Мультроха

     Его притащили мальчишки из старого депо: маленького, голодного, облитого гудроном щенка. Вся ребятня, находящаяся в этот момент во дворе, окружила трясущегося малыша, Катя с Алькой тоже подошли. Сразу побежали: кто за хлебом, кто за картошкой. Девочки предложили спрятать его под крыльцом дома, там было довольно большое пространство, и можно было не бояться, что взрослые увидят и отберут «заразу».

     Весь день дети провозились со щенком, пытаясь оттереть гудрон, но тот не оттирался. Все жалели маленького бедолагу, ласкали, гладили грязную шёрстку. Щенок перестал трястись, наелся и заснул. Ребята стали решать, куда девать щенка на ночь, под крыльцом оставлять его было нельзя, брать домой - никто не хотел: боялись, что родители не разрешат. К вечеру все стали постепенно расходиться по домам, со щенком остались только Катя и Алька.  Было решено: обеим девочкам сбегать домой и спросить разрешения у родителей. Алька вернулась очень быстро. По её зарёванному лицу Кате стало понятно: о том, чтобы взять щенка - не могло быть и речи. Тогда она, на свой страх и риск, принесла его к себе во двор и закрыла в сарае, где сохли белоснежные пододеяльники и простыни, выстиранные Катиной мамой, и с тревожными мыслями пошла домой.

     Мама была дома одна. Катя сразу стала рассказывать, как дяденьки на звеносборке облили щенка гудроном и хотели поджечь, а мальчишки стащили его и принесли к дому, как все кормили и жалели малыша. Мама впечатлилась рассказом и похвалила детей за проявленную чуткость и сострадание, и тут Катя быстро сказала, что щенок уже сидит у них в сарае, потому что никому не разрешили его взять.
 - В каком сарае? - переспросила мама, меняясь в лице.
 - С бельём.., - обречённо ответила Катя.
 - Нет - сказала мама, - никакого щенка нам не надо, да ещё и в сарае с бельём! Если хоть одно пятнышко будет на белье, ты будешь наказана!
 Слёзы хлынули из глаз Кати. Она стала уговаривать маму не выгонять щенка, что он погибнет на улице, что он такой маленький и беззащитный! Наконец, мама сдалась:  - Хорошо, пусть остаётся, но если он испачкал бельё!...
 Катя понеслась в сарай. Ничего не подозревающий щенок мирно спал на старом пиджаке. Бельё, слава богу, было чистым. Катя с облегченьем выдохнула и, как на крыльях, взлетела на крыльцо дома.
В это время с работы пришёл папа. Войдя в дверь, Катя поняла, что он уже знает о вторжении, и что опасность вылета щенка из сарая, ещё не миновала. Отец долго мыл руки, потом долго вытирал их полотенцем, после чего произнёс:
 - Если кто-то из соседей пожалуется на твою собаку, её здесь не будет.
 Катя быстро проскользнула в комнату и нырнула в постель.
 
     Щенка назвали Мухтаром. Гудрон оттёрся, щенок оказался песочного цвета. Он отъелся, стал весёлым и игривым. Целыми днями Катя, Алька и Мухтар носились по улице. Подружки катались на велосипеде, бегали купаться на «лягушатник» (большой котлован, заполненный дождевой водой), играли с мальчишками в лапту. Мухтар был их верным спутником во всех затеях.
Шло время. Мухтар подрастал. Ничего не предвещало беды. И вот однажды, Катя пошла открывать сарай, чтобы выпустить Мухтара на улицу, и увидела, что возле сарая сидят «друзья» её подопечного. Их было двое: один - побольше, другой - поменьше. Собаки посторонились, и когда Катя выпустила Мухтара - потрусили за ним. К вечеру «друзей» было уже пятеро, и вели они себя неподобающим образом: лаяли, грызлись между собой и норовили сделать подкоп под сарай. Из подъезда вышла соседка, баба Неля, и заругалась на собак. Потом взяла палку и погнала непрошенных гостей. Они отбежали подальше, но не ушли, а сели и стали ждать. В это время с работы вернулся папа. Катя заметила, что нос у папы побелел, это был дурной знак. Она поняла, что сейчас будет скандал.

    Папа долго ругал Мухтара, называя его почему-то «сукой», потом он ругал маму, которая «идёт на поводу» у Кати, а потом очередь дошла до Кати, которую папа назвал безответственной тютей. «Завтра же, чтобы духу не было этой собаки!» - резко закончил свой долгий монолог отец.
Как только проснулась, Катя сразу побежала к Альке. Новость, что Мухтар оказался Мухтаршей, удивила её. Катя сообщила, что друзья Мухтара оказались женихами, а значит, скоро станут мужьями, если уже не стали, а дальше!.. У них непременно появятся дети!..  Подружки стали искать выход из создавшегося положения, но ничего существенного - не придумали. В конце концов, папа покричит и успокоится, решили они, а до детей, может, дело и не дойдёт.
 
   Девочки повеселели и первым делом решили переименовать бывшего Мухтара. После недолгого обсуждения кличка пса преобразовалась в Мухтаршу, а потом - в Мультроху. Даже позывной ей придумали: «Мультр, мультр, рли-та-та, мультер-лир-рля- лир-лир- ля!». Они повторяли и повторяли несочетаемое звукосочетание и покатывались со смеху, когда язык заплетался. В результате долгой тренировки позывной стал звучать бесподобно. Мультрохе же было абсолютно всё равно. Хвост её махал из стороны в сторону, уши весело болтались вверх-вниз, и весь её вид выражал удовольствие и счастье.

   Прошла неделя. Катя прибегала домой пораньше, быстро ужинала и ложилась спать, до папиного прихода. Она стала крадучись передвигаться по двору, чтобы не встретить никого из соседей, но жалобщики стали приходить к ним домой. Мама извинялась, обещала, что собаки скоро не будет, Катино сердце чувствовало неминуемую беду.
 
   Вернувшись с работы, отец прошёл в комнату, где Катя делала вид, что спит, сдёрнул с неё одеяло и произнёс: «Пойдём со мной!» Сердце девочки «ушло в пятки». Она встала, оделась и поплелась за отцом, мама молча стояла и не смотрела на них. Он привёл дочь в сарай, где сидела собака, поставил перед собой и, чеканя каждое слово, сказал:
 - Завтра ты пойдёшь на живодёрку и сдашь туда свою суку. Если ты этого не сделаешь, то я на твоих глазах, в этом сарае, на этом гвозде повешу её, мне не нужны неприятности с соседями!
С этими словами он вышел. У Кати подкосились ноги, она сползла на пол и горько заплакала. Мультроха ласково смотрела на девочку, положив ей голову на колени.
Катя любила отца, но и боялась его, хотя отец никогда не наказывал дочь физически. Но была в нём какая-то страшная сила психологического воздействия, которой они с матерью не могли противостоять. После долгих раздумий Катя поняла, что отец выполнит обещанное.

   Ночь прошла без сна. Утром Катя быстро встала, дома никого не было, родители ушли на работу. Она оделась и побежала к Альке, идти одной на живодёрку Катя была не в силах. Рассказ шокировал подругу.  Две маленькие фигурки сидели и тихо плакали.  Сопротивляться жестокому взрослому миру у них не было сил.
Как дети довели собаку до живодёрки, как отдали двум нетрезвым мужикам, как шли обратно - осталось в Катиной памяти, как в тумане. Шли домой молча, слёз уже не осталось, только - тупая безысходность, апатия и отчаяние.

   До вечера Катя просидела в сарае. Войдя в дом, она прошла в комнату и легла. Родители что-то спрашивали, что-то говорили. Катя молчала, перед глазами стояла доверчивая мордаха Мультрохи, её виляющий хвост и болтающиеся уши. Чувство предательства не покидало девочку.
Три дня она не вставала с постели, ни с кем не разговаривала. Посерьёзневшая, повзрослевшая за один день, Катя только смотрела полными невысказанного горя глазами. Это было её первым большим непоправимым горем.


Рецензии