Многоликий Восток

Литература:
И Серебряков. Бхартрихари.
Бузург ибн-Шахрияр. Чудеса Индии. М. 1959.
К.Моисеева. Звёзды мудрого Бируни. М. 1973
М.Бредис. Древняя Камбоджа:поэты и короли. М. 2018.
Шань Са. Императрица. М. 2006.
В.Варжапетян. Путник со свечой. М. 1987.
С.Торопцев. Ли Бо: земная судьба Небожителя. М. 2014.
Л.Бежин. Ду Фу. М. 1987.
О.Гурьян. Обида маленькой Э. М. 1962.
Ши Юйкунь. Трое храбрых, пятеро справедливых. М. 2000.
Сэй Сёнагон. Дневник. М. 1988.
Э.Шавкунов. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М. 1968.
Государство Бохай и племена Дальнего Востока России. М. 1994.

На этом занятии мы поговорим о цивилизациях Южной и Восточной Азии в раннее средневековье. Их роль в тогдашнем мире была настолько велика,  что существовала легенда, по которой Бог, сотворив мир, дал восемь десятых его сокровищ Индии, Китаю и сопредельным странам, одну десятую - остальному Востоку и одну - Европе. Что происходило в тех изобильных краях в те времена,  когда на Западе возникла и распалась Франкская держава, на Ближнем и Среднем Востоке утвердился ислам и появилась Русь? Этот мир был чрезвычайно разнообразен и многолик.

Как и в древности, Индия развивалась как страна, раздробленная на множество царств, княжеств и племенных союзов.
В 530 г. индусский правитель Мандасора Яшодхарман изгнал гуннов Михиракулы из Кашмира. Однако держава Гуптов в северной части Индии к тому времени распалась.  Новое объединение севера страны произошло в VII веке под властью правителя Канауджа Харши.
О нём мы больше всего знаем по запискам китайского путешественника - буддистского монаха-паломника Сюань Цзана (сами индийцы по-прежнему оставляли мало записей об исторических событиях).
«Шиладитьяраджа (то есть Харша), исполненный уверенности, двинулся во главе своих войск, чтобы сразиться с этим князем (то есть Пулакешином); но он не смог победить или подчинить его».
В собрании Канауджа приняли участие 24 000 буддийских монахов и около 3000 джайнов и брахманов.
Сюань Цзян представляет нам Харшу, как в свое время Мегасфен Чандрагупту, терпеливо выслушивающим жалобы своих нижайших подданных не в зале заседаний своего дворца, а в маленькой палатке, поставленной на обочине дороги. Между тем Харша любил пышность, и его всегда сопровождала большая свита: слуги, придворные, чиновники, буддийские монахи и брахманы. Он был постоянен в своей дружбе и был неистощим на благодеяния для тех, на кого распространялась его благосклонность. Он любил литературу и философию и покровительствовал писателям, например поэту Бане, своему историографу, который даже на досуге сочинял небезынтересные пьесы.  И сам Харша тоже писал пьесы.
Пьеса, дошедшая до нас, начинается прологом, в котором сообщается, что по случаю праздника Весны собрались из разных стран цари, покорные Харше. Они наслышаны о том, что их повелитель сочинил пьесу, называемую "Ратнавали, или Жемчужное ожерелье", и поэтому просят сутрадхару устроить ее представление. Он соглашается, так как Харша искусный поэт, а те, кто просят, — истинные знатоки театрального искусства.
Во времена Харши жил видный поэт Бхартрихари, о котором упоминает Сюань Цзан. Он писал лирические и гражданские стихи. Вот как поэт переживал раздробленность и разобщённость Индии:

Этот мир, издревле благодатный,
Правосудными царями создан.
Вслед за тем он стал добычей рано
И, как сено лошадям, был роздан.
Отчего цари полны гордыни,
Отчего их расписать чванство
Там, где царства целого пространство
Три деревни составляют ныне?

И совсем поразительные для того времени стихи:

Земля, земля! С материками
И океанами - что ты?
Ничтожный атом в мирозданье!
И даже этот атом множество царьков
Стремится разорвать на части
И войны страшные ведут!
Но что они способны людям дать?
Проклятие царям!
Проклятие и тем, кто за подачки
Им вослед готов бежать!

Вопрос: Показались ли вам эти стихи вполне современными? Почему?
Харша и Бхартрихари писали на древнем священном языке - санскрите, который понимали образованные индийцы, говорившие на разных языках. На юге страны существовали другие подобные языки, например, пали.
Буддизм, как официальная религия, дольше держался в Индии, где в целом возражал индуизм, на юге. С конца V века при царе Варишене в западной части Индостана создаются прекрасные фрески монастырей в Аджанте, изображающие сказания о Будде и его учениках. Столь же знаменитые фрески открыты в недавние годы на острове Шри-Ланка, в крепости на Львиной скале (Сигирия), заложенной царём Кашьяпой.
В IX-X веках на полуострове Индостан существовало могущественное царство Раштракутов. О нём рассказваают арабские авторы. Арабы хорошо освоили в те времена торговлю на Малабарском берегу - эти земли описаны и в сказке о Синдбаде. Сообщение арабского купца Сулеймана X века:
"Жители Индии и Китая считают, что в мире имеется только четыре главных царя. Впереди всех ставят они царя арабов, ибо считается без каких-либо споров,  что он является величайшим из царей... Царь Китая считает себя вторым после царя арабов (?). За ним идёт греческий царь и, наконец, Балхара,  царь тех, кто имеет проткнутые уши... Балхара - титул, который носят все цари этой династии... Балхара по соседству имеет несколько царей, с которыми он ведёт войну, но которых он намного превосходит...
 Цари в Индии не имеют над собой никакого сюзерена. Каждый сам себе господин.  Тем не менее Балхара имеет титул "царь царей"..."

Юго-Восточная Азия в основном принадлежала в те времена к индийскому культурному миру с влиянием религиозных и философских учений, законов и искусства с Индостана. Прежде всего индийские купцы и миссионеры имели большое влияние на островах Индонезии, собственно и считавшихся на Западе и в Византии Внешней Индией.

Острова Михрджана(Магараджи) упоминаются в сказке о Синдбаде-мореходе. Арабский географ и путешественник Масуди в 943 г. восторгался многочисленным населением и армией «империи махараджи», владельца огромных богатств, чьи земли производят золото, олово, камфору, алоэ, гвоздику, мускатный орех, кардамон. На Яве процветало царстао Матарам. В середине IX в. махараджа Балапутра из династии Шайлендра построил монастырь близ буддийского университета в индийском городе Наланда.
Но, конечно,  всему миру эта культура известна по храму Боробудур на Яве.
Возраст храмового комплекса Боробудур примерно 1200 лет. Археологи  предполагают, что строили его на протяжении 75 лет. Боробудур это около 2 000 000 каменных блоков, общий объем которых ~ 55  000 м;. У его основания каждая сторона имеет длину 118 метров. Что  делает Боробудур уникальным, так это 504 статуи Будды на каждом уровне  комплекса и 2672 прекрасно сохранившихся резных каменных рельефа. По  задумке архитекторов того времени, Боробудур должен был стать чем-то  вроде трехмерной карты мироздания. Некоторые статуи сегодня можно увидеть в Национальном музее Таиланда в Бангкоке, куда их перевезли по просьбе короля в 1896 году. (Из Интернета: sasha_india)
С VIII века усиливается влияние царства Шривиджайя на острове Суматра,  подчинившего многие соседние территории и ставшего могущественной морской державой.

В орбите влияния Индии находились и континетальные государства.
Монская цивилизация на территории Бирмы(Мьянмы) сочетала в себе индусскую и буддийскую культуру. В Паганском царстве, возникшем примерно с 850 г., также господствовал индуизм и местами — буддизм Махаяны.
Первые государства-княжества, появившиеся на территории Камбоджи, стали называть общим именем - кхмерскими. В 68—550 гг. - это был Бапном, в 550-802 - Ченла.
В начале 9 века княжества начали постепенно объединяться и вскоре превратились в большое государство со столицей в городе Ангкор. Оно имело множество названий - Камбуджадеша, Кхмерская империя, Ангкорское королевство. В то время здесь также был распространен индуизм, а язык напоминал древнеиндийский санскрит (кстати, и название страны - тоже санскритское).
Индийское влияние переживал также юг нынешнего Вьетнама, где было тогда не вьетское царство Тьямпа (Чампа) с крупным городом Индрапура. Вьетские земли - севернее - испытывали уже влияние Китая.

Между Индией и Китаем, за Гималаями, лежит Тибетское плоскогорье. Этот труднодоступный край вышел на арену мировой цивилизации в VII веке, одновременно со славянами и арабами. Царь Сонгцэн Гампо (617-650 г.г.)объединил Тибет под своей властью, разделил владения на административные районы и утвердил законодательство.
Правители Тибета отправляли посольства как в Индию,  так и в Китай. Сонгцэн Гампо взял в жёны двух принцесс: Бхрикути (тиб. Тхицун), дочь царя Непала Амшувармана и Вэньчэн — дочь влиятельного китайского императора Тайцзуна. Обе жены Сонгцэна Гампо были буддистками, привезшими с собой в Тибет буддистские тексты и предметы культа. Мир между Тибетом и Китаем длился всё время правления Сонгцэна Гампо. По легенде, Сонгцэн Гампо увидел, что изображение Тибета на карте напоминает изображение дьяволицы, и поэтому он построил монастыри и храмы в определённых географических точках.
Наряду с Сонгцэном тибетцами почитаются как "три царя дхармы" Тисонг Децэн и Ралпачан, правившие в VIII-IX  веках. При них продолжалось утверждение буддизма как государственной религии, активно приезжали из Индии и Непала проповедники и мастера, строились святыни. В это время Тибетское государство заставляло договориться о границах владений Китай, обложило данью Непал,  взяло под контроль Великий шёлковый путь до самого Кашгара, вело войны в Кашмира на севере Индии. Но потом оно распалось на самостоятельные владения.

В конце VI столетия Китайская империя возродилась после нескольких веков междоусобиц и засилья варваров. Непродолжительное время правила династия Суй.  А в 618 году военачальник Ли Юань основал династию Тан, которая в бесконечных войнах распространила свою власть от песков Гоби до Вьетнама. Эта империя была воссоздана на новых началах. Всесильных землевладельцев и местных князьков сменила иерархия чиновников(женьши), подчиненных императору. Как и прежде, он считался если не богом, то существом высшим — Сыном Неба, который, как гора, возвышается над «желтым морем» подданных. Простому народу не позволялось даже глядеть на него, а высокопоставленные сановники, являясь на аудиенцию во дворец, отвешивали от 30 до 50 земных поклонов, в зависимости от ранга.
Была и женщина-императрица - Ухоу. Внук первого государя династии Гаоцзун в собственном дворце оказался пленником своей супруги У Цзэтянь. После его смерти императрица отстранила от власти сыновей и сама заняла трон — беспрецедентный случай в истории Китая. Ее правление продолжалось сорок лет(665-705 г.г.), пока не подрос внук покойного правителя Ли Лунцзи. Ли Лунцзи, став государем, начал править под девизом Сяньтянь, то есть «Предвечное Небо», а историки чаще называют его храмовым именем Сюаньцзун — Священный предок.
  Были выпущены новые монеты — медные «кай юань тун бао», находившиеся в обращении почти 700 лет. Их собирали в длинные связки, а во время дальних путешествий заменяли квадратиками бумаги с печатью и именем императора. Так появились первые в мире бумажные деньги.
В столице Чанъани (нынешняя Сиань в провинции Шэньси) проживало около миллиона жителей — больше, чем в любом другом городе тогдашнего мира.
При дворе Сюаньцзуна жили великие поэты Мэн Хаожань, Ли Бо и Ду Фу, работали лучшие в стране зодчие, художники, музыканты. Антология поэзии эпохи Тан включает стихи 3 500 поэтов. Была создана библиотека с тысячами книг-свитков, открылась школа «Грушевый сад», готовившая актеров.
  Поэзия Китая эпохи Тан отличается тончайшим выражением чувств и настроения автора на фоне пейзажа, что близко и пейзажной живописи, и даже прорисовке иероглифов - искусству каллиграфии.
В сверкающий воде -
Осенняя луна.
На южном озере -
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чём-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна...
(Ли Бо)
  После смерти первой супруги стареющий император обратил внимание на прекрасную молодую женщину, жену принца Юйхуань. "Она была не просто красивой куклой, а обладала врожденными способностями и еще в доме у дяди выучилась стихосложению, пению. Она играла на разных инструментах и даже ездила верхом. Забыв о делах государства и о готовящемся походе против кочевников, государь думал только об одном: как бы заполучить красавицу в свой гарем. Как ни странно, выход придумала она сама, сообщив мужу, что хочет уйти в монастырь. Это было единственной возможностью, когда знатная китаянка могла добиться расторжения брака. Лишь через пять лет Сюаньцзун официально ввел возлюбленную в свой дворец, присвоив ей звание Гуйфэй — «Драгоценная супруга». Гуйфэй поддерживала здоровье при помощи кисловатых зеленых плодов личжи (личи). Они росли только на юге, в горах Сычуани. За ними Сюаньцзун отрядил специальных гонцов, которые ежедневно за сотни ли доставляли к завтраку фаворитки корзину спелых фруктов". (Вадим Эрлихман. "Любовь, погубившая империю").
  В 755 году военачальник Ань Лушань поднял мятеж против императора Сюаньцзуна. Повстанцев поддержала часть китайской знати, недовольная сосредоточением власти в руках приближённых монарха. Многим не нравилось некитайское (из тюрок-табгачей) происхождение правящей династии (впрочем, наполовину тюрки и наполовину согдийцем был и сам Ань Лушань); иных возмущало возвышение семьи Ян - родственников фаворитки, затем жены Сюаньцзуна Ян Гуйфэй;  мало кто любил и уважал брата красавицы - крутого нравом Ян Гочжуна,  ставшего первым министром.
Как жил при этом народ, пишет Бо Цзюйи:
«С наших тел сдирают последний лоскут,
Из наших ртов вырывают последний кусок!
Терзают людей, отнимают добро
Шакалы и злые волки!
Почему эти крючья-когти, почему эти пилы-зубы
Пожирают людское мясо?»
Ду Фу:
«И супом из верблюжьего копыта
Здесь потчуют сановных стариков,
Вина и мяса слышен запах сытый,
А на дорогах — кости мертвецов».
  Мятеж прокатился по всей стране; армия Ань Лушаня двинулась на древние столицы Лоян и Чанъань; император бросил против неё свои войска. Обе стороны использовали услуги наёмных кочевников.
  На время Ань Лушаню удалось занять столицы и провозгласить себя императором новой династии - Янь. В следующем году были убиты Ян Гочжун и Ян Гуйфэй; Сюаньцзун отрёкся от престола в пользу сына Ли Хэна (Суцзуна), подавлявшего мятеж ещё около года. Суцзуну облегчили задачу раздоры в стане Ань Лушаня.
  Мятеж Ань Лушаня называют одним из самых чёрных событий китайской истории. Если до него население Китая составляло 54 миллиона человек, то после этих событий оно сократилось до 17 миллионов.
Стаи белоголовых ворон собрались
  На чанъаньских стенах городских,
По ночам подлетают к воротам Янцю,
  Шум и гам поднимают на них.
Направляются после в жилища людей,
  Что-то в пышных покоях клюют,
А хозяин покоев - чиновник большой,
  Он от варваров скрылся лихих.
      (Ду Фу. Перевод Л.Бежина)

Вскоре после мятежа Ань Лушаня, в 759 г.  великий поэт Ду Фу оставил государственную службу и отправился на юг Китая,  где можно было лучше прокормиться с семьёй. По дороге из уезда Тунгу в Чэнду был создан один из самых выразительно путевых дневников в стихах:
Всюду встречаю
   лица людей незнакомых,
Срок возвращенья домой
   никогда не настанет.
Воды великого Цзяна
   стремятся к востоку -
Так же томительно
  тянутся годы страданий.

  В Чэнду Ду Фу построил себе соломенную хижину, где прожил три года,  а затем, после временного отъезда (в период очередного мятежа местной знати), - ещё два. Хижина Ду Фу веками заново отстраивалась и ныне является достопримечательности столицы Сычуани. Рядом с Камышовым кабинетом поэта - павильоны, где развёрнута выставка;  сад с прудом; храм памяти Ду Фу, на стенах которого оставляли записи знаменитые люди, посетившие Чэнду.
Старший же друг Ду Фу Ли Бо был приговорён к смерти по обвинению в участии в заговоре против Сюаньцзуна, но казнь была заменена на изгнание. В нём поэт умер в 762 г.
Свергнутый император Сюаньцзун умер в мае того же 762 года, будучи пленником своего сына. Имя же его несравненной красавицы осталось в легендах и повестях. Начал эту традицию Бо Цзюйи. В поэме «Вечная печаль» («Чанхэньгэ») поэт поведал о последнем эпизоде жизни императора. Он писал ее через много лет по рассказам очевидцев, очень напоминавшим легенды. Не случайно история двух влюбленных у него вышла сказочной. Скорбя по любимой, Сюань-цзун якобы обратился к даосскому мудрецу, который в поисках наложницы добрался до небесных чертогов, нашел там Ян Гуйфэй, ставшую бессмертной феей. Она передала императору драгоценный гребень и резную шкатулку вместе со словами:

«Крепче золота, тверже камней дорогих
Пусть останутся наши сердца,
И тогда мы на небе иль в мире людском,
Будет день, повстречаемся вновь».

Вернувшись в мир людей, даос передал бывшему императору слова наложницы, и тот со счастливой улыбкой умер, сжимая в руках небесные дары. Под пером поэта история придворной фаворитки превратилась в историю бессмертной любви, известную сегодня всем жителям Китая. К гробнице Ян Гуйфэй, воздвигнутой возле Сиани, до сих пор приходят пары, чтобы повторить клятву влюбленных в вечной верности. Китайские девочки до сих пор берут немного земли от подножия памятника Ян Гуйфэй, смешивают с мукой и пользуются этой «пудрой», надеясь стать красивыми, как она...
«Крепче золота, тверже камней дорогих
Пусть останутся наши сердца,
И тогда мы на небе иль в мире людском,
Будет день, повстречаемся вновь». (Бо Цзюйи. "Вечная печаль".)
Империя так и не смогла восстановить своего могущества.
Танская империя слабела и в IX веке. Бедствия многих миллионов простых людей, вызванные новыми вторжениями кочевников и непосильные поборы на оскудевших землях вызвали гигантское восстание во главе с Хуан Чао. Огромная повстанческая армия,  начав действовать в 874 году, через пять лет захватила Гуанчжоу, устроив там погром и истребив иностранные колонии купцов, "во всём виноватых". Ещё через два года пали Лоян и Чанъань, и бывший торговец солью провозгласил себя императором новой династии "Великая Ци". В 884 году бежавшим на запад танским силам удалось при помощи наёмников-тюрок нанести поражение Хуан Чао,  покончившему с собой. Но силы империи были на исходе.
 В 906 году империя распалась на части, и только через полвека Китай воссоединился под властью новой династии Северная Сун.

Нынешний Китай состоит из Внутреннего, в котором с древности существовала собственно китайская цивилизация, и Внешнего, где долгое время были самостоятельные государства и народы, лишь временами подчинявшиеся Китаю. Посмотрим вокруг Танской империи.

В раннее средневековье ещё не существовало тайского государства на территории современного Таиланда. Предки тайцев и племена, близкие к тибетцам, жили в те времена в верховьях реки Янцзы и создали там в VIII веке царство Дали со столицей в одноимённом городе. Оно, как правило,  было в союзных отношениях с Китаем и платило Сыну Неба символическую дань.
Царство Дали называется в китайских источниках Наньчжао. В 832 году войска тайского государства Наньчжао, располагавшегося в южнокитайской провинции Юньнань, разгромили в Бирме крупнейшее из царств пью Шрикшетра, основу хозяйства которого составляли плодородные земли поймы реки Иравади.
И в наши дни впечатляют три пагоды, построенные в Дали, как считают, мастерами из Сиани. Прообразом их стала Малая пагода диких гусей (Сяояньта) в столице империи. Высота самой высокой далийской пагоды - 69 метров, это одно из высочайший сооружений того времени.
Племена тангутов по происхождения и языку были близки тибетцам.
В 982 году тангуты создали в северном Китае государство Си Ся. А в 1036 году учёный Ири по заданию властей создал на основе китайской тангутскую письменность. Остатки культуры тангутов обнаружили в мёртвом городе Хара-Хото в затерянных песках участники российских экспедиций начала XX века! руководимые Петром Козловым.  Нашлось и много книг, и была прочитана ода в честь Ири:
На западе дальнем стоит край высокий Тибет,
И в этом тибетском краю - тибетские знаки письма.
На крайнем востоке в низинах лежит страна Китай,
И в этой китайской стране - китайские знаки письма.
У каждого свой язык и каждый любит его.
Почтение к своим письменами питает и тот, и другой,
У нас же, в нашей стране - великий учитель Ири...
На небе звезда письмен - с востока она взошла,
Письмо принеся с собой, она озарила закат...

Поглядим по карте на северо-восток, в сторону ныне российских Приамурья и Приморья. Основным населением были там племена мохэ,  относящиеся к тунгусо-маньчжурским (родственники эвенков).
С 762 года Бохай (Пархэ) считалось самостоятельным государством, признанным в Китае.
Правящий дом царства Бохай заимствовал китайский язык как литературный и китайские иероглифы.
В районе посёлка Раздолье в Приморском крае существовал бохайский город Шуайбянь.
Позднее,  в X веке, царство Бохай было завоёвано племенами киданей, создавшими своё государство.

Рядом с Китаем развивались царства и культура Кореи.
В раннее средневековье Корея делились на три царства: Когурё, Силла и Пэкче. Современное название «Корея» происходит от названия средневекового государства Корё, которое, в свою очередь, является сокращением от «Когурё». Усиливалось то одно, то другое из царств. В период между V и VII веками Когурё было одним из сильнейших на северо-востоке Китая и на Корейском полуострове. Когурё истощило свои ресурсы в двух больших войнах против двух китайских династий, и в 668 году было сокрушено. В Пхеньяне и Нампхо остались гробницы — это практически всё, что осталось от культуры Когурё. В 660 году Пэкче сдалось силласко-танским силам.  Силла вело войну против империи Тан, разгромило ее флот близ устья реки Кымган и изгнало все танские силы с территории полуострова и в 676 году добилось объединения Корейского полуострова.


На большей части острова Хонсю и севере соседнего Кюсю несколько веков к началу средневековья существовало царство Ямато.
В 645 году произошёл так называемый переворот Тайка. Правитель Котоку провёл важные преобразования - упорядочил систему земельной собственности, ввёл новые законы. Вскоре страна Ямато стала называться Ниппон (Страна, или "источник" восходящего солнца), откуда происходит транскрипция, привычная нам - Япония. Предположительно с 673 года и по настоящее время для монарха используется титул тэнно, «император».
В истории правления Императорского Дома насчитывается всего девять женщин (8 императриц и одна государыня). И некоторые больше остались в истории как поэтессы. Умение слагать стихи по-китайски — одна из обязанностей чиновничества.Первое собрание японских стихотворений — поэтическая антология «Манъёсю» (предположительно 759 год). Стихотворения построены на чередовании определенного количества слогов. Основные формы: танка (также — вака) — стихотворение в 31 слог с чередованием строк по схеме 5–7–5–7–7 слогов; хайку — стихотворение в 17 слогов с чередованием строк по схеме 5–7–5 слогов.
Дзито:
«Весна уходит,
идет на смену лето;
уже бледнеет
серебряное платье
горы Амано-кагу.»
Данное стихотворение в начале XlX века легло в основу музыкальной композиции “Восемь одежд”.
В 712 году по воли Гэммэй была создана официальная императорская хроника, Кодзики (“Записи о деяниях древности”).

Песня принцессы Нукада

В Нигитацу в тот час, когда в путь
Собирались отплыть корабли
И мы ждали луну,
Наступил и прилив...
Вот теперь я хочу, чтоб отчалили мы!
«Люди слагают песни, сочиняют стихи, записывая же их, ставят свои имена, и вот проходит сто, тысяча лет, другие люди читают записанное, и у них возникает чувство, будто они беседуют с самим сочинителем, — право, в этом есть что-то необыкновенно трогательное» («Мумёдзоси — Безымянные записки»).
Иероглифическая письменность заимствована в Японии из Китая через Корейский полуостров. С VII века иероглифика и письменный китайский язык активно используются при составлении государственной документации.
В VIII веке иероглифы начали использовать фонетически, как буквы, что позволило передавать разговорную японскую речь при помощи китайской письменности. В IX веке на основе упрощенного написания иероглифов создаются слоговые азбуки хирагана и катакана, передающие звучание японских слов.
Буддизм, также заимствованный из Китая через Корею, приобретает официальный статус в VI веке. Поначалу Будда был воспринят как одно из божеств ками.
В 794 году основана новая столица - Киото ("Столица Востока"). Император Камму решил перенести столицу из Нары, чтобы уйти из-под нараставшего влияния и власти буддийского духовенства. Изначально город получил название Хэйан-кё — «Столица мира и спокойствия». Хэйан был построен по образцу застройки китайской столицы Чанъань (нынешний Сиань). Наступило охлаждение к бранным делам. Аристократия предпочитала заниматься высоким искусством.
В 858 году  Фудзивара-но Ёсифуса (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара.

...Из "Записок у изголовья" придворной фрейлины Сэй Сёнагон (1002 г.):"То, что пролетает мимо.
  Годы человеческой жизни.
  Весна, лето,  осень, зима.
  ...Весь год прекрасен - от начала до конца".
Вопрос учащимся: Как вы думаете, почему до сих пор читают эту книгу?


Рецензии