Глава 5 Накануне войны. Часть 4

 
Осмотр строительства новых колодцев в горах

Ясным солнечным днём и горы, и небо, и покрытые молодой зеленью деревья в необыкновенно прозрачном воздухе показывали все свои краски, словно этот день был праздником. На вершине горы выделялось одинокое вечнозелёное дерево. Его пышные мохнатые ветви создавали форму шара, нечаянно залетевшего на скалы.

Казалось странным, что в таких неблагоприятных условиях выросло такое чудо – это дерево, словно символ хрупкости жизни и в то же время потрясающей выживаемости, выносливости. Как вспышка жизненной энергии, как вызов обычно неприступным, не гостеприимным скалам, которые сегодня играли всеми оттенками, это шарообразное дерево цеплялось своими корнями за камни, которые разламывались на куски, а дерево продолжало жить. На фоне синего неба снизу оно казалось совсем чёрным, а камни горели на солнце.

Царь Ксеркс и его тысяченачальник Гидарн с охраной подъехали на резвых скакунах к подножию скалы, где уже высекали тоннели для отвода воды с гор. К гостям подошла девушка, одетая в белую одежду. На подносе она держала серебряный кувшин и кубки. Девушка налила в кубки воду и подала гостям. Обычай напоить путника и его скот был законом. У колодцев встречались влюблённые, здесь сватали женихов, заключались мирные договора, приносились клятвы. Каждый житель с детства знал и помнил вкус родной воды из отцовского колодца.

Вода считалась главным достоянием дома, к ней относились, как к святыне. Воду берегли, но спорить с соседями из-за колодцев считалось непристойным. Ссоры затевали обычно рабы, но сами хозяева из-за воды не конфликтовали, даже наоборот, часто рытьём нового колодца завершался ритуал примирения между семьями или племенами.

Обычные колодцы для сбора воды высекались в скале и пополнялись грунтовыми водами. В горах это были большие каменные ямы, – резервуары, в которых могла храниться весь год лишь вода, собранная за несколько дождливых зимних месяцев. Для того, чтобы вода не разливалась из этих каменных цистерн, просачиваясь в трещины, их приходилось часто штукатурить, чтобы сохранить каждую драгоценную каплю. Утечка воды из колодца считалась безответственной расточительностью.

Помимо естественных источников, горы давали возможность добывать воду также и искусственным способом. В тех местах, где вообще не было никаких признаков воды, её получали прямо из скалы. Персидские земледельцы научились находить такие места в горе, где, прорубив небольшой тоннель, можно легко выпустить воду.

Возле скалы двое рабочих в ярких одеждах высекали колодец. Ниже природной площадки другие работники прорубали тоннели с двух сторон, идя навстречу друг другу, пленные римские инженеры производили точные расчеты, чтобы тоннель сошёлся в один. Они не надеялись на то, что ориентиром будет звук молотка. Звук стука молотка по скале, при таком количестве расселин, давал обманчивое представление в ориентации. Огромные глыбы откалывались от скалы и громоздились на площадке.

Римские инженеры хорошо знали своё дело, мастерство добычи воды для питьевых и бытовых целей было хорошо освоено в Риме. Когда источники находили в горах, вода по трубам просто стекала сверху вниз. Поэтому, когда приходилось вести воду через ущелья, глубокие овраги, реки, строили акведуки – прочные каменные мосты.
К Бахраму подошёл мастер и стал рассказывать о найденном в горах необычном источнике:

– Мы назвали этот источник прыгающим, его воды текут внутри горы по различным расселинам и скапливаются в герметически закрытых пещерах. Вода, накапливаясь в пещере, постепенно сдавливает воздух, он сжимается и затем начинает с силой выталкивать воду наружу, и вода прыгает. А для отвода вод в скале высечен подземный тоннель, он заканчивается водоёмом.

Бахрам попросил мастера ускорить работы:

– В межгорных впадинах есть только несколько крупных бессточных озёр. Многие озёра летом пересыхают, превращаясь в соляные пустыни или солончаковые топи. Для орошения нужно создавать плотины и искусственные водоёмы, широко использовать подземные воды, создавать широкую сеть колодцев.

Жрец заметил, что царь тоже с интересом слушает разговор и напомнил правителю, что строительство нуждается в дополнительных средствах, которые должны дать сатрапы из разных провинций.

Габриас, услышав доводы жреца, начал возражать Бахраму. Вельможа управлял областью, которая менее нуждалась в водных ресурсах. Он не хотел помогать строительству водопроводов и не хотел тратить на это свои средства. Габриас рассчитывал, что взносы сделают сатрапы из других провинций. Его целью было увеличить богатства своей области. Он спорил с Бахрамом, доказывая, что нужно выполнить пока те водоводы, вырубка которых начата и думать об оснащении армии и флота. Они не пришли к одному мнению и Бахрам отъехал в сторону, чтобы не спорить при вельможах.

Бахрам был на рыжей молодой лошади, и его скакун вдруг взвился в воздухе, чуть не сбросив седока. Внезапно со скалы прямо на Бахрама сорвался огромный камень, до этого свободно лежавший у одинокого дерева.  Камень не был округлой формы и застревая по пути, упал совсем рядом. В это время с вершины горы раздались громкие крики. Один из рабочих упал в глубокий колодец.

Охрана быстро подъехала к Бахраму:

– Здесь опасно находиться. Осмотр колодцев была ваша идея, но это угроза и для царя.

– Надо быть осторожнее, – взволнованно проговорил подъехавший к ним жрец. Бахрам в сопровождении охраны сразу отъехали от места происшествия.
 
Теперь всеобщее внимание было приковано к случившемуся с рабочим. Его пытались вытащить, опускали верёвки, но он был ранен и не мог сам подняться. Через некоторое время спустили другого рабочего, и они вместе выбрались. Но раненый бедняга не дожил до вечера.

В этой суматохе уже потом вспомнили, что огромный камень свалился рядом с Бахрамом.

Рабочий в яркой одежде, будто застыл на месте и продолжал стоять на площадке. Он не знал, какое наказание его ждёт за то, что они, вместе с пострадавшим, неточно сбросили камень, хотя он и попытался спасти положение и отвлёк внимание, столкнув несчастного в колодец.

– Бог помогает этому человеку, – подумал он о Бахраме. – Какая же участь ждёт меня?

2009 г.


Рецензии