Познавать себя с детства. Глава 2. Дисциплина

    Школа боевых искусств  является неотъемлемой частью школы жизни. Школой, в которой дети познают не только навыки физического совершенствования, но духовные законы и нормы поведения в обществе.
     При достижении поставленных целей без дисциплины не обойтись.
    Иногда в нашем обществе можно услышать от детей фразы: «А мои родители снова напились и подрались», или же: «моим родителям сейчас не до меня».
    Дети ищут чистоту чувств, внимания к себе и уважения. Спортивным наставникам, необходимо в некоторых ситуациях открывать свои чувства перед учениками, быть примером дисциплины и опорой для них.
    Начинающему бойцу необходимо понять и осознать, что недисциплинированность только наращивает чувство неуверенности в себе и развивает вседозволенность, которая толкает потом на горький жизненный опыт.
     Овладевая навыками боевых искусств, бойцу необходимо быть образцом сдержанности и спокойствия, не проявлять свои отрицательные эмоциональные порывы на каждый психологический укол со стороны оппонента.
   Говорят, дети, как губки, способны впитывать в себя любую информацию в короткие сроки. Они реагируют на малейшие изменения в отношениях, в интонации, в манере поведения и проявлении чувств. Даже то, что взрослому покажется пустяком, для детей может служить крушением всех построенных  в их сознании человеческих идеалов. Достаточно одного прокола со стороны взрослого человека, чтобы  идеал рухнул.
    В своей книге «Непроторенная дорога», психиатр Скотт Пек выразился так: «Дисциплина – это тот основной набор инструментов, который необходим для решения жизненных проблем. Без дисциплины мы не сможем решить ничего. При некоторой дисциплине мы сможем решить некоторые проблемы. При полной дисциплине мы сможем решить все проблемы».


    В любой системе, созданной людьми, должна присутствовать дисциплина, будь то политика, экономика, производство, социальная сфера или спорт. Отсутствие дисциплины грозит любой системе крахом.
    Хотелось бы обратить внимание детей, приходящих записываться в школы боевых искусств на то,  что они сами делают свой выбор, записываясь в конкретную школу, и что ответственность за этот выбор несут они сами. Нельзя перекладывать её на других. Им необходимо понять, что дисциплина неразрывно связана с чувством ответственности человека, которую необходимо воспитывать в себе всегда и везде. За все совершенные  конкретным человеком конкретные действия, ответственность лежит только на нём. При участии в коллективных действиях, ответственность будет распределяться на весь коллектив.
    При перекладывании ответственности за совершенные действия на другое лицо, человек постоянно будет испытывать страх, что он снова может оказаться в такой ситуации и ему снова придётся выкручиваться из неё с помощи обмана. Перед бойцом всегда будет стоять выбор, выполнять данное ему поручение, или нет. Он вправе сделать анализ этого поручения, сопоставить его со своим мнением и общественными нормами. Если в  случае неправильного выбора человек почувствовал душевную боль,  необходимо собраться духом и признать, что решение в той ситуации он принимал сам и выйти из этой ситуации должен тоже сам.
    Важно признать, что жизненная ситуация, в которой оказался конкретный человек, должна служить уроком, из которого необходимо изъять положительный результат, найти тот плюс, который поможет набраться терпения и пройти через сложившуюся ситуацию. Принять эту ситуацию как послание жизни для того, чтобы потом найти свою слабую сторону и улучшить себя. Душевная боль и потеря чего-то дорогого в этом случае принимается как неизбежное. Проходя через душевную боль, нужно осознать, что пришло время для духовного роста. Двери к духовному росту откроются тогда, когда человек наберётся терпения, успокоится и выждет время. Недаром говорят, что время лечит. Когда человек успокаиваться, в его чистое сознание приходят мудрые и светлые решения, результат которых наполнит дальнейшую жизнь новыми чувствами и ощущениями.


    Если после причинённой душевной боли боец обозлится и будет проявлять чувства обиды на других и жалости к себе, то в нём станут развиваться внутренняя агрессия и гордыня. В жалости к себе признается своя слабость, что мешает спокойно и трезво смотреть на сложившуюся трудную ситуацию. Чтобы остановить разрушительные процессы этих чувств, организм включит защитные механизмы, которые могут выражаться в возникновении ещё более сложных жизненных ситуаций, касающихся его здоровья, личной жизни, спорта и других видов деятельности, требуя от него  смирения и успокоения.
    Существует понятие, что в духовном мире всё работает совсем не так, как в материальном.   
    Если человеку будет сложно нести два мешка при обычной физической нагрузке в материальном мире, он один мешок снимет и продолжит путь с одним мешком.
    В духовном мире всё происходит наоборот. Жизнь будет класть на плечи человека столько мешков в виде сложных жизненных ситуаций, причиняющих боль, пока он не осознает  необходимость, смирится с этим,  и потом понесёт их все.
    Внутренняя дисциплина помогает ученику открыть в себе недостатки и положительные стороны характера. Кто может сказать, что у него нет недостатков или плохих сторон характера, будет ошибаться. В каждом человеке есть черты характера, которые могут показывать его в обществе с негативной стороны. Не признавая их, он просто старается спрятать свои слабые места.
     Занятия в секциях боевых искусств помогают детям быстрее открыть в себе качества, необходимые для личностного роста. Чтобы улучшить черты своего характера, ученику необходимо подчиниться существующей дисциплине в организации и идти в ногу с её жизнью. Тем, кто решил идти по этому пути, потребуется максимум терпения и умения ждать. Ведь предстоит колоссальная работа над своим внутренним «я», требующая большой самоотдачи и постоянства. Все эти качества станут постоянными спутниками развития  духа, воли и уверенности в себе.

    Так же в спортивные секции боевых искусств, приходят ребята из категории так называемых трудных подростков. Зачастую они проявляют хорошие бойцовские качества на начальном этапе занятий. Тренер сразу отмечает это и возлагает на них надежды для участия в соревнованиях. Но основная масса таких ребят очень быстро прекращает занятия в спортивной секции. Причина этому – дисциплина, которая висит над ними тяжелым грузом. Они понимают, что нужно начать внутреннюю работу над собой, но перемены в их поведении противоречат их имиджу и способу утверждения себя в группе сверстников. Ребята чувствуют, что они еще не готовы для психологической работы над собой, так как это нарушит сложившийся баланс в окружающем их обществе. Атмосфера спортивной школы становится для них психологической клеткой, из которой они стремятся вырваться.
    Внутренняя дисциплинированность дает возможность расширить мировоззрение, сделать переоценку ценностей и изменить свою жизнь к лучшему. Она помогает контролировать свои негативные эмоции, что в свою очередь позволяет сохранить душевное равновесие в бою и трезво оценить любую трудную ситуацию.
    Важно понять, что внешняя дисциплина, на которую основывается спортивная школа, не является непосредственной дисциплиной его жизни. Она лишь помогает спортсмену воспитать свою внутреннюю дисциплину, которая будет руководить им во всех его поступках и действиях, из которых сложится его дальнейшая жизнь. 


Рецензии