Армения, Карабах

Как и всякое дело на земле, имеет своё начало и, соответственно, конец, следствия и причины, намерения и свершения, действия осуществления задуманного и, как итог, анализ прошедшего, то есть подведение итогов, принятие, как соответствующих уроков прошедшего.
Эта история, как и всё, в Господе, дело необычное, но группировавшееся исподволь в намерениях и каких-то желаниях, формировавшихся длительное время годами, создавая окончательную мотивацию к исполнению, задуманного и желанного, в совете и молитве к Богу, в семьях и церкви, с друзьями.
В начале девяностых, уже прошлого века, в период, так называемой перестройки, начатой в разрушавшейся стране, называемой ранее – СССР, Бог соизволил Своей милостью и любовью, через Сына Своего Иисуса Христа, привлечь нас к Себе и даровать нам спасенье, через покаяние, омыв нас кровью Господа, пролитой на Голгофском кресте. Все мы, тогда многие, пришли в дом молитвы Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) на улицу Большая Косинская, 178, а ныне называемой «Церковью Святой Троицы». Это был я, а затем и мои друзья: Володя и Виталик Данилян, затем их родственник Сейран, со всеми своими семьями, ставшие христианами. Мои друзья были беженцами из Карабаха, армяне, ранее жившие в Баку, столице нынешнего Азербайджана, где началась резьба, и уничтожение, там живших долгие десятилетия и родившиеся там, армян злыми и низкими людьми, спровоцированными националистами и политиками. Кто остался в живых и вырвался оттуда, бежали на исконные земли своих предков в Армению и Карабах. Мои друзья были, корнями, из Нагорного Карабаха. Началась гражданская война на Кавказе, между многими кавказскими народами, в том числе на земле многострадальной Армении и Карабаха.
Изначально, оговорюсь, что мне пришлось слушать свидетельства многих людей о тех страшных событиях, крушения мира на земле Кавказа. С болью в сердце воспринимал, когда слышал и видел следы войны на земле, покинутые родные сёла противоборствующих сторон, понимая, что зло порождает зло, ненависть и месть кровопролития. Одни считают себя героями с одной стороны, а врагами с другой. Жестокость правящих элит проявилась, в безумии, и там в горных регионах, бывшего СССР. Ведь и те и другие – творение Божие, Господа нашего Иисуса Христа. И я люблю и тех и других, но ненавижу поступки зла, когда совершались ими с той и другой стороны. Я, как видите, нарочито ушёл от определения национальных групп населения, чтобы показать, мы – любимы Богом, и кто я, чтобы судить их. Не хочу описывать зверства и ненависть, которая проявляется с противоборствующих сторон поныне. Это ужасно, когда человек становится в поступках зверем. Да устроит Господь мир Кавказу и совершается спасения всё новых и новых людей, через голубицу Христа – Церковь! Да воздвигнет им правителей и мужей мудрых к совету прекращения войны! И, да прославляется имя Господне среди тех народов! Национализм – проявление ненависти к людям и миру, это дьявольская машина перемалывания человеческих судеб, к погибели и аду… Церковь Христа интернациональна, в ней нет богатого и бедного, белого и чернокожего, разделяющихся по национальному признаку, но мы все – дети Божии! Любовь покрывает все грехи и поступки, через покаяние, кровью Иисуса Христа! Слава Христу!!!
Многие армяне выехали в Россию, в центральный регион, в города Московской области и Москвы, где искали работу, жильё и устройства в жизни. Володя Данилян, имевший семью, уже долгие годы, после службы в армии, нашёл своё место в городе Подольске, где работал, получил хорошую квартиру, что впоследствии и послужило форпостом для приведения ко Христу своих родственников-земляков… так все они оказались в нашей церкви.
Мы полюбили Господа и полюбили друг друга, рассказывали о своих жизненных путях. Тогда-то и стали молиться мы друг за друга, они за мою семью, а я за них, но также усердствовал о спасении на их родине, в Армении, оставшихся там многих родственниках и родных в Нагорном Карабахе. Постепенно появилось и желание, чтобы в их селе, Бадара (Патара), что значит «стены», разумеется крепостные, родилась церковь Иисуса Христа. По прошествии многого времени, Володя предложил поехать туда и там потрудиться для Господа, чтобы наше желание воплотилось в Теле Христа в Патаре. Но, как это и бывает чаще всего, нашлись объективные причины, которые препятствовали осуществить желанное намерение. Но мысль не покидала Карабах, Патару, Армению… 
Выросли наши дети, стали членами церквей, женились, появились внуки, ушла в вечность и моя жена Галя, которой, на одре болезни, я всё чаще стал ей говорить, «шутя», о возможном нашем выезде надолго в Карабах, чтобы потрудиться для Господа. Время совершило то, чему быть должно. Аннушка в вечности… которой я говорил: «что будем есть лаваш, хлеб с зеленью, готовить баклажаны и есть лепёшки», ободрял тем, что там горный воздух, что будем её носить в горы (она уже не могла ходить), что там родниковая горная вода… и т.д. и т. п., она только слегка улыбалась на мои «задорные» речи…
Богу было угодно, чтобы мы оказались на той земле, о которой долгие годы молились. В середине декабря нами были приобретены льготные билеты на самолёт, по доступным для нас ценам, требование авиа компании были жесткими: все вещи в салоне и налегке. Это нас устраивало, поэтому четырнадцатого февраля этого года, самолётом фирмы «Победа», до Гюмри (бывший Ленинакан) мы вылетели в Армению. Это: Володя Данилян, я и мой старший сын Денис, то есть втроём. А возвратились в Москву глубокой ночью, в конце окончания суток, двадцать первого февраля, то есть через неделю.
Церковь наша, и другие братья и сёстры, благословив нас, усердно молились, чтобы Господь благословил и хранил нас. По приземлении в аэропорту, пройдя пограничный контроль, автолайном поехали в сторону столицы Армении, Еревана. Ехать немногим более двух часов. На подъезде к Еревану, на расстоянии от него двадцати километров, в Аштараке, пригороде его, нас встретил родственник Володи, у которого мы ночевали две ночи.
Изначально скажу, что такой встречи, которую устроил нам Господь в Армении и Карабахе, до селе, не видывал. Я в волнении, только говорил Господу: «кто мы такие, Господи, что Ты так любишь нас и проявляешь Свою заботу через этих людей?», слёзы от сопереживания подкатывались к глазам, но я сдерживал себя, чтобы не плакать. Я, про себя, назвал Володю Даниляна «Министром Иностранных дел», подготовившего наши встречи на высшем уровне.  Но, истины ради, сам «министр», потом сказал, что сам не ожидал таких встреч, ибо до селе, когда он посещал церкви, такого внимания никто к нему, не проявлял. Да! Мы - дети Великого Царя, и Он Сам проявил к нам такую милость! За восемь дней пребывания на земле Армении и Карабаха, мы смогли посетить четыре христианские общины: в сельской церкви, Аштараке, под Ереваном; в Патара; Степанакерте – центральном городе Арцаха, то есть Нагорного Карабаха; в Ереване. Везде нас встречали, как самых дорогих гостей, отдавали нам всё время служения, для свидетельства и проповеди. Я восхищён христианами того региона на Земле, спасённых Кровью Христа. Их искренностью общения, восхитительным пением христианских песен на армянском языке (и на русском), это воины Господни, любящие с дерзновением молиться нашем Богу. Благодатным странноприимством и угощением разносолов, вниманием и попечением.
Бог благословил нас свидетельствовать жителям и родственникам той страны, благовествованием, молитвами о них, задушевными беседами. На всяком месте, просматривается самобытность обычаев и культура народа Армении и Карабаха. Они необычно тепло почитают Бога, Крест страданий Христа на всяком месте, где только могла быть рука человека. Кресты на горах, в селениях, на дорогах, дворах, домах и квартирах, не говорю уже на шеях, в машинах, на изделиях рук человеческих: рушниках и полотенцах, сувенирах, картинах художников, мастеров и ремесленников, на бутылках вин разного разлива…
Армянский хлеб, лаваши разной выпечки, лепешки с шинкованной зеленью (десятками и десятками трав в смеси), растущих прежде всего в горах и частью в огородах. Хачапури, пироги, сладкая выпечка, напитки безалкогольные из шелковицы, абрикоса, кизила, вишни, яблок, груш, граната, орехи грецкие, вековые, растут повсеместно в селении и горах, фундук также не отстаёт от орехов. Сушёные фрукты, хурма, порою присыпанные сахарной пудрой. Чай, который мы пили в Карабахе, неповторим, потому что вода родниковая, и с горных источников, с добавлением разных трав. Чёрный кофе из многих сортов – атрибут всякой семьи за столом. Разновидные варения их молодых грецких орехов, кизила, ежевики… Меня удивило варенье из тыквы, проваренное в известковой кипящей воде. Непременным атрибутом застолья, ореховые смеси: миндаля, фундука, арахиса, грецких орехов и других видов ореховых плодов.
Всего не перечесть чем благодатна земля Армении и Карабаха. Красивые люди и красивая страна, особенно Нагорный Карабах. Арарат, на котором находится, давно обнаруженный, Ноев ковчег, возвышается величественно и взирает на Армению, со стороны Турции, которая, в результате войны 1915 - 1923 годов, аннексировала самые плодородные земли Армении, вокруг Арарата, геноцид армян завоевателями, откликается, и по сей день, трагической болью по всему лицу земли.
Старинные христианские святыни, церкви, монастыри, построенные первопроходцами Христа, великомучениками благовести Спасителя и Царства Божия на эту землю, сохранены предками горной страны. Самая большая в мире подвесная канатная, высокогорная дорога к монастырю и крепости, красивейшем месте страны, в Татеве, открывает одну из удивительных и трагических страниц Армении. Каньоны, зигзагообразные дороги–тропы, необычайной красоты ущелья и горы вокруг старинного свидетеля христианской истории страны и человечества. А в столице - Ереване, на возвышенном над городом месте, находится музей Евангелия – реальная история принятия и утверждения христианства на Кавказе и по лицу земли.
Любопытно, но тринадцатого октября этого года, столице Армении, Еревану = Эребуни (старинное название) исполняется 2800 лет, этот город старше Рима, город древнего государства Урарту. В переводе с армянского, «Ереван» - «мужественный», «мужчина». «Арменин» («Armenian») – «божественный человек, продолжающий род».  Есть разные взгляды на толкование слов, так немногие, считают, что «АРМЕН» = «люди солнца», «мужественный народ», в древности понимали, такое уподобление. Нужно отметить, что «солнцепоклонники» - эзиды, и по сей день проживают в той горной земле. Вообще, буквосочетание «Ар» - «божество», «творец», просматривается во многих названиях, как самой страны, её столицы, гор, рек, населённых пунктах, имён мужчин и женщин. К слову сказать, в Армении, «он» и «она» таких слов не существует. Мои наблюдения и малые познания, не претендуют на абсолютность понимания вещей, если открыть интернет, то, по этому поводу, есть спорные взгляды, историков, лингвистов, и людей как того региона, так и европейцев. Одним словом, влияние востока и Персии, сформулировали как культуру, так и язык этноса той солнечной и горной, многострадальной старны.
Горные дороги и перевалы, открывают полноту красоты панорамы гор, снежных вершин, неба, облаков самой причудливой формы, дальние горизонты, глубокие ущелья-каньоны, как резцом, проходят витиевато, в низинах оснований горных хребтов и скал. Горный туф, вековых отложений, формирования древних гор, имеет окраску в Армении – кремового, красноватого и темновато-серого цветов, а в Нагорном Карабахе светлого, желтоватого и белого цветов. Этот материал используется в той стране повсеместно при строительстве домов, дворцов, театров, банков и других госучреждений, домов богатеев-олигархов, а их там хватает, на контрастности бедных лачуг и домов нуждающихся в поддержке.
Особого разговора заслуживают горы, Арцаха – Нагорно-Карабахской, непризнанной, республики. Так как Армения в состоянии необъявленной войны со стороны Азербайджана, с девяностых годов. Постоянные, взаимные, обстрелы, смерть солдат – детей Армении, Карабаха, и Азербайджана, невосполнимая скорбь тех народов.
Горы Карабаха – торжество творения Господа этой страны! Красота неописуемая, в оттенках, полутенях гряд гор вокруг села Патары. Чтобы понять горцев, нужно увидеть величия и гармонию этой местности, не только снизу, но непременно поднявшись на прилегающие горы вокруг села. Внизу села протекает переменчивого потока река Бадара, несущая воды, талых снегов вершин гор, а так же из родников и соединяющихся на пути речушек. В весенние и осенние времена, несётся поток буруна воды и камней разных размеров, но в силу того, что в этом году необычно тёплая зима, «речушка» мирно течёт весёлостью, играющих бликов вод средь камней. Вдоль речки растут повсеместно грецкие орехи, фундук, ежевика…
А вдоль узких каменистых улочек села, извивающихся в самых разных запутанных, для первопроходца, направлениях, обложенных каменных высоких заборов, растут те же орехи, царствующая в тех местах колючая, цепляющаяся за одежду рук и ног ежевика, необыкновенного вкуса, которой, по вкусовым качествам, в наших лесах Подмосковья, никогда не было, да и не будет.
Насыщенный свежестью и чистотой воздух гор, покрытых лесами, кустарниками, растениями и, появившимися первыми горными подснежниками, чистота снега, переполняют восприятие чувствами радости, восхищения, глаголов, эпитетов, громогласных молитв хвалы и благодарности Господу! Невозможно наглядеться на первородность, оставленную нам от Бога, красоты хребтов, вершин, скал, гор, долин, «альпийских» лугов, на которых мирно и, самовольно, пасутся: коровы, лошади, бегающие и хрюкающие свиньи с поросятами…
Слава Богу! Человеческая цивилизация сюда, кроме войны и современного «полиэтиленного» мусора, легковых авто ещё не принесла сюда, так называемые «европейские ценности», которые, к сожалению, проползли и проявляются в столице Армении.
Мы поднимались на разные и противолежащие вершины гор, охраняющие село Патару, где дивились величию Творца, оставленную нам человекам, молились за село, лежащее, как на ладони, внизу у подножия вершины, Карабах. Мирные дымки ровно поднимающиеся от домов, впечатляют так же.
Все жители, без исключения, топят дровами, которые заготавливают в горных лесах, привозят связки на ослах и лошадках. Это одна из форм заработка тем, кто промышляет по поставке дров односельчанам. В каждом доме селянина, и не только, это и в городах и посёлках Армении, стоят простые прямоугольные металлические ящики, длиною в метр, по высоте и ширине - в полметра, в верхней и крайней части такой печи дымоходные трубы из черной жести, как и сама плита. Печи эти стоят на ножках, высотою до тридцати сантиметров, на торце дверка, куда закладывают поленья. Ножки печи стоят на достаточно толстой пластине из того же черного металла, рядом савок, длинные из толстой проволоки щипцы для поправления правильности горения древесины. Эти печи служат для приготовления пищи, выпечки хлеба, лавашей, кипячения воды для чая… Само собой, они же и являются средством обогрева больших комнат-зал круглосуточно.
Мы молились за Армению, Карабах, сопредельные страны, славословили Господа, просили о пробуждении этих народов, за поместную, зарождающуюся церковь, где нет ещё пастыря, этого горного края в Патаре. Бог благоволил к нам, и мы, призвали к покаянию молодого парня, провожавшего нас на вершину, родственника, пришедшего, как у них говорят, «с войны» несколько месяцев назад, отслужившего два года ратной службы, по защите родной страны и своего края. 
Любопытно было видеть, что сельские жители выводят свою скотину на пастбища из дворов, а дальше: коровы, лошади, овцы, свиньи с поросятами, самостоятельно идут в горы, где ищут себе пищу в старой и новой, появившейся зелени. Поднимаются на самые вершины, идут к горным пастбищам, которые на большой высоте просматриваются, как на ладони, а там они мирно пасутся без пастухов. По узким улочкам села, бродят свиньи, редко одинокие, унылые, худющие и голодные, с тоскливыми мордами, собаки. А к вечеру все возвращаются в свои дома. По приходе, коровы мычат, дескать, «давай пойло и доить пора». Коровы низкорослые, с мохнатыми светлыми ушами и заросшей шерстью по телу, с маленьким выменем. Помёт коров, свиней, поросят, коз и овец… виден на всех узких, каменистых, извилистых улочках, на тропах в горах, на самых необычных местах. Они тоже весьма любопытны, и видно, что любят путешествовать в горах, в поисках своего лакомства, в самых необычных и крутых горных местах.
Арарат, возвышающийся более пяти тысяч метров, к небесам – это ода и песнь тоски и радости, со слезами упования и восхищения, поэзии и творчества художников. Это философия и размышления о тленном и вечности. Красота, которая привлекает своей маститостью и обособленностью, на фоне прилегающих вокруг плодороднейших полей, виноградников и садов.
Арарат, на армянском «Масйс» - «большой, великий», находится на Армянском нагорье, ныне, на востоке Турции, справа от реки Аракс. Всего в шестнадцати километрах от границы Ирана, и, в немногим менее тридцати километрах от границы, теперешней Армении.
Это высокий вулканический массив, включающий две горы, одна, слева, высотой до трёх тысяч девятисот метров, справа – Большой горы, Арарата, высотой пять тысяч сто шестьдесят пять метров. Персы ее называют «Кухи Нух», что значит «Гора Ноя»; арабы величают: «Джабал-аль-Харет», то есть - «Гора пахаря», а курды называют Арарат, как «Агри» - «Огненная гора» (что свидетельствует о вулканическом происхождении) и «Чая Гри», то есть «Плачущая гора».
Находясь рядом и, глядя на Арарат, испытываешь ощущение единения человека, природы и Бога. Это чувство, там настолько торжествующе близко, что радость и покой наполняет сердце…
Пребывание, с первых дней, в Армении, общение с людьми, наблюдения - вызывали во мне вопросы, а что думают о себе жители этой страны. Поэтому, при создавшейся обстановке общения, я спросил у одного из них, а кто такие армяне, как можно кратко охарактеризовать его одним–двумя словами? Немного подумав, он спокойно ответил, давно бытующим, мнением в народе: «еврей заплакал, когда родился армянин!» Мы только улыбнулись. Ответ был краток и, пожалуй, точен. По милости Господа, мы целый день, ехали из Еревана в Патару, на отличном легковом «мерседесе», через Степанакерт, заезжая, по пути в разные исторические места страны. Водитель был молодой и общительный, скромный человек, немногим моложе тридцати лет. Разговаривая на разные темы, я спросил его: «а что вы думаете о самой характерной черте женщины армянки?». Он ответил, поразмышляв недолго, что ему пришлось побывать в разных странах, а также в России, где он сам задавался себе этим вопросом… а затем ответил: «смирение и послушание мужу, скромность». Я это тоже видел, поэтому и спросил его, как местного жителя своей страны. Парень был прав! Мне, честно говоря, очень переживательно, за наших строптивых и неуёмных славянок.
Любовь к Церкви, подтвердилась и на той земле, в Армении и Карабахе. Мне глянулась, эта древняя, горная страна и её самобытное население, хранящее свою культуру и историю. Народ её: трудолюбивый, долготерпеливый, добрый, гостеприимный… Простой народ, обманываемый властью обещаниями, ожиданиями, в обидах и брошенности и в большой безработице. Что нетрудно понять, так как государство Армении в состоянии войны из-за притязаний на земли, ранее отвоёванные ею у Азербайджана, значительная часть бюджета страны идет на военное дело и обороноспособность. Но, справедливости ради, нужно отметить, что государство, в лице верховной и региональной власти, делает реальные и заметные дела в строительстве инфраструктуры страны – строят современные дороги, на своих стратегических направлениях, проявляют усилия по поддержанию древних объектов истории, на фоне богатства и сирости населённых пунктов…
Люди страны чтут Господа и Крест распятия. Но, как и у нас, этому народу нужно ЖИВОЕ СЛОВО ХРИСТА!!!
Из восьми дней, считай, мы три дня, в сумме, были только в пути и дороге, но Господь устроил нам встречу с четырьмя церквями. И это самое ценное, в этой миссионерской, а не экскурсионной поездке, ибо таково было для нас наставления пастыря в лице всей нашей церкви, таково было и наше желание, на что Господь и ответил нам всем Своими благословениями.
Братья служители, с которыми мы общались за столом, рассказывали, что церковь Еревана имеет большую зону отдыха, где проводятся летние лагеря, с конца апреля по октябрь, включительно. Там одновременно заезжает не менее тысячи человек, в смену, а при необходимости и полтора тысячи. Церковь там трудится активно с разными категориями по возрастам. Бог благословил церковь таким усердным трудом на ниве Его. А водное крещение преподается в озере Севан.
Христиане Армении молятся за Россию, они всё знают подробно о нас, наших проблемах, грядущих испытаниях и тревогах. Будем вспоминать в молитвах и эту малочисленную страну, где порядка семидесяти процентов населения живёт в столице, не отвергающей Христа, но не наставленной в Слове Спасителя.
Не скрою, мне хотелось бы, ещё раз, побывать в тех местах, на родине друзей, в Патаре (Бадаре). Да усмотрит и это Господь, если будет на то Его воля, в моей, и нашей, жизни.
Я смог, благодарение Богу, только небольшими и неопытными мазками обозначить то полотно Армении, Карабаха и села Бадара, картину величия и красоту того края и его народа. Не хватает эпитетов, как реакцию от увиденного и общения, переживания и сожаления, радости, восхищения, ликования и благодарности…
Ещё одну особенность я хотел бы отметить, в неопытности своей. О сходстве эпоса народной музыки Армении и Израиля: это щемящая тоска и слёзы о прошлой истории своего народа, о геноциде, о павших в битве за свой народ, о пленниках и пленении, холокосте, рассеянии своего народа, это торжествующая красоты мажорности, со свойственной витиеватостью музыкальных переборов востока, это оптимизм сущего и победа грядущего, музыка обращённая к сердцу слушателя, сердечность размышления и высокая благодатная философия чувств ума, со слезами благоговения – быть лучшим, радость и «танцевальность» аккордов музыкальных инструментов… Слушая музыку Армении и Израиля, я заметил такое сходство в переплетении истории человечества… Да не осудят меня истинные музыканты, за слова непрофессионала; но это шедевры культуры обеих народов в духовном наследии человечества, поражающие бархатистостью звучания армянской флейты – дудука и восточных флейт и кларнетов; эта музыка, как символы позывов к воспоминаниям о нежной первой, непреходящей, верной и долгой любви; музыка восхищения, слёз, радости, печали и страданий; символ крепости и непоколебимости духа; возбуждающая мысли, идущие от всего сердца и из его потаённых уголков, которые доселе были закрыты в воспоминаниях  - если хотите, живая легенда чистого, незапятнанного, первородного; музыка уникальная, загадочная, западающая, без всяких препятствий, в извилины мозга и твоего сердца; захватывающая, поражающая страстью и грустью востока; ностальгическая, благоговейная, проникнутая и окрашенная гаммой музыкальной акварели, и одухотворённая; вызывающая эмоции, от доверительности звучания, ко внутреннему человеку… это провозглашение торжества победы добра и любви над злом…
Благодарю Иисуса Христа, церковь, друзей, и всех, кто соучаствовал в добром попечении о нас и словом, и делом, поддержкой, у нас и в Армении, и тех, кто подвизался в молитвах за нашу поездку.
Моя молитва за Кавказ, Армению, Карабах, Патару (Бадару), её народ, и Церковь-Благовестницу, призывающей к покаянию пред Творцом Небе и Земли, Богом Всемогущим, Господом нашим Иисусом Христом. Армению, некогда Великим государством, принявшей первой, на земле, христианство в 314 году, по Рождении Христа!!!
27.2.18 г., (Вт), Чернецкое.
 


Рецензии