Познавать себя с детства. Глава 3. Темперамент

    К  юниорским годам физическая сила бойцов в одинаковых весовых категориях в основном сравнивается и в упорном бою встает вопрос о силе духа, способности выдерживать сильные удары и физические нагрузки на протяжении всего боя. Постепенно приходит осознание в приобретении психологических знаний для того, чтобы найти слабые стороны в психологической подготовке соперника и переломить ход поединка в свою пользу.
     Знание психологических процессов, протекающих в организме человека, позволяет бойцу правильно подготовиться к поединку.  Так же, знания помогут изучить преимущества и недостатки своих соперников.
    Бойцу, желательно знать, каким типом темперамента он обладает, и уметь определять, какие стороны существующих темпераментов могут преобладать у соперника.
В каждом человеке заложен  определенный темперамент, который определяет  действия человека в различной обстановке в обществе.


    В спортивные секции ударных и борцовских видов спорта приходят дети с разным темпераментом. Все они хотят научиться боевой техники, стать сильными и мужественными. Но не всем дано добиться одинаково высоких результатов. Кто-то сможет сформировать себя как бойца за более короткий срок, а кому-то для этого потребуется более длительное время. Всё зависит от индивидуального психологического и технического роста спортсмена. Тем не менее, всех детей нужно принимать такими, какими они есть и не отделять более слабых психологически и физически от сильных ребят. Зачастую эти дети являются связующим звеном той живой атмосферы в секции, в которой более способные и талантливые дети смогут быстрее справиться с недостатками своего темперамента и с определенными комплексами. А то, что сильные и слабые стороны есть у каждого вида темперамента, это очевидно.
   
    В учебнике психологии Р.С. Немова, темпераментом называют: «Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменения».
    Темперамент человека разделяют на два типа:
    - темперамент чувств;
    - темперамент деятельности.
    Исходя из основных источников, в психологии установили четыре основных простых темперамента:
   
    - сангвинический;
    - меланхолический;
    - холерический;
    - флегматический.

    Из этих четырёх типов темперамента к темпераментам чувств относят сангвинический и его противоположность, меланхолический.
   
    
     МЕЛАНХОЛИК – является слабым типом  человека, который видит только всё плохое и опасное. Этот тип людей характеризуется пониженной активностью и быстрой утомляемостью всяким напряжением. Неумением постоять за себя в кругу товарищей. Для таких людей характерны несамостоятельность, отсутствие настойчивости, способности вести борьбу с затруднениями, нерешительность, робость в опасных ситуациях с демонстративными проявлениями страха. Они могут проявлять живую эмоциональность, но она легко доводится до предела и сменяется притуплением чувственных переживаний.

    Определения меланхолического типа темперамента показывают слабые стороны и показатели нервных процессов в полушариях мозга.
    Дети с таким темпераментом имеют как отрицательные, так и положительные стороны. Из-за своей повышенной внутренней напряженности, ранимой души и повышенной тревожности они зачастую бывают сдержанными, постоянно контролирующими свои действия и обещания. Детям –меланхоликам приходиться постоянно вести внутреннюю работу  в психологическом плане, что помогает им воспитывать в себе выдержку, а также постепенное повышение работоспособности.
    С такими учениками сложно работать на начальном этапе тренировок. Зачастую они не представляют для тренеров ничего интересного, и уже в ближайшее время им дают понять, что чемпионами им не быть, тем самым нанося им психологический удар. Но, где же они смогут получить духовное и физическое воспитание, способствующее их внутреннему развитию, как не в школах боевых единоборств? Ведь указать на недостаток ребенка гораздо проще, чем подсказать, как с этим справиться и помочь ему в этом.
    Получается, что тренера не хотят возиться и тратить время на учеников, у которых более слабые показатели на начальном этапе обучения, занимаясь быстрой сортировкой и отбором ребят для участия в будущих соревнованиях.
С учеником – меланхоликом сложно работать в психологическом плане и в юниорском возрасте. В этом возрасте ученик, зная о недостатках своего темперамента, все больше хочет скрывать их от окружающих, и как бы старается сам не обращать на них внимание. Но с таким подходом к этому вопросу, останавливается дальнейший как психологический прогресс, так и технический, и физический. Все же, эти недостатки заставят спортсмена вернуться к ним, но уже  в более позднем возрасте, потерпев при этом ряд спортивных и жизненных неудач.
    Начать внутреннюю работу над собой никогда не поздно. И если не бояться этого процесса, то в жизни ещё можно многого добиться.



     К ученикам меланхоликам требуется и терпение тренера, так как они медленно входят в ритм тренировок. Но благодаря своей выдержке и настойчивости, наработанных в ходе стремлений, постепенно начинают добиваться хороших результатов.
    В жизни этих ребят бывает, случается так, что им гораздо проще изучить массу технических приемов и выдержать большую физическую силу, чем справиться с одним психологическим комплексом. Для психологической работы рядом с таким учеником должен быть мудрый наставник, который вовремя подскажет, направит в нужном направлении и поможет справиться с психологической проблемой.
    В бою же, исходя из своих характеристик, такие ребята часто стараются работать на опережении, так как страх получить удар первыми, заставляет их наносить удар раньше, чем это сделает соперник.

    Вот поэтому, чем раньше такие дети начнут заниматься в спортивных секциях единоборств, где будут полностью вскрываться недостатки их темперамента, тем больше шансов у них будет добиться хороших результатов в жизни.


    САНГВИНИК – сильный, с хорошей реакцией, уравновешенный и быстрый тип людей, характеризуется высокой работоспособностью, умением быстро разбираться в сложной ситуации, большой активностью при достаточной выдержанности и дисциплинированности, находчивостью в различных ситуациях. Все эти психологические признаки являются очевидными показателями сильных, быстрых и уравновешенных нервных процессов в организме.

    Дети с таким типом темперамента заметно выделяются на тренировках своей работоспособностью и целеустремлённостью. Их большой оптимизм не позволяет им ставить на неудачи. Они могут проводить качественный  анализ своих боёв, а так же быстро восстанавливать свой эмоциональный баланс.
    Основной недостаток учеников- сангвиников, утомляемость, вследствии чего, происходит снижение интереса к концу рабочего периода. Спортсмены сангвиники теряют интерес  к результатам в спорте в юниорском возрасте, в тот период, когда диапазон их познаний увеличивается, тем самым, зачастую ломая все выстроенные планы тренера.


    У них резко проявляется интерес к другим видам деятельности, и они с полной отдачей переключаются на них.
    Так же, если они видят, что бой у них не получается, они теряют к нему интерес и могут проводить концовку боя без должной отдачи.
    В случае неудачи, их оптимизм позволяет им снова и снова осуществлять поиск направления для реализации своей внутренней энергии. Поэтому они могут вернуться уже к прежнему виду спорта, если это будет в их интересах.
    Таким детям желательно помочь разобраться в их душевных порывах, чтобы они поверили в себя и не ломали уже достигнутого в данном виде спорта.
    Сангвиники находятся в постоянном поиске стимула, необходимого для их духовного, умственного, физического и материального роста. Для того, чтобы удерживать таких учеников в данном виде деятельности необходим хороший стимул.
    Еще одна из проблем бойцов – сангвиников заключается в том, что обладая большой внутренней энергией, они зачастую торопят время и события. Отчего возникает лишняя суета в движениях и не нужные переживания по поводу того, что не все получается так, как хочется. В бою такая поспешность наказывается своевременными и точными встречными ударами соперника, если тому, конечно, позволяет это делать его опыт и выдержка. Всё же за счет напора, хорошей реакции и скорости, а так же за счёт большого количества нанесенных ударов, боец – сангвиник  зачастую переламывает ход поединка.
    Но, для более профессионального ведения боя, сангвинику приходится учиться овладеть спокойствием и уравновешенностью, которые помогут убрать лишние движения в бою и сэкономить силы. Умение расслабляться поможет снять с себя постоянную напряженность, приводящую организм к быстрому утомлению.  Это даст возможность, спокойно  оценивать сложившуюся ситуацию в поединке и выдерживать необходимые паузы для дальнейшего опережения действий соперника.



    ФЛЕГМАТИК – сильный, уравновешенный и медленный тип людей. Он выражается в постоянном стремлении, твёрдо выработанными установками, медлительностью действий при полной самостоятельности и независимости от посторонних влияний. Это признаки сильных, малоподвижных нервных процессов.

     Дети с таким типом темперамента, могут уклоняться от интенсивных и напряженных тренировок, стремясь выполнять упражнения не на виду у тренера. Но если такой ученик решил стать бойцом, то он поставит для себя чёткую цель и будет постепенно идти вперёд. В боях бойцы-флегматики обладают хорошим хладнокровием, что позволяет им видеть действия соперника, хорошо чувствовать дистанцию к нему и поражать цель наверняка при малой затрате энергии. Они всегда стремятся довести бой до конца, при этом, не имеет значения, в чью пользу он складывается.
    Но все же, таким бойцам иногда не хватает быстроты действий. Им сложно психологически отцепиться от своей монотонности и поработать  взрывными сериями продолжительное время. Они зачастую заряжены на один сильный и точный удар. Быстрота действий их утомляет.


    ХОЛЕРИК – безудержный тип людей, характеризующийся настойчивостью преодоления препятствий, подчас не считаясь с явной невыполнимостью желаний, стремительностью, эмоциональной реакцией, не сдержанностью в отношениях к товарищам, недостаточной дисциплинированностью, легко вызываемой агрессивностью,  очень вспыльчив.
 
   Такие признаки характеризуют человека, который очень быстро взрывается, поддаваясь своим эмоциям, и так же быстро успокаивается, если ему идут на встречу, или же он получил сильный и чёткий отпор в физическом или словесном плане.
    Ученики такого типа эмоционально реагируют на  замечания тренера, и стремятся изо всех сил защититься от так называемых несправедливых нападок. Они отличаются не постоянством посещения тренировок и  при отработке заданных  упражнений. В большей степени им хочется посещать занятия в то время, когда нужно восстановить свой эмоциональный баланс. На тренировках они будут стремиться отрабатывать те упражнения, которые у них лучше всего получаются и которые возвышают их в глазах окружающих. Нежелание таких детей замечать свои психологические комплексы и проводить работу над ними, приводит к закреплению чувства неуверенности и  к постоянному страху быть побежденным.
    Если таких ребят вовремя не направить в нужное русло, то они в основном будут работать над качествами своего характера, которые укрепляют их внешнюю оболочку, а не внутреннюю силу. Пик посещаемости занятий наступает в моменты, когда им необходимо повысить свой физический и технический уровень, необходимых для собственного самоутверждения.
    В психологическом росте такие ученики медленно продвигаются вперёд, потому, что эмоции преобладают над выдержкой, спокойствием и хладнокровием. Но если они уже что-то усвоили, то уже постараются не отпускать от себя, так как это будет придавать им сил.
    В боях такие бойцы отличаются непостоянством. Если будут чувствовать, что они не могут победить соперника, то поддаваясь эмоциям, могут просто сдать бой, не утруждая себя лишней тратой сил. Так же они могут стать лёгкой добычей для хладнокровных и выдержанных бойцов, в случаях эмоционального реагирования на пропущенные удары, на неудачные попытки атаковать соперника, если они не смогут контролировать ситуацию в бою и сдерживать свою вспыльчивость.
    В тоже время, бойцы-холерики могут приложить значительно усилий для досрочного окончания боя, или сделать попытку, психологически сломать своего соперника на первых минутах схватки и затем спокойно доминировать на протяжении всего боя.

    В младшем возрасте ученики стремятся не отставать друг от друга на тренировках, поэтому на начальном этапе, бывает сложно определить к какому типу темперамента больше склонен тот или иной ученик. Но со временем приобретения технических и физических навыков, а так же, личных бойцовских качеств, они начинают проявлять своё лично «Я». Стараются выделить свой стиль ведения боя, манеру поведения в обществе и другие качества, характеризующие их как личность.


    Если соперник был раньше совсем не знаком бойцу, и он впервые увидел его уже непосредственно перед боем, в ходе самого поединка предстоит определить не только технические умения соперника, но и психологическую подготовку, а так же, тип его темперамента, который будет проявляться в его действиях в бою.
    Для того, чтобы  правильно психологически построить бой, желательно знать преимущества и недостатки всех типов темперамента.
    Иногда по ходу боя, бойцам приходится ломать привычный для себя темп работы, как бы подстраиваясь под не свойственный себе темперамент. Так, например, чтобы сангвинику победить холерика, не ввязываясь в драку под бурным напором соперника на первых минутах боя,   понадобятся спокойствие и выдержка флегматика, чтобы остудить пыл нападающего. 
    Или же, наоборот, при встрече двух флегматиков, одному из них для победы над другим, необходимо вести бой с быстрой и взрывной скоростью сангвиника.   


Рецензии