Век Просвещения
Н.Азаркин. Монтескье. М. 1988.
Т.Мор. Дидро. Д'Аламбер. Кондорсе. Челябинск. 1998.
М.Кочарян. Поль Гольбах. М. 1978.
Г.Заиченко. Джон Локк. М.1988.
А.Аникин. Адам Смит. М. 1968.
И.Нарский, Давид Юм. М.1973.
А. Гулыга. Кант. М. 1977. Гердер. М. 1975.
М.Разумовская. Бюффон-писатель,. СПб. 1997.
М.Молодцов. Карло Гольдони. Очерк творчества. СПб. 2009.
Итак, рассмотрим это явление - век Просвещения, как называют бОльшую часть XVIII века в Европе.
Французские историки традиционно датируют его со смерти Людовика XIV в 1715 году до начала в 1789 году Французской революции. (Вновь 74 года!)(Учащиеся могут вспомнить характеристику пробуждения Франции в первые годы после 1715 г., так образно данную в "Арапе Петра Великого" Пушкиным.) Но в Англии определяют более раннее начало Просвещения - 1688 год, "Славная революция". Уже в те времена характерные для просветителей идеи были высказаны Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал мораль.
В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ - "Билль о престолонаследии" - передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ – «Статус об устройстве королевства» – вводил парламентаризм – ответственность министров перед парламентом. С защитой "свободомыслия" в Англии в это время выступили Антони Коллинз и Джон Толланд.
Есть и мнение, что эпоха Просвещения по большому счёту закончилась в 1778 году (когда скончались Вольтер и Руссо). Другая крайняя точка зрения отодвигает её конец на 1800 год, к началу наполеоновских войн.
Среди самых известных мыслителей этого века - Иммануил Кант, живший в Кёнигсберге, автор "Критики чистого разума" и других фундаментальных философских работ. Именно Кант предложил само понятие - Просвещение уже в конце этой эпохи.
Иммануил Кант. «Что такое Просвещение?» (1784):
"Просвещение -это выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине -- это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости, и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения".
Наука всё больше уходила из «чисто научной» области в практическую, и научно-технические открытия начали применяться с практическими целями, такими, как развитие промышленности. О некоторых из этих открытий учащиеся могут вспомнить по занятиям по физике, химии, математике.
К передовой экономически Англии относится изобретение первой прядильной машины Джоном Уайеттом (1700-1766) и ее практическое использование предпринимателем Ричардом Аркрайтом (1732-1792), построившим в 1771 г. первую прядильную фабрику, оборудованную запатентованными им машинами. Джеймс Уатт (1736-1819) изобретает универсальный паровой (а не паро-атмосферный) двигатель с отделением конденсатора от рабочего цилиндра и непрерывным действием.
В 1733 г. Шарль Франсуа Дюфе (1698-1739) открыл существование двух видов электричества, так называемого "стеклянного" (электризация происходило при натирании стекла кожей, положительные заряды) и "смоляного" (электризация при натирании эбонита шерстью, отрицательные заряды). Бенджамен Франклин (1706-1790) создал феноменологическую электрическую теорию. Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) открывает точный закон электрических взаимодействий и находит закон взаимодействия магнитных полюсов.
Врач прусского короля Георг Эрнест Шталь (1660-1734) на основании воззрений Иоганна Иоахима Бехера (1635-1682) создал теорию флогистона: все горючие вещества богаты особым горючим веществом флогистоном. Продукты горения не содержат флогистона и не могут гореть. Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794) опроверг теорию флогистона. Он создал теорию получения металлов из руд. В руде металл соединен с газом. При нагревании руды с углем газ связывается с углем, и образуется металл. Таким образом, он увидел в явлениях горения и окисления не разложение веществ (с выделением флогистона), а соединение различных веществ с кислородом. Стали понятны причины изменения веса в этом процессе. Сформулировал закон сохранения массы: масса исходных веществ равна массе продуктов реакции. Показал, что в состав воздуха входят кислород и азот. Провел количественный анализ состава воды. В 1789 г. опубликовал "Начальный курс химии", где рассматривал образование и разложение газов, горение простых тел и получение кислот; соединение кислот с основаниями и по лучение средних солей; приводил описание химических приборов и практических приемов. В руководстве приведен первый список простых веществ. Работы Лавуазье и его последователей заложили основы научной химии.
Благодаря работам Леонарда Эйлера (1707-1783) и Жозефа Луи Лагранжа (1736-1813) в механике начинают широко использоваться методы дифференциального и интегрального исчисления.
Вильям Гершель открыл в Солнечной системе новую планету – Уран. А два спутника Марса "открыл" впервые, не будучи астрономом, Джонатан Свифт - у него на острове Лапуту их обнаружили местные учёные. В XIX веке наличие двух марсианских лун подтвердилось!
В 18 в. высказываются космогонические (космогония - область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем) идеи, положенные в основу так называемой небулярной (от лат. туман) гипотезы Канта (1754) - Лапласа (1796) о возникновении Солнечной системы. Смысл её сводится к тому, что Солнечная система образовалась из вращающейся раскаленной газовой туманности.
В 1736 г. Парижская академия наук организовала экспедицию в Перу для измерения дуги меридиана в экваториальной зоне, а в 1736 г. послала экспедицию в Лапландию, для решения спора между картезианской и ньютонианской моделью мира. Центром ньютонианства был Лондон, а картезианства - Париж. Разницу в их воззрениях четко сформулировал Вольтер в "Философских письмах" (1731): "Когда француз приезжает в Лондон, то находит здесь большую разницу как в философии, так и во всем другом. В Париже, из которого он приехал, думают, что мир наполнен материей, здесь же ему говорят, что он совершенно пуст; в Париже вы видите, что вся вселенная состоит из вихрей тонкой материи, в Лондоне же вы не видите ничего подобного; во Франции давление Луны производит приливы и отливы моря, в Англии же говорят, что это само море тяготеет к Луне, так что когда парижане получают от Луны прилив, то лондонские джентльмены думают, что они должны иметь отлив. У вас картезианцы говорят, что все совершается вследствие давления, и этого мы не понимаем; здесь же ньютонианцы говорят, что все совершается вследствие притяжения, которое мы не лучше понимаем. В Париже вы воображаете, что Земля у полюсов несколько удлинена, как яйцо, тогда как в Лондоне представляют ее сплюснутой, как дыня". Экспедиции подтвердили правоту теории Ньютона.
Окончательное становление систематики в биологии происходит после выхода в свет работ шведского ботаника Карла Линнея (1707-1778)"Система природы" и "Философия ботаники". Он подразделил животных и растения на 5 соподчиненных групп: классы, отряды, роды, виды и разновидности. В одной из глав 36-томной "Естественной истории" Жоржа-Луи Бюффона (1707-1788) в качестве причин, вызывающих изменения животных, называются климат; пища; гнет одомашнивания.
Как человека, воплотившего в себе гений Просвещения, конечно же, в России мы назовём Михаила Васильевича Ломоносова.
А.Н.Радищев. "Слово о Ломоносове":
"Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потом ство. Не камень со иссечением имени твоего пренесет славу твою в будущие
столетия. Слово твое, живущее присно и вовеки в творениях твоих,
слово российского племени, то бою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народ ных за необозримый горизонт столетий. Пускай
стихии, свирепствуя сложенно, разверзнут земную хлябь и поглотят великолепный сей град, откуда громкое твое пение раздавалося
во все концы обширныя России; пускай яростный некий завоеватель истребит даже имя любезного твоего отечества: но доколе слово
российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь. Если
умолкнет оно, то и слава твоя угаснет. Лестно, лестно так умрети.
Но если кто умеет исчислить меру сего продолжения, если перст
гадания назначит предел твоему имени, то не се ли вечность?..
...Надпись, начертанная не ласкательством, но истиною, дерзающею на силу:
«Се исторгнувший гром с небеси и скиптр из руки царей». За то ли
Ломоносова близ его поставим, что преследовал электрической силе
в ее действиях; что не отвращен был от исследования о ней, видя
силою ее учителя своего, пораженного смертно. Ло моносов умел
производить электрическую силу, умел от вращать удары грома,
но Франклин в сей науке есть зодчий, а Ломоносов рукодел."
Перекликаясь с Радищевым, через много лет оценивал Ломоносова А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник... Первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия; с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает машины, дарит художества мозаичными произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка".
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым университетом".
Жизнь Европы становится всё более светской, окончательно осуждается обскурантизм - засилье церковных догм.
"Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов"(Дидро).
Монтескьё писал о временном выпадении России из числа европейских держав, которое закончилось при Петре I. Теперь Россия - часть культурного пространства Европы.
Сами монархи прослывали поборниками "просвещённого абсолютизма", оказывая покровительство новым веяниям. На практике монархи взяли на себя реформы и просвещение в менее политически развитых странах без представительных органов.
Классические "просвещённые монархи" - Мария-Терезия и Иосиф II Австрийские, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский (распустил риксдаг),
Леопольд I Тосканский, Карл-Фридрих Баденский, Екатерина II. В других случаях при слабых королях такую политику проводили могущественные придворные: герцог Помбал в Португалии, граф Аранда в Испании, граф Струэнзе в Дании, государственный серетарь Тануччи в Неаполе.
В русле этой политики издали новые своды законов ряда стран, открыли много научных и учебных заведений, ограничили влияние на общество католической церкви, уравняли подданных во многих правах, практиковали веротерпимость.
Монархи XVIII столетия оставляли свои слишком шумные и многолюдные столицы, и переезжали в маленькие уютные резиденции: Версаль (построенный в конце XVII века, но ставший официальной резиденцией в XVIII) и Трианон во Франции, Сан-Суси (от французского «sans sauci» — «без забот») в Пруссии, Петергоф и Царское Село в России, Шёнбрунн в Австрии, Варшавские Лазенки. Появились и знаменитые общедоступные парки - Гайд-парк в Лондоне, парижский Булонский лес, венский Пратер, Максимир в Загребе.
С собраний "диковинок", таких, как петровская Кунсткамера, начинались многие естественнонаучные музеи. Великим веком живописи был предыдущий - XVII-ый, но именно в годы Просвещения появились общедоступные картинные собрания - Дрезденская галерея, петербургский Эрмитаж.
Эпоха накладывает отпечаток на нравы.
11 мая 1745 г. в битве при Фонтенуа шеренги английской и французской пехоты сошлись на расстояние выстрела. Их командиры вступили в переговоры, вежливо уступая друг другу право первого выстрела. В галантном состязании победил, конечно же, француз: англичане дали залп и буквально смели солдат противника, сразу же решив исход боя.
Что читали простые люди в конце XVII--XVIII веке? Во Франции, например, пользовались популярностью небольшие брошюрки «Голубой библиотеки» (по цвету титульного листа), в которых печатали мифы, сказки, календари, жития святых, басни, нравоучения, анекдоты, медицинские сведения. Рассказы о Карле Великом или крестовых походах, Типе Уленшпигеле заменяли простому человеку учебники. Читатель «Голубой библиотеки» пребывал в мире преданий, легенд и рыцарских романов, не расставаясь со Средневековьем.
Всё большую роль в обществе играли газеты и журналы.
Во многом к распространению знаний о мире приложили руку писатели, в частности, Даниель Дефо, автор «Приключений Робинзона Крузо», и Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера". Благодаря их книгам миллионы читателей узнали о далёких странах больше, чем могли себе вообразить.
«Мы находимся на берегу огромного океана, -- говорил Вольтер, -- сколько еще остается открыть!»
"Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое – проницательному уму, вносящему улучшения"(Дидро).
Во Франции чётко выделяют три поколения просветителей.
Предшественники Просвещения, жившие в конце XVII - начале XVIII вв. К ним относятся Пьер Бейль (1647 - 1706) и Жан Мелье (1664 — 1729). Наибольшая активность старшего поколения просветителей падает на 1710 — 1740-е гг. К этому поколению можно отнести Вольтера (1694 - 1778) и Ш. Монтескье (1689 - 1754). Философской основой их воззрений был деизм. Среднее поколение просветителей (К. — А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.- Ж. Руссо и др.) действовало в 1740-х - 1780х гг. Его представители были в своём большинстве материалистами и атеистами (но особняком стоит Руссо). Выделяют и младшее поколение просветителей, жившее в годы кануна Великой французской революции (Ж.- А. Кондорсе и др.).
Если приглядеться, первое поколение заложило основы просветительского мировоззрения. Второе их развивало, а третье критически переосмысливало.
О виднейших "властителях дум" из первых двух поколений мы поговорим на занятии, посвящённом Вольтеру и Руссо. На их наследии основывали свои построения младшие просветители, уже видевшими неизбежность революционных изменений в обществе.
"Наши надежды на улучшение человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека".(Мари-Жан Кондорсе).
В 1776 году в Англии выходит «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита. Его идеи о поощрении государством «невидимой руки рынка» разделяют французские физиократы. Робер Тюрго, один из виднейших французских экономистов, выступал за ускоренное развитие хозяйства, утверждая, что в результате "нравы смягчаются, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются, торговля и политика соединяют, наконец, все части земного шара".
Вершина карьеры Тюрго - пост генерального контролировать финансов в 1774-1776 г.г,; физиократ пытался ограничить всевластие высших сословий и уменьшить пропасть между дворянством и простым сословием. Реформы закончились отставкой Тюрго...
В «Рассуждении о всемирной истории» Тюрго анализирует причины последовательных успехов человеческого рода, объясняет механизм возникновения государства, характеризует типы правления (деспотизм, авторитаризм и др.). Идея прогресса, в том числе и форм правления, сочетается у него с осознанием неминуемости упадка обществ и революций, прерывающих ход прогресса. Лучшим примером прогресса является развитие научного знания, применение математики к физике, совершенствование гипотез. Для Тюрго построение систем — характеристика спекулятивного знания, наука же строит не системы, а гипотезы.
В Англии в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж. Смоллетта, в романах которого не доброта, а эгоизм, беспринципность, жадность выступают как главные свойства «человеческой природы», уже назревал кризис просветительского оптимизма. Именно из Англии в европейскую культуру пришёл во второй половине века сентиментализм - выделение чувственной жизни людей, их внутреннего развития. Название новое течение получило по незаконченному "Сентиментальному путешествию" Л,Стерна. Европа зачитывалась романами Ричардсона с сердечными муками их героев, а продолжением этого были "Новая Элоиза" Руссо и гётевский Вертер...
Позднее Просвещение отмечено яркой плеядой в Германии, где Канта и Г.Э.Лессинга сменило поколение новых знаменитых мыслителей и литераторов.
Фридрих Карл фон Мозер писал, что немецкий дух — это единый дух просвещенного народа, который нуждается также и в едином правительстве для сдерживания внешней агрессии. Этот Volksgeist (народный дух) раскрывает себя в мифах, фольклоре и народной поэзии.
"Штюрмерство"("Буря и натиск").
Название литературного движения восходит к одноимённой драме немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют «штюрмерами» (нем. St;rmer — «бунтарь, буян»). Большинство участников «Бури и натиска» к началу 1770-х годов не достигли 30-летнего возраста. Среди них был и молодой И.В.Гёте.
Стихотворение Гете «Прометей»
(1774)
Закрой свое небо, Зевс,
Парами туч,
Мальчишествуй,
Сшибая, как репьи,
Дубы и гребни гор!
О, только бы моя земля
Стояла крепко,
И хижина, что выстроил не ты,
И мой очаг,
Что я воспламенил —
Тебе на зависть.
Никого я не знаю под солнцем
Беднее вас, бессмертные!
Убога пища
Ваших величеств —
Даянье жертв
Да вздох молитв.
В нужде бы вам сгинуть,
Когда б не надежды глупцов —
Детей и нищих.
И я ребенком,
В неведенье блуждая,
Взгляд к солнцу обращал,
Как будто ухо было там —
Услышать жалобу мою,
И сердце, как мое, —
Скорбеть об угнетенном.
Кем был я
От титанов ярых огражден?
От смерти кто меня,
От рабства спас?
Ты не само ли все свершило,
Священно пламенеющее сердце?
И ты же, в юной доброте,
Обманутое сердце,
Благодарило за спасенье
Сонливца — там, вверху.
Мне тебя чтить? За что?
Разве смягчил ты мученья
Обремененного?
Разве утешил ты слезы
Страхом томимого?
Из меня кто выковал мужа?
Всемогущее время
И вечные судьбы —
Владыки мои и твои.
Уж не хочешь ли ты,
Чтоб жизнь я возненавидел?
Бежал в пустыню
Из-за того, что не каждый
Цветок обратился в плод?
Здесь я творю людей
По своему подобью-
Род, на меня похожий.
Пусть страждут, пусть плачут,
Пусть знают радость и наслажденье
И тебя презирают,
Как я!
Пер. А. Кочеткова.
Через десять лет после Гёте в литературу входит Фридрих Шиллер и тут же производит настоящую бурю в миниатюрных германских княжествах драмой "Разбойники". Её герой, Карл Моор, провозглашает программу штюрмерства:
«Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!»
«Поставьте меня командовать войском таких молодцов, как я, - и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта будут казаться женскими монастырями!»
И. Г. Гердер утверждает единство исторического процесса, развивает принципы историзма и национального своеобразия в искусстве.
«Человек, который нуждается в господине, животное: поскольку он человек — ему не нужен никакой господин»(Гердер).
И. И. Винкельман, в противовес немецким условиям жизни, превозносит породившую великое искусство демократию древних греков.
Большое место в трудах просветителей Италии занимал вопрос о едином литературном итальянском языке: «Опыт философии языков» (1800) М. Чезаротти, статьи в «Венецианской газете» и «Наблюдателе» (издатель Г. Гоцци), журналах «Литературный бич» (издатель Дж. Беррети) и «Кафе» (издатели братья П. и А. Верри). Особенно отчётливо просветительские идеи сказались в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов П. Верри, Ч. Беккариа, Г. Филанджери. В художественной литературе итальянского Просвещения ведущая роль принадлежала К. Гольдони, создателю реалистических, выражавших демократические идеи бытовых комедий, В. Альфьери, автору классицистических, но проникнутых идеями Просвещения трагедий, напоминающих поздние драмы Шиллера. Испанские мыслители развивали учение физиократов (П. Кампоманес и др.).
К концу XVIII века большую роль в культуре своих стран и народов сыграли такие носители просветительских идей, как поляк Игнаций Красицкий, чех Йозеф Добровский, словенец Валентин Водник, грек Фереос Ригас.
Дополнительные вопросы на дом: Подумайте и определите, в чём просветители оказались правы, а в чём - не совсем правы и почему.
Свидетельство о публикации №222082301595