от времени  дерево потемнело, но это была точно фигурка ангела. – Я уж дарить при всех не стала, все-таки  мой подарок, он такой неказистый, но он… – бабушка улыбнулась, -  он батюшкой дарен и прожил со мной,  аж с четырех  моих лет, то есть всю мою жизнь!  Папка-то тебе вот какого дорогого подарил, и неизвестно  еще  какой он? Он же магазинный! А мой-то руками сделан самого батюшки их церкви, освещен, и он мне много раз в жизни помог и даже спас  от  гибели… - она гладила   фигурку у себя на ладони и улыбалась. Потом протянула Наташе, - теперь он твой! Вот он-то точно будет тебя оберегать!
Наташа взяла  фигурку в руки.
Фигурка была гладенькая, и теплая.
-Бабуль, он такой… теплый.. – сказала Наташа, потом глянула на нее, - расскажи, откуда он у тебя?
-Расскажу, - кивнула головой бабушка,  задумчиво глядя на  фигурку в руках Наташи….

Давно это было, война тогда была…
Мне было четыре года  и после очередной бомбежки , оставшихся  в нашем  районе решили  эвакуировать. Голодали все сильно, да и  страшно было, особенно, когда прятались в подвале одного из домов. Вот давно это все было, а я до сих пор все помню, как  пряталась в углу подвала и закрывала руками уши и глаза. Упаси Господь, такое опять… - бабушка тяжело вздохнула.
За нами приехала машина,  нас военные погрузили и  повезли. Куда везли, мы не знали , но главное, подальше от этого ужаса.
Ехали окольными дорогами, боясь попасть под бомбежку.
Довезли нас до  какого-то  поселения, чтобы переночевать. Приехали  уже по темну, и  ходить по хатам  никто не стал, и машина  подъехала прямо к церкви.
Принял нас  местный батюшка. Такой сухонький старенький , но с удивительно доброй  улыбкой.
На ночевку насс разместили  прямо в церкви.
Помню, бабушка среди нас была, все крестилась и  благодарила Бога, что дал приют.
Батюшка Григорий, так  он назвался, принес нам  кипятку и  вареную картошку  в чугунке. А мы-то голодные, нам и это было в радость. Всем досталось по картофелине и по половине кружки кипяточку.
Уж какая, никакая, но еда. Все  поели,  согрелись и стали устраиваться на ночлег, а я встала, и пошла смотреть, мне интересно все было. Кругом  иконы, а я же ни разу в церкви не была. Пока мама там устраивала место для ночевки, я и утопала. Я тогда маленькая была, худенькая, в чем только душа держалась.
Стою, голову задрала, а тут  этот старичок, остановился, смотрит на меня и улыбается.
-Тебя как звать? – спрашивает.
А я тогда  такая слабенькая была, что, наверное, только и могла улыбаться, да вот ножками  топать.
Тут мама моя  подошла.
-Аннушкой звать, -  сказала она за меня, -  слабенькая совсем, плохо разговаривает.
-Ничего, все будет хорошо, - сказал старичок и протягивает мне вот этого ангела и говорит, - вот, возьми! Он тебе поможет! Он тебя убережет от всех бед, только верь! – сказал он и в ладошку мне его положил, а у самого  руки горячие такие, а мои как ледышки, -  ты никак замерзла? Чего такие ручки-то холодные, как ледышки? – и  начал мне руки своими руками согревать. Потом ушел куда-то и принес нам еще кипятку, а  мне  маленький такой кусочек сахара  в руку сунул и подмигнул. А его сразу в рот засунула и помню, так сладко было… - бабушка опять улыбнулась, -  а сама сжимаю этого ангелочка и от него  руки мои согреваться стали.
Наутро нас опять погрузили в машину и повезли дальше.
Привезли нас на вокзал, погрузились мы в поезд и поехали дальше. Помню, что долго ехали и на какой-то станции  нас выгрузили и дальше опять повезли уже на подводах.
Нас всех  развезли по разным поселениям, и мы с мамой попали в одну деревню в семью, где  кроме нас  было трое деток, бабушка и сама хозяйка, тетя Варя. Мужчины все были на фронте, и   все хозяйство вели женщины.
Почему они нас тогда взяли, я не знаю. Сами жили очень тесно, но приняли  и мы никогда с мамой не чувствовали, что мы в их семье были чужие.
Мы, ребятишки, спали всей кучей на печке, бабушка на сундуке, а мама с тетей  Варей  на большой хозяйской кровати.
Мама с тетей Варей рано утром уходили на работу, а мы старались помогать бабушке. В деревне все равно легче было с едой. С хлебом, правда, было сложно, но была картошка, тыквы, свекла, лук, квашеная капуста. Из всего этого бабушка умудрялась готовить на всю нашу ораву еду.
С самой ранней весны, как только сходил снег, мы с бабушкой  работали в огороде. Выращивали разные овощи. Особенно много сажали картошки , да и тыквы, капусту, морковку. Работали все , чтобы потом зимой можно было что-то кушать. И мы ребятишки и грядки пололи и поливали.
А летом вообще было хорошо! Щавель жевали, пУчки в лесу  бегали, рвали. Мы ж росли, и все время хотелось кушать.
Всю весну и лето бегали босыми, и как тогда не болели, до сих пор не понимаю, ведь и ели то что попало, и бегали в  худых штанишках и  рубашонках, а вот  не поверишь,  я уж на что  приехала слабенькая, но Бог миловал, не болела, а может мой ангелочек мне помогал!
А осенью  все, что вырастало,  загружали в подполье. Вот сейчас вспоминаю и удивляюсь, столько всего много нарастало, а к концу зимы ничего не оставалось! – она засмеялась, - все под чистую съедали! Помню, тыкв столько нарастало, что мы их катали,  как мячи в сарайку, и там  была целая гора этих тыкв. Зато потом  бабушка  ее в печке парила и мы ели. Так вкусно было….. А вот семечки бабушка  редко нам давала. В основном  жарили и потом  бегали на вокзал и продавали проезжающим.
Мама  с тетей Варей работали на ферме. Тетя Варя  сама позвала маму туда, там, как она говорила, сытнее было. Им, как работникам  давали, хоть понемногу, то  зерна,  то масла подсолнечного, а иногда и сахар. Знаешь такие большие куски. Бабушка все это прятала и выдавала нам понемногу, как лакомство, да и то на праздники. А уж  если появлялась мука! Что ты! Это вообще праздник был для нас! Зерно  принесут, бабушка на жерновках помелет и потом лепешки печет.  Мука ржаная, лепешки черные, но вкусно было, очень! Хлеба то особо не было вдоволь. Она картошку вареную натолкет, мучки немного кинет, сковородку  смажет подсолнечным маслицем и пекет! Такая вкуснота была, не обскажешь! Лепешки, да на маслице, для нас это просто вкуснее всяких вкусностей было! Возьмешь лепешку и нюхаешь, как она вкусно пахнет маслицем, а потом маленькими кусочками отламываешь и ешь! До сих пор люблю, как подсолнечное масло пахнет! А еще, она нам пекла конфетки! Да!  И знаешь из чего? Из свеклы! Нарежет такими кусочками и на печку, прям вот на сухую сковородку, а потом , когда кусочки поджарятся  она нам давала, так сладко было! Вот до сих пор помню этот вкус!– она тихо засмеялась. - Так мы прожили два года, верней полтора, и когда узнали, что война закончилась, мы с мамой засобирались обратно домой.
Когда по радио сказали, что все, что война закончилась, мы все плакали и обнимались. А бабушка  тогда нас обняла и сказала:
-Ну вот и закончились наши муки.. мужики скоро вернуться домой  и  все у нас будет…
Все это время мой ангел Гриша, так я его назвала в честь того самого батюшки Григория, был со мной и , когда я ложилась спать, всегда просила  его, чтобы скорее закончилась война, и чтобы все были здоровы! И про папу просила. Мы же уехали и от него писем не получали! Наверное, это была моя молитва, хотя я ж тогда маленькая была, и откуда мне было знать, как молятся. Я просто  тихо шептала ему, прижав к себе, и сильно верила, что он обязательно мне поможет. А когда объявили, что война закончилась, так я  тогда  даже не сомневалась, в том, что мой ангелочек мне помог!
Когда прощались, все плакали и обещались не забывать друг друга. И ты знаешь, мы ведь до сих пор переписываемся и знаем, что у кого  и кто, как живет. Правда вот, съездить к ним мне так и не удалось. Жизнь как-то так закрутила, что времени на это я так и не выбрала, а сейчас уже и здоровья нет. – она грустно посмотрела на Наташу. – Так что, в сорок пятом мы с мамой поехали обратно домой. Ехали и понятия не имели, к чему едем. Я за это время пока мы жили у тети Вари, поправилась , подросла и начала нормально разговаривать. Да и пора уже было, мне же, и в школу уже нужно было осенью идти.
Как-то так вышло, что нам по дороге всегда  везло.
Мы и  на поезд попали и  доехали нормально. Правда, сутки стояли на какой-то станции, но и там  нас накормили, и кипяток всегда доставали, и все было хорошо.
 Ехавшие с нами люди радовались, все возвращались к себе домой, и было не важно, что их там ждало, важно было то, что  все ехали домой!
Мы приехали, и оказалось, что та половина дома, где мы раньше жили, была разрушена. Что делать дальше мы не знали. И тут , я думаю, мне опять помог мой Гриша.
Мы  с мамой  уже решили искать, где можно было хотя бы на первое время остановиться и вдруг во дворе соседнего дома  встретили нашу бывшую соседку тетю Аню. Мы до войны жили на одной площадке.
Она так обрадовалась, увидев нас! Кинулась обнимать маму и меня, прям, как будто мы ее родные, и повела к себе, где она сейчас проживала. Ей  выделили  комнату в полуразрушенном доме.
- Господи! Как я рада, что вы вернулись! А то я тут совсем одна! Пойдемте! У меня много места нам всем хватит! Сказали, что  скоро новый дом построят и нам дадут квартиры!  – она  буквально потащила нас к себе. – там и управа рядом. Сходишь, на учет встанешь! Документы-то у тебя есть? Вот и хорошо! На работу устроишься, и все наладится! – а сама и плачет и улыбается. Помню, она тогда от радости все говорила и говорила. А потом уже  мы узнали, что во время бомбежки у нее убило дочку, и позже ей пришла  похоронка на мужа. Вот и оказалось, что кроме нас у нее никого и не осталось.
Мы остались жить у тети Ани. Мама устроилась на работу, и они с тетей Аней  утром уходили на работу. Мама моя и тетя Аня,  они же обе учительницы и тогда все силы были брошены на восстановление школы, вот они и ходили, помогали  строителям восстанавливать школу, осенью нам нужно было идти в школу. Они уходили  а я оставалась дома одна.
Семьи тогда уже начали возвращаться и во дворе у меня появились подружки.
И вот как-то раз, пошла я во двор  погулять, а Гришу своего я всегда в кармашке носила, все боялась потерять. Во дворе кругом стройка. Мусор вывозили, что можно было, восстанавливали, а нам  ребятишкам же интересно было все, вот мы и шастали  там, хоть нас и ругали за это.
Я только собиралась выйти  из подъезда, и вдруг чувствую, что-то  упало на пол. Я остановилась и глянула под ноги, а там на полу  мой Гриша лежит! Как  он умудрился  вывалиться из кармашка курточки я так и не поняла. Нагнулась, чтобы его поднять, а тут   вдруг что-то как  бахнет, и прям  на порог упал и разбился кирпич. Потом  выяснилось, что полкирпича  со стены вывалилось.
Вот так мой Гриша мне жизнь  спас.
Ну а дальше, я в школу осенью пошла и все стало потихоньку налаживаться в нашей жизни.
Нам дали большую квартиру в новом доме.  Тетя Аня  тоже с нами жить осталась.
Я училась,  мама с тетей Аней работали, а в конце осени вернулся мой папа. Оказалось, что он лежал в госпитале. Мы долго от него не получали писем. Мама всегда по ночам тихо плакала, я слышала. Да и  нас же не было в городе, может и приходили письма, мы и не знали.
То, что с нами  в квартире теперь жила тетя Аня, папа к этому отнесся  нормально, да и тогда, то ли люди были добрее и понимали , что такое  потерять всех на этой проклятой войне.
В общем, жили мы дружно, и  даже за это, я всегда благодарила моего Гришу. Видать  не зря  батюшка тогда подарил мне  этого ангелочка и не зря  сказал, что у меня все будет хорошо.

Я выросла, окончила школу и поступила в институт.
Выучилась и стала, как мама и тетя Аня, учительницей. И ты знаешь, вот тут мне тоже, наверное, помог мой Гриша. – она  опять тихо засмеялась, - я так с твоим дедом познакомилась.
Помню, мы тогда на третьем курсе учились и с девчатами пошли на танцы. Пришли, стоим около стенки и рассматриваем кавалеров.
Гляжу,  а в толпе парней стоит такой хорошенький  паренек. Вот, думаю, какой славный, я бы с таким и  потанцевать бы не отказалась. И тут музыка заиграла, и ты представляешь, этот паренек идет прямо к нам. А я всегда-то не большая росточком была, а среди своих подружек, так вообще, меня и не видно было.
А он подошел  к нам и говорит:
-Разрешите дамы у вас эту дюймовочку похитить, -  смеется и на меня смотрит.
Вот так  мы и познакомились. А уж на последнем курсе мы и поженились.
Ангелочка своего я  после этого положила в шкатулку, и он  с тех пор там и лежал. А чего же мне еще желать лучшего-то? Муж у меня замечательный был. Детки хорошие выросли, выучились. Папка   твой вон какой  хороший стал , да и  у дочки тоже все хорошо. Там двое внуков, ты, вон какая выросла… Вот и хочу подарить  своего ангелочка теперь тебе. Пускай он и тебе в жизни поможет , чтобы у тебя все в жизни сложилось хорошо и ладно. А он поможет, это я точно знаю! – она обняла Наташу и поцеловала.
-Бабуличка! Спасибо большое! Это самый  замечательный подарок! – Наташа обняла бабушку, -  я буду его беречь! – Наташа   прижала Гришу к себе, - он всегда будет со мной.
-Вот и славно! Дай Бог! – сказала бабушка, встала и вышла из комнаты.
-Ух ты какой волшебный, - тихо сказала Наташа разглядывая фигурку ангела, - я буду тебя очень любить! –  прижала к себе, потом поставила на тумбочку.

Прошло много лет.
На рабочем столе  директора  фирмы Натальи Михайловны, рядом с   красивыми часами стоит маленькая фигурка деревянного, потемневшего от времени, ангела.
Она сидит и, разговаривая по телефону, улыбаясь, смотри на ангела и  слегка касается темного дерева. 
-Хорошо моя хорошая! Обязательно  куплю вам с Сашей  по мороженному! Все! До вечера! - Положив  трубку Наталья Михайловна  смотрит на фигурку и улыбается,  - ты самый лучший, - прошептала Наталья Михайловна. – бабушка была права, ты настоящий… ты  исполнил все мои мечты!
Она задумчиво смотрит на фигурку ангела,  видимо,  вспоминая о бабушке и о том,  как подарок батюшки из далекого села помогал маленькой девочке всю ее жизнь.

Вот такая история про  деревянного ангела…


Рецензии