История Ярославского радио в эпизодах и лицах

   ПО страницам книги Михаил Сафиканова
   "ЖИВОМУ СЛОВУ БОЛЬШЕ ВЕРЫ"

 (8 ноября 2022 года публикую обещанное продолжение о  личностях, которые были
гордостью Ярославской журналистики, о дикторах)


     ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

   1929 – год рождения Ярославского радио.
   23 апреля 1936 года –  решением оргакомитета ВЦИК по Ярославской области был создан комитет радиовещания.
   27 июня 1957 года –  при управлении культуры облисполкома создана студия телевидения.
   13 октября 1961 – создание комитета  по телевидению и радиовещанию Ярославского облисполкома.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В 2009 году был юбилей Ярославского радио – 80 лет. К этой дате я задумал написать воспоминания о годах работы в комитете по телевидению и радиовещанию,чтобы рассказать о замечательных коллегах- журналистах, с кем довелось работать. Среди них было немало неординарных коллег. 
   Опыт написания воспоминаний у меня был. В 2003 году к 25-летию окончания нашего курса факультета журналистики МГУ я подготовил и издал в типографии книгу «В сердце моем журфак». Во время юбилейной встречи однокурсников это издание оказалось нарасхват.    Еще более удивительным было, что это издание  в истории журфака  было первым, чтобы  кто-то из выпускников написал книгу о своем курсе.
    В канун 80-летия Ярославского радио я принес тогдашнему директору Ярославского  радио сигнальный экземпляр книги «Живому слову больше веры» и предложил подключить коллег к созданию истории нашего коллектива. Не знаю почему, руководитель  коллектива передал экземпляр книги  ветерану  диктору радио Галине Маровой. Говорят, что ей воспоминания понравились. Но … прошел юбилей. Без поддержки руководства радио книга не увидела свет.
    Через несколько лет  разговор о книге я вел с новым директором Ярославского комитета по телевидению и радиовещанию. Хотя он был человеком  из далеких краев,   все же проявил интерес к изданию воспоминаний. Но  вот беда у нас сменилось руководство области. Новая метла  сменила директора.
    Новое поколение журналистов XXI века Ярославского радиовещания 90-летие отметило очень скромно, никакого печатного издания не вышло, лишь цикл передач, да и то в сжатом виде.

    Как бы то ни было работу над книгой «Живому слову больше веры» я продолжил и решил добавить новые главы. Прежде всего, я  взялся составить каталог материалов, где даны основные моменты в истории Ярославского радио и напомнить  о тех летописцах коллектива, которые опубликовали в газетах, чтобы не было белых эпизодов  в истории  Дома радио.
   Все дальше 20-век. Стираются в памяти имена и фамилии талантливых  радиожурналистов, которые работали в Доме радио. О некоторых из них вообще нет никого упоминания. Это несправедливо. Хотелось бы в этой публикации напомнить о них.

      О  ЛЕТОПИСЦАХ РАДИОДОМА

    Комитет по телевидению и радиовещанию долгое время возглавлял Евгений  Михайлович Лобачев, с которым я был лично знаком. Он по праву стал первым летописцем организации.  В газете «Ярославская неделя»  ( №№ 30, 31, 33, 34) ему в 1994 году  удалось опубликовать часть своих воспоминаний под названием «Полвека и даже более». Повесть о суровом испытании»  (воспоминания о работе в должности руководителя комитета по телевидению и радиовещанию» в  60-е годы, в которых немало уделяется внимания и становлению радио в  Ярославле.
   В 1963   году Лобачев пишет в «Северном рабочем»  статью «В тесной связи с жизнью»(7 мая). 1966 –  «Курс на передовые позиции» 1967 – «Главная тема  –  юбилейная »  (50-летие Великого Октября), ( 6 мая).    Крылатой  стала фраза «Газета без бумаги и расстояния». По таким названием в 1969 Евгений Михайлович пишет в  «Северном рабочем» об изобретении радио и работе областного радио и телевидения. 
    К теме радио обратилась и известная в Ярославле журналистка А. Ваняшова в газете «Правда» ( 1966 г. , 28 фев­ра­ля). Тональность  публикации самоочевидна – по заголовку  материала «Кадриль в  эфире». Конечно, речь шла о недостатках в  радиопрограммах. Цикловые передачи такие как серия «Радиолетопись Ярославского края» становились явлением  в эфире, поэтому не могли  не привлечь внимание журналистов главной областной газеты «Северный край».
    Журналист­ка Инна Копылова, которая  работала в газете, еще в 1967 году опубликовала статью «Радио и время». Особенное пристальное внимание было к молодежной тематике в эфире. М. Собинов  в «Юности» (1969, 6 мая) пишет статью «Разговор по душам». Понятно, что юное поколение нуждается в доверительном  тоне, анализ как это получается, особенно нужен корреспондентам радио. Через пять лет в этой же газете корреспондент Татьяна Крайкина рассказывает о молодежной тематике и как она решается средствами радио.

    В 1960-е годы главным летописцем истории становится председатель комитете Герман Баунов. Он почти ежегодно пишет статьи о работе своих коллег. Одним из строгих  ценителей радио эфира был Герман Баунов.  «Легкость  в  эфире» – так называлась его статья, опубликованная в Северном рабочем» (1965, 27 августа) о недостатках местно­го радиовещания.  В 1966 году в «Северном рабочем»   ( 7 мая (напоминает о высокой ответственности» журналистов перед слушателями. В той же газете публикуется  его  обзор «На Ярославской вол­не»  (1971г.,7 мая).  Баунов непрочь выступить и в коллективном сборнике статей «Ступени новых высот» (Ярос­лавль, 1971, с. 69-86). Статья «Звучащее слово»
    Герман Баунов ежегодно пишет  о делах на радио.  1972  – «Эфир главная тема». 1973  – «Живые голоса дня». 1973  – А. Скворцов. «В эфире радиостанция «Волга» 1974  – « И лирика тоже».( литература и искусство в программа ярославского радио и телевидения». 17 апреля 1974 – «Точка отсчета».6 мая. 1975 – «Наши программы – наши  заботы». 1976 – «Ответственность перед временем». 1978 год   «Говорит Ярославль»
    Пишет о радио уже корреспондент «Северного рабочего» Вик­тор Храпченков. Это время кадровых перемен.
    Далее, летописцем  стал председатель комитета Леонид Александрович Чесноков, ко­то­рый и принимал меня на работу  в 1978 году после окончания факультета журналистики МГУ  Его выступления прессе носили конкретный деловой характер: 1979 – «Сверяюсь со временем» 1980 – «Ведущая тема - Преобразование Нечерноземья». 1981 – «Важное средство пропаганды и информации».
    Эстафету от Чеснокова,  который был переведен обкомом партии редактором в  главную  газету области –  «Северный рабочий», перенял Виктор  Алексеевич Буланов Его статьи:
    1982 –  «Трибуна общественного мнения» 1983 – «Слово зовущее, мобилизующее» 1984 – ...труд­но 1986 – «Встречи в эфире» 1987 « Трибуна гласности»( об  активизации гласности в передачах радио и телевидения , «Политическая агитация». №  8, с. 2-6. 1989 – Ярославскому областному радиовещанию шестьдесят лет 1990 – «На пути обновления». 8 мая. Так называлась одна из последних статей Виктора Алексеевича  в должности председателя комитета. Если бы он знал, куда приведет это обновление и какие люди придут на  смену !.. Но у истории нет  сослагательного наклонения.
   1999 - Живое слово душе роднее -  областному радио 70 летию - написал статью в «Северном крае». Н Свеникова. 7 мая. В последние годы о радио стали писать  реже.

    МОЙ ПЕРВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
    ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕСНОКОВ

   Пришел я  на радио после окончания журфака МГУ в 1978 году. Дом радио готовился  к десятилетию своего строительства.К этой дате в газетах стали появляться разные материалы «В Доме радио - новоселье» – такая коротенькая информа­ция появилась в 1969 году  в газете «Юность» (18 января), еще раньше откликнулся на это событие «Северный рабочий» (16 января).
   Мой пер­вый начальник -  Леонид Александрович Чесноков - председа­тель комитета по телевидению и радиовещанию Ярославского облисполкома.  Он заменил Германа Баунова. Рассказывают, что последний   имел  крутой характер. Профессиональный журналист «гонял» своих подчиненных коллег, устраивал разносы по поводу и без. Он вечером  с корреспондентом  мог выпить,    а утром  вызвать на ковер и спросить строго: «Почему от вас разит спиртным?».
    Несмотря на столь непредсказуемый нрав начальника, сотрудники отзывались о нем хорошо, подчеркивали, что при нем поднялся уровень журналистики, авторитет Дома радио среди радиослушателей возрос. Такой вот парадокс.
   По сравнению со старым председателем комитета, Леонид Александрович Чесноков был человеком предсказуемым, выдержанным, справедливым. Чувствовалось, что опыт работы в партийных органах не прошел для него даром. Взвешенность руководителя при принятии решений  –  эта  черта высоко оценивалась в коллективе. По мелочам он не песочил подчиненных, нередко защищал в партийных органах журналистов, которые поднимали острые темы.
    Начинал я работу в отделе информации, через четыре месяца меня перевели заниматься экономикой  в отдел народного хозяйства. Пришлось заниматься промышленностью, строительством, сельским хозяйством. Это было интересно.
    Мне нравилось, что Чесноков мало, что обещал, но  сказанное –  выполнял. Мне представили  сначала общежитие на судостроительном заводе. В 1981 году Чесноков  выхлопотал квартиру.  В знак  благодарности я никогда не отказывался от дальних,  трудных командировок, не жаловался на репортерскую судьбу редактора радиопрограмм.
   В Леониде Александровиче  уживались партийная строгость и педагогический подход в оценке работы сотрудников. А все потому, что по образовании  он учитель истории, закончивший Ярославский пединститут имени КД Ушинского Ушинского. С другой стороны – партработник, который от секретаря парткома в Курбе прошел школу партийного деятеля в Ярославском, а потом Гаврилов-Ямском райкомах партии.   А  приход на стезю работы средств массовой информации был связан с тем, что в обкоме партии ему поручили быть инструктором отдела пропаганды. Так что он имел представление, чем занимается коллектив Ярославского комитета по телевидению и радиовещанию.
    В апреле 1979 года Л. А. Чеснокову поручили возглавить комитет по телевидению и радиовещанию Ярославского облисполкома. За три года работы Леонид Александрович показал себя чутким руководителем, который, как опытный педагог, умел расположить подчиненных к доверительному разговору, настроить на овладение новых тем.  Он не давил на подчиненных, понимал, что труд журналиста непрост.
    Ветеран  коллектива Сергей Петрович Морозов говорил, что после Баунова  работа с Чесноковым – это глоток свежего воздуха. Мне же, новичку коллектива, казалось, что Леонид Александрович такой, каким и должен быть начальник. Для меня было важно, чтобы руководитель слов на ветер не бросал и не сильно вмешивался в написанные нами тексты, оставлял место для авторского взгляда в  оценке событий. На журфаке МГУ нас настраивали проявлять свободу творчества.
    С первых месяцев  работы я понял, что Чесноков не склонен вмешиваться в нашу  творческую кухню журналистов. Когда  он редактировал  тексты, не  лютовал. Авторская позиция в теме сохранялась.
    Когда я стал посылать свои передачи на Всесоюзное радио  и они стали звучать на весь мир, Леонид Александрович сказал:
 – Правильно делаешь. Если твои материалы идут на всю страну, значит,  работаешь на уровне всесоюзных  корреспондентов. Требовательность к своей работе не снижай.
   Такое  благословение   руководителя подвигло меня  браться за темы, которые интересны не только для радиослушателей нашей области, но и страны. При Леониде Александровиче во всесоюзном эфире прозвучало моих 3  десятка передач, а всего за годы работы на работы на радио около 400 во всем трем каналам. Лучшие передачи повторяли по нескоьку раз.Среди них были передачи в  программах легендарного Юрия Левитана.
 После перехода на телевидение в 1987 году  я дебютировал с рекламными роликами, которые показывали сразу после программы «Время».
   К сожалению, с  Леонидом Александровичем Чесноковым   недолго работали.  В обкоме партии его направили на повышение – доверили возглавить областную партийную газету «Северный рабочий».  До него главный печатный орган возглавлял  писатель  Александр Иванов, который, к сожалению, скончался.  Леонид Александрович в коллективе пришелся ко двору, проработал до 1991 года, продолжая лучшие традиции газеты.


    ПОД НАЧАЛОМ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
    ВИКТОРА ГЕННАДЬЕВИЧА ДУБОВА

    Руководить  Домом радио помогали Чеснокову фронтовик  Виктор Геранимович  Плиско, а позже главный редактор радио Виктор  Геннадьевич Дубов, который был строг, но разносов, как Баунов, журналистам не устраивал. Меня, начинающего редактора,  иногда хвалил за то, что смело  взялся за подготовку передач для Всесоюзным радио.  После чтения очередной моей программы советовал, как материал заслуживает прозвучать на всю страну.
    Виктор Геннадьевич хорошо знал всю «кухню» подготовки радиопередач, так как начинал он звукооператором, потом стал готовить радиопередачи, дорос до главного редактора радио.  Со временем  Виктор Геннадьевич  стал заместителем председателя комитета по телевидению и радиовещанию, а, выйдя  на пенсию,  возглавлял отдел рекламы. До самого последнего момента мы поддерживали с ним хорошие отношения. Даже он согласился перед зданием ТВ позировать для будущей книги о радио.
   

    ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ БУЛАНОВ
    И ВЕТЕР СНОГСШИБАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН 1990-х ГОДОВ
 
    На замену Чеснокову прислали  из обкома партии  Виктора Алексеевича  Буланова. У него серьезный  опыт журналисткой работы – был редактором  Ростовской районной газеты. Его стиль работы был ближе к демократическому, поэтому, наверное, именно у нас в коллекти­ве сформировалась группа  журналистов, которые стали демократами первой волны и требова­ли больше гласности, больше правды, приближали перемены, создавали идеологию для будущего «Ярославского народного фронта, который в противоборстве с властью добился смещения самого «царя  Федора» – 1-го секретаря обкома партии Федора Ивановича Лощенкова.
   У меня сложились неплохие отношения с Булановым. Нравилось, что  он не чиновник,  а  журналист. Виктор Алексеевич, находясь в высоком кресле  не ленил­ся писать сам, постоянно искал  новые формы подачи материалов, новые темы. Толкал он  нас, журналисов,   вести поиски интересных , необычных тем, заставлял съехать с «наезженной колеи". 
   Когда Буланов выступал с новшествами, я  поддерживал его на собраниях. К этому времени я был на радио  заведущим отделом писем и социологический исследований.  Сам предлагал новые идеи, которые рожда­лись в ходе научной работы над кандидатской диссертацией в университете под руководством профессора, доктора исторических наук Петра Федоровича Янкевича.
    Я видел, что стоило председателю комитета Буланову  отпустить «чесноковские партий­ные вожжи», как  демократия в коллективе  стала захлестывать. Летучки и планерки стали превращаться в  клубы для политических и экономических диспутов.
    Буланов не догадывался, что такая свобода мыслей после «железно­го правления коллективом» –  это начало кон­ца комитета по телевидению и радиовещанию,   да и  самого, как председателя  этого комитета.   
     В 1991 году  после августовских событий в течении полугода «новые демократы» при реорганизации комитета в  телерадиокампании  оставили Виктора Алексеевича  и 12 сотрудников не у дел, хотя  Була­нов пошел на большие уступки, но ничего не помогло.  Пришла новая власть в стране и в нашем коллективе.
   Суд  через полтора года признал такое решение неправильным, но  Буланов уже не вернулся в свой кабинет.  Отрадно, что Вик­тор  Алексеевич не  сло­мался. Он и  ныне действующим журналистом, спортивным комментатор.  Сам Виктор   Алексевич – стал для нас примером творческого долголетия, председателем Совета ветеранов Союза журналистов области.

    АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ РАЗУМОВ
    ПИШУЩИЙ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ПОДАВАЛ ПРИМЕР

   Главным редактором после Виктора  Дубова, который ушел заметителем председателя на телевидение, стал Александр  Петрович Разумов, присланный, как обыч­но,  из  обкома партии.
   Для нас было важно, что он не чиновник,  а журналист. Разумов  не прочь был подготовить радиопередачи вместо ушедшего в отпуск  или заболевшего корреспондента. Работа его была профес­си­о­наль­ной, добротной. Но так как автор был главным редактором, то считалось неэтичным вешать его материалы» на Красную доску. Александр  Петрович в  этом и не нуждался.
   Одновременно он писал и книги.  Это вызывало  уважение к  масштабу его творчетва. Глядя на Александра Петровича, я сделал вывод, что рано или поздно журналист радио может и должен прийти к написанию книг. Не Боги горшки обжигают. так как с годами накапливается опыт и жизненный материал, который достоин вылиться в книжные страницы.  Почему бы не показать, что «радиошники»  могут только  у микрофона диалоги вести, «междусобойчики» устраивать, но и работать в серьезных литературных жанрах.
   Александр Петрович сам работал с полной нагрузкой и нас настраивал на это, не мешал проявлять инициативу, при этом правил материалы невзирая на лица и стаж работы.  Разумов знал жизнь не только из  окна обкомовского кабинета, откуда он был прислан к нам.   И  хорошо знал, какие задачи у прессы, как их решать, умел и сам показать, как надо работать над темой.
   Не всем понравилась журналистская  активность главного. Против него начались козни  со стороны «будущих демократов». К сожалению,  Разумову пришлось уйти из радио, Но Алек­сандр  Петрович не «потерялся»: даже возглавил Ярославское отделение Союза журналистов РФ. И практически из руин поднял его.  Кроме текущей работы, он занялся издательс­кой деятельностью, стал помогать журналистам издавать свои мемуары, сборники статей, готовить сборники стихов.
    Один из главных трудов организации - книга к 50- летию журналистской организации Ярославс­кой области». Фундаменталь­ная работа подкреплена большой организаторской деятельностью.  В начале 2007 года состоялась презентация книги «Журналистов знакомые лица». Авторам и ветеранам были вручены экземпляры нового издания .В ней были опубликованы 16 страниц из настоящей моей книги «Живому слову больше веры». Журналистская организация одна из сильных в  стране благодаря   трудам Александра Петровича Разумова.


     МОИ УЧИТЕЛЯ НАСТАВНИКИ
     ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ

     Мало сказать, что мне повезло с непосредственным начальником, надо добавить – крупно. Это ин­тел­ли­ген­т­ный, демократичный человек, хотя и был сыном 1-го секретаря райкома партии. Андрей Павлович Солеников по натуре -  наставник, он и по об­ра­зо­ва­нию, кажется, учитель, опекал, учил, не ленился править мои тексты. Слу­ча­лось ругал, но щадил мое авторское самолюбие. Точность факта он ставил превыше всего.
    Андрей Павлович  сразу дал тему, которая мне была знакома.  Она в то время была актуальной и даже модной – рабочая эстафета на строительстве. А.П.  учил: не домыслы автора, фан­та­зии, а конкретика, фактура должны убеж­дать людей в материале, что ра­бо­чая эстафета дело стоящее, на при­ме­рах надо показывать казенщину, фор­ма­лизм в его организации. Я по­ни­мал, что серьезная тема –  это моя про­вер­ка на профессиональную со­сто­я­тель­ность и даже пригодность.  По­это­му  надо было выложиться, что я и сде­лал. На летучке в понедельник я по­лу­чил  неплохую ре­цен­зию от дежурного критики. Многие признали, что этот парень может пи­сать для радио.
    Понравилось, что Солеников не  про­тив  инициативы. Я пред­ло­жил но­вую тему “Встреча через 40 лет”.  Фрон­то­вик через  40 лет встре­тил сво­их се­с­тер, которых потерял в годы вой­ны. Мне довелось стать  сви­де­те­лем, как в ка­нун Нового года, про­изош­ла теп­лая встре­ча в  35-градусный мороз на Ярос­лав­с­ком же­лез­но­до­рож­ном вок­за­ле. Об этом я рассказал в эфире. От­зы­вы о репортаже коллег  были хо­ро­шие. Од­на­ко,  в нашем кол­лек­ти­ве не принято было зах­ва­ли­вать но­вич­ков,  поэтому после белой по­лос­ки добрых слов – жди черненькую, осо­бен­но когда берешься за сельскохозяйственную тему.  Здесь­,­как в фут­бо­ле, все и всё «по­ни­ма­ют». В мою творческую биографию село поселилось надолго. Эту тему в  раз­ные годы освоили наши опытные жур­на­ли­с­ты радио  Оль га Николаевна Луш­ни­ко­ва,  Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Мо­ро­зов, Лев Ни­ко­ла­е­вич Бу­ты­рин, Жанна Алек­се­ев­на Ле­он­ть­е­ва 
Каждый из них по сво­е­му был моим на­став­ни­ком. Пе­ред ко­ман­ди­ров­ка­ми они  что-то под­ска­зы­ва­ли.
    Наи­боль­шую за­ин­те­ре­со­ван­ность в моем  про­фес­си­о­наль­ном ро­с­те  про­яв­ля­ла­Жан­ная Алексеевна. Она по-ма­те­рин­с­ки от­но­си­лась к мо­ло­дым, учи­ла, да­ва­ла  доб­рые со­ве­ты, со­чув­ство­ва­ла, ус­по­ка­и­ва­ла. В Ярос­лавль при­еха­ла из Таджикистана. В свое вре­мя по­мог­ла она и ста­нов­ле­нию  са­мо­го из­ве­с­т­но­го ярос­лав­с­ко­го жур­на­ли­с­та Алек­сан­д­ра Цветкова, который надолго стал профессиональным де­пу­та­том областной Думы. В годы пе­ре­строй­ки она уехала  с се­мь­ей на Ук­ра­и­ну.  В 2003 году я встре­тил­ся в ней в Одессе. Она тогда ра­бо­та­ла в га­зе­те «Вечерняя  Одес­са­». Там она была в коллективе  на виду, еще раз под­твер­див свою  ярос­лав­с­кую шко­лу.

    ВЯЧЕСЛАВ  ИВАНОВИЧ ЩЕПОТКИН
    КОМЕТОЙ  ПРОМЧАЛСЯ  НАД ГОЛОВАМИ»

    Есть наставники  официальные, есть и  неофициальные – среди них Вя­чес­лав Иванович Щепоткин. Стоило уви­деть его в работе, стало ясно  что такое активная  бескопромисная, ум­ная ярос­лав­с­кая  журналистика
    Из  об­ла­с­т­ной партий­ной га­зе­ты Вя­чес­лав  Иванович  был со­слан к нам на ра­дио, в  отдел на­род­но­го хо­зяй­ства за чересчур смелую критику обкомовских чиновников, их дачи.
    У нас он опять взял­ся за клю­че­вые темы. Стиль крепкого газетчика, у ко­то­ро­го нет в тек­сте лиш­них слов, ар­гу­мен­ти­ро­ван­ность, оби­лие до­ка­за­тель­ных фактов  превращало его ма­те­ри­а­лы в объект всеобщего вни­ма­ния. Глав­ное –  после радиовыступлений Ше­пот­ки­на  начиналис ь перемены. Мас­ш­таб тем вы­хо­дил за пре­де­лы об­ла­с­ти. Ще­пот­кин  ста­вил воп­ро­сы эко­но­мии элек­т­ри­че­ства на НПЗ, где горят  ты­ся­чи гир­лянд, ис­поль­зо­ва­ния  кислых гуд­ро­нов  на асфальт.В борьбе он был похож на гладиатора. Бился  до конца.
    Однажды Щепоткин два часа  ана­ли­зи­ро­вал мой  материал о шефской по­мо­щи селу «Яртецстроя». И сказал,  что нет мнения  второй стороны  - под­шеф­но­го  колхоза.  Ты уве­рен, что они совпадают. А где  взгляд тре­тьей сто­ро­ны – рай­он­но­го начальства?   Ему вид­нее, что на местах.
Пришлось го­то­вый ма­те­ри­ал пе­ре­пи­сы­вать. Пер­вые стро­ки лич­но Ще­пот­кин правил вслух.Пошла работа сно­ва. Я  зво­нил в  колхоз, в  район, спра­щи­вал, уточнял все.
Щепоткин, кро­ме ре­дак­тор­с­кой ра­бо­ты со мной,объяснил  суть нашей профессии,что  это труд « ин­тел­ле­ту­аль­но­го чернорабочего» . Вместо бла­го­дар­но­с­ти - часто пинки, причем с обе­их сторон. Второе: если лег­ко пи­шет­ся, значитмелко и плохо пашешь . Ма­те­ри­ал по­лу­чил­ся объек­тив­ным, объем­ным. Пос­ле этих часов я сказал, что мне та­ких уро­ков жур­на­ли­с­т­с­ко­го ремесла за пять лет уче­бы ник­то не да­вал.
Масштаб лич­но­с­ти Вячеслава Ива­но­ви­ча определялся и тем, кто был у него  в друзьях. Один из них Гронский  – быв­ший редактор «Известий»- человек ярославских корней.
    Другой товарищ  Щепоткина - Вла­ди­мир  На­де­ин –  кор­рес­пон­дент тех же  «Известий»,  ко­то­рый по­том стал соб­ко­ром Го­с­те­ле­ра­дио СССР по США. Мне  при­шлось с бу­ду­щим меж­ду­на­род­ни­ком бе­се­до­вать   пол­то­ра часа. Ка­кая  у него информированность  о за­ку­ли­сье на­шей стра­ны! Надеин писал –  за­чи­та­ешь­ся, вме­с­те в ним негодуешь, старашься тоже на своем месте вести борьбу..
    Под стать был им  и Вя­чес­лав Ива­но­вич. Вско­ре его ста­тьи стали по­яв­лять­ся в глав­ной газете стра­ны «Из­ве­с­тия». К нему были вы нуждены при­слу­ши­вать­ся и в руководстве ко­ми­те­та и области. Вско­ре стало, ви­ди­мо, всем понятно, что никакими «ссылками» на радио узду на этого жур­на­ли­с­та не на­деть. Убрать нельзя, зна­чит надо выд­ви­нуть! По­спо­соб­ство­ва­ли, чтобы Ще­пот­кин стал соб­ко­ром «Из­ве­с­тий» в Казахстане. Там он раз­вер­нул­ся. Дву­мя статьями  «Па­у­ти­на» и «Про­тек­ция» довел дело до того, что великого  хана - Диль­му­ха­ме­да Ах­ме­до­ви­ча Кунаева сняли с дол­ж­но­с­ти 1-го сек­ре­та­ря ЦК КП Ка­зах­ста­на.
После таких дел Щепоткин ока­зы­ва­ет­ся в  Москве. Он  – ведущий те­ле­прог­рам­мы на  Российском канале. Имен­но в те времена  в его кабинете  родилась  меж­ре­ги­о­наль­ная де­пу­тат­с­кая груп­па, ко­то­рую возглавил Ель­цин.
    –  Тогда я не понимал, какую ошибку делаем,- рассказывал  Вячеслав Ива­но­вич  мне в  2002 году.– Лишь  по­том я, в числе первых начал борьбу с по­рож­де­ни­ем нашим – «царем  Борисом». Ошиб­ки надо не толь­ко при­зна­вать, но ис­прав­лять.
В последние годы – Щепоткин пар­ла­мен­т­с­кий обозреватель журнала «Со­вет Федерации сегодня ». Чи­таю его ма­те­ри­а­лы - это тот самый Ще­пот­кин – ана­ли­тик, ора­тор, боец и бо­рец . Вот эти ка­че­ства скорее всего мож­но было взять за об­ра­зец мо­ло­до­му жур­на­ли­с­ту. Он не силь­но ин­те­ре­со­вал­ся, по­зво­лят ли ему «рас­ко­пать» тему или нет, по­нра­вит­ся она на­чаль­ству или нет, Вя­чес­лав Ива­но­вич на­хо­дил себе со­юз­ни­ков в  стане врага и вместе с ними шел до по­бед­но­го кон­ца.  А для него победа - особая ка­те­го­рия . Борь­ба ради борь­бы - это не го­дит­ся. Нужен триумф как в Ка­зах­ста­не и других местах. Гла­ди­а­тор от журналистики остался верен себе.

             НАШИ МАЯКИ ИЛИ ДАЛЕКИЕ ЗВЕЗДЫ

    Когда я пришел на радио, то пер­вы­ми именами, которые были с гор­до­с­тью произнесены о  ярославских жур­на­ли­с­тах, это – тотже  Герман Баунов, Гер­ман Седов,  Ионов  и, ко­неч­но, Юрий Чер­няк.  Это были ле­ген­дар­ные лич­но­с­ти. Если о первых двух рассказывали в про­шлом вре­ме­ни, то последний вос­при­ни­мал­ся, как живой клас­сик, ко­то­рый вырос  из  недр ярос­лав­с­ко­го ра­дио бу­ду­чи про­стым зву­ко­опе­ра­то­ром и до­с­тиг союзного масштаба.
   Юрий Львович Черняк –  собкор Го­с­те­ле­ра­дио СССР,  драматург. Он написал и  по­ста­вил ряд пьес, ко­то­рые ста­ви­лись на сце­не Вол­ков­с­ко­го те­ат­ра и не­ко­то­рых других. В  прессе и народе об­суж­да­лась  его пьеса «Восьмой директор» о со­бы­ти­ях на Тутаевском моторном за­во­де. Сю­жет автор  взял из жизни на­шей области  в Тутаева. Черняк, как  я понял, со­сре­до­то­чил­ся на ра­бо­те на Цен­т­раль­ном те­ле­ви­де­нии, на Все­со­юз­ное радио мало об­ра­щал внимания.  На­вер­ное,  было  это не  привлекательно для  него. А когда под­рос­ли добровольные помощники, помогли ему  закрыть  этот «фронт работы».
    Два года я готовился  к выходу во Всесоюзный эфир . Это  отдельный рас­сказ. И вот с 1980 году я стал вы­с­ту­пать регулярно в   ос­нов­ных ра­дио­прог­рам­мах, на­чи­ная  с дет­с­ких и сель­с­ких, и кончая  партий­ны­ми и куль­тур­ны­ми, спортивными. По­том вре­мя от вре­ме­ни под­клю­ча­лись  к  этому «фрон­ту» дру­гие кол­ле­ги.
Я понимал:  дра­ма­тур­гу  не надо  раз­ме­ни­вать­ся  на  дежурные ра­дио­пе­ре­да­чи.  Писатель должен  сочинять «не­тлен­ное». Прав­да,  иногда Юрий Льво­вич го­во­рил :
    - Скоро в  радиоэфире мне места не останется. По всем трем каналам  фа­ми­лия – Сафиканов.
    - Нам ли тягаться  с «классиками», как вы?!, - отшучивался  я.  Насчет клас­си­ка не преувеличивал.
    По сравнению с ос­таль­ны­ми «чер­но­ра­бо­чи­ми»­жур­на­ли­с­ти­ки Черняк был «белой костью», че­ло­ве­ком «голубых кровей», и я   не стеснялся давать та­кие громкие эпитеты. А ответ он снисходительно говорил мне:
    - Ладно, ладно отправляй в Москву передачи, особенно, когда я  в твор­чес­ком  отпуске. Ярославская  область дол­ж­на звучать.
Получив новое  одобрение, я,  ес­те­ствен­но, наращивал свое присутствие во Все­со­юз­ном эфире.
   Еще раз повторяю: журналистские судьбы не­ис­по­ве­ди­мы.
   К сожалению, в конце 90-х годов Юрий Львович погиб. Он готовил для  союзного   эфира  передачу об аф­ган­цах в  ДК Нефтянников.  На «Жигулях» воз­вра­щал­ся в  свою студию  и попал в ава­рию. Не ста­ло Юрия Льво­ви­ча, ве­се­ло­го, под­виж­но­го, шут­ли­во­го, ко­то­рый на наши кон­ф­лик­ты часто го­во­рил как в муль­т­филь­ме:
- Давайте жить дружно!

    Легенда из прошлого - Гер­ман Ба­у­нов –  был пред­се­да­те­лем комитета и при этом еще жур­на­лист с острым пе­ром. Это ред­кость. Для меня, но­вич­ка, он был человеком из ближнего   про­шло­го­. Но для тех, кто его знал и по­мнил, одно имя  – Баунов – вызывало «шок и тре­пет». Может, я  пре­уве­ли­чи­ваю. Но, как мне ка­жет­ся, это человек был  с  очень раз­ви­той ин­ту­и­ци­ей,  по­мно­жен­ной на спо­соб­ность бы­с­т­ро ана­ли­зи­ро­вать и вы­да­вать ре­зуль­тат ярко,  об­раз­но, тем са­мым за­по­ми­нать­ся  навсегда.
    Вот  мне­ние о нем  Зас­лу­жен­но­го ра­бот­ни­ка куль­ту­ры РФ, дик­то­ра ра­дио
Галины Ва­си­ль­ев­ны Маровой:   
    «Гер­ман Ва­си­ль­е­вич Ба­у­нов  –та­лан­т­ли­вый, взрыв­ной и от­ход­чи­вый. Труд­но ска­зать об этом нео­рди­нар­ном че­ло­ве­ке од­но­знач­но. Во всем дойти до кон­ца – его кредо. Если дру­жил  - дру­жил по-на­сто­я­ще­му, если не­взлю­бил кого, ох не здо­ро­ви­лось тому. И не дай бог попасть ему под горячую руку, но и вину свою пер­вым при­зна­вал все­гда и не сты­дил­ся это под­чер­к­нуть. При нем ра­бо­та­лось напряженно и ин­те­рес­но. Сам жур­на­лист и по об­ра­зо­ва­нию и по опы­ту работы, он спра­вед­ли­во во всех воп­ро­сах жур­на­ли­с­та как глав­ную фи­гу­ру  на­ше­го твор­чес­ко­го про­цес­са ста­вил выше всего. Ни­ког­да ни под кого не под­ла­жи­вал­ся, и хо­те­ли вы или нет при­хо­ди­лось при­ни­мать его таким, каким он был. И как это ни странно при нем не было у нас в кол­лек­ти­ве груп­пи­ро­вок или лю­бим­цев на­чаль­ства – фа­во­ри­тов. Он мог на ле­туч­ке раз­ру­гать не по­нра­вив­шу­ю­ся пе­ре­да­чу. На сле­ду­ю­щей ле­туч­ке кто-то, желая “уго­дить” ему го­во­рил: “Как вы были правы, Гер­ман Ва­си­ль­е­вич, на прошлой ле­туч­ке, кри­ти­куя имя­рек. Вот и се­год­ня у него опять передача не­удач­ная”, - Гер­ман Ва­си­ль­е­вич мрач­нел и ро­нял сквозь зубы (ма­не­ра такая го­во­рить у него была) – “Са­ди­тесь! Та­кую пе­ре­да­чу, какую он выдал в эфир се­год­ня – вам за год не сде­лать”. Вот по­ру­га­ешь­ся с ним по ра­бо­те, на­ду­ешь­ся, ду­ма­ешь – да ни в жиз­ни раз­го­ва­ри­вать с ним не буду! Он увидит, по­дой­дет, мягко кос­нет­ся плеча: “Обиделась? Про­сти! Характер у меня дур­ной!” – И все, как рукой тя­жесть с души сни­мет. Прощали мы ему за это все!

    Еще одна легенда – Герман Седов. Нн сиял над нами  на  небосклоне да­ле­кой звез­дой -  вы­шел на Все­со­юз­ную аре­ну, стал те­ле­ве­ду­щим пат­ри­о­ти­чес­ких про­грамм. Его смот­ре­ли по те­ле­ви­зо­ру и вспо­ми­на­ли. Осо­бен­но вы­со­ко от­зы­вал­ся о коллеге  Алек­сей Ива­но­вич  Крылов, опыт­ней­ший ре­пор­тер. Наверняка былправ.  Еще в да­ле­ком 1964 году Гер­ман Седов оп­ре­де­лил свое от­но­ше­ние к радиоэфиру в  газете «Юность» (28 мая) в  статье  «Слово зву­ча­щее».
    Будущий «корифей»  ярославской жур­на­ли­с­ти­ки  Алексей Ива­но­вич  Кры­лов вспоминал в   год  60-летия об­ла­с­т­но­го радио в стенгазете:
   «Очень много в те теперь уже да­ле­кие годы занимались мы ре­пор­та­жем. Не было ни одного вы­пус­ка “Известий” без репортажа. В этом жанре своим учи­те­лем счи­таю Гер­ма­на Седова. А какой ре­пор­таж был первым у меня, че­с­т­но скажу, не по­мню. Но хо­ро­шо помню, что пер­вые, не один, а имен­но первые – ког­да за­пи­сы­вал и когда мон­ти­ро­вал, когда слу­шал в эфире – дро­жал. Учи­тель Герман Седов был очень стро­гим, придирчивым. Сам он был да и сейчас будучи ком­мен­та­то­ром ЦТ ос­та­ет­ся ма­с­те­ром ре­пор­та­жа.
    В репортаже важно начало. Вот с этим у меня долго не по­лу­ча­лось. Не находил опять же “за­хо­да”, “за­цеп­ки”, звучало ба­наль­но-штам­по­ван­ное: “Я с мик­ро­фо­ном нахожусь …”, “Я вклю­чил свой мик­ро­фон там-то, там-то”, “Мой мик­ро­фон ус­та­нов­лен там-то, там-то…” и т.д. и т.п. Вот от этого и отучал меня Гер­ман Се­дов и Женя Во­ро­нин, ре­пор­та­жи которых были все­гда ин­те­рес­ны­ми, динамичными, как говорят, живыми. “Репортаж на­чи­на­ет­ся с дей­ствия, - учили они меня, - ищи!”

   Я мечтал, чтобы однажды Герман Седов приехал  к нам на ра­дио и рас­ска­зал о сво­ей про­шлой ярос­лав­с­кой жизни и сто­лич­ной судь­бе. Думается, это было бы  полезно нам, на­чи­на­ю­щим журналистам.
   Говорят, что не­дав­но его слы­ша­ли по од­но­му из ка­на­лов ра­дио, де­лил­ся воспоминаниями   в свя­зи с юбилеем. Но потом,  как гром  среди яс­но­го неба,  в на­ча­ле 2006 года  Седова не стало. За­ка­ти­лась за невозвратный го­ри­зонт звез­да ярославского Журналиста с боль­шой буквы.
       х                х                х

    Из  этих трех журналистских судеб я, как на­чи­на­ю­щий репортер, сделал вы­во­ды:
    Первый:  высокая  пред­се­да­тель­с­кая дол­ж­ность –  не помеха творческой лич­но­с­ти. (Правда, со временем при­шлось сделать поправку –  только в трех слу­ча­ях из де­ся­ти –  совмещение дол­ж­но­с­ти ру­ко­во­ди­те­ля  и журналиста име­ет ме­с­то).
    Второй: высокий оклад, на­чаль­ствен­ное крес­ло, обязательные  ме­роп­ри­я­тия, на ко­то­рых дол­жен быть, во­лей-неволей притупляют перо пишущего человека,  и даже ведут к потере ква­ли­фи­ка­ции ода­рен­ных жур­на­ли­с­тов. Сто­ит по­мнить: олимпийский чемпион,  если каж­дод­нев­но не тре­ни­ру­ет­ся,  мо­жет по­те­рять луч­шие свои ка­че­ства, за­хи­реть, сойти на нет.
    Третий:  собкоровская  работа для за­ня­тий  драматургией – не по­ме­ха. Твор­чес­кая лич­ность мо­жет и на всю страну «зас­ве­тить­ся «с ре­пор­та­жа­ми и  еще на­пи­сать пьесы.
     Четвертый: высоко взлетевшие пти­цы иног­да  забывают свое родное гнез­до. И уже никогда не интересуются, ка­кие там вылупляются птенцы, что там  происходит со старыми ро­ди­те­ля­ми.


                КТО  БЫЛ У РУЛЯ ПРОПАГАНДЫ?

                КИМ МОИСЕЕВИЧ МАЙОРОВ

    Тема моей диссертации была политической, а не чисто аграрная,  поэтому  я попросил руководство комитета перевести меня в отдел пропаганды, чтобы занимается той самой вопросами  политики, демократии, выборов.
Так  я  оказался  в отделе пропаганды, который после Кима Моисеевича  Майорова, мэтра радиоэфира, эталона партийного  подхода к эфиру.

                АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВНА ЯГЛОВСКАЯ

   Когда не стало Майорова, его сменила    Александра Григорьевна Ягловская. Идеологический отдел при ней не был таким наступательным, как при Киме Моисеевиче,  становился более  человечным, занимательнее, живее.   Больше было гуманизма и во взаимоотношениях в редакции, которая состояла из четырех человек. Ягловская  поручила мне заниматься широким спектром проблем – от партийной тематики до  работы ветеранских организа­ций, суда, прокуратуры, милиции.
   Моими стали  передачи того времени; «Парткомы: грани перестройки», «Человек, мораль. Личность», «Ветераны», «Милицейкая служба моя» и так да­лее. Заниматься вопросами партийного строительства, организации социалистического соревнования  Александра Григорьевна  не очень любила, поэтому этот участок поручила мне.
   Я  же рассматривал это дело, как возможность браться за актуальные проблемы, которые можно выдать в эфире не только по Ярославскому радио, но и по Всесоюзному, с которым я стал сотрудничать еще в начале 1980 года. Мне нередко заказывали подготовить материалы по актуальным для того времени темам.
    Но главное – в серьезных партийных изданиях – «Полити­чес­кая агитация» и «Партийная жизнь». Сама же Александра Ягловская, как рыба в  воде,  в культурной тематике, в жизни умельцев, простых людей. Она работала у микрофона легко. Ее диалоги с людьми выстраивались логично, легко слушались. Этому стоило поучиться у коллеги.  У меня же была двойная задача: серьезные издания требовали  не только форму подачи материла,  но и содержание, передовой опыт, поэтому приходилось, как говорится, журналистским языком  копать и копать.
    При подготовке материалов изучал дополнительную литерату­ру и главные газеты той поры «Правда», «Известия», «Советская Россия»,  « Сельская жизнь»  и областную –  «Северный рабочий». «Юность». Еще в отделе народного хозяйства я взял себе за правило  после рабочего дня отправляется в областную научную библиотеку имени Некрасова и штудировать новые публикации. Словом эту традицию я продолжил и в отделе пропаганды.
   Еще попутно я просматривал толстые книги -  сборники публикации классиков классиков отечественной журналистики. Это вошло в привычку

    У Александры Григорьевны, моего старшего  редактора, было хорошее языковое чутье, поэтому,  когда она правила тексты, сокращала материалы, то они  становились более легкими для чтения.
    С 1986 года я занимался научной работой под руководством  профессора, заведующего кафедрой ЯрГУ  Петром Федоровичем Янкевичем. Этот труд  повлиял на стиль моего письма, сделав его несколько основательным и серьезным.
Чтобы преодолеть стиль деловой прозы, я  старался  чаще обращаться к  радио- зарисовкам,  очеркам и репортажам. Именно их мне чаще всего заказывали  коллеги из Москвы. Они, как правило, звучали и во Всесоюзном  эфире, что само по себе говорит о том, что в этих жанрах я оказался силе  силен. Таким образом, добивался в передачах равновесия  между серьезными темами и относительно свободными, легкими, где было больше простора для выражения свое­го мнения, своих пристрастий.
     Александра ревностно относилась к моему сотрудничеству со Всесоюзным радио. И даже однажды начальственным тоном заставила меня выйти в прямой эфир на всю страну именно с ней в два голоса, хотя материал был полностью мой авторский.

                СОКОЛОВА НАТАТЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

    Другая сотрудница отдела  – Наталия Александровна  Соколова – потомственная журналистка. Её отец в свое время был главным редактором нашего радио. Так что можно сказать, что Наташа «родилась с микрофоном в  руке». Отец говорил, что сделает из дочки настоящего журналиста. При жизни он не успел.
Наташа до многого вынуждена была дойти сама. Она специализировалась на молодежной тематике, потом вопросах образов­ания, культуры. Непринужденность, доверительность, отсутствие наигрыша – вот характерные черты ее передач. С годами она стала одним из самых узнаваемых голосов  ярославского эфира. Что глав­ное в работе для нее?
    Она отвечает: «Общение с людьми, ради чего приходится терпеть все трудности нашей профессии.» Наталия Александровна стала «Заслуженным работником культуры РФ», получила ряд наград, награды, дипломы, грамоты как об­ла­с­т­ные, так и Всероссийские.  Сегодня уже о ней говорят, как хранительни­це лучших традиций ярославской журналистики.  Не без ее участия произошло становление нынешних молодых руководителей радиовещания Владимира Кукушкина – начальника службы радиовеща­ния, Родиона Латышева – шефа информации.
 
                АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ.

    Молодежную тематику из рук Соколовой перенял Алексей Романов. Одаренный человек. Умел находить общий язык со школьниками, студентами, преподавателями. Когда ему было интересно, он увлекался и дви­жением « «Всем классом - в кол­хоз»,  даже становился организато­ром СКМОЖ отря­дов молодых животноводов. Алексей был универсален, настоя­щий радиошник, несмотря на моло­дые годы. На летучках ему как и всякому молодому журналист­у доставалась критика (Н, у не критиковать же мэ­ров эфира!). Алексей человек с выдумкой. Вместо документального  факта дал в эфир сценическую постановку какого-то эпизода жиз­ни. Отведенные автором роли исполняли его  друзья студенты из  театрального учи­ли­ща. Этот «прокол» все-таки со­шел Алек­сею с рук
.
                ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА ВОХМЯНИНА

    Людмила Ивановна Вохмянина  держалась от всех особняком, женщина с обостренным собствен­ным мнением, чувством справедливости,  чем располагала  одних, и отталкивала - других. Тем не менее ее программы для многих были живыми, острыми. Людмила Ивановна  умела чувствовать время, его потребности. Это помогало оставаться долгое время на плаву. Готовит материалы для программы «Ритм».

                ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ РАСПОЛАГАЛСЯ 
                НА  ВТОРОМ ЭТАЖЕ

                АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА ФЛЯГИНА

   Работа в редакции культуры для многих была пределом мечтаний. Интересно  же встречаться с артистами, композиторами, писателями, поэтами. Все, что нужно, они сами расскажут в микрофон. Сложилось так, что в этой редакции работали потомственные интеллигенты, то есть работники умственного труда не в первом поколении.
   На втором этаже оказывалась интеллектуальная элита комитета по телевидению и радиовещанию. Среди них выделялась  Алла Алексеев­а  Флягина,  которая была дочерью журналиста и поэта довоенного времени Алексея  Флягина из газеты «Северный рабочий». Он погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны..  Алла Алексеевна глубоко разбиралась в литературе, театральной жизни.. Ее передачи часто отправлялись в фонотеку для  будущих повторов в эфире. Она открывала новые грани в характере и творчестве известных людей,  новые имена поэтов, самодеятельных артистов.
   Флягина одновременно в объединенной редакции радио и телевид­ения делала программы для телеэфира. Ее работы всегда замечала культурная общественность области, нередко они становились явлением.  И сегодня Алла Алексеевна интересуется  культурной жизнью города и области, бывает на различных мероприятиях. Ее фотоснимок я сделал в день чествования легендарного журналиста, основателя телевидения  Гендлина, которому исполнилось  90 лет. С таких творческих людей брала Флягина пример в свое время, училась у них широте мышления и глубине проникновения.
 
              ТАМАРА ШАРОВА

   Тамара Шарова – редактор, готовила интересные встречи с  людьми. У нее был прият­ный голос. Общение с ней для многих был праздник, сплошное обаяние. Очень обижалась, если кто-то из дежурных или начальства недопонимал, насколько талантливо были сделаны ее очередные передачи.
   Тамара Шарова  в годы перестройки ушла  работать в управление культуры. И там растворилась среди чиновников. А между тем её голос украшал эфир.
 
              СТАНИСЛАВ КОТОВ

    Станислав Котов пришел в коллектив редакции и освоился в считанные недели.  Даже со временем стал нашим профсоюзным лидером.  До этого он работал в системе кинопроката и встречался с громкими именами советского кинематографа, в том числе даже с со знаменитостью  тех лет Алейниковым.
   Слава относился к молодому поколению, поэтому мы находили с ним общий язык. Был он прирожденным радиошником. Не совсем понятно, почему потом он ушел в туристическую фирму, а потом и батюшкой в одну и церквей нашего города.
   Время от времени для  отдела культуры я привозил из дальних командировок по области  зарисовки, очерки  репортажи. Я с удовольствием брался  рассказы об умельцах, народных талантах, поэтах - словом самородках, общение с которыми помогало узнать много нового. Вообще культура – любимая тема многих. Но жесткая специализация  по отраслям  производства брала верх над нашими эмоциями. Поэтому  коллеги не часто брались за темы культуры.

               
       УРОК   ПЕТРОВИЧА

     Самый открытый, простой жур­на­лист – Сергей  Петрович Морозов -– сельхозник  старой формации. Мы зва­ли его просто – Петрович. Он, как  аг­ро­ном, ветеринар или  зоотехник, вникал в под­роб­но­с­ти дела. В лучшем ду­шев­ном порыве часто пытался  учить се­лян, как работать надо, чей передовой опыт  применить. Петрович не ленился мно­го  ездить и  немало повидал  по­лез­но­го в передовых хозяйствах.
Любимое слово его -  “Добре” на ук­ра­ин­с­кий манер  до сих пор  в моих ушах. Его, свойского парня, знали на селе, лю­би­ли   и одновременно  бо­я­лись по­па­сть­ся  ему  на язык, если были в хо­зяй­стве не­до­стат­ки.
     Морозов  учил меня:
    Пойми: на селе народ простой  и  будь та­ким, как они, иначе никто у мик­ро­фо­на “не рас­кро­ет­ся, бе­се­ды по ду­шам не по­лу­чит­ся. Даже, если пред­ло­жат –  выпей.
Сергей Петрович рас­ска­зал, как он од­но­го ме­ха­ни­за­то­ра раз­го­во­рил.  Тот упи­ра­ет­ся: “ В мик­ро­фон го­во­рить не буду”. Тог­да Сергей Пет­ро­вич пред­ло­жил по­мощ­ни­ка зем­ле­дель­ца  от­пра­вить за “пузырем» ...  Ме­ха­ни­за­тор смот­рит не­до­вер­чи­во и ду­ма­ет: “Про­ве­ря­ет кор­рес­пон­дент на стой­кость”. Тем вре­ме­нем, Мо­ро­зов  всерьез за­ря­дил по­мощ­ни­ка, тот при­шел из  сель­ма­га  с бутылкой.  Разлили на двоих. Ме­ха­ни­за­тор пер­вым не пьет. «Не про­во­ка­ция ли тут со сто­ро­ны го­род­с­ко­го  кор­рес­пон­ден­та? «- ду­ма­ет он.
     Сергей Петрович не шутил, а мах­нул полстана, как ни в чем не бывало. Труженик полей последовал его при­ме­ру, и,  чуть погодя, как бы, оп­рав­ды­ва­ясь  за свою неразговорчивость,  ска­зал: “Дома -то с женой я  раз­го­ва­ри­ваю, а вот с чужими людьми – не могу.”.
     Петрович свое дело знает: “ Давай по второй хлопнем”! Механизатор на этот раз уже не так стеснялся нового знакомого из города. Тяпнули еще по сто грамм. Сидят. Курят. Земледелец входит в голос: “Я бы, конечно, тебе все сказал, и  как работаем, и как норму выполняем,но не в микрофон Стес­ня­юсь.”.
     Петрович понял: на верной дороге стоит. Поэтому предложил: “Давай остаток вод­ки плесну тебе”. Пе­ре­до­вик про­из­вод­ства и не думал от­ка­зы­вать­ся. Выпил. Помолчал и говорит:
    – Где эта штука у тебя? Я сщась ска­жу!..
    – Ну, сла­ва гос­по­ди, ин­тер­вью с  са­мым с не­раз­го­вор­чи­вым ме­ха­ни­за­то­ром получится,- об­ра­до­вал­ся Пет­ро­вич. Так оно и выш­ло. Бодро и весело от­ве­чал зем­ле­де­лец на воп­ро­сы кор­рес­пон­ден­та-аг­рар­ни­ка. Ут­рен­няя пе­ре­да­ча для тру­же­ни­ков села по­лу­чи­лась на славу.
Дошлые ра­дио­шни­ки зна­ют, что пе­ред вклю­че­ни­ем мик­ро­фо­на луч­ше не пить спир­т­но­го, даже пиво. От мик­ро­фо­на на скро­ешь даже малую дозу   хмельного. В эфи­ре “всё слышно”. По­это­му  метод Петровича разговорить человека – это исключение из правила.
    Еще добавлю, что Петрович не лю­бил кол­лег, ко­то­рые бояться  ис­пач­кать обувь, зай­дя на фер­му, запаха навоза. Если этого бо­ишь­ся - ты не сельхозник, зай­мись луч­ше рас­ска­зом о театре или фи­лар­мо­нии. Там запах приятнее.
    В годы перестройки такой знаток села, как Петрович, к сожалению, не по­на­до­бил­ся. Нужны были по­ли­ти­чес­кие го­во­ру­ны.  И нашего Сергея “ушли из ра­дио”. Без  эфира он сник, стал  пить боль­ше обыч­но­го, пока не заболел и не умер тихо.   А  на селе его помнили  как­ста­рую  гвардию  настоящих жур­на­ли­с­тов -аграриев.

    “СТУЧАЛИ” НАЧАЛЬСТВУ;
    ДИКТОРЫ ПРАВИЛЬНО

     «Любимый голос Ярославля» – так сказано о Николае Михайловиче Вла­со­ве в статье А.М. Королевой, по­свя­щен­ной 70-летию дик­то­ра ра­дио и те­ле­ви­де­ния в  60-70 годах  Власова.  («Зо­ло­тое коль­цо», 2004, 2 октября).
     В его вре­ме­на при­хо­ди­лось со­вме­щать работу у микрофона  на ра­дио и на те­ле­ви­де­нии. Позже он ра­бо­тал на ЯЗТА журналистом. И это было ес­те­ствен­ным и закономерным. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кадров  было маловато. Та­кой тембр голоса ,как у Власова, во­об­ще –  редкость, поэтому Николай Ми­хай­ло­вич надолго запомнился  ярос­лав­цам. Его узнают и как комментатора фут­боль­ных матчей на «Шиннике».

    У дикторов всегда много работы и задач, особенно, когда была цензура - областной лит. На радио нужно иметь чуткое ухо на речевые ошибки. Каждую передачу в  эфире прослушивали де­жур­ный дик­тор и дежурный за неделю. Имен­но они вы­лав­ли­ва­ли в  эфире  наши кор­рес­пон­ден­т­с­кие ошибки и док­ла­ды­ва­ли о них на летучках. Нередко де­жур­ный диктор клал записку на стол кор­рес­пон­ден­та или редактора, в каком слове тот до­пу­с­тил ошибку, например, как надо про­из­но­сить слова “договоры или од­но­вре­мен­но”.  Мне было стыдно получать та­кие “послания”. Но для себя я тогда ре­шил: второй раз в этом слове в эфире ошибку не сделаю!
Составил “черный список” своих ошибок, и часто просматривал их пе­ред эфиром, пока слово навсегда не входило в мою память в правильном ва­ри­ан­те произношения. Дей­стви­тель­но, второй раз  ошибки не делал. Еще для верности, на всякий случай купил ор­фо­э­пи­чес­кий словарь и временами чи­тал его, как книж­ку. Тяж­ко, но по­лез­но, так как не толь­ко са­мо­му надо пра­виль­но го­во­рить в эфи­ре, но и по­прав­лять вы­с­ту­па­ю­щих, осо­бен­но сель­с­ких с ярос­лав­с­ко-вологодским говором.
Честно говоря, поведение дикторов  порой  казалось  “стукачеством” на мо­ло­дых, неопытных радиошников.  Но, тем не менее, потом приходило по­ни­ма­ние, что всё  это была се­рь­ез­ная шко­ла пра­виль­ной речи.
    Главным «блюстителем чистоты рус­ско­го языка» была долгие годы, была и осталась надолго диктор Галина Ва­си­ль­ев­на Марова. Ее голос – это «ви­зит­ная карточка» ярославского ра­дио­эфи­ра. Не­сколь­ко поколений журналистов и дик­то­ров учились именно у нее, как вести себя у микрофона. Поэтому мы считали, что при­сво­е­ние Галине Ва­си­ль­ев­не  звания “Зас­лу­жен­но­го ра­бот­ни­ка культуры” в  ок­тяб­ре 1980 года оп­рав­дан­но.
    Она имела награды: медаль и орден «Знак Почета».
    О своей работе она нередко го­во­рит с юмором и иронией: « Мы – дик­то­ры – это «уборщики». В последнюю ми­ну­ту вы­лав­ли­ва­ем ошибки, которые «про­гля­де­ли журналисты и на­чаль­ни­ки».
    Да, быть «чистильщиком»   – не­лег­кая доля. И сегодня Марова, ра­дея за чистоту эфира, переживает, что куль­ту­ра речи падает и по мере своих сил борется с этим, служит для мо­ло­дых примером отношения к работе у мик­ро­фо­на.
Для нее Дом радио – это второй дом, где прошла лучшая часть жизни.
Да, для дикторов и всех, кто ра­бо­тал на радио Дом радио – это Дом не толь­ко в смысле кирпичных стен.  Это жизнь.
    Многие  не просто работали в Доме радио, но и не мыслили себя в другом месте, другой роли...
    Таким че­ло­ве­ком за­пом­нил­ся мно­гим Алек­сей Пла­то­нов. Еще раннее утро – он на ра­бо­те, по­здний ве­чер – он еще на ра­бо­те. А в выходные дни он до­го­ва­ри­вал­ся и во­зил на ав­то­бу­сах кол­лек­тив то в Ко­с­т­ро­му, то в Плес, то на спек­такль, то на природу. На все хва­та­ло времени. Со временем Платонов  по­чув­ство­вал оп­ре­де­лен­ный жур­на­ли­с­т­с­кий дар, стал го­то­вить пе­ре­да­чи, цик­ло­вые программы, как ав­тор и ве­ду­щий.
    А между тем он был человеком да­ле­ко не героического здоровья.  Ему не раз напоминали: при таком темпе и  “сгореть” можно на работе.Алексей отшучивался.
    Казалось, что он наверстывал упу­щен­ное за долгое время дикторской ра­бо­ты, он – литератор, и ему  многое надо сказать людям, а не только читать  по заранее заготовленной бумаге, пусть умные, но чужие мыс­ли.
Понятно, что  его особый тембр го­ло­са, манера ве­де­ния про­грамм, ин­тел­ли­ген­т­ность – все это делало передачи на одном дыхании, которые хотелось слушать и слушать.
Так и бы  и продолжалось. Но бо­лезнь брала свое. Упорная работа, ко­неч­но, не способствовала  долгой и пло­до­твор­ной жизни журналиста Пла­то­но­ва. Он ушел из жиз­ни «на взлете» вес­ной 1997 года.
    Но сделанное им ос­та­лось в сер­д­цах и умах тысяч  ярославцев. На «Ве­чер памяти пришли его друзья. Их оказалось много.

   В тени больших мастеров  эфира  не всегда  замечали диктора Сергея Алек­сан­д­ро­ви­ча Шутова, который внешне напоминал героя Андрея Мягкова из знаменитого фильма “С легким па­ром». Сергей  учил меня читать тексты про­ник­но­вен­но, «с  толком, с  чувством, с расстановкой». Наука  правильной речи давалась  непросто. Но, в итоге, мои передачи  стали принимать на  Все­со­юз­ном  радио без заминки. А там в то вре­мя были осо­бо большие требования к  речи про­вин­ци­аль­ных кор­рес­пон­ден­тов.
    Сергей Шутов  –   человек вдох­но­ве­ния: мог  без запинки прочесть боль­шие тек­сты, но ошибиться в прогнозе погоды. Он блестяще читал стихи, пре­крас­но вел концерты в своей теплой манере, напоминавшей  Виктора Та­тар­с­ко­го. Но Шутов  в годы перестройки ... по­пал под сокращение и стал ма­с­те­ром  в проф­те­ху­чи­ли­ще. Эфир потерял сво­е­об­раз­ный, богатый интонациями го­лос. По­мню, что временами Сергей  при­бли­жал­ся  к  интонациям Ин­но­кен­тия Смок­ту­нов­с­ко­го. А сказать пару фраз го­ло­сом  Левитана  – ему не со­став­ляло тру­да. После увольнения   через годы как-то Шутов  для  од­ной фирмы   оз­ву­чил рек­лам­ный ролик, и так про­ник­но­вен­но го­во­рил обыденные вещи, что по­ду­ма­лось: какого актера у мик­ро­фо­на ли­ши­ла эта перестройка, талант  ос­тал­ся  не во­с­тре­бо­ван­ным. Одно уте­ше­ние – учащиеся  профтехобразования по­лу­чи­ли человечного, умного пе­да­го­га.
Диктор –  профессия творческая, по­это­му к его работе велик интерес кол­лег. Виктор Храпченко из об­ла­с­т­ной газеты «Северный рабочий»  30 мая пуб­ли­ку­ет ма­те­ри­ал «День у мик­ро­фо­на»
    На дол­гие годы с те­ле­ви­де­ния при­шел на ра­дио дик­то­ром актер по про­фес­сии Иван Аки­мов, который имеет и опыт съемки в кино. Он справедливо счи­та­ет, что дик­тор  – это личность, По­это­му не слу­чай­но именно с таким на­зва­ни­ем в 1996 году вышло его ин­тер­вью в газете «Ярос­лав­с­кая неделя»        (№ с. 48,с. 3).
Диктор Иван Аки­мов работает в  паре с Галиной Маровой. Тандем де­ла­ет эфир ярославского областного радио узнаваемым, более про­фес­си­о­наль­ным, точным, доверительным. У наших дикторов свои многолетние слу­ша­те­ли.

          БЫЛО У КОГО УЧИТЬСЯ  ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ. АЛЕКСАНДР ЦВЕТКОВ

    Месяца на три четыре меня перевели в  информационный отдел к Александру Цветкову. Я такой работоспособности, как у нашего  шефа отдела,  никогда не встречал.  Саша весь  день у телефона. Делает 10-15 заметок  для радио, готовил варианты для  телевидения, а также областной партийной и молодежной газет.     Посмотрев,  как он трудится, я впервые дал такое определение “Чудовищная работоспособность».
    Позже, когда Цветков перешел на телевидение, он стал разоб­ла­чать приписки при строительстве поликлиники ЯЗДА, долбить партноменклатуру  за формализм, чиновнический подход к делу. Тогда  я окрестил Цветкова – “Ярославский Невзоров”(ныне он оказался иноагентом), который в  Санкт-Петербурге был в то время главным разоблачителем всякой несправедливости по  ленинградскому каналу в программе  “600 секунд”, гремел питерский журналист  на всю страну.  А у нас разоблачителем стал   Александр  Цветков. 
    Такого правдоруба  не могли не заметить, и когда он выдвинулся в депутаты Ярославской областной Думы, то многие за него с большой охотой проголосовали. С тех пор он стал бессменным, пятикратным  депутатом нашей Думы, так как не оставил разоблачение чиновников всех уровней, начиная с замахивался он  и на окружение губернатора.
    Пришло время, когда Александр Иванович задумал выдвигаться в  Государственную Думу РФ. Однако далеко не все хотели видеть такого правдоруба в этом органе власти.  На последних выборах 2003 года Александр Цветков казалось  победил,  даже подал в суд, судился, но вышло так, что телефонное право никто не отменял.
    У Александра Цветкова  я учился работоспособности и умению из факта сделать интересную информацию, причем расширенную, учился, как говорил он сам: «Закрупнить тему». Он писал всюду: на летучках, партсобраниях, он мог отключаться  от шума и писать, и писать. И на заседаниях  Думы продолжал писать статьи на самые разные темы. Так Александр Иванович  Цветков стал  видный политиком областного масштаба. И на долгие годы стал одним  из “последних могикан” старой гвардии ярославских радиошников. 

                ЮРИЙ ЧУРЮМОВ НАБРАЛСЯ У НАС ОПЫТА
                И ВЕРНУЛСЯ НА РОДИНУ В ВОЛГОГРАД
    Среди учеников Аоексея Ивановича  Крылова был и Юрий Владимирович Чурюмов, трудяга. В разговоре он нередко напоминал, что он волгоградский казак, и гордиться тем, что  выращивал на Родине большие кавуны (арбузы).
   Как в журналисты попал – было не понятно. Но при таком трудолюбии, как говорят, капля камень долбит. Пройдя  ярославскую журналистскую школу, он уехал в Волгоград  уже сложившимся  информационном.  Профессиональную школу школу в  нашем коллективе  он получил достойную. Потом он звонил нам, бывшим коллегам,  бывшим коллегам и сообщал, что судьба складывается удачно.

                ДЛЯ АНДРЕЯ ТОПОЛЕНКО  ОБЛАСТНОЕ
                РАДИО СТАЛО ТРАМПЛИНОМ
    Редкий случай, чтобы в информационную службу приходили  не юные новички, а уже сложившиеся  люди, с большим жизненным опытом, и тем не менее находящие интерес  к работе в неспокойном информаионном отделе отделе. Именно таким был Андрей Андреевич Тополенко. Возможно, что для него  информация была  трамплином к узнаванию города и области.
    Действительно, когда Андрей «по обтерся», неожиданно  для всех в коллективе создал одну из первых частных радиостанций «Элис» в городе и области.  Трамплин областного радио оказался удачным. Серьезность, деловитость, нацеленность на конечный результат – это характерные черты Андрея Андреевича и поныне позволяют, что называется, быть на коне.
 
                В ЕЛЬЦИНСКОЕ 1990-Е ГОДЫ
                НАШИ РЯДЫ ПОРЕДЕЛИ
    Но не для всех областное радио было толчком к для профессионального роста. Некоторые, кто прежде работал в газетах, например, двинулись по горизонтали – вернулись в печатные органы - это Валерий Терпелов  сначала работал в газете «Новый рейтинг», птом перешел ответственным секретарем в областную газету «Северный рабочий» ( прежнее название).
    Олег Бурмистров  ушел в газету «Городские новости», а Николай Мурашов вернулся  в свою районную газету, где работал прежде.
    Были и те, что уходил из профессии журналиста  в совсем другие сферы. Среди ни них был Анатолий Гришко. У него был талант реставратора. Он показывал мне старинную икону, которую своими руками вернул из небытия. Очевидно, что реставрация  старинных вещей – это было его призванием.
    Удивил своим решением и коллега Сергей Рудешко, который нежданно-негаданно  стал совмещать журналистику и бизнес.


        ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
  Далее будут рассказы о личностях, которые были
гордостью Ярославской журналистики, о дикторах, технических работниках.
 


Рецензии